Конкурсы для педагогов и детей

Развитие способностей к изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Формирование способностей к изобразительной деятельности у дошкольников.
Процесс создания и развития художественных способностей у детей интересует не только людей, приближенных к экспериментально-исследовательской деятельности в данной области, но и педагогов дошкольных организаций.
Немецкий педагог ХIХ в. Ф. Фребель придал большое значение развитию способностей к рисованию у ребенка. Ф. Фребель представлял рисование -как одну из задач развивающее - воспитывающего обучения человека. Немецкий ученый указывает причинно-следственные связи, например, правильное держание карандаша - «соразмеренное и свободное держание всей правой руки». Действительно, если в свободной деятельности ребенок держит корпус тела свободно, без напряжения, то это предлагает не отвлекаться от деятельности, ребенок развивается как в данном направлении, так и в опосредованном. Тем самым происходит развитие гармонии, внимания, памяти, кругозора, фантазии, происходит обогащение приобретенных навыков, в условиях перспектив внедрения новых жизненных желаемых образов. Фребель, считал, что « рисование обладает такой общей, всесторонней и решительной важностью в образовании человека, пренебрегавшее до сих пор к его ущербу в раннем детском воспитании». Тем самым можно сказать, что приобретение и усвоение умений и навыков рисования дает толчок для воображения и новизны в творческой деятельности.
С каждым годом все более проявляется интерес у государства, в чем и состоит государственный заказ, который педагогам дошкольных организаций приходиться осуществлять на основании и с помощью ФГОС.
Особое место среди работ детского рисунка находит отражение способностей к рисованию: возникновение, предпосылки, индивидуальная специфика воспроизведения, проявление характера, воплощение задуманного, понимание и расшифровка воспроизводимого, глубокий смысл.
В дошкольном возрасте, как правило, у детей проявляются задатки и интерес к деятельности, а именно сначала мы наблюдаем проявления в детском рисунке. Еще К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская в своих работах отмечали, что большой путь в своем развитии проходит человеческий индивид за первые шесть лет своей жизни. Действительно, если открыть биографии В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. К. Айвазовского, то можно уверенно говорить о ранних задатках к изобразительной деятельности.
Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает способности как « сложное образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности». В свою очередь такие ученые как Б.М. Теплов и В. С. Кузин говорили, что способности раскрывали не только знания, умения, но и появления именно в них тех психических образований, которые позволяют реализовывать способности, особенно такое проявление можно наблюдать у детей дошкольного возраста.
Что же такое способности? Отечественная наука трактует способности, как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. Изобразительная деятельность – творческая направленность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что индивидуальная направленность к развитию и формированию творческих способностей раскрывает более общие способности, которые успешно развиваются на базе творческого потенциала. Во- первых, мы наблюдаем успешный опыт прошлых лет у педагогов. Во-вторых, наблюдается успешное формирование личных качеств у дошкольников: активность, самостоятельность, успешность, воля, трудолюбие. Таким образом, «формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением всестороннего воспитания ребенка-дошкольника и подготовки его к школе, которая не сводится к обучению письму, но, как показывает исследование В. И. Слободчикова и его сотрудников, рисование благодаря его важному значению готовит детей к овладению деятельностью учения».
Литература:
1. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М. 2013.
2. Кузин В. С. Психология. – М., 1974.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.
4. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. Изв. АПН РСФСР. – Вып. II. М. 1947.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическое пособие для дошкольников Особенности развития детей дошкольного возраста Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Общение детей дошкольного возраста со сверстниками

Похожие статьи:

Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет

Развитие мелкой моторики у детей

Как научить ребёнка считать

Современные подходы к дошкольному образованию

Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников

Игра викторина по ПДД для детей старшей группы детского сада
Опубликовано: 157 дней назад (5 июля 2016)
Просмотров: 310
0
Голосов: 0
Юлия Владимировна Шевелева # 5 июля 2016 в 14:14 0
Формирование способностей к изобразительной деятельности является важным процессом в развитии полноценной личности.
Альмира Идрисовна Хамидулина # 6 июля 2016 в 09:56 +2
Добрый день,Юлия Владимировна! Вы представили нашему вниманию интересный и актуальный материал о формировании способностей к изобразительной деятельности у дошкольников.Но вы,видимо, забыли оформить начало публикации,не указали автора,цели и задачи! Желаю Вам успехов в дальнейшем!
Юлия Владимировна Шевелева # 8 июля 2016 в 11:04 0
Цель: Формирование способностей к изобразительной деятельности у дошкольников
Задачи:развитие способностей, склонностей, интересов каждого ребенка с учетом их возможностей;
направление и активизация творческих способностей детей через практическую деятельность.
Из практического опыта: Формирование способностей к изобразительной деятельности у дошкольников проявляется чаще всего в нетрадиционной технике рисования:
+ Пластилинография. Рисуем пластилином
+ Пальчиковая живопись. Рисуем пальчиками
+ Пуантилизм. Рисование ватными палочками, точечная живопись
+ Кляксография. Рисуем кляксы
+ Монотипия. Свобода рисования