Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности

Статья на тему: «Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности»
Автор: Пигалкина Юлия Сергеевна, ГБОУ ООШ №23, СП «Детский сад №70», город Сызрань, воспитатель
Описание: данная статья предназначена для воспитателей детских садов, рассказывает об оздоровительной работе в образовательной деятельности
«Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности»
«Здоровье — не все, но все без здоровья — ничто!»
Сократ

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле саамы ценным является здоровье. А здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни. К сожалению, в современном мире практически нет здоровых детей. В детском саду дети проводят значительную часть времени, и задача педагогов сохранять и укреплять их здоровье. Здоровый ребенок – счастливый и успешный ребенок а, значит, в какой-то мере, счастье детей и их успехи, настоящие и будущие, – в наших руках, руках педагогов.
Искусство счастливой и долгой жизни состоит в том, чтобы научить человека с раннего детства следить за своим здоровьем. Если этим не заниматься с детства, в дальнейшем трудно будет это наверстать. Именно поэтому приоритетом в воспитании дошкольников является повышение уровня физического и психического благополучия и прививание привычки регулярных занятий физкультурой.
Поэтому возникает необходимость создать определенную систему внедрения оздоровительной деятельности в образовательную систему.
В настоящее время - это одна из основных стратегических задач сохранения, развития страны. Для этого разработаны и действуют нормативно-правовые документы, которые регламентируют эту задачу: Закон РФ "Об образовании", О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" Указы президента России, ФГОС ДОО. Я и мои коллеги активно включаем оздоровительную работу в любой вид деятельности. Я хочу более подробно остановиться на сохранении и укреплении здоровья дошкольников в образовательной деятельности.
Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что необходимо создавать такую систему работы, при которой происходит интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Самое главное в моей работе, чтобы каждая образовательная деятельность сочеталась с активным отдыхом, происходила постоянная смена деятельности. Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохранению и укреплению своего здоровья. К тому же дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал.
Вся образовательная деятельность проходит с позитивным настроем, дети становятся более улыбчивыми, доброжелательными, открытыми, жизнерадостными и раскрепощенными. Они с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что данная работа им не будет в тягость, а наоборот, даст положительные эмоции.
И здесь уже можно говорить о сохранении не только физического, но и психического здоровья, что является немаловажным для полноценного развития дошокльника.
Образовательную деятельность, которая требует повышенную познавательную активность и умственное напряжение детей, мы проводим в первой половине дня. Для профилактики утомления детей сочетаем её с физкультурными, музыкальными занятиями.
В настоящее время, с введением ФГТ и в дальнейшем ФГОС ДОО, я в своей работе использую интегрированную образовательную деятельность, что способствует снятию стрессообразующих факторов в процессе работы, созданию ситуации успеха у каждого ребенка. Перерывы между образовательной деятельностью разного вида не менее 10 мин., это время можно заполнить малоподвижными играми, релаксацией, танцевальными движениями.
Наш детский сад является экспериментальной площадкой программы «Мир открытий» Л.Г.Петерсон
Дидактической основой организации работы с детьми в программе «Мир открытий» является система дидактических принципов.
1.Принцип психологической комфортности - создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов.
2.Принцип деятельности - новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми на предметной основе
3. Принцип минимакса обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка своим темпом
4.Принцип целостности - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
5.Принцип вариативности - умение осуществлять собственный выбор, предоставляется возможность выбора.
6. Принцип творчества - ориентировано на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности
7. Принцип непрерывности - преемственная связь между дошкольной подготовкой и начальной школой.
Данные принципы помогают педагогу сохранять и укреплять здоровье дошкольников.
В основе программы лежит системно-деятельностный подход, на ступени дошкольного образования – это технология «Ситуация», которая позволяет предотвратить утомление путем постоянной сменой деятельности и поз ребенка, использования различного рода игр, разнообразного дидактического материал, создания игровых ситуаций.
В свое практике в образовательной деятельности я использую:
1. Физкультминутки, динамические паузы, минутки здоровья, в которые включаю несколько упражнений, носящий игровой характер с целью создания возможности для кратковременного отдыха. Необходимо правильно выбрать время для проведения, иначе если физкультминутка проведена поздно, когда у детей уже наступает утомление, она не дает нужного эффекта.
2.Релаксацию – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний или физических усилий. Это особенно актуально в современном образовательном процессе, когда у детей идет активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
3.Пальчиковую гимнастику, которая развивает мелкую моторику рук, речь, повышает работоспособность коры головного мозга, развивает психические процессы у ребенка, снимает тревожность.
4. Дыхательную гимнастику. Дыхание является важным составляющим здоровья ребенка, от него зависит физическая и умственная деятельность. В образовательной деятельности использую отдельные упражнения, основанные на носовом дыхании. Важно научить ребенка дышать через нос, иначе он не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящихся в носоглотке.
5. Гимнастику для глаз. Глаза – один из важнейших органов, который надо беречь с раннего детства. В современной жизни это очень сложно. Телевизор, компьютер, а в старшем дошкольном возрасте и мобильный телефон - все это неотъемлемая часть жизни любого человека. Поэтому остро встает вопрос о сохранении зрения дошкольника. Зрительная гимнастика – замечательный помощник в борьбе за хорошее зрение. Главной задачей гимнастики для глаз у детей-дошкольников является формирование у малышей правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться. Регулярная гимнастика для глаз позволяет дать необходимый отдых глазам, повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. Кроме того, любой учебный материал усваивается более эффективно.
