Игра для учащихся начальной школы. Григорий Остер

Игра для младших школьников «Детский писатель», посвященная творчеству Григория Остера

Ход игры

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Ведущий. «Здравствуй, уважаемый Ребенок!

К тебе обращается детский писатель. Меня зовут Григорий Остер. Как зовут тебя, я не знаю, но я догадываюсь. И еще я догадываюсь, что тебе хочется услышать какую-нибудь сказку. Если я правильно догадываюсь, тогда слушай. А если я догадываюсь неправильно и тебе не хочется слушать сказку, тогда не слушай. Сказка никуда не денется, она тебя подождет. Приходи, когда захочешь, и ты услышишь ее всю от начала до конца.

Но ты, уважаемый Ребенок, все-таки не очень задерживайся, а то станешь взрослым, и тебе будет уже не так интересно слушать сказку про слоненка, мартышку, удава и попугая».

Так начинает свою самую знаменитую сказку «Зарядка для хвоста» (желательно показать книгу) один из самых знаменитых российских детских писателей Григорий Остер, большой любитель и мастер весело делать прививки от разных «детских болезней», спасая детей от глупости и жадности, лени и жестокости. (Внимание детей обращается на портрет писателя.)

II. Рассказ о жизни писателя.

Ведущий. Григорий Остер родился и вырос в Ялте около теплого моря, в семье моряка, а в армии он три года плавал матросом по холодным морям.

Так как Григорий Остер все детство просидел у мамы в библиотеке и прочитал все книги, он решил стать писателем, закончил Литературный институт и в 1974 году написал книжку очень взрослых стихов. Но однажды он сделал гениальное открытие: оказывается, взрослые произошли от детей, понял, что для взрослых писать ему неинтересно, и начал писать для детей, которых надо не только кормить, одевать, но и любить, беречь и помогать им стать умными, добрыми, честными, смелыми. И с помощью книг тоже.

Дети сразу и безоговорочно полюбили героев Григория Остера, симпатичных, сообразительных, живых.

Вернемся к героям книжки «Зарядка для хвоста».

ЗАРЯДКА ДЛЯ ХВОСТА

«Слоненок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слоненок и попугай слушали и смеялись. Или слоненок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слоненок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. И всем было весело».

Давайте познакомимся с этими героями поближе. (Желательно показать картонных героев). Какими качествами они отличаются?

• Слоненок? (Очень вежливый.)

• Попугай? (Очень умный.)

• Удав? (Очень длинный.)

• Обезьянка? (Непоседливая, живая, заботливая.)

И все они еще маленькие. Они только начали изучать мир, они учатся жить друг с другом в дружбе и согласии. Давайте это делать вместе с ними!

III. Инсценировка фрагментов произведений Г. Остера.

СЦЕНКА «ЗАРЯДКА»

Однажды попугай ходил по Африке и увидел мартышку, которая карабкалась на высокую финиковую пальму. Она долезала до середины ствола и очень быстро съезжала вниз.

Попугай. Катаешься?

Мартышка. Лезу!

Попугай. Если ты лезешь, почему же ты катаешься?

Мартышка. Сама не понимаю! Мне хочется фиников, и я лезу вверх. А получается - вжик - вниз!

Попугай. Так-так... А ну, покажи мускулы! Все ясно! Мускулы никуда не годятся!

Мартышка (с обидой). Почему это не годятся?

Попугай. Слабые. Чтобы залезть на высокую пальму, нужны сильные мускулы!

Мартышка (с испугом). А у меня других нет. Только эти.

Попугай. Чужие мускулы тебе не помогут! Надо укреплять свои. Нужны спортивные упражнения!

Вместе.

Упражненье началось!

Ноги вместе! Руки врозь!

Раз, два, три, четыре!

Ноги выше! Руки шире!

Игра «Крепкие ли ваши мускулы».

Ведущий. Давайте проверим, крепкие ли ваши мускулы. Кто из участников поднимет гантели от плеч вверх 10 раз? (Варианты: кто отожмется от пола 10 раз или 10 раз покачает пресс?)

СЦЕНКА «ИГРА В ПРОБЛЕМЫ»

Слоненок и попугай играли в проблемы. Это такие специальные загадки. Слоненок ставил проблему, а попугай их разрешал. Или не разрешал. Когда как.

