Конкурсы для педагогов и детей

Развитие речевой деятельности детей с ОВЗ средствами игровой технологии Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Слайд №1
Педагогический проект «Формирование и коррекция компонентов речевой системы детей с ОВЗ средствами игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
Автор проекта: Юрьева Ю.Н., учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №68 «Яблонька», г. Тамбов.
Слайд № 2 Актуальность. Эпиграфом к данному проекту стали слова известного физика-конструктора Вячеслава Вадимовича Воскобовича, автора данной технологии: «Если игры прошли через руки, ум и сердце взрослого, они дойдут до ребенка».
Происходящая в стране модернизация образования, внедрение ФГОС ДО обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях. В связи с этим, каждому педагогу приходится искать свои инновационные вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие педагогический процесс, т.е. наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. Использование игровой технологии, разработанной В.В.Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество - становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности детей, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В.В.Воскобовича позволяет использовать их для решения коррекционно-логопедических задач. Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует всем требованиям ФГОС и раскрывает каждую из пяти областей развития ребенка.
Слайд № 3 Методическое обоснование. Успешность любой разработки, любой технологии зависит не только от оригинальности идеи, но и от ее научной обоснованности, возможности методического описания и распространения. Часто игра существовала как отдельный прием, средство, но уровень методического обоснования, описания, возможности мультимодульного использования переводят ее в разряд технологий, конструкторов коррекционно-образовательного процесса. Это особое отношение к игре прослеживается во всех авторских разработках, во всех развивающих играх В.В. Воскобовича.
Слайд №4 Цель проекта: создание условий для развития речевой деятельности детей с ОВЗ средствами игровой технологии В.В. ВОСКОБОВИЧА «СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ».
Слайд № 5 Задачи проекта:
- Формировать правильное звукопроизношение;
- Развивать лексико-грамматические стороны речи;
- Развивать связную речь, мелкую моторику;
- Активизировать когнитивные процессы;
- Повышать мотивацию к самостоятельной игровой развивающей деятельности.
Слайд №6 Новизна проекта заключается в том, что применение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» адаптировано к коррекционно-логопедической практике, с учетом особенностей речевого развития детей с ОВЗ в условиях группы компенсирующей направленности.
Слайд №7 Характеристика проекта: специализированный, коррекционно-педагогический, долгосрочный, открытый, реализован в рамках МБДОУ.
Слайд№8 Участники проекта: учитель-логопед, дети 5 – 6 лет с ФФНР группы компенсирующей направленности, педагоги, родители (законные представители). Педагогический проект рассчитан на один учебный год. Срок реализации 2015-2016 учебный год.
Слайд№9 Ожидаемые результаты:
дети:
- Сформируются основные компоненты речевой деятельности.
- Произойдет активизация когнитивных процессов, тем самым улучшится общее развитие.
- Совершенствование речи.
родители:
- Заинтересуются данной игровой технологией и в процессе реализации проекта станут моими единомышленниками.
- Повысится уровень компетентности в вопросе развития речи средствами игровых технологий.
педагоги ДОУ:
- Будут придерживаться моей стратегии и активно внедрять в свою педагогическую деятельность современные игровые технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
- Повысится практический уровень и профессионализм в данном вопросе.
Слайд№10 Этапы проекта:
І ЭТАП – подготовительный (август)
ІІ ЭТАП – основной - практический (сентябрь-апрель)
ІІІ ЭТАП – заключительный (май)
Слайд№11 Подготовительный этап включал в себя:
- Подробное рассмотрение известного авторского игрового материала, многочисленных новинок методической литературы с изучением практического применения материала.
- Подбор программно-методического материала по деятельности.
- Проведение диагностического обследования речи детей.
- Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
- Адаптация игр и игровых упражнений В.В.Воскобовича к коррекционному направлению работы.
- Составление перспективного плана работы с использованием программного и развивающего игрового материала.
- Разработка цикла ФКРД на основе развивающей среды «Фиолетовый лес» – «Тайны Фиолетового леса».
- Разработка конспектов индивидуально-подгрупповой деятельности с использованием игровой технологии.
- Создание предметно-пространственной развивающей среды: подбор игрового и дидактического оборудования.
- Разработка консультаций, мастер-классов для педагогов.
- Разработка плана работы с родителями (законными представителями).
- Информирование родителей о начале проекта.
Слайд № 12 На основном этапе была организована:
- коррекционно-развивающая работы с использованием адаптированных элементов игровой технологии В.В.Воскобовича.
- проведение фронтальной, индивидуально-подгрупповой коррекционной работы.
- координирование совместной деятельности с педагогами ДОУ и родителями.
