Конкурсы для педагогов и детей

Конспект занятия в начальной школе. Права детей

Занятие по курсу "Права ребенка" для детей 6-8 лет
Автор: воспитатель Петухова Жанна Викторовна МКДОУ Бугалышский детский сад №2 с. Средний Бугалыш
Тема: "Права детей"
Заметка: занятие ориентировано на младший школьный возраст, но можно адаптировать и для старшего дошкольного возраста.

Цель: 1. Познакомить учащихся с международными документами, касающимися защиты прав, формировать вдумчивое и ответственное отношение к процессу защиты своих прав; уделить внимание понятию обязанности и ответственности.
2. Развивать аналитическое и критическое мышление.
3. Воспитывать вдумчивое отношение и уважение к правам других.
Оборудование: набор карандашей, "Сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка", жетоны, "Живое право. Книга для преподавателя".
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Разминка.

- Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах - капитаны. (Учитель раздает количество карандашей, часть - у себя).
- Игра началась! (Дети приходят в замешательство. Учитель через 30 с удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету.)
- Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо).
- Снова играем! ( Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителей).
- Что вам не понравилось в ходе игры?
- Почему вам показалась игра нечестной?
- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?
Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными. Они не должны меняться по ходу игры. ( На доске появляются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство).
-Как вы думаете, почему наш урок мы начали с игры?
Что наша жизнь – игра… И на уроках права вы знакомитесь с самыми важными правилами этой игры - законами. Именно закон отвечает этим требованиям (ясность, четкость, стабильность, равенство). Закон регулирует все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.
- Составьте словосочетание со словом « право».
- Как называется основной международный документ по правам человека? ( Всеобщая декларация прав человека)
- А обладают ли дети такими же правами и свободами, что и взрослые?
- Необходим ли специальный документ по защите прав детей? Почему?
- Такие документы существуют сегодня, это и есть тема нашего урока.

3. Сообщение темы урока.
- Мы приступили к изучению нового раздела - "Права детей". Наш первый урок посвящен международным документам о правах детей.
4.Объяснение нового материала.
- Итак, мировое сообщество руководствуется специальными документами по защите прав детей:
1)Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)
2) Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)
Декларация ( с лат. "провозглашение"),
Конвенция ( с лат. "соглашение").
- Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Более 130 стран, включая Россию,приняли всю серьезность документа. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является Конвенция. Именно Конвенции мы уделим особое внимание на уроке.
- Итак, Конвенция - очень серьезный документ, адресованный правительствам государств. Чтобы он не оказался слишком трудным, попробуем сами предугадать, что в нем может содержаться.
- Прежде всего, выясним, кого в Конвенции признают ребенком? (Лицо от рождения до 18 лет)
(На доске учитель схематично изображает ребенка)
- Предлагаю определить, что необходимо ребенку для нормальной жизни, т. е. потребности. (Еда, друзья, школа, семья и т. д.)
- Очевидно, что эти потребности перечислены в Конвенции как основные права детей.
Все права можно разделить на 3 группы:
Обеспечение (право на имя, гражданство, медицинский уход и т. д.).
Защита (от вовлечения в военные действия, экономической и других видов эксплуатации и т. д.).
Участие (свобода речи, мнений, религий, языка и т. д.)
- Сейчас вы получите "Сокращенный вариант Конвенции" и будете работать в группе. Вашу работу я буду оценивать по следующим критериям: активность, дисциплинированность, быстрота и правильность ответов. Итак, у вас три минуты, чтобы выяснить, какая из статей является, по вашему мнению, приоритетной.

5. Работа по группам.

6. Проверка работы групп.
Учитель обязательно оценивает работу групп и коротко комментирует ответы.

7. Закрепление изученного материала.
- Как вы себя чувствуете? Как температура?
А сейчас предлагаю измерить температуру прав человека в вашей школе, не удивляйтесь. На листочке бумаги считайте только баллы, отвечая на вопросы. Внимательно прослушайте каждое из высказываний и укажите, насколько точно оно применимо к коллективу вашей школы.
Шкала оценки:
1-никогда,
2-редко,
3-часто,
4-всегда.
1) В моей школе учащимся обеспечена безопасность и личная неприкосновенность.
2) В моей школе одинаковые мероприятия для всех.
3) Члены коллектива моей школы станут выступать против дискриминации, унизительных действий и высказываний.
4) Когда возникают конфликты, мы решаем их сообща.
5) В дисциплинарных вопросах каждому учащемуся гарантировано справедливое и беспристрастное отношение при определении наказания и вины.
6) Никто не посягает на мое персональное имущество или место.
7) Коллектив моей школы охотно принимает учащихся, преподавателей, персонал разных национальных культур.
8) Членам коллектива моей школы предоставляется достаточное время для отдыха в течение учебного дня в нормальных условиях.
9) Учащиеся имеют возможность принимать участие при разработке правил своей жизни.
Максимально возможная температура -36 градусов "прав человека".
- У кого от 20 до 36? В нашем случае хорошо, чтобы температура была близка к 36.
- Как вы думаете, почему результат низкий?
- От кого зависит температура прав человека в школе?
- Многие ошибочно полагают, что знать свои права достаточно. Необходимо помнить, что там, где права, там и обязанности и ответственность. По мере вашего взросления объем и соотношение прав и обязанностей, прав и ответственности будет меняться. Поэтому, заявляя о своих правах, будьте внимательны, ведь ваши права заканчиваются у кончика вашего носа. Чтобы улучшить правовую атмосферу в классе, семье, школе, надо помнить о правах других людей, об ответственности за свои поступки и о своих обязанностях.
Это и будет вашим домашним заданием.

8. Домашнее задание.
В рабочих тетрадях составьте список своих обязанностей.

