Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности

Конспект занятия для детей старшей группы компенсирующей направленности.
Автор Мамина Юлия Владимировна учитель-логопед
Место работы: МБДОУ № 475 г. Екатеринбург
Тема: Звуки [П] - [Б].
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить артикуляционные образы звуков [П] - [Б];
- закрепить понятия «звук», «буква», «гласные и согласные звуки»;
- закрепить обобщающие понятия «Мучные продукты», «Молочные продукты», «Мясные продукты»;
- закрепить образы букв П – Б.
Коррекционно-развивающие:
- закреплять навыки звукового анализа;
- развивать фонематический слух на данные акустические образы;
- закрепить умение делить слова на слоги;
- учить детей использовать в речи глаголы с приставками;
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки организованного поведения;
- воспитывать умение слушать логопеда и сверстников.
Оборудование: картинки молочных, мучных и мясных продуктов; каучуковые мячики по количеству детей; звуковые сигнальчики по количеству детей; сухой бассейн.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет молочные продукты, мясные продукты, мучные продукты.
2. Артикуляционная гимнастика:
• Губы крепко мы сжимаем,
Раз, два, три и расжимаем.
Дети сжимают губы, потом расжимают, произнося при этом звук [П].
• Губы снова мы сжимаем,
И как пушка постреляем.
Дети сжимают губы, потом расжимают, произнося при этом звук [Б].
3. Сообщение темы.
Логопед: Ребята, к нам сегодня пришел гость.
Деревянный озорник
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут? (Буратино)
Заходит Буратино.
-Здравствуйте, ребята. Я спешил к вам. Мне нужна ваша помощь!
Логопед: Что случилось Буратино?
Буратино: Мне дали задание в школе: найти лишний предмет, а я не могу справиться.
Логопед: Ребята, поможем Буратино?
Дети находят лишний предмет, объясняют свой выбор.
2 набора картинок:
1. Сметана, йогурт, булочка, кефир. (лишняя булочка, потому что это продукт, который сделан из муки, а все остальные продукты сделаны из молока)
2. Котлеты, пончики, колбаса, сосиски. (лишние пончики, потому что этот продукт сделан из муки, а все остальные продукты – из мяса).
Буратино: Спасибо, ребята. Без вас я бы точно не справился!
Логопед: Какие первые звуки в этих словах? ([П] - [Б]) Дайте характеристику звуков.
Дети дают характеристику звуков и подбирают нужные сигнальчики.
Логопед: Мы сегодня с вами будем слушать, и произносить звуки [П] - [Б]. Буратино оставайся с нами.
Под музыку входит Шапокляк, в руках у нее крыса (игрушка).
Логопед: Здравствуйте, а вы кто такая?
Шапокляк: Здравствуйте, разрешите представиться, Шапокляк!
Я веселая старушка,
Со мной всегда моя подружка.
Мы с Ларискою вдвоем
Замечательно живем!
Логопед: Ребята, а в имени Шапокляк, какой есть звук [П] или [Б]?
Шапокляк: А зачем вам нужно знать, какой звук есть в моем имени? (чтобы правильно написать твое имя)
Шапокляк: А Буратино что здесь делает?
Логопед: Ему нужна наша помощь. И мы вместе с ним повторяем звуки [П] - [Б]. Оставайся и ты с нами, Шапокляк, у нас очень интересно.
4. Изолированное произнесение звуков. «Речедвигательная ритмика»
Логопед: Давайте с нашими героями поиграем в игру «Послушай звук и покажи»
Дети, услышав звуки [П] - [Б], показывают их. (Звук [Б] - И.П. Руки согнуты в локтях, локти опущены. Кисти на уровне груди ладошками к себе. При произнесении [Б] слабо встряхивать кистями от себя, одновременно наклонить туловище вперёд (чтобы не надулись щёки).
Звук [П] - И.П. Руки согнуты в локтях, кисти на уровне диафрагмы собраны в кулаки. При произнесении [П] попеременно не резко опускать то один, то другой кулак).
5. Дифференциация звуков в слогах. «Речевая зарядка с мячиками»
Буратино: А я тоже хочу поиграть с ребятами. У меня есть мячик. (В руках у Буратино маленький каучуковый мячик) Что можно делать с мячиком?
Дети подбирают глаголы.
Буратино: А я умею «обнимать» мячик каждым пальцем. А вы умеете? Буратино раздает всем детям мячики, показывает упражнение с мячиком.
Мячик пальцем обнимаем,
Слоги дружно повторяем.
Дети «обнимают» каждым пальцем правой, а затем левой руки мячики и повторяют за Буратино слоги:
ПА-БА БО-ПО БЫ-ПЫ ПЭ-БЭ ПУ-БУ
ПА-БА-ПА БО-БО-ПО ПЫ-БЫ-ПЫ БУ-БУ-ПУ ПЭ-ПЭ-БЭ
6. Дифференциация звуков в словах.
Логопед: Давайте поиграем в игру «Будь внимательным».
Детям раздаются картинки, в названии которых есть звуки [П] - [Б]. Дети под музыку танцуют, когда музыка заканчивается, дети, у которых в руках картинки со звуком [П] встают за Шапокляк, а дети, у которых в руках картинки со звуком [Б], встают за Буратино.
Словарь: колбаса, паштет, лапша, бутерброд, суп, баранки, батон, булочка, бублики, компот, капуста, патиссон, репа, пастила.
7. Звуковой анализ.
Шапокляк: А я хочу загадать ребятам загадку:
Я снежная, я белая,
Меня ребята сделали,
Днём они всегда со мной,
Вечером идут домой.
Ну, а ночью под луной
Очень грустно мне одной.
(Снежная баба)
Логопед: Наши ребята умеют считать звуки в словах и составлять схемы слов.
Дети составляют схему слова БАБА. Определяют количество звуков и слогов в слове.
Затем логопед предлагает заменить звук [Б] в слове на звук [П]. Дети сравнивают полученные слова.
8. Работа с предложениями. Образование глаголов с приставками.
Логопед: Буратино очень любит прыгать и играть в мяч. Буратино буде показывать нам действия, а вы будете помогать – подбирать словечко: Что делает Буратино?
Дети подбирают слова-действия и повторяют предложения полностью.
Буратино на скамейку … запрыгнул.
Буратино со скамейки …. спрыгнул.
Буратино через скамейку …..перепрыгнул.
Буратино от скамейки ….отпрыгнул.
Буратино мяч вверх …. подбросил.
Буратино в корзину мяч …. забросил.
Буратино через кубик мяч … перебросил.
9. Закрепление образа буквы.
Шапокляк подходит с удочкой к бассейну и начинает ловить рыбу.
Логопед: Ты что делаешь, Шапокляк?
Шапокляк: Ловлю рыбу.
Логопед: Боюсь, что здесь ты рыбу не поймаешь. Это не речка, Шапокляк, это сухой бассейн для наших ребят.
Шапокляк: А для чего он нужен?
Логопед: Мы с ребятами очень любим играть: искать в бассейне разные предметы, цифры и буквы.
Шапокляк: А для чего вам это нужно?
Ответы детей.
Логопед: Сейчас ребята найдут в бассейне буквы, которыми мы обозначаем звуки [П] и [Б].
Дети выходят по очереди и находят в бассейне буквы П-Б.
Логопед:
Буратино: Мы тоже в школе изучали эти буквы. Я их даже умею писать. Буратино показывает буквы, которые он написал. (Буквы написаны штрихами)
Логопед: Но, Буратино, а почему твои буквы написаны не полностью?
Буратино: Ой, наверно, они стерлись! Что делать?
Логопед: Ребята, как нам помочь Буратино, ведь у нас нет ни ручек, ни карандашей? Но у нас есть в нашем бассейне семена арбуза и семена подсолнуха. Может быть, они нам смогут помочь?
Ответы детей.
Логопед: Какую букву мы выложим семенами арбуза? А какую букву мы выложим семенами подсолнуха?
Дети выкладывают буквы по контуру.