Слоненок. Попугай, как ты думаешь, сколько тут орехов нападало?

Попугай. Куча! Целая куча нападала.

Слоненок. А сколько нужно орехов, чтобы получилась куча?

Попугай. Куча - это когда много.

Слоненок. А много - это сколько?

Попугай. Много - это много.

Слоненок. Давай все-таки разберемся! Десять орехов - это куча?

Попугай. Да! Десять орехов - это куча!

Слоненок. Три ореха - это куча?

Попугай. Три - это не куча.

Слоненок. А девять?

Попугай. Девять - куча!

Слоненок. А пять?

Попугай. Не куча!

Слоненок. А семь?

Попугай. Куча.

Слоненок. Ну, а шесть орехов - это куча или не куча?

Попугай. Нда!

Слоненок. Значит, «много» от «мало» никак не отличить?

Попугай. Да нет, отличить можно.

Слоненок. Как?

Попугай. Очень просто. Мало - это когда все съел и еще хочется. А много - это когда уже больше не хочется.

Игра «Веселые задачи».

Ведущий. А теперь мы с вами вслед за героями будем устно решать веселые математические задачи.

Подарил утятам ежик

Восемь кожаных сапожек.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят? (4.)

 

Как-то раз в лесу густом

Еж построил себе дом.

Пригласил лесных зверей –

Посчитай их поскорей.

Два зайчонка, два лисенка,

Три веселых медвежонка,

Два бельчонка, два бобра.

Называть ответ пора! (11.)

 

Три кричалки, две сопелки,

Три пыхтелки, две шумелки

Мишка Винни сочинил,

Только восемь позабыл

И поэтому Сове

Он исполнил только... (две!)

 

Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Еж, барсук, енот, косой,

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел –

Он считать-то не умел.

Помоги ему скорей –

Посчитай-ка всех зверей! (6.)

СЦЕНКА «ВОСПИТАННОЙ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО!»

Однажды наши герои решили заняться своим воспитанием.

Удав. Сегодня мы с вами будем заниматься воспитанием. Мартышка, если я сейчас сорву и дам тебе очень спелый банан, что ты сделаешь?

Мартышка. Съем! Сначала скажу «спасибо», а потом съем!

Удав. Ну что ж, ты поступишь, как вежливая мартышка! Но вежливость - это еще не все воспитание! Хорошо воспитанная мартышка сначала предложит банан товарищу!

Мартышка. А вдруг он его возьмет?!

Попугай. Непременно возьмет!

Мартышка. Нет! Воспитанной быть не интересно!

Удав. А ты попробуй! Попробуй!

Мартышка. Слоненок, ты ведь не очень любишь бананы, правда?

Слоненок. Нет, почему же? Я их довольно сильно люблю.

Мартышка. Да? Ну, тогда - на!

Слоненок. Спасибо! Попугай, бери! Это тебе!

Попугай. Спасибо! Удав! Прими от меня этот прекрасный спелый банан!

Удав. Я принимаю его от тебя с глубокой благодарностью! Мартышка, возьми этот банан!

Мартышка. Я поняла! Поняла! Воспитанной быть очень интересно! Просто замечательно! Ты что-нибудь кому-нибудь предложишь, тебе кто-нибудь что-нибудь предложит! Красота!

Вместе. Если никому ничего ни для кого не жалко - это действительно красота.

Игра «Да - нет».

Сейчас мы тоже будем играть в воспитанных детей. Решите сами, когда нужно говорить «да», а когда - «нет».

• У меня в кармане всегда есть носовой платок. - Да.

• В автобусе я всегда уступаю место пожилым людям. - Да.

• Я всегда мою руки перед едой. - Да.

• Я завидую ребятам, которые курят сигареты. - Нет.

• Мой любимый напиток - пиво. - Нет.

• У меня всегда аккуратно подстрижены ногти. - Да.

• Я громко смеюсь на улице. - Нет.

• Свою правоту я всегда доказываю кулаками. - Нет.

• Я открываю дверь и пропускаю девочек вперед. - Да.

• Я здороваюсь со своим знакомым вечером, даже если виделся с ним утром. - Да.

