Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» по литературе в 8 классе по теме «Югорская земля – родина моя»

Внеклассное мероприятие по литературе в 8 классе. Сценарий

Автор: Винокурова Розалия Хамитовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 8», г. Нижневартовск

Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку внеклассного мероприятия по литературе для обучающихся 8 класса. Данный материал может быть использован во время проведения предметной декады с целью развития интереса к предмету. Вопросы интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» направлены на расширение кругозора подростков и воспитание любви к родному краю.

Цели и задачи:

1. Развитие интеллектуальных способностей, логического мышления, находчивости.

2. Сплочение ученического коллектива.

3. Вызвать интерес к предмету.

4. Воспитание любви к родному краю.

Форма: Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Оборудование: мультимедийное устройство, конверты с вопросами, черный ящик.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?», тема которой «Югорская земля – родина моя».

Суров и могуч наш край, но удивительно щедр и красив, со своей самобытной историей и культурой. Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – ханты и манси, которые еще с XI по XV века называли его Югрой. Югра – это неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа. Желание знать историю и культуру своего края возникает у каждого. Поэтому основная задача нашего мероприятия - глубже познать и изучить свой край.

Итак, я приглашаю за стол знатоков. (Представление игроков команды. Знатоки занимают свои места за игровым столом, на котором размещены конверты с номерами вопросов.)

Знакомство с правилами игры

Игроки вращают волчок, стрелка указывает на вопрос, и команда ровно через одну минуту обсуждений дает на него ответ. За каждый правильный ответ команда зарабатывает одно очко. Если знатоки ответили неправильно, то очко присуждается команде зрителей.

Остальные будут зрителями, некоторые из них являются еще и авторами вопросов игры «Что? Где? Когда?», а также моими помощниками. Игра состоит из 7 раундов. Между раундами будут звучать информационные и музыкальные паузы.

Сектор 1 (выносят черный ящик)

Ведущий: Совсем недавно на уроках русского языка вы изучали заимствованные слова, раскрывали их этимологию. Название предмета, лежащего в черном ящике, на греческом языке звучит oxycoccos (оксикоккос). Оно состоит из двух слов: «oxy» и «coccos». Я могу подсказать лишь значение первого слова «oxy» (кислый). Еще одна подсказка: данный предмет принадлежит роду Вакциниум. Предмет богат витамином С, приравнен к апельсинам, лимонам, грейпфрутам, землянике садовой.

Внимание! Вопрос: Что означает слово «coccоs»? И что лежит в черном ящике?

Правильный ответ: это клюква. Греческое слово oxycoccos происходит от слов: oxy («кислый») и coccos («ягода»). Кислая ягода.

(Открывается черный ящик и достается клюква)

Сектор 2

Ведущий: В мифах народов ханты и манси этого зверя почитали повсеместно. В отношении к нему сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, он зверь, объект охоты, источник пищи, а с другой родственник, родоначальник. Как говорят мифы, он был младшим сыном бога Торума, который за непослушание спустил его с небес на землю.

Внимание! Вопрос: О каком животном идет речь в мифах народов ханты и манси?

Правильный ответ: животное, о котором упоминается в мифах народов ханты и манси - медведь.

Ведущий: предлагаю информационную паузу.

Выступление заранее подготовленного ученика: Действительно, медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: «Если я взял зверя из чужой ловушки то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями». Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение исследователи усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Церемонии в течение всего праздника направлены в адрес родственника-предка.

Сектор 3

Ведущий: Внимание! Вопрос: Что изображено на гербе города Нижневартовска и что изображение символизирует?

Правильный ответ: На современном гербе города Нижневартовска в верхнем золотом поле изображено кольцо с тремя каплями, символизирующими трубу с вытекающей из нее нефтью (богатое нефтяное месторождение обнаружено под Нижневартовском в 1960-х годах). В серебряном поле изображена зеленая ель, а в лазоревом поле - две серебряные рыбы, символизирующие богатство лесов и рек (в частности Оби) Сибири.

Ведущий: А знаете ли вы, что изображено на гербе города Ханты-Мансийска? Предлагаю информационную паузу.

