Конкурсы для педагогов и детей

Конспект открытого урока по музыке для учащихся 3 класса

Конспект открытого урока по музыке для учащихся 3 класса  по теме «Развитие образа Снегурочки в поэзии и в музыке»

Автор: Золотарева Ольга Владимировна, учитель музыки МОУ СОШ № 26, г.Орехово-Зуево.
Описание материала: Предлагаю вам конспект открытого урока по музыке для учащихся 3 класса  по теме «Развитие образа Снегурочки в поэзии и в музыке». Данный материал будет полезен учителям музыки и искусства.
Тема урока: «Развитие образа Снегурочки в поэзии А.Н. Островского и в музыке Н.А.Римского-Корсакова»
Цель урока: показать развитие образа Снегурочки в поэзии и в музыке великих русских людей.
Художественный материал:
1.Вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
2.Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась»
3.Ария Снегурочки « С подружками по ягоды ходила»( видиофрагмент)
4.Сцена таяния Снегурочки (видиофрагмент)
5. портреты  Н.А.Римского - Корсакова; А.Н. Островского; В.М.Васнецова
6. репродукция картины В.М.Васнецова «Снегурочка»
7. А.Островский  пьеса « Снегурочка»  отрывок «Благополучие –великое слово»
8. Г. Струве « Весенняя песня»
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками  3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь.
Итак, «Конец зиме, пропели петухи,
           Весна-Красна спускается на землю.
           Полночный час настал, сторожку Леший
           Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!»
/Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», появляется картина В.Васнецова «Снегурочка»/
«Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли?живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры- меня с собой возьмите.»
/музыка затихает/
Учитель:  В какую же весеннюю сказку мы попали?
Дети: Сказка «Снегурочка»
Учитель: на прошлом уроке мы начали знакомство с этим персонажем. Давайте вспомним, кто автор сказки, музыки, картины?
Дети: Александр Николаевич Островский, Николай Андреевич Римский-корсаков, Виктор Михайлович Васнецов.
/портреты  А.Н. Островского, Н.А.Римского-Корсакова, В.М.Васнецов/
Учитель: А.Островский во вступительной ремарке к пьесе поясняет, действие происходит в стране берендеев в доисторические времена. Само имя «Берендей» Островский не выдумал: под старинным городом Переяславлем -Залеским доныне существует Берендеево болото, на месте которого, по преданию было Берендеево царство. Кого же мы видим в этом царстве?
Дети: народ, Леля, Снегурочку, которую отец Мороз и мать Весна-Красна отпустили к людям.
Учитель:  Что заставило Снегурочку пойти на землю к людям?
Дети: людские песни, песни Леля.
Учитель: Ребята,  а кто такой Лель?
Дети: Лель- один из персонажей древнерусских мифов, юноша 15-17 лет, пастушок. Лель-голос природы, голос лета. Он несет в себе тепло Солнца. Лель дарит людям добро, свет, он приносит в этот мир любовь.
Учитель: Да, не случайно в хороводных песнях о любви встречается такая припевка: «Лель мой, Лель мой, лёли, лёли, Лель»
Учитель: Сегодня, мы с Вами разучим одну из песен Леля, которая называется «Туча со громом сговаривалась»
/Разучивание первого куплета третьей песни Леля «Туча со громом сговаривалась»/
Учитель: Эта песня построена на интонациях р.н.п, хотя и композиторская. Какой жанр этой песни?
Дети: хороводно-плясовая.
Учитель: Давайте послушаем, как этот персонаж оживает в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
  /видиофрагмент третьей песни Леля «Туча со громом сговаривалась»/
Учитель: Какова роль Леля в судьбе Снегурочки?
Дети: Песни Леля привлекли Снегурочку, ее потянуло к людям.
Учитель: Давайте вспомним, какую Снегурочку нам показал композитор в начале оперы?
            /Слушание Арии Снегурочки « С подружками по ягоды»
              Из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»/