• Я извиняюсь, если нечаянно толкнул кого-то. - Да.

• Я знаю дни рождения мамы, папы, бабушки и дедушки. - Да.

• Я вмешиваюсь в разговоры взрослых. - Нет.

• Дома у меня есть обязанности: сходить за хлебом, погулять с собакой. - Да.

• Я говорю маме «спасибо» за вкусный обед. - Да.

• Я прошу расческу у своей подруги. - Нет.

• Во время спора я стараюсь перекричать всех. - Нет.

• На моем книжном столе полный беспорядок. - Нет.

• Каждый день я мою посуду. - Да.

IV. Григорий Остер и «Петька-микроб».

Ведущий. У Григория Остера пять детей и жена Майя, которая по совместительству является главным редактором журнала «Ералаш» и передачи «Спокойной ночи, малыши». Несмотря на большое количество забот, Григорий Остер остается веселым человеком. Он все знает. Он знает, как писать книги, как зарабатывать деньги, как эти деньги тратить на вещи, которые не ломаются. А если что-то все-таки сломалось, он знает, как это починить. Не было случая, чтобы он не мог ответить на вопрос. Любой вопрос - про звезды, про пылесос, про Наполеона. Не случайно Григория Остера называют одним из самых интересных и образованных людей нашего времени и дружбой с ним гордятся многие замечательные писатели, среди которых Генрих Сапгир и Эдуард Успенский.

Поэтому ничего удивительного нет в том, что Григорий Остер написал очень смешную и научно-познавательную сказку про микробов и назвал ее «Петька-микроб».

ПЕТЬКА-МИКРОБ

Герои сказки, микробы, жили в капле воды и поэтому вечно ходили... мокрые. И были они очень маленькие, а микроб Петька был из них самый маленький, потому что еще не вырос.

Оказывается, микробы бывают разные. Бывают вредные, а бывают, наоборот, полезные. Петька, а также целая куча его родственников были полезными микробами. Например, старший брат Петьки работал на молокозаводе. Вместе с другими микробами он сидел в большом котле и делал из молока простоквашу. Как-то маленький Петька ухитрился и сделал из молока вкусный кефир. За это его назначили начальником кефирного цеха.

Ученые изучали микробов с помощью микроскопа: «Какие интересные микробы!» Но получалось так, что с другой стороны микроскопа микробы тоже изучали ученых: «Какие интересные ученые!» А Петька смотрел-смотрел на самого младшего научного сотрудника и вдруг показал ему язык. А младший научный сотрудник не растерялся и тоже Петьке язык показал. За что оба получили взбучку.

У Петьки был друг Ангинка. Ангинка жил в третьем стаканчике с мороженым. Почему в третьем? - Если съешь один стаканчик мороженого - ничего, второй - тоже еще ничего, а вот если третий съешь, то заболеешь ангиной.

Однажды Петька и Ангинка помогли младшему научному сотруднику определить, из чего состоит снег, потому что мнения ученых разделились. Мы приведем все ответы, а вы выберите правильный ответ, который дали наши герои.

Снег состоит из снежных куч,

из сугробов,

из снежков,

из снежинок.   +

Вот так они и жили, микробы: переезжали на новую квартиру - из простой капли в каплю с сиропом и из сливочного мороженого в пломбир, дружили, помогали людям. В общем, все у них было, как у людей.

V. «Вредные советы» Григория Остера.

Ведущий. Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все любят делать наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам», - они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом», - они тут же начинают не здороваться. Ученые решили, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.

Внимание! Вредные советы - для непослушных детей - дает писатель Григорий Остер!

(Методические рекомендации: «Вредные советы» могут быть озвучены учащимися, с которыми проведена подготовительная работа.)

Если ты пришёл к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

 

Если вас поймала мама

За любимым делом вашим,

Например, за рисованьем

В коридоре на обоях,

Объясните ей, что это

Ваш сюрприз к Восьмому марта.

Называется картина:

Милой мамочки портрет.

Однажды, прочитав «Вредные советы» Григория Остера, 2-классники одной из школ города Заволжска придумали свои вредные советы. Послушайте их и попробуйте сочинять сами.

Если ты урок не сделал,

Снова двойку получил –

В дневнике потри стирашкой –

И проблему ты решил!

