Конкурсы для педагогов и детей

Развивающая среда групповой комнаты ДОУ

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ГРУППОВОЙ КОМНАТЫ ДОУ, КАК ФАКТОР, МОТИВИРУЮЩИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Юмшанова Ирина Филипповна,воспитатель, МБДОУ «Савинский детский сад», Карагайского района, Пермского края
Описание материала:Данная статья будет полезна воспитателям для формирования самостоятельной игровой деятельности детей.

Ведущей деятельностью ребенка младшего возраста является предметная, которая впоследствии перерастает в игровую. Оценивая предметную игру в младшем возрасте (от 2 лет до 2,5) некоторые показатели можно отнести к высокому уровню:это стремление к самостоятельности и сопровождение предметной деятельности речью.
Для формирования самостоятельной игровой деятельности мы проводим дидактические игры, как первоначальный метод обучения детей сюжетно – ролевой игре. Это умение ребенка взять на себя роль (как правило, мамы) выполнить правила игры, развернуть её сюжет.
В руководстве самостоятельной игровой деятельностью мы закрепляем знания, полученные ребенком на непосредственной образовательной деятельности.
Наблюдаем, чтобы с каждой игрушкой ребенок выполнял характерные для нее целевые действия, доводил их до результата. В дальнейшем добиваемся переноса усвоенных действий с одной игрушки на другую. Например, уложить спать можно не только куклу, но и матрешку, и мишку.
Для нас - педагогов организация игровой самостоятельной деятельности детей является наиболее сложным разделом работы, с одной стороны, он должен, не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой - научить играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает возрастные особенности развития ребенка.
Играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты все свободное время.Самостоятельная деятельность детей младшего возраста включает разные виды игр: сюжетно - отобразительные, подвижные, со строительным материалом, предметно-развивающие, рассматривание книг, картинок, элементарные практические трудовые действия в сенсомоторной зоне – «жизненные практики», попытки изобразительной деятельности.
Чтобы правильно организовать самостоятельную игровую деятельность детей, необходимо продумать и создать в группе условия для всех видов игры. В групповой комнате выделили игровые зоны, в соответствии с требованиями к предметно – развивающей среде - приказ №2151 «Об утверждении ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», опираясь на принципы:
- информативности, вариативности, полифункцилнальности, педагогической целесообразности, трансформируемости, учета полоролевой специфики, интеграции.
Игровой материал в этих зонах систематически обновляется и усложняется, в зависимости от поставленных целей. Мы хотим подробно рассказать о введении «деятельностного уголка», педагогическая система Мантессори называет их «жизненные практики». Весь игровой материал «практик» разместили на уровне глаз ребёнка в полной доступности, распределив по всем зонам группы. Каждый ребенок может самостоятельно действовать с предметами. С этими играми и пособиями дети начали играть после соответствующего обучения общим правилам и правилам каждой «практики». Подбор игрового материала подбирался с учетом программного материала, который они усваивают на играх - занятиях.
Инициативность ярче всего проявляется в предметной деятельности, игре - экспериментировании. Поэтому в зону «Экспериментирования» мы разместили такие «жизненные практики», как «варим кашу для Катюши и Андрюши»: разные виды мелкосемянной крупы, а так же горох, бобы, фасоль, ситечко, различные емкости для готового продукта, ворониа. На первых этапах дети наблюдали за деятельностью воспитателя на НОД – «Каша для Маши» - дети только усаживали куклу за стол, а затем при организации совместной деятельности – подключались один – два ребенка по приготовлению крупы для каши. И на заключительном этапе – дети самостоятельно готовят место, «рабочий инвентарь» и игра перерастает в сюжетно – ролевую игру «дом» - появляются повара или просто мамы и папы, которые готовят ужин или обед в зависимости от части суток.
К самостоятельной деятельности в так называемой сюжетно – ролевой игре «стирка в семье», нам тоже помогла «жизненная практика» после нескольких этапов подготовки и отработки различных отобразительных действий, мы в групповую комнату внесли макет – стойка для сушки белья - аналог оригинала, с веревками, прищепками, то дети начали сами стирать белье (носовые платочки) используя предметы – заместители (кубиками, брусочками) в качестве мыла. Тем самым мы решаем задачи сенсорного развития, подготавливаем к сюжетно - ролевой игре, коммуникативное взаимодействие.
«Жизеннная практика» - «Помоги тете Гале» - так мы ее назвали - превзошла все ожидания тем, что дети были готовы пользоваться веником постоянно, как только увидят малейшую крошечку мусора. Для данной практики необходимо: скорлупки от грецких орех, совки для мусора, ведро, выделенное место на полу в виде круга. На первоначальных этапах Галина Валентиновна – младший воспитатель, сметала грецкие скорлупки в центр круга нарисованного на полу, затем на совок и в ведро, весь инструмент убирала по своим местам. На следующем этапе, просила помощи в уборке скорлупок от грецких орех, а затем дети самостоятельно наводили порядок в доме.
В физкультурном уголке появились «лужи», через которые дети с удовольствием перепрыгивают. И уже нет необходимости поиска мотивов для отработки физического навыка «прыжки в длину»: растут дети – будут расти лужи.
Для снятия мышечного и эмоционального напряжения в уголке «строитель» разместили «дождик» - из грубого материала – клеенка детская и мягкого нежного – новогодний дождик, во время игр и после них, дети с удовольствием проходят полосу препятствия - «дождик».
Необходимо вовремя вносить изменения в игровую среду, т.к. для развития инициативной сюжетно - отобразительной и сюжетно-ролевой игры детей – должна быть особо организованная игровая среда, состоящая из индивидуальных игровых наборов, изменяющихся по мере развития игры, включающих все виды игрушек и также бросовый материал для использования в качестве игровых заменителей. Главным условием замещения одной игрушки предметом заместителем является не внешнее сходство, а возможность определенным образом действовать с ним.
В руководстве самостоятельной игровой деятельностью ребенка обязателен индивидуальный эмоционально-положительный психологический контакт взрослого с ребенком.Руководить игрой надо умело и тонко, учитывая индивидуальность, интересы и игровой опыт каждого ребенка. Необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, то есть поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами. Руководство не должно сводиться к формированию правил поведения, разрешению конфликтов и оцениванию деятельности.
Самостоятельная игровая деятельность отличается от непосредственной образовательной деятельности тем, что возникает по инициативе самого ребенка, а, следовательно, ему интересна и может быть особенно продуктивной.
Воспитатели должны играть совместно с детьми, усложнять деятельность, активизировать опыт детей с помощью проблемных ситуаций и наводящих вопросов.
Необходимо увеличить количество предметов из различного бросового материала и использовать их в совместных обучающих играх с детьми. Мотивация к игровой самостоятельной деятельности – ситуации:
- конфликтные, проблемные, напряженные.
Итак, самостоятельными являются те действия ребенка, в основе которых лежат элементарные формы детской игровой активности, проявляющиеся в поведении ребенка без дополнительных указаний взрослого в привычной для него обстановке, что возможно при условии специального показа, и предварительного обучения.
Библиографический список
1. Бабаева Т.И. Примерная ООП Детство. – СПб.: «Детство - пресс», 2011 – 292с.
2. Нищева Н.В.Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. - СПб.: «Детство - пресс», 2011, -134с.

