Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим. Старшая группа

Конспект НОД для детей 5-6 лет по ознакомлению с окружающим. Тема: «Мы прилетели»
Старшая группа
Описание. Предлагаю вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию старших дошкольников на тему «Мы прилетели». Данный материал будет полезен воспитателям детских садов для занятий с детьми дошкольного возраста. Разработка поможет воспитателям более эффективно закрепить знания детей о перелетных птицах. Непрерывная вовлечённость детей в игровой процесс сохранит их внимание и интерес на протяжении всего занятия, а также укрепит стремление к познавательной деятельности.
Цель:
1.Закрепление знаний о перелетных птицах (их название, об условиях, необходимых для их возвращения в родные края; об их образе жизни весной).
2.Познакомить детей с особенностями построения стай птиц во время перелета.
3.Развивать наблюдательность, умение схематично отражать свои представления о взаимосвязях в природе, рефлексия у детей.
4.Создать у детей эмоционально-положительной настроение в совместной деятельности.
5.Воспитывать умение любоваться красотой и пением птиц.
Средства:
- игрушка «Карлсон»,
- ширма для кукольного театра,
- схемы построения птиц во время перелета,
- шапочки птиц,
- картинки с изображением разных видов гнезд,
- мультимедийная техника,
- светофорики,
- фломастеры,
- листы бумаги для составления схем 6*12 см,
- фигуры растений, животных для фланелеграфа,
- заготовки квадратов разного цвета 20*20 см,
- фланелеграф,
- конфеты в красном, зеленом фантиках
Способы:
- игровой персонаж, рассказ воспитателя,
- художественное слово,
- моделирование,
- дидактические игры,
- беседа, вопросы,
- наглядные пособия,
- «светофор»,
- мультимедийная техника
Мотивация:
В гости пришел Карлсон для того, что бы уточнить знания детей о перелетных птицах.
Рефлексия у детей:
Подвести детей к осознанию целостности полученных знаний, обеспечить формирование умений критически оценивать собственную деятельность.
У педагога:
Дети усвоили полученные знания, осмысление результатов собственной деятельности.

Ход занятия
Слышится ШУМ ПРОПЕЛЛЕРА
В: что за шум?
Д: Пылесос, самолет, ветер.
(На ширме появляется «Карлсон»
В: Да это наш любимый Карлсон
Д: Здравствуй, Карлсон. Мы по тебе очень скучали.
В: Что случилось, Карлсон? Ты уже давно к нам не прилетал. И вид у тебя какой то испуганный, встревоженный.
Карлсон: Я к вам, как всегда за помощью. На крыше моего дома, да и на соседних, творится что-то необычное. Много птиц шумят, обгоняют друг друга, носят в клювах веточки, соломинки. Что же происходит?
В: Не переживай, Карлсон. Сейчас в природе происходит много изменений. Ведь пришла Весна.
Карлсон: Ах, уже Весна пришла? А как вы узнали, что пришла Весна.
В: Расскажите, ребята, Карлсону о признаках Весны. Но только стихами (показ слайдов на мульмедийной технике).
Дети читают перекличку:
1 ребенок:
Отшумели все метели
И морозы не трещат,
С крыш закапали капели
И сосульки вряд висят
2 ребенок:
Что ли сутки по минутке
День длинней – короче ночь.
3 ребенок:
Солнце землю пригревая
Гонит с нашей горки лед
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет.
4 ребенок:
Синее небо - синее тени
Синие реки сбросили лед;
5 ребенок:
Синий подснежник
Гость наш весенний
На синей проталинке
Смело растет;
6 ребенок:
Из-под сучьев и ветвей
Вылез первый муравей
По тропинке тащится,
На друзей таращится
7 ребенок:
Свистит мухоловка
Верба зацветает
Божья коровка на небо вылетает
8 ребенок:
Грач прилетел, Весну встречай.
К: А какие птицы прилетают Весной?
В: Охотно тебе назовем.
Д: Грачи, скворцы, жаворонки, стрижи, журавли, гуси, утки, ласточки.
К: Хорошо, я всех заполнил и хочу поиграть в игру «Помоги дорисовать действием».
Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх, если назову зимующую – хлопнуть в ладоши.
Дети встают в круг и поют:
«Друг за другом мы идем,
Дружно весело поем.
Надо думать не зевать,
Только верно рисовать».
(Карлсон называет птицу:
Сорока, ласточка, соловей, грач и т.д. Дети соответственно выполняют действия).
В: Карлсон, ты живешь высоко на крыше и наверное, замечал, что во время полета птицы придерживаются определенного порядка, так им удобнее и легче лететь.
К: Да, мне интересно наблюдать, как летят птицы, но кто как летит не знаю, а хотел бы узнать.
В: Ребята, а вы когда- нибудь замечали, как летят птицы, когда возвращаются в родные места?
Дети не знают.

В: Сейчас я вам расскажу и покажу рисунки – схемы построения стай птиц во время полета.
(На фланелеграфе выставляю поочередно схемы, сопровождаю рассказом)
Журавли летят клином (углом); цапли и гуси – шеренгой; утки выстраиваются в линию, а некоторые стаи уток летят в виде полой дуги; а скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей.
К: Ребята, а почему птицы Весной прилетают?
В: Дети, мы с вами это уже знаем. Составьте схему и расскажите по ней: почему птицы весной возвращаются в родные края.
Проходите за столы, а кто-то поработает у доски. Кто хочет?

Дети составляют схему рисуя фломастерами:
Солнце, растения, насекомые.
Один ребенок работает с карточками у доски и составляет рассказ по схеме «Наступила Весна». Солнце пригревает землю, по этому тает снег, появляется трава, распускаются листочки на деревьях. А раз появились трава, молодые листочки, то начинают из укрытий выползать насекомые, которые будут питаться растениями. Вот теперь можно и птичкам прилетать, так как для них есть корм: и растения и насекомые.
В: Ребята, кто согласен с ответом товарища, покажите это «светофориком».

