Игра. Брейн-ринг «Символы российского государства» для 9 классов

Интеллектуальная игра для 9 класса

Цель: формирование у обучающихся патриотизма, чувства гордости за свой народ, страну.

Задачи:

1. Формирование уважения обучающихся к государственным символам.

2. Развитие познавательных интересов, расширение знаний об истории государственной символики РФ.

Оформление: плакаты с изображением государственных герба и флага России.

Музыкальное сопровождение: аудиозапись Государственного гимна РФ.

Ход брейн-ринга

В брейн-ринге принимают участие две команды учащихся девятых классов.

Вступительное слово ведущего.

Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета - главные отличительные знаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Имеет свои государственные символы и Россия.

Символы государства - это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнаётся во всём мире. Эти символы несут на себе огромную, идеологическую, правовую, социально-политическую нагрузку. Герб, флаг и гимн имеют свою собственную историю. В своём развитии они прошли долгий путь, в них заложен глубокий смысл, их создателями двигали прекрасные и добрые идеи.

Наше сегодняшнее мероприятие посвящено государственным символам России. Без их почитания, без знания их истории, без понимания заложенного в них смысла невозможно социальное и личностное становление юного гражданина России.

Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. А сегодня мы постараемся расширить и углубить наши знания и представления о них.

I этап. Государственный герб России

1. Что означает слово «герб»?

Ответ. Понятие «герб» происходит от немецкого слова «егЬе» - «наследство», «наследие». Он является знаком отличия отдельных родов, городов, областей и важнейшей эмблемой государства. Герб изображается на флагах, монетах, печатях.

2. Что такое «геральдика» и когда она впервые появилась, каковы её задачи?

Ответ. «Геральдика» - это наука о гербоведении, о том, как правильно составить и «прочитать» герб, истолковать изображенные знаки, фигуры и цвета.

3. Когда и где появились первые гербы?

Ответ. Изображения на щитах рыцарей, напоминающие гербы, появились в конце XI века в Европе. Изображения гербов как отличительных знаков рыцарей, королей, баронов первоначально появились на щитах, а затем на верхней одежде рыцарей, попонах коней и флагах.

Ведущий. А теперь обратимся непосредственно к истории возникновения нашего отечественного герба.

4. Когда появился герб в Московском государстве? Что он собою представлял?

Ответ. Герб в Московском государстве появился при Иване III после избавления от монголо-татарского ига и принятия Иваном III титула «Государь всея Руси».

Вооружённый всадник, который расположен на печати Ивана III, означал древнее происхождение своего владельца, в сознании русских людей ассоциировался с правителем Руси - князем, великим государем. Это очень распространённый символ в западноевропейской геральдике. Только значительно позднее всадника, поражающего змия, стали называть Святым Георгием Победоносцем. Это изображение закреплено за Москвой и Московским государством с XIV века.

5. Когда впервые появилось изображение двуглавого орла как символа Российского государства?

Ответ. Впервые двуглавый орел появился на российском гербе при Иване III в XV веке, когда московский князь Иван III Васильевич женился на византийской принцессе Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора. Этот символ был знаком преемственности религиозных и государственных ценностей Византии. Двуглавый орел позволял русским государям считать себя, свой род потомками древнеримских правителей. Это укрепляло престиж Российского государства.

Ведущий. Каждый государь Руси считал своим долгом внести изменения в герб. При первом царе династии Романовых в герб внесли три короны. При Алексее Михайловиче в лапах орла появились символы царской власти - скипетр и держава. Позднее на крыльях орла появились гербы российских земель.

6. Что представлял собой российский герб при Иване IV Грозном?

Ответ. Российский герб при Иване IV - это двуглавый орёл с одной короной, на груди которого появился древний московский герб - всадник, поражающий копьём змия.

7. Какое изображение орла принято в современной России?

Ответ. Золотой двуглавый орел расположен на красном геральдическом щите. Орел увенчан двумя малыми коронами и одной большой короной, они соединены лентами. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий копьем дракона.

II этап. Государственный флаг России

1. Что такое флаг? Каково происхождение этого слова?

Ответ. Слово «флаг» (flagg) немецкого происхождения.

Это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенных размеров и цветов, иногда с изображением на нём герба, эмблемы.

2. Какие разновидности флагов вы знаете?

Ответ. На протяжении мировой истории существовало огромное разнообразие знамен и флагов - политических, религиозных, национальных, боевых.

3. Что такое государственный флаг?

Ответ. Государственный флаг - это официальный символ власти, олицетворяющий суверенитет государства.

4. Какой вид имели знамена в Древнерусском государстве?

Ответ. Славянские знамена имели вид шеста с закрепленным на нём куском яркой ткани. Они назывались стягами. Постепенно размеры полотнища увеличивались, с принятием христианства на них стали помещать изображения креста и святых.

5. Было ли единое знамя для всего Русского государства в период Средневековья?

