Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по химии в 8-9 классах

Сценарий внеклассного мероприятия по химии для 8-9 класса

Интеллектуальная игра по химии «Что? Где? Когда?»

Автор: Варлакова Лариса Геннадьевна, учитель химии, МКОУ Мамонтовская основная общеобразовательная школа

Описание работы: Методическая разработка внеклассного мероприятия по химии, игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по теме «МЕТАЛЛЫ» для 8-9 классов.

Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» по теме «МЕТАЛЛЫ»

Цель: повышение  устойчивого познавательного интереса учащихся к химии и развитие их творческих способностей.

Задачи:

Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о металлах. Расширить знания  о биологическом  значении металлов, показать связь изучаемой темы с жизнью.

Развивающая: развивать умения выстраивать цепь логических суждений; умения обобщать и делать выводы.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности , ответственность за выполненную работу, самокритичность, умение выступать перед аудиторией.

Подготовка к игре:

Реквизиты: игровой стол, разделенный на сектора, волчок, секундомер,  гонг,  черный ящик,  алюминиевая ложка, бумага,  поваренная соль.

Правила игры: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» проводится в рамках предметной недели по химии в сельской малокомплектной школе. О проведении данной игры сообщается в начале изучения темы «Металлы» в 8 и 9 классах. Из  8–9-х классов выдвигается лучшие ученики - команда  6 человек. Игра идет до 8 очков. На обдумывание каждого вопроса дается две минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко, а за не полный 0,5 очка. Если правильного ответа нет, отвечает автор вопроса и тогда он получает 1 очко. В ходе игры можно устраивать музыкальные паузы. На игровом столе 15 вопросов, 16-й сектор – музыкальная пауза. В блиц–вопросе  на обдумывание дается по 30 секунд на каждый вопрос.  Играет вопрос, на который показала стрелка волчка.

Проведение игры. Уважаемые коллеги! Учащиеся! Я приветствую вас на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Я желаю всем вам успехов в сегодняшней игре! Против  Вас сегодня  играет учитель химии. Ознакомление с правилами игры. И так, игра начинается. Гонг.

Содержание игры:

I. Вопросы

Ведущий: 1.В 1700 году Петр I заменил серебряные монеты на монеты из этого металла. Он входит в число жизненно важных микроэлементов, участвует в процессе фотосинтеза и усвоения растениями азота. С  помощью  этого металла 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса, а в 19 веке статую свободы в Америке. По электропроводности он занимает второе место после серебра. Со временем изделия из этого металла покрываются темно-зеленой пленкой. В чистом виде этот метал –тягучий, вязкий, красного цвета. Внимание вопрос,  назовите металл? (Ответ: Медь).

2. В древности некоторые народы ценили этот металл  больше, чем золото. Считается, что он  пришелец из космоса. Он  и воин, и труженик.  Он один из элементов жизни. Без него  человек слаб и немощен, и он  вхожу в состав крови. Этот металл  не образую самородков, как золото, поэтому в древние времена  был очень дорогим. В Древнем Риме из этого металла  изготовляли даже обручальные кольца. Внимание вопрос,  назовите металл?  (Ответ: Железо).

3. В Индии неподалеку от Дели, в местечке Шимайхалори, находится огромный  столб-колонна. Самое удивительное, что он вообще не подвержен коррозии и разрушению. Славы этой колонне добавили также легенды о ее волшебных целительных свойствах, избавляющих людей от целого ряда болезней. Внимание вопрос, из какого металла сделан столб? (Ответ: Это удивительно, но он сделан из чистого железа. Его высота — 6,7 метров, диаметр 1,37 метра. Наверху столб украшен старинным орнаментом и внешне напоминает колонну древнего храма. Возможно, этот столб был установлен несколько тысячелетий назад. В 1739 году в него было выпущено пушечное ядро, не причинившее столбу ни малейшего вреда. Считается, что прибывшему сюда на костылях больному достаточно постоять, обняв колонну, 20-30 минут, чтобы выздороветь).

4. Какое вещество и почему стало причиной гибели одной из арк­тических экспедиций? Внимание вопрос, О каком веществе идет речь и что это за экспедиция? (Ответ: Олово, так как им были запаяны емкости с горючим. При температуре ниже ~14°С белое олово, обладающее физическими свойствами металлов, переходит в другую аллотроп­ную модификацию, представляющую собой порошок. Это явление называют «оловянной чумой» оно и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции. Экспедиция английского полярного исследователя Роберта Скотта к Южному полюсу)

5. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Обессиленные солдаты взбунтовались, требуя возвращения, домой с полей сражения и Александр Македонский  вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. Внимание вопрос, в чем была причина заболевания? (Ответ: Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде. Вода из серебряного сосуда имеет особые свойства: обладает повышенной бактерицидностью.)

6. Внимание! Блиц – вопрос.