 

Когда сидишь ты на уроке

И на вопрос ответить хочешь –

Тогда кричи как можно громче,

Иначе спросят не тебя!

 

Если ты ответ не знаешь –

То молчи, как рыба в море,

Или спрячься ты под парту,

Чтоб не вызвали к доске.

 

Если твой сосед по парте

Расчихался не на шутку,

Обними его - и в школу

Две недели не пойдешь!

 

Если ты пришел на елку –

Свой гостинец требуй сразу,

Да гляди, чтобы конфеты

Не зажулил Дед Мороз!

VI. Заключительное слово ведущего.

Ведущий. В заключение хочется добавить, что Григорий Остер - автор веселых учебников по математике, по физике и по предметам, которые он сам для вас придумал: квартироведение, папамамалогия, вритература, конфетоедение. Читая их, вы от души посмеетесь и обязательно чему-нибудь полезному, важному в своей жизни научитесь.

Вот такой он детский писатель Григорий Остер!

Ему - слово:

«Пора, пора нам с тобой прощаться. Так что - до свидания, уважаемый Ребенок! Встретимся в какой-нибудь книжке. А на прощание позволь мне передать тебе большой и горячий привет и песню «Ужасно интересно».

Звучит песня «Ужасно интересно». Дети получают сладкие призы за участие в конкурсах.

Литература

1. Белый, А. Г. Остер: Взрослые произошли от детей [Текст] / А. Г. Белый // Комсомольская правда. - 1994. - 18 марта. - С. 20.

2. Воронова, Н. О. Остер Г. Б. [Текст] / Н. О. Воронова // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь. Ч. З.-М., 2000.-С. 313.

3. Все обо всех [Текст]. Т. 11.-М., 1999.-С. 352.

4. Колосова, Е. В. На веселой волне [Текст] / Е. В. Колосова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - № 11.-С. 4.

5. Корф, О. Б. Восхититель детей [Текст] / О. Корф // Биб- лиополе. - 2007. - № 9. - С. 24.

6. Корф, О. Б. Г. Б. Остер (р. 1947) [Текст] / О. Б. Корф // О. Б. Корф. Детям о писателях: XX век: от О до Я. - М. : Стрелец, 2006. - С. 6.

7. Улъченко, Е. Г. Остер: «Не дергайте Снегурочку за косичку!» [Текст] / Е. Г. Улъченко // Книжное обозрение. - 2000. - №52.-С. 17.

8. Усачева, Е. Веселые уроки Григория Остера [Текст] / Е. Усачева // Пионерская правда. - 1999. - № 22. - С. 4.

9. Харламова, Р. Благослови зверей и детей: о творчестве Г. Остера [Текст] / Р. Харламова // Детская литература. - 1993. - №4.-С. 18.

Ю.Шохина, Т. Вредные советы для домашней пользы [Текст] / Т. Шохина // Крестьянка. - 2000. - № 12. - С. 4.

11. Щуплов, А. Г. Остер: Вредные советы - прививки от глупости [Текст] / А. Щуплов // Российская газета. - 2004. - № 19. - С. 1,8.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра по рассказам Драгунского для начальной школы

Литературная гостиная в начальной школе. Пушкин

Литературная игра по сказкам Андерсена для 3 класса

Литературная игра в начальной школе по книге «Волшебник изумрудного города»

Литературная игра по сказке Пушкина. Сказка о царе Салтане…

Елена Леонидовна Пархоменко # 23 апреля 2017 в 12:21 0
Спасибо за интересный сценарий.Часто использую стихи Остера в своих мероприятиях, а подробно о писателе и его творчестве ещё мероприятия не проводила. Думаю оно будет очень полезным и интересны. Обязательно подготовлю его для своих учеников.
Ольга Николаевна Колодина # 10 мая 2017 в 11:34 0
Спасибо за содержательный сценарий. Детям будет очень интересно поучаствовать
Виктория Павловна Полковникова # 6 декабря 2017 в 20:25 0
Замечательное мероприятие. Очень полное мероприятие - затрагивает как жизнь так и творчество писателя. Можно провести совместную с учащимися деятельность по изучению творчества автора. Сценарий позволяет раздать школьникам задания - тоже будет интересно.