Конкурсы для педагогов и детей

Конспект урока технологии, 6 класс. Производство ткани

Урок технологии в 6 классе
Тема урока: Производство ткани.
Цели урока:
Ознакомить учащихся с производством ткани и их структурой. Профессиями прядильщика и ткача.
Научить определять направление долевой нити и лицевую сторону ткани.
Развитие внимания ,наблюдательности.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала:
• Основные сведения о тканях и волокнах.
• Профессии прядильщика и ткача.
• Производство пряжи и её использование.
• Производство ткани.
• Нити основы и утка. Признаки определения нитей.
• Признаки определения лицевой и изнаночной сторон ткани.
• Полотняное переплетение.
3. Лабораторная работа: « Определение в ткани направления нитей основы и утка».
4. Подведение итогов занятия.
5. Д/з.
Учитель.
Текстильная промышленность нашей страны выпускает много разнообразных тканей, различных по составу, строению и отделке. Ткани отличаются по внешнему виду, свойствам и требуют разных приемов обработки, как в процессе шитья, так и при стирке и глаженье. По волокнистому составу ткани делятся на 4 группы: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые.
Далее учащиеся отвечают на вопросы, учитель, обобщая ответы учащихся, расширяет и углубляет полученные от них сведения.
• Как используют ткани в быту и на производстве? Что, кроме одежды, делают из ткани? (изготовление одежды, обуви, обивка мебели, игрушки, зонты, палатки, паруса, рюкзаки и т.д.)
• Из чего состоит ткань? (из тонких между собой нитей)
Итак, ткань состоит из нитей. Учащимся раздаются образцы тканей. Вынимая толстой иглой нити, дети могут рассмотреть, как они переплетаются между собой.
Учащиеся, распушив концы нитей, убеждаются, что каждая нить состоит из отдельных тонких волокон, перекрученных между собой.
Далее учитель знакомит учащихся с классификацией волокон. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические. К натуральным волокнам относят волокна растительного, животного и минерального происхождения. Волокна растительного происхождения – хлопок, лён, джут, конопля, кенаф.
Волокна животного происхождения – коконы тутового шелкопряда, шерсть животных.
К волокнам минерального происхождения относят асбест. Асбестовые нити и ткани используют как изолирующий материал.
Химические волокна – это волокна, созданные искусственным путем из древесины, нефти, природного газа и каменного угля.
Производство ткани.
Еще в глубокой древности человек научился соединять отдельные короткие и тонкие волокна в длинные нити – пряжу и делать из неё ткани. Чтобы изготовить пряжу, люди использовали волокна, которые могли получить в тех природных условиях, которые их окружали. Сначала это были волокна дикорастущих растений, потом шерсть животных, а затем волокна культурных растений – льна и конопли. С развитием земледелия начали возделывать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно. В дальнейшем ткани стали изготавливать из самых разнообразных волокон.
Производство ткани состоит из следующих операций: прядение, ткачество, отделка. Первым этапом в производстве ткани является получение пряжи из волокон.
Пряжа – это тонкая длинная нить, выработанная из коротких волокон путем их скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий.
Волокна, поступающие на прядильную фабрику – разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, а затем вытягивают в тонкую ровную непрерывную ленту. Эту ленту выравнивают и слегка перекручивают – получается ровница. На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. Цель прядения - получение длинной, равномерной по толщине пряжи. Готовую пряжу наматывают на шпули. На прядильной фабрике работают люди различных профессий. Основная профессия прядильного производства прядильщик. Прядильщики обслуживают одновременно несколько прядильных машин. Они ликвидируют обрыв ровницы и пряжи, меняют бобины, выполняют работу по уходу за оборудованием.
Пряжа поступает на ткацкую фабрику, где на ткацких станках вырабатывают ткань.
Ткань – это материал, который изготовляют путем переплетения нитей. Процесс получения ткани называется ткачеством. На ткацких станках работают ткачи. Они обслуживают одновременно несколько станков. Нити, идущие вдоль ткани, называют нитями основы. Нити, расположенные поперек называют нитями утка. С двух сторон ткани по долевой нити образуются неосыпающиеся края – кромки.
Кромка – неосыпающийся край ткани.
Определение в ткани направления нитей основы и утка.
Учитель. Умение определять направление нитей основы и утка имеет важное значение при раскрое ткани и шитье.