Выступление заранее подготовленного ученика, сопровождаемое презентацией: Центральную часть герба составляет композиция из четырех символов, размещенных на ярко-голубом (лазоревом) фоне. Фон символизирует пространство воды и неба. Дуга-полусфера символизирует солнце и холмы, омываемые водами Иртыша и Оби. На голубом фоне над полусферой размещены три снежинки (принадлежность к северным городам и долгая снежная зима). На фоне золотистой полусферы размещены три ели изумрудного цвета, крайние ели изображены в виде чумов, золотистый цвет символизирует тайгу, окружающую город. На изумрудно-зеленом фоне в нижней части герба изображена символическая белая птица (белый журавль, стерх) с распростертыми крыльями, как бы охватывающими всю сферу. Белая птица символизирует собой чистоту, уникальность географического положения города.

Сектор 4

Ведущий: В одной древней легенде есть история о великой любви. Бедный пастух полюбил дочь богатого хана, и девушка ответила ему взаимностью. Узнал об этом великий хан и повелел навеки разлучить влюблённых. Тогда решили они убежать и спасти свою любовь. Послал хан в погоню за дочерью своих верных богатырей, но не могли они догнать её, хотя и преследовали по пятам. Петляли и изворачивались возлюбленные среди камней и горных склонов, путали следы и бежали всё дальше. И вот остались у них позади высокие горы, расстилается перед ними равнина. Негде им теперь спрятаться и укрыться, а преследователи уже близко. Склонились тогда они к земле, обратились реками и слились в одну сибирскую реку.

Внимание! Вопрос: о каких реках идет речь в древней легенде? Назовите их.

Правильный ответ: Реки, о которых гласит древняя легенда: Обь и ее притоки Бия и Катунь. Отсюда и название реки Обь— вслушайтесь в него: «обе (реки)», «объятия», «общность». А старик, богатый хан – Алтай, откуда берет свое начало река Обь.

Ведущий: Предлагаю поэтическую паузу. Послушайте стихотворение об этих реках.

(Ученик читает стихотворение «Легенда о возникновении реки Обь». Автор: Гаврюшкин Александр Евгеньевич)

Алтайская равнина лежит средь гор и рек.

Алтая то богатство. Он хан из века в век.

Но главное богатство - красавица Катунь.

Любима дочь, лишь мужа не выбрал толстосум.

Бий проживал с ним вместе, был просто пастухом.

В него Катунь влюбилась, легенда вся о том...

Всё было очень скрытно: отец того не знал

И женихов богатых для доченьки искал.

Любовь, увы, не шутка! Его родная дочь

Однажды убежала, следы их скрыла ночь.

Отец проснулся утром, а дочки рядом нет.

Напрасно все искали, как будто канул след.

Кто беглецов поймает, сказал великий хан,

Тот зятем моим станет, и это не обман!

В погоне его войско. Как беглецов догнать?

Но каждый воин хочет родным для хана стать.

Погоню вдруг почуяв, Катунь стала рекой,

С тех пор все люди видят красавицу такой.

А Бий бежит навстречу, с любимой на века

Соединится хочет, он не пастух - река.

Соединились вместе, как будто одна плоть,

Река там появилась, назвали её Обь.

Погоня превратилась в туман над той рекой.

Алтай-отец не думал об участи такой.

От горя словно камень, Алтай могучий стал.

Народ Белухой гору в честь той любви назвал.

В голубизну Алтая вглядись, увидишь сам.

Стоит, взгляд привлекая, гора под снегом там.

Игра с болельщиками

1. Как зовут губернатора Ханты-Мансийского автономного округа? (Наталья Владимировна Комарова)

2. Когда Нижневартовску был присвоен статус города? (9 марта 1972 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Нижневартовску был присвоен статус города)

3. Перечислите памятники города Нижневартовска. (Памятник Покорителям Самотлора, памятник землякам, погибшим в Великой Отечественной войне, памятник воинам-интернационалистам, памятник Солдату-миротворцу, памятник Ф.Э. Дзержинскому, мемориал Славы Нижневартовского спорта)

4. Назовите фамилию, имя, отчество директора школы № 8, которая на протяжении нескольких десятилетий успешно руководила школой, а 1987 году ей было присвоено звание Почетный гражданин города Нижневартовска. (Максимова Евдокия Петровна)

5. Какое природное явление можно наблюдать в июньский период в городе Нижневартовске, а также Санкт-Петербурге? (Белые ночи)

Музыкальный сектор (школьный ансамбль «Музыка» исполняет песню «Югра», автор О. Данилин)

Сектор 5

Ведущий: Все знают, что у Югорского края богатое литературное наследие. Вам знакомы имена писателей и поэтов Югры. Назовите их. (Учащиеся называют фамилии: Александра Петровна Дарьина, Альбина Семеновна Кузьмина, Валерий Акимов, Маргарита Анисимкова и другие). Со многими из них у вас были творческие встречи, в частности с поэтессой Александрой Петровной Дарьиной, которая приходила к нам в гости.

