Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности
Автор: Юрьева Юлия Николаевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №68 «Яблонька», город Тамбов.
Данный материал будет полезен и интересен учителям-логопедам, воспитателям и специалистам ДОУ, работающим с детьми с ОВЗ (нарушение речи) в условиях группы компенсирующей направленности.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определенными трудностями, являющимися следствием чрезвычайной сложности самого явления речи.Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования и воспитания, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют сохранный интеллект. Формирование правильного произношения – это сложный процесс. Но при благоприятных условиях обучения дети овладевают правильным произношением звуков родного языка. В нашем дошкольном учреждении функционирует группа для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, осложнённым дизартрическими расстройствами. Успех коррекционной работы в группе компенсирующей направленности нашего учреждения определяется строго-продуманной системой, суть которой заключается в тесном взаимодействии всех педагогов детского сада, всего воспитательно-образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей. А именно создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Эффективность коррекционно–развивающей работы в группе компенсирующей направленности во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей. Основными идеями, определяющими это взаимодействие, являются:
- единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач;
- коррекционная направленность общеобразовательной деятельности и режимных моментов;
- развивающий характер работы и формирование качеств личности ребёнка;
- максимальное выявление и использование резервов психического развития;
- воспитание у детей интереса к познавательной активности и самостоятельности, опора на личный опыт детей;
- активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти;
- последовательность в обучении и систематичность в закреплении сформированных умений и навыков;
- разнообразие и вариативность дидактического материала и приёмов коррекционной работы воспитателя и учителя-логопеда;
- использование в логопедической работе продуктивной и игровой деятельности.
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована. В первые две недели сентября учитель-логопед обследует речь детей, поступивших в группу, и заполняет речевые карты. В это время воспитатели изучают знания и умения детей, опираясь на разделы программы. После проведения обследования и заполнения документов результаты обсуждаются, намечается перспективный план работы с детьми, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Основную работу по формированию речевых навыков проводит учитель-логопед, а воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков. Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи).

Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей, с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи.В нашем дошкольном учреждении разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса:
•выполнение воспитателем заданий учителя – логопеда в вечернее время (логопедический час);
•взаимопосещение НОД;
•оформление картотек по разным разделам коррекционной работы: технология «Лепбук»;
•заседание «Логопедической гостиной»;
•личные контакты, практические семинары, открытые просмотры, методические посиделки, деловые игры, совместные обсуждения новинок методической и научной литературы;
•совместные родительские собрания.
Специфика работы воспитателя в группе компенсирующей направленности заключается в том, что он организует и проводит занятия по заданию учителя-логопеда. Индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми проводятся во второй половине дня после полдника. Во время вечерних занятий отрабатывается материал лексической темы, рекомендованный учителем-логопедом, закрепляется материал фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Выполняются следующие виды упражнений:
-закрепление поставленных звуков (произношение слогов, слов, предложений);
- повторение стихотворений, рассказов;
-упражнения на развитие фонематического слуха, лексико-грамматических категорий, навыков звукового анализа и синтеза;
-активизация связной речи в беседе на лексические темы.
Все задания знакомы детям и проводятся в интересной игровой форме. Всё это фиксируется в специальной тетради.

В графе учёта воспитатель, как правило, отмечает освоенность материала детьми, у кого, и в связи с чем, возникали трудности, что позволяет учителю-логопеду наметить дельнейший маршрут коррекции. Дети, не имеющие задания учителя-логопеда, заняты настольно-печатными играми, играми по формированию мелкой моторики рук (мозаики, пазлы, конструкторы и т.п.), логопедическими раскрасками, свободным рисованием, лепкой, конструированием, т.е. теми видами деятельности, которые не требуют в данный момент участия воспитателя.
Вся коррекционно-воспитательная работа в группе компенсирующей направленности проводится как в специальном обучении, так и в свободной от занятий деятельности. Воспитатель, зная содержание не только тех разделов программы, по которым он, непосредственно, проводит занятия, но и тех, которые проводит учитель-логопед, обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей: во всех режимных моментах, на прогулке,в индивидуальном и групповом общении детей, при ознакомлении с художественной литературой, в игровой деятельности.

В группах имеется логопедический уголок, в котором находятся альбомы на различные звуки, карточки, настольно-печатные игры для формирования дыхания, для развития мелкой моторики и т.д. Наглядный материал в логопедическом уголке обновляется по мере прохождения учебного материала. Наглядный и речевой материал отбирает учитель-логопед. Большую помощь оказывают воспитатели в изготовлении пособий, игр и дидактического материала, папок-передвижек, уголков и стендов.

Ежемесячно нами проводятся заседания «Логопедической гостиной». Её тематика охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы.

Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей является совместная подготовка и проведение родительских собраний, на которых мы показываем занятия, подбираем материал для сообщений и докладов на различные темы по вопросу логопедической работы, поскольку родители недостаточно осведомлены в вопросах коррекции речи, не знают и недооценивают значение своевременного устранения речевых нарушений.
Говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда и воспитателей. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо тесное сотрудничество и партнерство всех взрослых участников педагогического процесса. Активно воздействуя на ребенка профессиональными средствами, наши педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты нашего ОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер развития личности ребенка-дошкольника. Это составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с тяжелыми нарушениями речи, а именно с общим недоразвитием речи 1, 2, 3 уровней, которые обучаются и воспитываются у нас в группе комбинированной направленности.
Основная цель коррекционной работы специалистов ДОУ с детьми – это развитие правильной, грамотной речи при подготовке к обучению в школе. Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
Работа педагога – психолога
направлена на развитие эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей, делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа коррекции звукопроизношения.
Инструктор по физическому воспитанию
проводит на занятиях упражнения по развитию правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного тонуса артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием пальчиковой гимнастики согласно лексической теме.
Работа музыкального руководителя направлена
на развитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве, на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определенному музыкальному звуку, на распевку и автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы. Одним из средств в коррекции речи и движений детей является логоритмическое занятие, которое учитель-логопед проводит совместно с музыкальным руководителем один раз в неделю. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает развитию речи дошкольников.

Таким образом, согласованный подход к общему и речевому воспитанию детей по организации игр, оздоровительных мероприятий и других видов деятельности, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия, к чему стремится наш коллектив. А это, в свою очередь, позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи наших дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедические кубики для автоматизации звука [Р] Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей на логопункте ДОУ в условиях ФГО Родителям о развитие речи детей Су-Джок терапия в логопедической практике ДОУ
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе. Аквариумные рыбки | Классный час для студентов 1 курса педагогического колледжа с презентацией. Моя профессия - воспитатель
Опубликовано: 2850 дней назад (29 июня 2016)
Просмотров: 8625
Рубрика: Консультации
+3
Голосов: 3
Китаева Валентина # 30 июня 2016 в 16:54 0
Здравствуйте! Я с вами полностью согласна, количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии сейчас встречаются очень часто.И очень замечательно если в садике или мини-центре есть логопед. Он необходим. У нас к сожалению его нет.
Наталья Ивановна Мурашова # 13 июля 2016 в 17:46 0
Здравствуйте, Юлия Николаевна. Вы очень грамотно, подробно расписали пути взаимодействия специалистов, добавили фотографии. Мне бы очень хотелось посмотреть журнал взаимосвязи с воспитателями внутри. Или, чтобы Вы рассказали о его содержимом. Насколько воспитатели заинтересованы в выполнении заданий логопеда?
Юлия Николаевна Юрьева # 16 июля 2016 в 14:39 +1
Добрый день, Наталья Ивановна. Журнал взаимосвязи с воспитателями состоит: первый лист – план заданий на всю неделю с названием лексической темы. Затем листы с подробным описанием заданий и упражнений на каждый день (сюда входят: пальчиковая, дыхательная, артикуляционная гимнастики; игры и упражнения на формирование лексико-грамматического строя речи согласно лексической темы; материал на автоматизацию поставленных звуков и т.п.). Воспитатели заинтересованы в выполнении заданий учителя-логопеда, так как они работают в группе компенсирующей направленности и получают доплату и дополнительный отпуск за коррекцию.
Светлана Михайловна Радулова # 19 июля 2016 в 19:30 0
Здравствуйте, Юлия Николаевна. Содержательный материал о взаимодействии учителя-логопеда с педагогами ДОУ. Четко и грамотно описана преемственность в работе учителя-логопеда с воспитателем, специалистами, участвующих в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Практика показывает, что эффективность коррекционно–развивающей работы в группе компенсирующей направленности зависит от преемственности в работе учителя-логопеда и воспитателей, а также от родителей. Вам успехов!
Снежана Анатольевна Колесникова # 2 октября 2016 в 20:09 0
Юлия Николаевна, Вам очень повезло, что Вы работаете в логопедической группы. Сейчас, в основном, только логопункты. Воспитатели смотрят на меня как на сумасшедшую, когда я говорю им о том, что они должны развивать речь детей, расширять их словарный запас, учить пересказывать тексты, отвечать полным ответом на вопрос. Все их занятия сводятся лишь к развитию мелкой моторики - лепка, аппликации и рисование. А то, что любой из этих видов деятельности можно оречевлять, они не знают. Бесполезно просмотренные мультфильмы, спектакли! На педчасах постоянно прошу их беседовать с детьми, спрашивать их мнение о просмотренном или услышанном. Музыкальные руководители занимаются только дрессировкой детей к очередному утреннику.Везде глухая стена. Такая беда во многих садах.
Завидую Вам белой завистью. Больше чем уверена, что результат Вашей работы на порядок выше, чем на логопунктах.
Удачи в в нашей нелегкой работе!