Нити основы можно определить по следующим признакам:
• по кромке (нить основы проходит вдоль кромки)
• по степени растяжения (нить основы растягивается меньше)
• по виду нитей (нить основы прямая, нить утка – извитая)
• по звуку (нить основы- звонкий при резком растяжении, нить утка – глухой).
Лабораторно – практическая работа: «Определение в ткани нитей основы».
2 образца ткани: один с кромкой, другой без неё.
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Ткань имеет две стороны – лицевую и изнаночную. Учащимся раздаются образцы тканей – гладкокрашеная, пестротканая, напечатанная, с гладкой поверхностью, с ворсовой поверхностью. Далее учитель объясняет: белая или гладкокрашеная ткань – снятая со станка имеет грязновато-серый или желтый цвет и шероховатую поверхность. Её подвергают отделке – опаливают, отбеливают. Пропитывают различными составами, красят. Все операции выполняют с лицевой стороны. Поэтому лицевая сторона ткани всегда более гладкая. На ней меньше узелков и ворсинок.
Таким же образом определяется лицевая сторона пестротканой ткани.
Напечатанная ткань. Рисунок на изнаночной стороне виден не четко. Потому, что рисунок наносят на ткань с лицевой стороны. Чем толще ткань, тем бледнее рисунок.
Показывая ткани с гладкой поверхностью (сатин, атлас) учитель объясняет, что ткани выработанные сатиновым или атласным переплетением с лицевой стороны имеют гладкую, блестящую поверхность. По этому признаку можно и определить лицевую сторону ткани.
Рассматривая образцы вельвета или бархата, объяснить, что у ворсовых тканей ворс длинный ,обычно расположен с лицевой стороны, а изнаночная сторона гладкая или имеет короткий ворс.
Признаки определения лицевой стороны:
• на лицевой стороне рисунок более яркий
• на лицевой стороне нет ворсинок и узелков
Лабораторно – практическая работа: «Определение лицевой стороны ткани».
Учащиеся работают в группах: определяют лицевую сторону в данных им образцов.
Учитель. Ткацкое переплетение – переплетение нитей основы и утка. Нити в ткани переплетаются в определенном порядке. Рассмотрим самый распространённый вид переплетения - полотняное. В полотняном переплетении основные и уточные нити чередуются через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, а также некоторые льняные и шелковые ткани.
Практическая работа: «Изготовление макета полотняного переплетения».
Подведение итогов занятия.
Вопросы:
• Из чего состоит ткань?
• По каким признакам определяют направление нитей основы 7
• Как чередуются нити в полотняном переплетении?
• По каким признакам определяют лицевую сторону ткани?
• Что такое кромка?
Домашнее задание.
• Доделать макет полотняного переплетения.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока технологии для 6 класса. Уход за одеждой Урок технологии в 6 классе. Юбки Интеллектуальная игра по технологии для девочек 5-6 классов Внеклассное занятие по технологии для 6 - 8 классов. Кулинарный поединок
Конспект урока биологии для 6 класса. Клеточное строение листьев | Классный час в 8 классе на тему: Здоровое питание
Опубликовано: 32 дня назад (5 ноября 2016)
Просмотров: 148
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Елена Александровна Самонкина # 5 ноября 2016 в 15:08 0
Юлия Владимировна спасибо за материал! Познавательная история о производстве ткани. Хотелось бы посмотреть макет полотняного переплетения. На какой возраст рассчитан урок?
Анна Владимировна Давлетгараева # 5 ноября 2016 в 16:21 0
Спасибо за материал! Очень полезный урок, познавательный для детей! Побольше хотелось бы иллюстраций!
Валентина Владимировна Уржумцева # 5 ноября 2016 в 18:49 0
Юлия Владимировна, хорошо и подробно описала процесс производства ткани и ее структуры. Здесь на лицо деятельность педагога по профориентации учащихся. Конечно же, профессии прядильщика и ткача не настолько интересна детям, как выбор будущей деятельности деятельности. Но после такой работы, возможно некоторые воспитанники пересмотрят свои предпочтения, а это уже хороший результат деятельности Юлии Владимировны.
Наталья Юрьевна Чернышова # 12 ноября 2016 в 17:59 0
Добрый вечер, спасибо за материал. Сейчас вновь стали обязательными уроки технологии во всех школах, лицеях и гимназиях. И Ваша работа очень актуальна.