Слайд № 13 Модель включения технологии В.В.ВОСКОБОВИЧА в коррекционную работу представлена на слайде.
Слайд № 14 Особенность игр В.В.Воскобовича при их применении в коррекционной работе:
- Конструктивность элементов. Игры включают отдельные элементы, которые являются средствами конструирования. Все эти элементы могут использоваться в различных комбинациях на коррекционных занятиях.
- Широкий диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекательна для детей любого возраста. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
- Многофункциональность. С помощью одной игры можно решать большое количество коррекционно-образовательных задач. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться родители, педагоги и воспитатели без дополнительного обучения.
- Сказочная «огранка». Интерес детей к сказкам - это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного коррекционного обучения.
Слайд № 15 Коррекционно-развивающая деятельность осуществлялась в игровой форме с использованием развивающих игр Воскобовича и сюжета сказок Фиолетового леса (сенсомоторная среда). В центре всего игрового пространства находится «Фиолетовый лес». Автор выбрал цвет неслучайно, так как фиолетовый цвет создает таинственную, мистическую атмосферу. А в лесу живут сказочные персонажи, которых и объединяет сама сказка. А, как известно именно волшебная среда способствует быстрому приобретению новых умений и знаний для ребенка. На данном слайде представлена фронтальная деятельность, которая проводилась 1 в неделю.
Слайды №16, 17. Коврограф Ларчик (игровой комплекс) – незаменимое пособие в коррекционно-логопедической работе. Его можно использовать на всех занятиях и решать практически все коррекционные задачи. Я использовала коврограф и на фронтальных занятиях в качестве рабочей зоны при изучении звуков, и на индивидуально-подгрупповых занятиях при автоматизации и дифференциации поставленных звуков, формировании лексико-грамматических категорий. Также на данном слайде продемонстрированы развивающие пособия: Игровизор, Волшебные гонзики, логоформочки, шнуровки.
Слайд №18. В реализацию проекта были вовлечены педагоги ДОУ. Особенно активное участие принимали воспитатели группы компенсирующей направленности, которые получали задания для проведения логопедического часа, со включением игровых технологий.
Слайд №19. К проекту были подключены родители, которые проявили большой интерес к ведению экспериментальной деятельности по развитию речи с элементами игровой технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Многие родители приобрели, понравившиеся им, игровые пособия и с удовольствием их применяли в домашних условиях («Волшебные Гонзики», шнуровка «Дерево» и т.д.).
Слайд №20. Заключительный этап
- Проведение контрольного диагностического обследования речевого развития старших дошкольников.
- Сопоставление полученных результатов с прогнозируемыми.
- Составление сводных таблиц и диаграмм.
- Подведение итогов коррекционно-развивающей работы.
- Оформление результатов проекта презентацией.
- Представление презентации проекта детям, родителям, педагогам.
- Обобщение опыта на уровне ДОУ.
Слайд №21. Критерии эффективности. Данный слайд демонстрирует положительную динамику речевого развития.
Слайд №22. Выводы:
- Активное применение адаптированных игр и игровых пособий В.В.Воскобовича в коррекционном процессе является эффективным средством развития всех психических процессов, стимулирующих формирование основных компонентов речи.
- Правильно организованная коррекционная работа с включением определенных речевых задач в обучающий игровой процесс позволяет добиваться максимально высоких результатов в преодолении речевых нарушений, не ограничиваясь формированием «программных» знаний, умений и навыков, а развивая личность в целом.
Слайд №23. Распространение опыта
- Участие в 12 международной конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования» - Москва, 2015 (сертификат);
- Участие в ІХ Всероссийской научно-практической конференции «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, инновации» (сертификат) - Тамбов, 2015 (сертификат);
- сайт МБДОУ;
- 2 личных блога «Методическая копилка».
Слайд №24. Участие в интернет-конкурсах: "Рассударики", "Корабль успеха", "Методическая копилка", "Умната".
Слайд №25. В своей работе я опиралась на данную методическую литературу и интернет-ресурсы.
В завершении хотелось бы отметить: как показывает практика, использование игровой технологии В.В.Воскобовича в коррекционном процессе с дошкольниками с ОВЗ, является эффективным средством преодоления речевых нарушений. Поэтому, своей задачей считаю продолжение работы по адаптированию игр Воскобовича к коррекционной практике.
Слайд №26.Спасибо всем за внимание!