9. Итог занятия
- Назовите основные международные документы по правам ребенка?
- В чем разница Конвенции и Декларации?
- Кого в Конвенции считают ребенком?
- Назови основные права, которые предусмотрены в Конвенции?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Надеюсь, что вы всячески будете способствовать соблюдению прав детей. А на сегодняшнем уроке вы реализовали главное свое право - право знать о своих правах.
- Занятие окончено.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?» Познавательное развлечение для младших школьников «Разгадай загадку» Сценарий внеклассного мероприятия по теме: «Мы тоже имеем права», 2-4 классы

Похожие статьи:

Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»

Воспитательная работа в начальной школе

Ученическое самоуправление в начальной школе

Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе

Интересная информация для младших школьников

Конспект НОД в средней группе детского сада
Опубликовано: 898 дней назад (19 июня 2014)
Просмотров: 5906
+16
Голосов: 16
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 19 июня 2014 в 23:21 +2
Жанна, очень познавательное занятие. Вы знакомите учащихся в игровой форме с очень ценной информацией, которая им пригодится в дальнейшем. Уходя с вашего занятия, ребята запомнят многое: Конвенция о правах ребёнка, Конвенция, Декларация, а ведь многие взрослые этого. к сожалению не знают. Уделять внимание гражданскому воспитанию школьников почётно! Голосую!
Маргарита Александровна Гришина # 19 июня 2014 в 23:53 +2
Жанна Викторовна,спасибо за приглашение на просмотр занятия.Тема очень нужная и важная,дети должны знать о документах,в которых говорится о защите их прав.Необходимо развивать критическое мышление не только к чужим поступкам,но и к своим,уважать права других.И правильно замечено в конспекте занятия,что по мере взросления будут меняться права и обязанности детей,они оканчиваются у их кончика носа,следует быть ответственным за свои поступки и помнить о своих обязанностях.Вы логично продумали ход занятия,в процессе которого дети проходят через этапы,где происходит формирование устойчивых понятий об отношении к процессу защиты своих прав,а также аналитически решаются жизненные случаи конфликтных ситуаций,когда дети приходят к логическим выводам правильных решений.Хороший конспект занятия,главное актуальный.+1
Регина Сириновна Сабирзянова # 20 июня 2014 в 00:47 +2
Жанна Викторовна! Защита прав детей в современном мире - тема актуальная. Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Вы преподнесли материал таким образом, что ни один ребенок не останется безучастным, каждый возьмет для себя нужное. Голос! +1!
Надежда Александровна Волоковых # 20 июня 2014 в 05:29 +2
Жанна Викторовна прекрасный материал. Детям ваше занятие будет интересным и необходимым. Творческих Вам успехов!!!
Жанна Викторовна Петухова # 20 июня 2014 в 05:37 +1
спасибо всем за комментарии)))
Светлана Алексеевна Шевченко # 20 июня 2014 в 11:34 +2
Жанна Викторовна, посмотрела Ваше занятие по правам ребёнка, материал такой полезный и необходимый, знание своих прав важно, а так же знание обязанностей, которые добавляются по мере взросления человека.Ознакомление с Конвенцией и Декларациями по правам ребёнка,а так же Конституцией очень нужно, и Ваша разработка даёт полезный материал для изучения этой темы. Желаю Вам дальнейших успехов и удачи!!!! v Мой голос Вам +1.
Фанзиля Рашитовна Валиева # 20 июня 2014 в 11:52 +4
Жанна Викторовна! Вы в игровой форме знакомите учащихся с международными документами, касающимися защиты прав. Это очень важно. В современном мире дети должны знать свои права и обязанности. Актуальный, последовательно разработанный, хороший конспект занятия.Голосую+1
Наталья Александровна Михайлова # 20 июня 2014 в 12:55 +4
Здравствуйте, Жанна Викторовна! Сразу скажу, что мне показалось, что занятие для детей 6 лет будет сложным! Ведущей деятельностью в этом возрасте является игра, а здесь, все таки, материал по теме на более возрастную аудиторию! Но, Вы, молодец! Нашли компромисс- дети и поиграли, и поработали!Желаю творческих идей и в дальнейшем!
Евгения Петровна Шохтина # 20 июня 2014 в 14:14 +4
Жанна Викторовна, материал такой полезный и необходимый, знание своих прав важно, а так же знание обязанностей, которые добавляются по мере взросления человека.Ознакомление с Конвенцией и Декларациями по правам ребёнка,а так же Конституцией очень нужно, и Ваша разработка даёт полезный материал для изучения этой темы. Мой голос
Ирина Вячеславовна Некрасова # 20 июня 2014 в 14:56 +4
Жанна Викторовна, очень интересное и нужное у Вас получилось занятие! Я отметила его ценность не только в том, что дети должны знать о своих правах, помнить и о своих обязанностях, а то, что ко всему этому они приходят сами через цепочку логических заключений при решении конфликтных ситуациях. Мне импонирует еще и то, что ни один ребенок. при проведении такого занятия,не остается безучастным! Спасибо огромное за предоставленный материал! Мой голос +1
Александр Семенович Жбанов # 20 июня 2014 в 20:27 +5
Очень интересное мероприятие. Дети чувствуют себя частью общества, государства, знакомятся серьезными документами, проявляя далеко не детские чувства ответственности, знания прав и обязанностей. Вы молодец, спасибо!
Ирина Юрьевна Ручина # 24 июня 2014 в 20:20 +5
Жанна Викторовна! Очень интересное и познавательное занятие. Вы знакомите учащихся в игровой форме с очень ценной информацией, которая им пригодится в дальнейшем. На сегодняшний день дети должны знать свои права и обязанности. Спасибо за предоставленный материал. УМНИЦА!!! Отдаю свой голос.+1!!!