6.Так же использую нетрадиционные методы, например в изобразительной деятельности. Организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования является одним из способов, направленных на создание условий для эмоционального и творческого самовыражения ребенка. Нетрадиционные техники рисования играют важную роль в общем психическом развитии ребенка, развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук, в тоже время положительно влияют на развитие эмоций, сопровождающих процесс рисования, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы.
Таким образом, я считаю, что в современном мире, чтобы добиться результатов в сохранении и укреплении здоровья дошкольника, нужно этим заниматься не от случая к случаю, а в системе, включая оздоровительную работу в любой вид деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Массажер для спины своими руками Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа Дорожка здоровья для ребёнка своими руками Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада
Проект в подготовительной группе детского сада. Что за чудо эти книги | План – конспект образовательной деятельности для дошкольников старшей группы: В стране сказок
Опубликовано: 3234 дня назад (12 июня 2015)
Просмотров: 9286
+10
Голосов: 12
Татьяна Витальевна Акимова # 12 июня 2015 в 17:29 0
Здравствуйте Юлия Сергеевна! Замечательная статья.Да действительно, здоровье наших детей – это двойная ценность, потому что дети – самое дорогое, что у нас есть в жизни и мы обязаны сохранять и укреплять здоровье наших детей. Голос.
Юлия Сергеевна Пигалкина # 12 июня 2015 в 17:33 0
Спасибо
Ираида Витальевна Старцева # 12 июня 2015 в 21:53 0
Добрый вечер. Тема актуальна. Сама работаю по зож. Хотелось бы увидеть фотографии и описание мероприятия . что то интересное, новое.
Ольга Васильевна Яковлева # 12 июня 2015 в 21:57 +1
Спасибо за приглашение. Нужную и ценную статью Вы разместили. Очень хорошо, что делитесь своим опытом работы по проблеме сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Вами предложено большое количество оздоровительных и профилактических мероприятий. Материал достойный, заслуживающий внимания. Дальнейших творческих успехов! голос
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 12 июня 2015 в 21:58 +1
Спасибо за приглашение познакомиться с материалом! Солидарна с предыдущим комментарием, здоровье наших детей во многом зависит от нас взрослых.
Юлия Сергеевна, небольшой совет для будущих работ, прописывайте цель публикации, а также смелее используйте редактор. Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Светлана Владимировна Бобкова # 12 июня 2015 в 22:08 0
Здравствуйте Юлия Сергеевна! Спасибо за приглашение! Голосую за Вашу работу. Ваш материал очень полезен, так как здоровье деток в детском саду очень важная тема для всех нас. Здоровье сберегающая система стоит на ПЕРВОМ месте! Спасибо за статью.
Тамара Буланкина # 12 июня 2015 в 22:31 0
Юлия Сергеевна, спасибо за приглашение. Сохранение и укрепление здоровья дошкольника в образовательной деятельности актуальная тема. Спасибо, что поделитесь своим опытом . Примите мой голос! Дальнейших творческих успехов!
Вера Александровна Орехова # 13 июня 2015 в 09:51 0
Юлия Сергеевна, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с предложенной статьей. Интересно, полезно, познавательно. Думаю, многие педагоги воспользуются предложенной информацией по укреплению здоровья дошкольников.
Примите мой голос +1.
Желаю успехов и удачи!!!
Сидорова Зоя Григорьевна # 13 июня 2015 в 17:42 0
Юлия Сергеевна! В интересной форме Вы рассказываете о том, как прививать детям привычку к ЗОЖ. Все мероприятия направлены на оздоровление детей, на формирование основ здорового образа жизни и культурно-гигиенических навыков. Данный материал пригодится в работе многим педагогам. Я тоже обязательно использую в работе. Всего Вам доброго! Голос!
Зоя.
Надежда Леонидовна Макарова # 14 июня 2015 в 08:27 0
Юлия Сергеевна! Спасибо за приглашение. Интересный, познавательный материал. С удовольствием голосую!
Валентина Владимировна Рощина # 15 июня 2015 в 00:40 0
Очень интересная,нужная и всегда актуальная тема статьи!!!Ведь здоровье деток всегда должно стоять на первом месте у нас у взрослых.От меня голос!!!
Анна Иванова # 23 июня 2015 в 15:15 0
заботиться о здоровье наших воспитанников-прямая задача педагога. И поэтому описанные вами, Юлия Сергеевна, способы сохранения и приумножения здоровья ребят, крайне необходимы все нам. Мне, как визуалу, не хватило иллюстраций. Но и без них статья получилась информативной и содержательной.
С удовольствием возьму себе в копилочку предложенные вами мероприятия.
Ирина Анатольевна Князева # 8 июля 2015 в 21:15 0
Юлия Сергеевна! С вашего разрешения беру себе в закладки! Очень продуманный подбор материала. Спасибо что поделились своими наработками! С удовольствием голосую!
Надежда Александровна Ильина # 22 ноября 2015 в 12:07 0
спасибо!очень правильно и точно всё описано,именно воспитатель(дневная мама)заботится о малышах.