Если ребенок согласен с ответом товарища, показывает на «светофоре» зеленый свет, а если нет – красный.

К: Я самый умный мужчина на свете. Но не могу понять: как птицы летают, ведь у них нет вот такого пропеллера как у меня.
В: Ребята давайте объясним Карлсону как птицы летают (показ слайда Строение птицы).
Д: Тело птиц покрыто перьями. Не будь у них перьев, они не смогли бы летать. Перо у них легкое, воздушное. Птицу в воздух поднимают крылья. Птицы машут крыльями и летят. Птицы легки потому что кости у них заполнены воздухом. Все птицы хорошие летуны.
К: Теперь я знаю почему птицы летают. А зачем же они строят гнезда?
Д: Гнезда нужны птицам, что бы вырастить и выкормить птенцов.
В: Хочу сказать, что гнезда у птиц разные. Вот сейчас мы с Карлсоном проверим: знаете ли вы птичьи гнезда? Поиграем в игру «Найди свой домик» выбирайте понравившуюся маску птицы. Летать будите под музыку, а с ее концом надо будет найти домик и занять его.

Дети надевают маски птиц и под музыку свободно «летают» по группе; под конец музыки находят гнездо соответственно маске.

В: Кто живет в этом домике?
Д: Я, деревенская ласточка. Построила себе гнездо под крышей дома.
В: А эта птичка чей домик заняла?
Д: Я, скворец. Мне человек построил скворечник.
В: Вообще-то скворцы живут в лесу, в дуплах. Но так как они приносят большую пользу человеку в садах и огородах, люди стали строить им скворечники.
К: Хорошо. За свой домик я теперь спокоен. Но уж очень шумно весной от птичьих песен. От радости что ли они поют.
В: Не совсем так, Карлсон. Объясните, дети, почему птицы поют Весной.
Д: Птицы говорят: «Это мой участок, а ты селись рядом или чуть дальше».
Или будущий папа нашел место для гнезда и сообщает об этом будущей маме. Когда птицы обзаведутся семьями умолкают и птичьи голоса.
В: Хотите послушать пение птиц? (Прослушивание пения птиц в грамзаписи)
Дети свободно рассаживаются на ковре
В: Пение каких птиц вы услышали?
Д: Кукушка, соловей, жаворонок.
К: И все равно, вот вы так много знаете о птицах так рады их прилету, а может они и не нужны совсем.
В: Ребята, докажите Карлсону, что птицы нужны. Вот картинка, где в природе все как всегда. Уберем птиц, что тогда случится?
Работа с фланелеграфом.
Дети:

1. Опустошатся поля, сады, огороды, луга; появится много насекомых и грызунов.
2. Без птиц – санитаров леса, появятся много заболеваний у животных; животные погибнут.
3. Чайки, утки не перенесут икринки рыб из болотных озер – не будит много рыб.
4. Не кому будет разносить пыльцу цветов, ягод, трав.
В: Какая получилась картина?
Д: Грустная, тревожная.
В: Да, конечно, без птиц очень грустно. Я предлагаю сделать птиц из бумаги способом «оригами» и украсить картину.
Дети конструируют птиц.
В: Вот мы и вернули птиц в природу, какая сейчас получилась картина?
Д: Веселая, радостная, живая.
В: А сейчас мы с вами споем песню «Птичий хор»
Дети под музыкальное сопровождение исполняют песню.
Карлсон благодарит детей за рассказы о птицах.
В: Давайте на прощание угостим Карлсона конфетами, конфеты в зеленом фантике - если ты любишь природу и хочешь что бы наша планета была красивой. Конфеты в красном фантике – для тех, кто к природе относится не совсем бережно
Дети сами выбирают конфеты и угощают Карлсона.
В: А почему ты взял конфету в зеленом (красном) фантике?
В: Дети я рада, что вы так много знаете о птицах, и думаю, что вы будете беречь и охранять их. Станете настоящими друзьями природы.

Рекомендуем посмотреть:

НОД для детей старшей группы: Культура и традиции мордовского народа Конспект НОД по рисованию в старшей группе на тему: Зима НОД в старшей группе. Знакомство с днями недели Модель программы ознакомления старших дошкольников а с творчеством Конашевича
Участник №63 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 августа по 15 ноября 2015 года
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим во 2 младшей группе
Опубликовано: 3108 дней назад (15 сентября 2015)
Просмотров: 1817
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Наталья Григорьевна Дмитриева # 15 сентября 2015 в 18:16 0
Зинаида Александровна добрый вечер! Познакомилась с конспектом Вашего занятия. Очень интересно!Последовательное и логически правильно построенное занятие. Удачно введен игровой персонаж ( дети всегда стараются, когда нужно кого - то " поучить").Большое внимание уделяется развитию логического мышления( работа со схемой, вопросы, требующие установления причинно- следственных связей). Много познавательного материла и игры тоже подчинены теме занятия. Я с удовольствием отдаю Вам свой голос и желаю успехов в конкурсе
Наталья Петровна Лапеева # 26 октября 2015 в 20:39 0
Зоя Александровна,здравствуйте! Прочитала Ваш конспект. Прекрасное занятие для старших дошкольников! Вы даете детям много интересной информации. Большая предварительная работа, проведенная Вами по подготовке к этому занятию дает детям возможность продемонстрировать свои знания о птицах. Очень интересный прием с использованием сказочного персонажа. Думаю,дети получили массу положительных впечатлений от такого интересного занятия. Мой голос Вам!Успехов!