Конкурсы для педагогов и детей

Дифференцированный подход в работе с родителями учащихся.

Позиция педагога при различных типах родительского отношения к проблемам ребёнка.
Характерные особенности поведения родителей.
«Активные родители».Такие родители готовы к сотрудничеству, проявляют заинтересованность и ответственность. Они убеждены, что им под силу решить многие проблемы и держать под контролем ситуацию.
«Виноватые».Принимают проблемы ребёнка как наказание, испытывают чувство вины.
«Жертвы судьбы». Поиск виновника всех бед. Стремление переложить ответственность на педагогов, наследственность, супругов и т.д.
«Заболевшие». Ипохондрические реакции истерического, нарциссического и смешанного типов.
«Замкнутые». Такие родители замыкаются в своих переживаниях на себе. Изолируются.
«Обожающие и опекающие». Ориентация родителей только на жизнь и проблемы ребёнка. Отсутствие других интересов и целей. Гиперопека. Страх родителей за жизнь и судьбу ребенка.
«Оптимисты». Игнорирование проблем. Иллюзии «нормальности» и «здоровья» ребенка в противовес постоянной заботы о его развитии, постоянных, активных действий и усилий.
«Опустившие руки». Синдром хронической усталости. Депрессивные состояния. Отчаяние и неверие в возможности ребенка.
«Плывущие по течению». Пассивное отношение к жизни ребенка.
«Проверяющие». Демонстрация нежелания совместной работы и проверка профессионализма педагога.

Мне, как логопеду, приходится очень «тесно» работать с родителями учеников, потому, что без их участия мое воздействие носит слишком длительный и неполный характер. При консультировании родителей мне важно знать позицию родителей и в связи с этим правильно предложить свою помощь. Приведенная классификация является условной. Я думаю, она будет полезной всем педагогам. Выше показана позиция родителей на проблемы детей и характерные особенности каждого типа. Вы читаете, а я поясняю, какую позицию должен занять педагог.

1. «Активные родители». Таким родителям необходима помощь в поиске информации о возможностях преодоления проблем ребенка. Возможно тесное сотрудничество и обучение родителей.
2. «Виноватые родители». Необходима разработка представлений родителей об их вине. Анализ того, в чем родители действительно виноваты перед своим ребенком. Возможность компенсации вины. Анализ «воображаемой» вины. Анализ возможных схем манипулирования родителями со стороны ребенка.
3. «Родители жертвы судьбы». Помните, что такие родители хотят видеть в лице педагога постоянного помощника, и тем самым манипулировать им. Педагог должен уметь вступить в конфронтацию: не идти на поводу таких родителей, дать обратную реакцию их поведению. Не позволить им переложить свою ответственность на другого человека. Необходимо поставить перед родителями вопрос о том, что дает им это поведение, найти более продуктивные способы решения проблем, настроить родителей на поиск собственных ресурсов.
4. «Заболевшие родители». Дать выговорится. Помочь посмотреть на себя со стороны. Понять, какую выгоду извлекают родители из своего поведения в жизни.
5. «Замкнутые родители». Требуется помощь в раскрытии их чувств и переживаний. Предложить письменно (в виде анкетирования) документировать свои действия и чувства. Открытые встречи для родителей в рамках «круглых столов».
6. «Обожающие и опекающие родители». Переориентация родителей на собственную жизнь, собственные достижения и их значимость. Совместный поиск причин гиперопеки. Помощь в преодолении страхов.
7. «Родители-оптимисты». Действия педагога. Помощь в направлении развенчания иллюзий. Предоставление дополнительной информации о возможной помощи ребенку.
8. «Опустившие руки родители». Действия педагога. Помощь в развитии позитивного настроя и принятие ситуации как «жизненной задачи», которая требует анализа и решения. Необходима поддержка чувства гордости за свои старания и маленькие победы. Помощь в поиске необходимой информации.
9. «Плывущие по течению родители». Действия педагога. Различная активизация родителей через осмысление успехов ребенка при активной жизненной позиции родителей, приведение в пример других родителей, занимающих активную позицию. Обнаружение и исследование «потерь ребенка» вследствие их пассивности.
10. «Проверяющие родители». Действия педагога. Показать свою заинтересованность. Поговорить о людях вообще («о жизни»). Не критиковать взгляды родителей и не вступать в конфронтацию. Объяснить, в чем заключается помощь педагога.

Я надеюсь, что эта информация поможет вам грамотно построить свои отношения с родителями учеников, без конфликтов, обид, недопонимания.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект родительского собрания во 2 классе Семинар-практикум для родителей 2-ой младшей группы Работа с родителями в ДОУ. Сценарий проведения внеклассного семейного мероприятия Сотрудничество школы и родителей
Подготовка детей к школе и профилактика нарушений письменной речи с помощью ИКТ | Логопедическое занятие по преодолению оптической дисграфии
Опубликовано: 317 дней назад (26 января 2016)
Просмотров: 350
Рубрика: Учителям.
+2
Голосов: 2
Ольга Валерьевна Мастина # 26 января 2016 в 11:11 0
Интересный материал. Позволяет взглянуть на проблемы в общении педагогов и родителей с новой точки зрения и выработать стратегию общения. Голос!
Вероника Александровна Боровлева # 27 января 2016 в 16:11 0
Да, в нынешней школе конфликты разгораются все чаще и чаще, а чтобы этого избежать надо быть грамотным человеком во всех отношениях. Ваша тема раскрывает многие интересные стороны этой проблемы. Спасибо вам! Будем применять!!!
Докторова Наталья Николаевна # 28 января 2016 в 10:00 0
Спасибо! Буду пользоваться Вашими рекомендациями!В современной школе при работе с родителями каждому педагогу нужны знания психологии.
Елена Евгеньевна Куркина # 29 января 2016 в 19:36 0
У вас представлена интересная классификация поведения родителей. Когда начала читать характерные особенности поведения родителей, то подумала, что хорошо бы прописать и действия педагога, когда он выявить тип родителя. Но в конце статьи нашла и эту информацию.Спасибо за материал!
Елена Евгеньевна Куркина # 3 февраля 2016 в 22:18 0
У вас представлена интересная классификация поведения родителей. Когда начала читать характерные особенности поведения родителей, то подумала, что хорошо бы прописать и действия педагога, когда он выявить тип родителя. Но в конце статьи нашла и эту информацию.Спасибо за материал!