Учитель: Какую Снегурочку нам рисует музыка?
Дети: Веселую, беззаботную, Снегурочка-сказочный персонаж и в ее музыке тоже что-то сказочное. Музыка волшебная, зимняя
Учитель: есть ли признаки того, что она причина людских несчастий?
Дети: никаких причин нет. Красивая, милая, беззаботная, радостная.
Учитель: Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее,  и люди уж не так относятся к друг к другу. Вот как об этом говорит сам царь Берендеев.
/Зачитываю отрывок: «Благополучие-велико слово!...»/
Царь
Благополучие-велико слово!
Не вижу я его давно в народе,
Пятнадцать лет не вижу.
Наше лето
Короткое, год от года короче
Становится, а вёсны холодней-
Туманные, сырые, точно осень,
Печальные. До половины лета
Снега лежат в оврагах и лядинах.
Из них ползут туманы по утрам,
А к вечеру выходят злые сёстры,
Трясучие и бледные кумохи,
И шляются по деревням, ломая,
Знобя людей…
Сердит нас Ярило.
Бермята
Царь премудрый,
За что б ему сердиться?
Царь
В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте;..
Короче, друг, сердечная остуда
Повсюдная,-сердца охолодели,
И вот тебе разгадка наших бедствий
И холода: за стужу наших чувств
И сердится на нас Ярило-Солнце
И стужей мстит.
Учитель: Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…Как вы думаете?
Дети: нет, она милая, беззаботная.
Учитель: но есть что-то, что отличает портрет Снегурочки от того же Леля?
Дети: есть внешняя красота, но нет тепла.
Учитель: Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки. Давайте вспомним, кто отказался от дружбы с ней?
Дети: Купава, Лель.
Учитель: а Снегурочка понимала, что она не такая как все, как те люди, к которым она стремилась? Понимала  ли она, почему ее покидают друзья?
Дети: Да
Учитель: Если она злой персонаж, если в ней зло, то, как она должна поступить?
Дети: Мстить людям. Ведь у нее есть для этого все возможности, она же дочь Дед Мороза. Могла обратиться к Морозу с вьюгами, к ее лесным сторожам-Лешим.
Учитель: Но как поступает Снегурочка, к кому идет?
Дети: к матери Весне-Красне.
/Читаю отрывок разговора Весны и Снегурочки «Снегурочка, дитя мое, чего тебе не достает?-Любви»!...»/
Снегурочка, дитя мое, о чем
Мольбы твои? Великими дарами
Могут тебя утешить на прощанье .
Последний час Весна с тобой проводит,
С рассвет дня вступает бог Ярило
В свои права и начинает лето.
Чего тебе не достает?
Любви!
Кругом меня все любят, все счастливы
И радостны; а я одна тоскую;
Завидное мне чужое счастье, мама .
Хочу любить – но слов любви  не знаю,
И чувства нет в груди; начну ласкаться-
Услышу брань, насмешки и укоры
За детскую застенчивость, за сердце холодное…,
Учитель: Что же Снегурочка просит?
Дети:Любви
Учитель: Что происходит со Снегурочкой после этого?
/отрывок «Ах, мама, что со мною?..»/
Ах, мама, что со мною? Какой красой
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусту зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!
Разлив зари зыбучими волнами
Колышется.
Дети: мать наделила ее силой любви и она увидела вдруг все по- другому
Учитель: что она увидела?
Дети: Зленый лес, озеро, небо
Учитель: Но ведь Снегурочка 15 лет все это видела изо дня в день. Что же с ней случилось?
Дети: Она готова к любви, влюбленный человек все видит по-другому
Учитель: но какая опасность подстерегала Снегурочку в ее новом состоянии души?
Дети: могла растаять
Учитель: И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять.
Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент прощания с жизнью, Снегурочку? Должен ли измениться ее музыкальный портрет?
Дети: Да
/видиофрагмент сцены таяния Снегурочки./
Учитель: Почему изменился образ Снегурочки.
Дети: Изменилась ее душа
Учитель: От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа.
Учитель: можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?
Дети: Да.Нет.
Учитель: Я вам предлагаю вспомнить слова царя Берендея прозвучавшие в начале урока. Что происходит в Берендеевом царстве? Почему у людей остуда?
Учитель: Да. Ведь она нарушила естественное течение в жизни. Ведь не должно быть в природе союза Мороза и Весны. Погибла Снегурочка, растаяла, причина бед Берендеев исчезла, восстановилось равновесие в природе?
Дети: Да.
Учитель: Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца.
Учитель: Мудрость А.Н.Островского и Н.А.Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.
Музыка-это искусство способное растопить даже самое ледяное сердце.
И закончить сегодняшний урок мне хочется радостной, светлой песней о весне, о солнце, о звонких ручьях композитора Г.Струве на слова К.Ибряева «Весенняя песня». Давайте исполним ее.
                          /Исполнение «Весенней песни Г.Струве/
Учитель: на этом наш урок закончен. Спасибо. До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Праздник «День Независимости». Сценарий Конспект урока для 1 класса по теме «Царевна Лебедь и царевич Гвидон» Музыкальный ринг для старшеклассников "Классика и современность" Как повысить мотивацию к обучению школьников на уроках музыки

Похожие статьи:

Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе

Конспект урока музыки в 3 классе

Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет

Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского

Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика

Опубликовано: 1039 дней назад (3 февраля 2014)
Просмотров: 8005
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!