1.Этот металл известен человеку с древнейших времен, его широко применяют в технике, быту. Атомы этого металла входят в состав гемоглобина. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О железе)

2.Металл, вызывающий лихорадку. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?  (Ответ: Золото)

3.Металл, который используют служители церкви для получения «святой воды».  Внимание вопрос, о каком металле идет речь?  (Ответ: Серебро)

7. Гуси спасли Рим, а погубил Рим, по мнению токсикологов, металл.  Внимание вопрос, какой это металл?   (Ответ: Свинец. "Древний Рим отравился свинцом", - к такому выводу пришли некоторые американские и канадские ученые-токсикологи. По их мнению, использование свинцовой посуды (бутылей, бокалов, чаш) и косметических красок, содержащих соединения свинца, приводило к хроническому отравлению и вымиранию римской знати. Известно, что многие императоры, правившие Римом в первые столетия нашей эры, т.е. в последний период существования империи, страдали теми или иными психическими заболеваниями. Средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий в меньшей степени подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, "сработанным еще рабами Рима", а трубы его, как известно, были сделаны из свинца )

8. Из-за трудности определения этого минерала, его называют обманкой. Разные примеси  придают ему различную окраску. На  Алтае  нередко можно встретить полосатую «бурундучную» руду — смесь обманки металла  и бурого шпата. Кусок такой руды издали действительно похож на затаившегося полосатого зверька. Внимание вопрос, о соединениях какого металла идет речь? (Ответ: Цинковая обманка или сфалерит.  Из сфалерита выплавляют металлический цинк. Попутно извлекают примеси: Cd, In, Ga. Сфалерит используют в лакокрасочном производстве для изготовления  цинковых белил. Большое значение имеет получение из природного сфалерита химически чистого ZnS, применяемого как люминофор. Люминофорный сфалерит, активированный Ag, Cu, применяют для изготовления кинескопов.Сфалерит используют для изготовления различных светосоставов и светящихся красок (например, в приборостроении), в различных сигнальных аппаратах. Применяют для получения латуни.)

9. Это химически стойкий металл, но Нильс Бор, покидая Копенгаген во время второй мировой войны,  растворил его  в «царской водке». После освобождения Дании от фашистов, Бор достал спрятанную им колбу с раствором и выделил из него металл, без потерь. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?  (Ответ: Золото. В нацистской Германии было запрещено принятие Нобелевской премии после того, как в 1935 году премию мира вручили противнику национал-социализма Карлу фон Осецкому. Немецкие физики Макс фон Лауэ и Джеймс Франк доверили хранение своих золотых медалей Нильсу Бору. Когда в 1940 году немцы оккупировали Копенгаген, химик растворил эти медали в царской водке. А после окончания войны экстрагировал спрятанное в царской водке золото и передал его Шведской королевской академии наук. Там изготовили новые медали и повторно вручили их фон Лауэ и Франку.)

10.Внимание! Черный ящик.

Аломантия — гадание, осуществляемое посредством хлорида этого металла, известное еще древним народам. Этому веществу поставлен памятник в городе Энгельс, его перевозили на быках. Летальная доза для человека 3 грамма на 1 килограмм массы тела. Внимание, вопрос, о соединении, какого металла идет речь? Что в черном ящике?  (Ответ: Хлорид натрия или пищевая соль. В Древней Руси соль клали в церкви под престол, считая, что она получает при этом целебную силу. Соль, по фольклорным поверьям, вещество магическое. Недаром раньше клялись на соль, просыпали соль «к ссоре», закрепляли союзы при помощи соли. Этот необходимый пищевой продукт связан со многими народными традициями и поверьями, ведь его обеззараживающие свойства известны еще с древних времен. Долгое время соль, которая добывалась в очень ограниченных количествах, была очень ценным товаром, приравненным по своей стоимости к некоторым драгоценным металлам. Да и в нашей стране дорогого гостя встречают хлебом с солью. Покровская слобода (ныне Энгельс) стала важным перевалочным пунктом на пути доставки соли с озера Эльтон («Великий Соляной Путь»), по которому в XVIII веке доставлялось 3/4 всей добываемой в России соли.

11. Известно, что некоторые цыганки для запугивания своих жертв используют белый порошок, который дают подержать в кулаке человеку. Через несколько минут этот порошок становиться голубым, что должно убедить клиента, что на нем порча. Внимание вопрос, о  соли какого металла идет речь? (Ответ: Медь. Это простая химическая реакция превращения безводного сульфата меди  в гидрат. Безводный сульфат меди-белый порошок, который от влаги на руках становиться гидратом голубого цвета. И никакой порчи!)

12. Внимание! Черный ящик. Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные поль­зовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены цар­ской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ло­жек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовление столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве.  Внимание, вопрос, что за метал находится в черном ящике?  (Ответ: Алюминий, алюминиевая ложка)

13.Этот самый «живой» и распространенный металл на Земле. Он есть в речной и морской воде, обнаружен в растительных и животных организмах. В организме каждого взрослого человека его более 1,5 кг. Но при его нехватке у человека начинаются тяжелые заболевания суставов и костей. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: Кальций)

14. В XVII веке в Южной Америке этот металл считали «поддельным серебром» и называли «серебришком». Однажды запасы этого металла для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане. Внимание вопрос,  назовите этот металл. (Ответ: Платина известна с давних времен. Название металлу было дано испанскими конкистадорами, которые в середине XVI в. впервые познакомились с ним в Южной Америке (на территории современной Колумбии). Внешне он похож на серебро. Слово platina буквально означает "маленькое серебро". Объясняется такое пренебрежительное название исключительной тугоплавкостью платины, которая не поддавалась переплавке, долгое время не находила применения и ценилась вдвое ниже, чем серебро. В Южной Америке в XVII веке платину считали "поддельным серебром", и однажды ее запасы для предотвращения фальшивомонетничества утопили в океане.)