Ответ. Московские князья, а затем государи России использовали разные знамена, но передаваемого по наследству не было. Особенно популярны были знамена красного, лазоревого, зеленого цветов.

6. Когда впервые в государственной символике появился бело-сине-красный флаг?

Ответ. Вопросом о флаге пришлось впервые заниматься царю Алексею Михайловичу, когда возникла необходимость решить, какой флаг поднять на первом русском корабле «Орел», построенном на реке Оке. Вопрос был далеко не праздным, так как флаг на корабле позволяет определить его принадлежность к тому или иному государству. В результате большой длительной работы было решено остановиться на этих цветах - белом, синем и красном.

7. Каково содержание указа Петра I от 1705 года?

Ответ. В 1705 году Петр I издал указ, по которому бело- сине-красный флаг стал флагом торговых судов России, эту дату считают датой рождения будущего государственного трехцветного флага.

8. Когда окончательно был решен вопрос о государственном флаге и государственных цветах России?

Ответ. Этот вопрос был окончательно решен в царствование Николая II, последнего российского императора.

29 апреля 1896 года Николай II повелел объявить национальным флагом бело-сине-красный флаг. Это был поистине русский символ для сплочения всех категорий населения.

9. Что означают цвета российского флага?

Ответ. Геральдические значения цветов флага таковы:

белый - мир, чистота, благородство;

синий - честность, верность, безупречность;

красный - сила, смелость, неустрашимость.

10. Когда был возвращен российский трехцветный флаг?

Ответ. В августе 1991 года российский триколор снова введен как государственный флаг Российской Федерации, а 22 августа была установлена памятная дата - День государственного флага.

III этап. Государственный гимн России

1. Что означает слово «гимн»?

Ответ. Слово «гимн» в переводе с греческого означает «хвалебная, торжественная песнь», чаще всего религиозного содержания. В новое время появились национальные и государственные гимны, прославляющие короля, страну, народ. Гимн - это музыкально-поэтическое произведение.

2. Какой гимн существовал в России до Октябрьской революции?

Ответ. Гимн «Боже, царя храни» был утвержден Николаем II в 1833 году и исполнялся вплоть до 1917 года.

3. Кто авторы хорошо всем известного гимна СССР?

Ответ. С. В. Михалков и Г. Эль-Регистан - авторы стихов,

А. В. Александров - автор музыки.

4. Когда впервые он прозвучал?

Ответ. Этот гимн впервые прозвучал по радио в новогоднюю ночь 1944 года.

5. Какое музыкально-поэтическое произведение является в данный момент гимном Российской Федерации? Кто его автор?

Ответ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 22 марта 2001 года Государственным гимном России является музыкально-поэтическое произведение на музыку А. Александрова и смодифицированным, современным текстом С. Михалкова.

6. В каких случаях исполняется гимн Российской Федерации?

Ответ. Гимн России исполняется в особо торжественных случаях: при вступлении в должность президента, руководителей субъектов Российской Федерации, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении торжественных мероприятий, церемоний воинских ритуалов, спортивных соревнований.

Заключительное слово ведущего.

Символы современной России были приняты накануне XXI века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества. Двуглавый орел гордо парит над Россией уже более пяти столетий. Герб отражает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к современной России. Бело-сине-красный флаг России был поднят на первых кораблях Российского флота три столетия назад.

А мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и ВМФ освобождали нашу страну от фашистских захватчиков. Гимн стал предвестником Великой Победы советского народа над фашизмом.

Эти государственные символы достались нам в наследство от предков, воплотили в себе историю нашего народа и нашего отечества.

Мероприятие завершается.

Звучит Государственный гимн Российской Федерации.

Жюри подводит итоги игры.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Символы России», 5 класс

Интеллектуальная игра: Творчество Пушкина, 9 класс

Брейн-ринг. Сценарий для 7-9 классов

Интеллектуальная игра, 8-9 класс

Интеллектуальная игра для 9 класса

Екатерина Витальевна Семиколенова # 25 ноября 2015 в 12:11 0
хороший материал, к такому мероприятию я делала презентацию, чтобы дети видели как все менялось, даже устраивали викторину на внимательность
Светлана Алексеевна Шилкина # 9 февраля 2016 в 18:31 0
Согласна с Екатериной Витальевной, что дополнить мероприятие хорошо было бы презентацией. А в целом хорошее мероприятие, соответствует цели и задачам.
Анна Владимировна Долгова # 2 апреля 2016 в 18:41 0
поддерживаю коллег к этому материалу очень нужна презентация, а так материал очень хороший
Наталья Викторовна Курилова # 20 ноября 2016 в 20:35 0
Как-то пришлось заниматься с учениками для участия в конкурсе "Я - гражданин России".Одна ученица написала сказку "Сказка о стяге Российском".Очень много узнала интересного. В этой публикации нет "изюминки".