Презентация на тему: Формирование и коррекция компонентов речевой системы детей с ОВЗ средствами игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра на уроках английского языка, 3 класс Нейропсихологический подход к исправлению речевой патологии Логопедический досуг в старшей группе по лексической теме: Цветы Конспект коррекционного занятия в старшей группе ДОУ. Животные нашего леса
Участник №7 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ | Логопедический досуг в старшей группе по лексической теме: Цветы
Опубликовано: 191 день назад (3 июня 2016)
Просмотров: 619
+4
Голосов: 4
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 3 июня 2016 в 19:04 0
Здравствуйте, Юлия Николаевна. Ваш проект привлек мое внимание тем, что он актуальный, сложный, интересный... Чувствуется слаженная работа педагогов, поддержка воспитателей и родителей. Их заинтересованность. Ведь с нашими ребятками все важно, нужно, полезно, был бы результат. Проект - это колоссальный труд. И Вы с ним справились. Желаю успехов вам и вашим воспитанникам. Спасибо за хорошее вложение. Примите мой ГОЛОС)))
Юлия Николаевна Юрьева # 3 июня 2016 в 19:35 0
Добрый вечер, Ферюза Кабулжановна! Огромное спасибо за Вашу профессиональную оценку моего педагогического проекта и голос!
Александра Валерьевна Салихова # 3 июля 2016 в 20:17 0
Доброго Вам времени суток, Юлия Николаевна. Очень интересный проект, предполагаю, для всех: и для педагогов, и для родителей, а особенно - для детей. Мой голос за Вас! Позволю себе небольшое замечание. Ожидаемые результаты проекта уж слишком обширны, желательно определить их более конкретно. Какие именно компоненты речевой деятельности будут сформированы, ведь их достаточно много? Или Вы имеете ввиду компоненты речевой системы? В каком плане произойдёт совершенствование речи? Не стоит утверждать, что улучшится общее развитие, ведь этого никак не отследить. Следует прогнозируемые результаты работы определять более конкретно. С уважением к Вам и Вашему труду!
Екатерина Викторовна Коваленко # 10 июля 2016 в 19:46 0
Здравствуйте, Юлия Николаевна. Отдала свой голос за Вас. Нам очень важно создать все условия для хорошей социализации детей, для их комфортного и интересного пребывания в детском саду, для их образования и гармоничного развития. Игры Воскобовича замечательны. Ваш проект актуален и продуман. Эффективное адаптирование материала для детей с особенностями речевого развития и внедрение его - огромная, но интересная работа. Дети - под постоянным контролем педагога, а, главное, видят и чувствуют его интерес и партнёрство. Здорово, что родители заинтересовались. Мы все знаем, как этого нелегко добиться. У Вас прекрасные результаты. Я Вас поздравляю и желаю успеха.
Наталья Ивановна Мурашова # 13 июля 2016 в 05:41 0
И снова я наткнулась на Ваш материал. Здравствуйте, коллега. Какая Вы умница! Такой проект создали, расписали всё хорошо. Особенно меня привлекло то, что Вы обращаетесь к технологии Воскобовича. Я раньше думала, что не для нас это. Непонятно, как вставлять в нашу логопедическую систему работы. А сейчас всё чаще обращаюсь к его играм. Насколько глубоко Вы внедряете эту технологию? Как адаптируете в перспективном плане?
Юлия Николаевна Юрьева # 13 июля 2016 в 14:22 0
Добрый день, Наталья Ивановна. Спасибо за Ваши комментарии! Технологию В.В.Воскобовича внедряю в свою логопедическую практику два учебных года. На фронтальных занятиях по развитию речи использую развивающую среду "Фиолетовый лес" и как дополнение - коврограф "Ларчик": объём материала рассчитан на 32 игровые ситуации на сказочной основе (цикл НОД "Тайны Фиолетового леса", который отражен в моей рабочей программе): 1 раз в неделю продолжительностью 25-30 минут. На индивидуально-подгрупповых занятиях использую остальные игровые технологии В.В.Воскобовича, конечно же, в моем распоряжении не все игры, но мы стараемся каждый год пополнять логопедический кабинет играми данной технологии. Раньше я тоже думала, что эти игры не для логопедических занятий, но когда подробно с ними познакомилась на обучающем семинаре у меня возникли идеи, которые я стала внедрять в свою коррекционную деятельность, Вы можете познакомиться с некоторыми из них в моем блоге http://ped-kopilka.ru/blogs/yulija-nikolaevna-yureva.
Елена Тимофеевна Осадчая # 30 августа 2016 в 17:04 0
Здравствуйте,Наталья Николаевна.Просмотрела вашу работу и очень заинтересовалась.В настоящее время очень много детей приходит в 1 класс с дефектами речи. К сожалению в школе нет логопеда. Таким деткам очень трудно особенно при изучение русского языка. Обязательно ознакомлюсь с технологией В.В.Воскобовича. Примите мой голос.