Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Подготовка детей к школе и профилактика нарушений письменной речи с помощью ИКТ

Подготовка детей к школе и профилактика нарушений письменной речи с помощью ИКТ.
ФИО: Теплищева Юлия Олеговна
Должность, место работы: учитель-логопед, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»

Цель: познакомить учителей-логопедов, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников с опытом использования компьютерной программы "Учимся читать. Страна Буквария" для подготовки детей к школе и профилактики нарушений письменной речи.
Оборудование: компьютер, диск с программой "Учимся читать. Страна Буквария", картинки для раскрашивания, цветные карандаши.

В настоящее время в продаже появилось огромное количество учебных дисков и компьютерных программ по различным предметам и для детей разного возраста. Педагогам, не говоря уже о родителях, бывает очень трудно разобраться в практической пользе этих компьютерных продуктов. И часто тратятся немалые деньги на диски с программами, в которых трудно разобраться, и которые в большей степени развлекают детей, а не решают конкретные учебные задачи. В своей логопедической практике я активно использую компьютер, т.к. современные дети с ранних лет умеют им пользоваться, и им очень интересны интерактивные задания. Хочу поделиться опытом использования программы «Учимся читать. Страна Буквария» для решения многих речевых проблем у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данная компьютерная программа рассчитана на детей 5-7 лет. Я использую ее на групповых логопедических занятиях для будущих первоклассников и индивидуальных занятиях с детьми-инвалидами. Надеюсь, что мой опыт будет полезен не только педагогам, но и родителям, которые хотят подготовить своих детей к школе.

Проводя много лет диагностику первоклассников, я увидела такую тенденцию. Ребенок не имеет проблем со звукопроизношением, но у него нарушено фонематическое восприятие, грамматический строй, бедный словарный запас. Родители до школы не обращали внимания на эти проблемы и не проводили коррекции. Поэтому, поступив в 1 класс, ученик начинает испытывать трудности в освоении письменной речи (письмо и чтение). Эти трудности могут быть предпосылкой для возникновения дисграфии и дислексии.
Существует несколько классификаций дисграфии:
оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений; в чистом виде встречается редко, но ее элементы часто проявляются в других формах;
артикуляторно-аккустическая дисграфия, когда наряду со звукопроизношением страдает и фонематическое восприятие;
акустическая форма (и смешанная), данный вид дисграфии обусловлен нарушением фонематического слуха (недостаточно чёткая слуховая дифференциация акустически близких речевых звуков), хотя у учащихся звукопроизношение в норме.
Рассмотрим на примере конкретных заданий и упражнений, как можно проводить профилактику дисграфии и проводить коррекцию уже имеющихся нарушений письма с помощью данной программы.
На заглавной странице представлены все буквы алфавита. Можно выбрать любую букву или идти по порядку порядок повторяет изучение алфавита в Азбуке).

Нажав на выбранную букву, мы попадаем на новую страничку с заданиями.

1. Представление буквы.
Цели:
• закрепление графическог образа буквы;
• закрепление звукобуквенного соответствия;

Задания:
• назови букву;
• произнеси звук, выясни какой он гласный-согласый, глухой-звонкий;
• придумай слова с данной буквой;
• выдели из ряда букв только изучаемую.

Эти задания позволяют запомнить ребенку букву и соотнести ее со звуком, а также запомнить характеристики звука (профилактика акустической дисграфии).
2. Конструирование буквы.
Цели:
• выяснить, из скольких элементов состоит изучаемая буква;
• уточнить форму элементов (прямая палочка, наклонная палочка, полуовал);
• составление буквы из элементов.
Задания:
• найди подходящие элементы для заданной буквы;
• найди подходящий элемент и дострой букву;
• построй большую и маленькую букву.

Эти задания позволяют ребенку запомнить образ буквы и элементы, из которых она состоит (профилактика оптической дисграфии).
3. Вращающаяся буква.
Цели:
• дальнейшее закрепление образа буквы;
• умение увидеть изучаемую букву в необычном представлении (в горизонтальном положении, «вверх ногами» и т.п.);
• контроль усвоенного материала.
Задание:
• найди и выдели изучаемую букву.

