Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного урока по произведению Куприна «Слон», 4 класс

Конспект интегрированного урока «Волшебное лекарство» (по произведению А. И. Куприна «Слон») 4 класс
Описание материала: этот материал урока внеклассного чтения можно использовать по УМК «Школа России» или «Школа 2100» в 3, 4 классе. Данный конспект будет интересен молодым учителям начальных классов.
Цель: развивать навыки грамотного, выразительного чтения, умения анализировать прочитанное и делать выводы.
Задачи: создать ситуацию сопричастности, сочувствия, настроить на эмоционально-чувственное восприятие художественного текста и музыкального произведения, учить сопоставлять средства выразительности музыки и художественного произведения, формировать навыки исследовательской работы: умение строить предположения и вести доказательство.
Демонстрационный материал: фотография А.И.Куприна,книга А.И. Куприна «Слон», аудиозаписи «Прелюдия № 4» Фр. Шопена, «Слоны» из «Музыкального карнавала животных» Сенс-Санса, «Песня мамонтёнка» (Автор: Непомнящий Д., композитор: Шаинский В.), текст песни о мамонтёнке, цветные квадраты из картона.
Методические приёмы: беседа-диалог, активно-игровые технологии, групповые
технологии, анализ, подведение итогов.
Ход урока.
1.Организационный момент
Чтобы настроиться на работу, предлагается чистоговорка для тренировки артикуляционного аппарата:
Са-са-са - в лесу бегает лиса.
Со-со-со – у Вовы колесо.
Ос-ос-ос – на поляне много ос.
Су-су-су – было холодно в лесу.
Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

2.Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы будем изучать произведение писателя 19 века, о котором друг составил такие строки:
Спустился ты на дно морское,
Поднялся ты за облака-
Из четырёх стихий в покое
Огонь оставил ты пока!

- О ком эти строки?
- Послушайте некоторые сведения из биографии этого известного русского писателя. (О Куприне А.И. рассказывают заранее подготовленные дети)
- Какое произведение Куприна мы будем изучать? Дома вы самостоятельно познакомились с 1 и 2 частями произведения.
- К какому литературному жанру оно относится? Докажите. (Учащиеся вспоминают определение рассказа).
-История эта не совсем обычная. И в то же время, читая рассказ, мы понимаем, что это могло произойти на самом деле.
-Неужели слону удастся вылечить девочку? Как ему это удастся?
На эти вопросы мы попытаемся ответить в конце урока.
3.Работа над первой частью произведения.
Итак, перенесёмся в дом, где живёт девочка Надя с мамой и папой. Какая же обстановка царит в этом доме?
- Прочитаем отрывок (начало текста). А поможет воссоздать всю картину «Прелюдия № 4» Фр.Шопена.
(Чтение фрагмента под музыку до слов: «До свидания, сударыня!»)
- Поделитесь своими мыслями. Какое настроение создаётся у нас?
-Что помогло вам лучше представить картину в доме? (Музыка)
-Какими средствами выразительности сумел композитор передать настроение?
1.Тональность (лад)
2.Тип (песня, танец, марш)
3.Мелодия (темп)
4.Интонация (жалобный характер)
5.Сила звука. (Как звучала по силе? Всегда ли была одинаковой?)

-А если бы у вас были краски, то какими бы цветами передали это настроение?
(На доске выкладываются квадраты из цветной бумаги, соответствующие
настроению прочитанного отрывка).
4. Работа над 2 частью произведения.
-Родители переживают из-за болезни дочери?
-Прочитайте момент, как переживает папа. (Выборочное чтение)
-Отчего же заболела маленькая Надя?
(Ей было скучно, она страдала от одиночества)
-Девочка угасает с каждым днём от одиночества, чувства незащищённости.
-Но есть на свете такое же одинокое существо. Давайте споём о нём.
Исполнение песни «Розовый слон»
-Созвучна ли песня настроению девочки? (Да, ведь он тоже одинок, в его жизни бывают серые дни)
-Но однажды девочка просыпается немного бодрее, чем всегда. Она что-то видела во сне, но никак не может вспомнить, что именно, и смотрит в окно и внимательно на маму.
5. Работа в группах.
- Что происходит, когда девочка вспоминает сон?
Чтение отрывка по ролям в группах.
- Задаю вам сложный вопрос: «Почему девочке захотелось увидеть именно слона?» Какое странное желание!(Ей нужен большой друг, защитник).
Давайте и мы с вами попробуем представить себя силачами.
Физкультминутка «Силачи»
Исходное положение - руки свободно опущены, голова наклонена вперёд. Согнуть руки, локти в сторону, пальцы сжать в кулаки, голову и туловище выпрямить. Расслабив мышцы, вернуться в исходное положение.
6. Работа над 3 частью произведения.
- Через 2 часа папа сидит в зверинце и смотрит за выступлением животных
Чтение за ведущим (учителем)
- Чем отличается выступление слона?
Выборочное чтение.
- Как отреагировал хозяин – немец на просьбу Надиного отца?
- Но почему немец уступил?
- В чём трудность доставки?
На доске написаны меры веса и размер:
аршин-71 см
пуд -16 кг 38 г
высота слона – 4м
длина – 3 м 55 см
вес – 7 т

- Как Надя ждала слона?
- А теперь давайте попробуем представить слона.
Поможет в этом музыка.
Прослушивание музыки Сенс-Санса «Слоны» из «Музыкального карнавала животных»
-А теперь прочитаем, как описывает слона Куприн.
Чтение по 1 предложению отрывка (по алфавиту)
- Как вы думаете, почему в тексте дано такое подробное описание слона?
- Какие отношения складываются между девочкой и слоном?
- Что происходит с девочкой?
- Меняется ли наше настроение? Как?
Итак, наступил вечер.
- Какие впечатления остаются от встречи у девочки и у слона?
Перечитывание отрывка.
- Кем стали девочка и слон? (Друзьями)
Недаром говорится:
Нет друга - ищи, а нашёл – береги.
Чтение пословицы, записанной на доске.
7. Вывод.
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока:
- Сумел ли слон вылечить девочку?
- Как же ему это удалось?
(Он стал другом. А настоящий друг – это большое счастье.)
- С каким настроением читаем окончание рассказа?
- Какие краски (цвета) надо взять теперь?
(Цвета радости, жизни. Не надо падать духом и отчаиваться).
А для вас лучший друг- мама. Маленький слонёнок (мамонтёнок), хотя и ищет маму, но не падает духом. Он знает, что обязательно найдёт маму – своего лучшего друга.
Исполнение песни мамонтёнка из мультфильма
8. Итог урока.
Какой вывод можно сделать после чтения произведения А.Куприна?
Домашнее задание:составить 2 вопроса по содержанию рассказа.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и искусству в 4 классе Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву

Опубликовано: 3741 день назад (21 января 2014)
Просмотров: 11266
0
Голосов: 0
Ксения # 11 января 2015 в 12:54 0
Замечательный урок! Спасибо!