15.Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду. Внимание вопрос, о каком металле идет речь? (Ответ: О ртути)

II .Музыкальная пауза

Во время музыкальной паузы зрители участвуют в тайном голосовании на номинацию «Лучший игрок ».

III. Награждение победителя

IV.Подведение итогов игры

Ведущий: Наше мероприятие хочу закончить стихотворением Е.Ефимовского «Поэма о металле»:

Металл – это точность.

Металл – это прочность

Скорость, высота,

Блеск и красота.

 

Не сразу в дом пришел металл,

Не сразу ложкой, вилкой стал

И заводской игрушкой.

Был путь металла долог…

Он в проводах несет нам свет,

Металл – коньки, велосипед,

Метро, трамвай, будильник,

Утюг и холодильник…

Учитель: Благодарю всех за работу! Надеюсь,  полученные знания пригодятся вам в дальнейшей учебе и в повседневной жизни.

Спасибо за внимание!

Надеюсь, что данная разработка кому – то пригодиться во внеклассной работе.

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по предметам естественнонаучного цикла в 8 классе

Интеллектуальная игра по истории для учащихся 6 класса

Интеллектуальная игра-соревнование в 5-6-7 классах

Интеллектуальная игра по химии для 8 класса

Интеллектуальная игра по английскому языку «Слабое звено», 5 класс

Тяглова Марина Александровна # 31 октября 2013 в 19:59 0
Уважаемая, Лариса Геннадьевна! Просмотрев Вашу методическую разработку пришла к выводу, что проведу подобную игру по Вашему сценарию. Очень понравилась игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Такая серьезная наука, как химия, но после такого мероприятия покажется нашим ученикам еще более занимательной. Методическая разработка включает в себя алгоритм проведения мероприятия. Разработка оформлена методически правильно. Материал мероприятия хорошо продуман, подобраны интересные вопросы, определены цели, средства и результат. Задачи, поставленные решаются в ходе игры, так как мероприятие соответствует общим воспитательным целям, возрастным особенностям учащихся, позволяет эффективно реализовывать образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения на основе принципов педагогики сотрудничества. Выбранная форма проведения внеклассного мероприятия актуальна. Игра-это эффективная форма как учебной, так и внеклассной работы, она способствует привитию интереса к предмету, снижает перегрузки ребят. Дети раскрепощены, могут проявить себя в новой ситуации, развить свои коммуникативные качества, умения работать в команде, логическое мышление и умение делать правильные умозаключения. Считаю, что данная методическая разработка может быть использована во внеклассной работе педагогами – химиками. Творческих упехов в работе. С уважением Тяглова Марина
Катаева Наталья Сергеевна # 26 сентября 2014 в 14:00 0
Хорошее мероприятие, много интересного, познавательного, но можно было бы разнообразить его, включив ребусы, головоломки, было бы интереснее! Например: «Превратите название органа человека и животных, вырабатывающих биологически активные вещества в название металла.» (железо – железа). Или тест: Металл, который обладает бактерицидными свойствами: А) железо Б) серебро В) медь Г) алюминий
Лариса Афанасьевна Карбовская # 6 ноября 2014 в 21:38 0
Разработка хорошая и интересная, главное задания составлены в соответствии с названием игры " Что? Где?Когда?. Подобраны профессионально. Разработку можно использовать и как внеклассное мероприятие, и как обобщение пройденного, тем более детям нравится игровая форма работы.Спасибо Вам. Я обязательно её использую на обобщающем уроке химии в 9 классе.
Наталья Сергеевна Катаева # 11 ноября 2014 в 08:24 0
Хорошее мероприятие, много интересного, познавательного, но можно было бы разнообразить его, включив ребусы, головоломки, было бы интереснее! Например: «Превратите название органа человека и животных, вырабатывающих биологически активные вещества в название металла.» (железо – железа). Или тест: Металл, который обладает бактерицидными свойствами: А) железо Б) серебро В) медь Г) алюминий
Игорь Васильевич Негодаев # 28 января 2015 в 23:15 0
Отличная разработка, хорошая и качественная подборка вопросов, развивающих не только навыки в области химии, но и метапредметные знания. Думается, даже некоторые учителя почерпнули для себя что-то новое. Вместе с тем, хочу обратить внимание на досадную неточность в вопросе №13: самый распространенный металл на Земле - не кальций, а алюминий. (Кальций - третий по распространенности, уступает второе место железу).
Хадиша Исабековна Битабарова # 25 июня 2020 в 17:43 0
Отличная разработка. Мне очень понравился.