Внимание! Вопрос: Среди предложенных четверостиший, написанных различными авторами, найдите четверостишие, принадлежащее А.П. Дарьиной. Есть одна подсказка: излюбленная рифма поэтессы – кольцевая рифма. Найдите это четверостишие.

(учащиеся открывают конверт с четверостишиями)

1.  Неведомая, дикая, глухая,

Закрытая пока от россиян,

Земля лежала, тайнами играя

И привлекая взор новгородчан.

2.  И Иртыш смеется, будто гром,

Весело работая веслом.

Он торопит льдины: рыбаки

Ждут своей минуты у реки.

3. Снова осень вступила в права,

Дальний лес за дождями седеет.

В речке стала свинцовой вода,

Обречённая зелень желтеет.

4. Творите, люди на земле добро!

На нем одном и держится планета…

Оно как неразменная монета,

Как солнце, воздух и как мир старо.

5. Сибирь… напишешь это слово -

И вдруг свободная мечта

Меня уносит в край суровый.

Природы дикой красота.

Правильный ответ: 4-е четверостишие

Ведущий: Предлагаю поэтическую паузу. Послушайте одно из стихотворений А.П. Дарьиной.

(ученица читает стихотворение наизусть)

Сектор 6

Ведущий: В этом году отмечает свой юбилей не только Ханты-Мансийский округ, но и наша школа, у которой в этом году 35-летний юбилей. Поэтому сегодня мы не могли не задать вопрос о родной школе.

Внимание! Вопрос: Каков девиз нашей школы и как он воплощается в жизнь?

Правильный ответ: Девиз нашей школы: «Будем как солнце!». Слова принадлежат поэту Серебряного века Константину Бальмонту.

СЕКТОР 7

Видео-вопрос: Кому посвящен памятник? И что вы знаете об этом человеке?

(Ученик демонстрирует свой видео-вопрос на фоне памятника г Нижневартовска)

Правильный ответ: Я стою на фоне памятника Мусы Джалиля, татарского поэта. В 1941 году он ушел на фронт, где не только воевал, а еще был военным корреспондентом. После попадания в плен в 1942 году, находился в концлагере Шпандау. Там организовал подпольную организацию, которая

помогала пленным совершать побег. В лагере в биографии Мусы Джалиля все же находилось место для творчества. Там он написал целую серию стихотворений. За работу в подпольной группе был казнен в Берлине 25 августа 1944 года. В 1956 году писателя и активиста назвали Героем Советского Союза.

Если жизнь проходит без следа,

В низости, в неволе, что за честь?

Лишь в свободе жизни красота!

Лишь в отважном сердце вечность есть!

Если кровь твоя за родину лилась,

Ты в народе не умрешь, джигит.

Кровь предателя струится в грязь,

Кровь отважного в сердцах горит.

Умирая, не умрет герой -

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах.

В полном соответствии с этим заветом и прожил Муса свою недолгую жизнь.

Воздвигнутый памятник - это не только дань уважения поэту, но еще и символ таких человеческих ценностей, как великий талант, беспримерная любовь и верность Родине.

На мраморных плитах памятника золотом горят слова клятвы Мусы на татарском и русском языках:

И перед смертью – никому в угоду

Не нарушу клятву свою.

Песнь свою я посвятил народу,

Жизнь свою народу отдаю.

Подведение итогов игры

В конце игры подводятся итоги и награждаются победители. Награждается команда игроков. Приз получает самый лучший игрок, при помощи Необходимо наградить ученика за самый лучший вопрос. Кого наградить таким призом, решает команда знатоков.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Думаю, что проигравших сегодня нет, поскольку все с пользой и толком провели время, стали чуть ближе друг к другу и умнее. До новых встреч, друзья!

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра Умницы и умники для 5 класса

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству Н. А. Некрасова

Интеллектуальная игра по литературе

Интеллектуальный конкурс эрудитов по творчеству И. С. Тургенева

Интеллектуальная игра по творчеству Пушкина для 5-6-7 классов

Нет комментариев. Ваш будет первым!