Рекомендуем посмотреть:

Уголок дежурств в детском саду Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада Наглядное пособие для детского сада своими руками «Как накрыть на стол». Мастер-класс с пошаговыми ф Организация развивающей среды ДОУ

Похожие статьи:

Конспект самостоятельной деятельности в средней группе согласно ФГТ

Организация самостоятельной деятельности детей в условиях ДОУ с учётом ФГТ

Панно своими руками для оформления уголка природы в детском саду

Аэродизайн. Мастер-класс

Конспект познавательного занятия в средней группе | Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа
Опубликовано: 945 дней назад (5 мая 2014)
Просмотров: 4390
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Ираида Юрьевна Ляпунова # 5 мая 2014 в 20:12 0
Ирина Филипповна, представленный Вами материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Ведь процесс обучения дошкольников, проходит через все виды деятельности, поэтому важная роль отводится созданию предметно - развивающей среде, в которой малыш сможет закрепить свои знания, полученные ранее. Статья актуальна и значима! СПАСИБО!
Татьяна Николаевна Хусаинова # 5 мая 2014 в 20:17 0
Ирина Филипповна вы правы чем интереснее и разнообразнее развивающая среда в группе, тем интереснее и разнообразнее игры детей. Развиваются их самостоятельность, умение строить диалог, создавать игровую ситуацию. Вы просто Молодец. +1
Ольга Зайцева # 6 мая 2014 в 13:20 0
Спасибо за содержательную и познавательную статью. В данном материале вы представили интересные рекомендации по развитию игровой деятельности дошкольников, дополненные примерами из опыта работы. Интересный и полезный материал.