10. Подведение итога и оценка деятельности детей.
Логопед: Ну что, ребята, мы помогли Буратино? Какие звуки мы слушали и произносили вместе с Шапокляк и Буратино? Какими буквами мы обозначаем звуки [П]-[Б]? Ребята, давайте пригласим наших гостей на чаепитие. Чем мы угостим наших гостей? (На столе лежат приготовленные детьми угощения со звуками [П] - [Б]: пастила, баранки)
Дети приглашают гостей на чаепитие.

Используемые источники:
• Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М. 2008.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Конспект НОД в старшей логопедической группе Конспект занятия в старшей логопедической группе Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»

Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»

Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»

Дидактическая игра по развитию речи для детей 5-6 лет
Опубликовано: 674 дня назад (6 февраля 2015)
Просмотров: 1400
+1
Голосов: 1
Галина Васильевна Егорова # 7 февраля 2015 в 04:56 0
Познакомилась с вашей работой. Материал интересный и полезный для развития и коррекции произношения определенных звуков. Игровые моменты и присутствие сказочных персонажей усиливает интерес к занятию. Но хочу вам подсказать про оформление всех публикаций. Тема пишется с помощью шрифта-заголовка H1. Далее автор, должность, описание материала, цель, задачи. Цель пишется одна в имени существительном. Ваши цели - это задачи, о которых вы ничего не написали. В содержании урока нужно выделять главные слова: логопед, Буратино, Шапокляк, этапы занятия. Без этого очень трудно воспринимать текст. Содержание интересно. Учитывайте все советы в следующих публикациях. Примите первый голос.
Юлия Владимировна Мамина # 7 февраля 2015 в 09:07 0
Спасибо за Ваш голос. Учту в дальнейшем Ваши предложения.