Это задание является хорошей профилактикой оптической дисграфии и служит для развития внимания.
4. Найди букву.
Цели:
• умение распознавать образ буквы в нечитаемом тексте;
• расширение словарного запаса.
Задания:
• найди заданную букву и выдели ее;
• прочитай слово и выдели заданную букву (для детей, умеющих читать);
• значение каких слов тебе не понятно, давай разберем эти слова;
• выбери понравившееся тебе слово и подбери к нему признак, действие, составь предложение.

Эти задания развивают внимание, расширяют словарный запас ребенка и являются профилактикой оптической дисгафии.
5. Звук и буква.
Цели:
• закрепить звуко-буквенное соотношение;
• развивать фонематическое восприятие;
• умение классифицировать предметы по различным признакам;
• расширить словарный запас.
Задания:
• выдели картинки, в названии которых есть заданный звук;
• определи, где находится этот звук (в начале, в середине или в конце слова);
• выбери картинку и опиши этот предмет, какой он;
• составь предложение об этом предмете;
• сгруппируй картинки по заданному признаку (живое – неживое, летает – не летает; по цвету, по форме, по размеру и т.д.)

Эти задания развивают фонетическое восприятие, внимание, логическое мышление и являются хорошей профилактикой акустической формы дисграфии.
6. Построение слогов и слов.
Цели:
• демонстрация процесса «образования» слога (слияние, примыкание;
• обучение чтению слогов и слов.
Задания:
• построй слог с заданной буквой (открытый, закрытый), прочитай его;
• построй слово с заданной буквой, прочитай его;
• сколько в слове гласных (согласных) букв.

Эти задания развивают память, внимание, фонетическое восприятие и позволяют ребенку освоить навык чтения.
7. Раскрашивание картинок с героями и сюжетами программы.
Цели:
• развитие мелкой моторики;
• развитие зрительной памяти
Задание:
• расскажи, что ты видишь на картинке;
• раскрась картинку цветными карандашами.

Это задание развивает зрительное внимание и мелкую моторику у ребенка.
При работе за компьютером необходимо соблюдать следующие правила:
1. Работа не более 20 минут в день.
2. Правильная посадка (спина должна иметь опору).
3. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 60-70 см.
4. Линия взора должна быть перпендикулярна экрану и направляться в центр.
Из приведенных заданий видно, что эта программа эффективно развивает многие умения и навыки у ребенка и помогает справиться с проблемами формирования письменной речи. Опыт использования программы показал, что детям она очень нравится, задания понятны для них. Поэтому педагогам и родителям можно взять в свою копилку программу «Учимся читать. Страна Буквария».

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Конспект НОД по устранению предпосылок к нарушению письменной речи у дошкольников c общим недоразвит Обучение грамоте детей 5-6 лет Советы родителям будущих первоклассников

Похожие статьи:

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Экскурсия для дошкольников в школу

Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий. | Дифференцированный подход в работе с родителями учащихся.
Опубликовано: 3237 дней назад (18 мая 2015)
Просмотров: 2642
+10
Голосов: 10
Наталья Георгиевна Молчанова # 18 мая 2015 в 18:58 +1
Здравствуйте, Юлия Олеговна! Данный материал способствует быстрой адаптации первоклассников, созданию наиболее прочного представления образа буквы, на основе наглядно- образного мышления. Эти задания и упражнения не только развивают наглядно-образное мышление, зрительное и фонетическое восприятие, мелкую моторику, речь, пополняют словарный запас обучающихся, но также корректируют оптическую и акустическую дисграфию. Спасибо! Очень ценный материал.
Юлия Олеговна Теплищева # 18 мая 2015 в 19:28 0
Спасибо за ваш отзыв. joke
Вера Александровна Орехова # 18 мая 2015 в 21:15 +1
Юлия Олеговна, спасибо за приглашение. Хороший, полезный и познавательный материал. Думаю, многих педагогов-логопедов заинтересует предложенная информация. Вы представили много интересных заданий и упражнений для детей.
Голос +1.
Желаю успехов и удачи!
Юлия Олеговна Теплищева # 18 мая 2015 в 21:19 0
Спасибо за ваш отзыв. smile
Ольга Третьякова # 19 мая 2015 в 20:00 +1
Здравствуйте Юлия Олеговна! Спасибо за приглашение,я хоть и не логопед, но многие схожие задания использую с детьми подготовительных групп. Думаю ваш материал пригодится учителям-логопедам)))
Юлия Олеговна Теплищева # 20 мая 2015 в 07:08 0
Спасибо за ваш отзыв. joke
Раиса Владимировна Коломыцева # 19 мая 2015 в 20:14 +1
Добрый вечер, Юлия Олеговна! Очень интересные и полезные задания с помощью наглядности формируют образное мышление и способствуют развитию фонематического слуха, развитию речи, такие задания используют и просто воспитатели старших - подготовительных групп, голосую!
Юлия Олеговна Теплищева # 20 мая 2015 в 07:08 0
Спасибо за ваш отзыв. joke
Ирина Геннадьевна Лобанова # 20 мая 2015 в 13:08 0
Очень познавательная статья. Я как мама будущего первоклассника заинтересовалась такими занятиями. Будем искать их и с их помощью способствовать хорошей учебе своему ребенку .Спасибо Вам!
Ирина Николаевна Ступченко # 20 мая 2015 в 17:12 0
Отличная работа! Думаю многие педагоги воспользуются вашей работой. Желаю удачи и примите голос!
Ольга Юрьевна Травнева # 20 мая 2015 в 17:56 0
Юлия Олеговна, спасибо за приглашение. Очень внимательно познакомилась с вашей публикацией, очень полезный в работе материал. Беру в закладки. Примите голос.
Ольга Васильевна Яковлева # 20 мая 2015 в 21:40 +1
Спасибо за приглашение. Материал, представленный Вами, актуален. Интересные и полезные задания с помощью наглядности формируют образное мышление, способствуют развитию фонематического слуха, развитию речи, отличная профилактика дисграфии. Многие из заданий мы используем в своей работе в образовательной деятельности. Спасибо за грамотно составленный материал. Творческих успехов! голос
Светлана Николаевна Крючкова # 21 мая 2015 в 15:00 +2
Юлия Олеговна, спасибо за приглашение! Очень понравился представленный материал. Молодцы, что используете современные средства для занятий. Спасибо, что поделились своим опытом и познакомили педагогам с такой интересной программой, представили игры. Дети с большим удовольствием воспринимают информацию. которая представлена с помощью ИКТ. Желаю творческих успехов!Примите мой голос!
Надежда Владимировна Рябиченко # 23 мая 2015 в 08:32 0
Юлия Олеговна, спасибо за приглашение. Ознакомилась с Вашим материалом по подготовке детей к школе. Замечательная компьютерная программа, интересные задания и упражнения. Спасибо, что поделились опытом работы с данной программой. Примите голос.
Светлана Николаевна Ефименко # 23 мая 2015 в 18:41 +1
Здравствуйте, Юлия Олеговна, спасибо за приглашение на знакомство с публикацией "Подготовка детей к школе и профилактика нарушений письменной речи с помощью ИКТ". Хороший, полезный и познавательный материал. Вы представили много интересных заданий и упражнений для детей. С Вашего разрешения помещаю материал в закладки.
Примите мой голос.
Желаю успехов и удачи!
Марина Фёдоровна Смирнова # 29 января 2016 в 19:43 0
Юлия Олеговна! прекрасный материал, особенно для детей с ОВЗ. Пошаговое знакомство со звуком и буквой - замечательная тренировка! Интересные задания позволяют быстрее освоить азбуку и научиться читать и писать без ошибок. Подскажите, где можно приобрести такой диск? Спасибо!
Юлия Олеговна Теплищева # 29 января 2016 в 19:57 0
Спасибо за отзыв. Этот диск я заказала в интернете и он пришел мне по почте. К сожалению уже не помню сайт, это было около 5 лет назад. Можно поискать по названию "Учимся читать. Страна Буквария". Удачи.