Конкурсы для педагогов и детей

Материал для речевого развития дошкольников

Дидактические материалы для развития речи дошкольников
Тема: «Овощи»
1. Развитие мелкой моторики.
Левая рука:
Вырос у нас чесночок,
(Дети разминают указательный палец)
Перец, томат, кабачок,
(средний палец)
Тыква, капуста, картошка,
(безымянный палец)
Лук и немного горошка.
(мизинец)

Правая рука:
Овощи мы собирали.
(разминают мизинец)
Ими друзей угощали,
(безымянный палец)
Квасили, ели, солили,
(средний палец)
С дачи домой увозили.
(указательный палец)
Прощай же на год,
Наш друг-огород.
(машем - пока)  

«У Лариски две редиски»
У Лариски - две редиски,
У Алешки - две картошки,
А у Вовки - две морковки,
А у Петьки - две редьки.
***
Повторяй за мной зарядку.
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква — вот, а вот — томат.
Здесь — капуста, здесь — салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.      

Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.  


Игра «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием
Высматриваем огурцы.
Вытянуть шею (вдох ртом).
Наклонить голову вперед вниз (выдох носом).
«Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Что мы видим слева, а что - справа?
Посмотреть направо — увидеть «помидор»,
посмотреть налево — увидеть «тыкву».
Поворачи¬вать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).

3. Мимические упражнения
Чистим и едим лук.  От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное  пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

4. Артикуляционные упражнения
Стручок фасоли.
Изобразить створки фасоли.
Челюсти в спокой¬ном состоянии (счет «раз», «два»).
«Стручок лопнул» - движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
Пришли дети в огород, от удивления от¬крыли рот, увидев огромную тыкву.
Широ¬ко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести »).
Толстячки – худышки.
Изобразить овощи на гряд¬ке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»;  
Лук, чеснок,  стручок гороха и другие — «худышки» (втянуть щеки)
Лопата.
«Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.
Копаем картошку.
Кончик языка поднимать и опускать, закры¬вая то верхнюю, то нижнюю губу.
Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок.
Широко открыть рот, накрыть «широким» языком верхние зубы. Опустить язык за ниж¬ние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде.
Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.
Игра «Я — не я».
Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку», «Я сварю компот из капусты» и т. д. Дети отвечают: «И я, и я!» или «Не я, не я!».

5. Развитие дыхания
Разговоры овощей.
Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надо¬ело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

6. Речевая зарядка
Огорченные овощи.
«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох.
Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах».
Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!»
Морковь: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не выдер¬гивает!»
Картофель: «Ой! Ой! Ой! Меня никто не копает!»

Театр пальчиков и языка (сопряженная гимнастика)
1. Однажды пальчики пошли на огород: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным.  Язык двигать вверх-вниз.
2. Подошли к огороду.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить.
Рот открыт, язык свободно положить на нижнюю губу.
3. В огороде растут помидоры.
Ладони ребрами тесно прижать друг к другу, пальцы выпрямить, большие пальцы поднять.  Язык высунуть и напряженно тянуть к нёбу.
4. Помидоры соберем в корзину.
Пальцы рук переплетены «корзинкой». Язык - «чашечкой».

7. Выразительные движения
Сажаем огород.    
Выполнять действия в соответствии с содержа¬нием текста.
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.
Уборка урожая.
Показать: вы срезаете капусту, копаете картофель, выдергиваете морковь и свеклу, лущите фасоль и горох.

Рекомендуем посмотреть:

Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста Ранняя диагностика речевого развития детей Игры и игровые упражнения для обучения правильному дыханию дошкольников Консультация для родителей ДОУ. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Похожие статьи:

Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Что такое диагноз ЗРР?

Истоки дарования детей на кончиках пальцев

Конспект НОД в средней группе «Осень – рыжая подружка»
Опубликовано: 989 дней назад (19 марта 2014)
Просмотров: 3760
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!