Интеллектуальная игра по экологии 7-8 класс с ответами и вопросами

Интеллектуально-познавательная игра «Великолепная семерка», 7-8 классы. Конспект

Тема игры: Сохраним наш мир

Цели:

1) развивать интерес к предметам «биология» и «экология»;

2) воспитывать бережное отношение к живой природе родного края, окружающей среде;

3) воспитывать коллективизм, взаимоуважение.

Оформление зала: иллюстрации живой природы; цветные фотокопии представителей животного и растительного мира, цветы. На каждом столе для участников игры - эмблема: земной шар, свитый лентой разного цвета (1 - красной; 2 - синей; 3 - зелёной) с надписью: «СОХРАНИМ НАШ МИР».

Материальное оборудование: плакаты, табло результатов, три «кузовка» - кроссворда, конверты красного, синего, зелёного цвета, в которые разложены карточки с заданиями для конкурсов 4, 5, 6, 7, 8. Плакат с укрепленными на нём карточками красного, синего, зелёного цвета (по четыре каждого цвета), на которых написаны названия представителей животного и растительного мира, включая и рекордсменов. «Бочка» с фишками-цифрами. Призы.

Музыкальное оформление: записи голосов птиц, песен о природе, о России и др.

Участники игры: 3 команды по 7 человек, в том числе капитан. В каждом конкурсе участвуют по одному человеку от каждой команды.

Ход игры

Игра состоит из следующих конкурсов:

1. «ВИЗИТКА» - представление команды (название, эмблема, девиз, приветствие команды).

2. «ЧУДЕСА ПРИРОДЫ».

Выделить среди перечисленных ниже представителей животного и растительного мира рекордсменов и рассказать об этих рекордах: тигр, лев, жираф, кайра, сокол, гепард, кедровка, голубой кит, степной орёл, меч-рыба, кенгуру, краснозобая гагара, королёк, щука, сиг, форель, жерех, атлантический осётр, аральский лосось, лжелопатонос, жёлтый мак, арктическая карликовая ива, лишайник, одуванчик, мох сфагнум, дикий инжир, мать-и-мачеха. (Приложение 1.)

3. «КУЗОВОК».

Вписать в пустые клеточки «КУЗОВКА» названия ягод, растущих в наших лесах. (Приложение 2.)

4. «ЗАДАЧИ ПОПУГАЯ».

Для любителей считать. (Приложение 3.)

5. «ЖАЛОБНАЯ КНИГА «ПРИРОДЫ».

По описанию, условиям обитания назвать животных, которые находятся на грани исчезновения (дрофа, белый медведь, панда, олень, амурский тигр, слон, зубр, степная дыбка, як, кулан). (Приложение 4.)

6. «ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ».

По отрывку из произведения определит!, таинственного представителя животного или растительного мира (ель, ясень, сосна, дуб, берёза, липа, осина, лошадь, пчела, гусь, бобёр, ёж, лиса, собака). (Приложение 5.)

7. Конкурс капитанов «ПЕРЕПУТАНИЦА».

Сложить иллюстрацию, изображающую представителя животного мира, предварительно разрезанную на части и перепутанную с другими подобными иллюстрациями, и назвать его (жук, бабочка, паук, муравей, стрекоза, гусеница).

8. «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ!».

Тема: Мир вокруг нас.

Команды отвечают на свой блок вопросов в течение 1 минуты (по 10 вопросов в блоке). (Приложение б.)

9. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

Тема: Природа и человек.

По одному номеру художественной самодеятельности от команды (между конкурсами).

Игра оценивается:

1. «ВИЗИТКА» (не более 3 минут) - до 5 баллов.

2. «ЧУДЕСА ПРИРОДЫ» — за каждый правильный ответ 1 балл.

3. «КУЗОВОК» - за каждый правильный ответ 1 балл.

4. «ЗАДАЧИ ПОПУГАЯ» - до 5 баллов.

5. «ЖАЛОБНАЯ КНИГА «ПРИРОДЫ» - за каждый правильный ответ 1 балл.

6. «ЛЕСНЫЕ ТАЙНЫ» - за каждый правильный ответ 1 балл.

7. Конкурс капитанов «ПЕРЕПУТАНИЦА» — до 5 баллов.

8. «ДАЛЬШЕ, ДАЛЬШЕ!» - за каждый правильный ответ 1 балл.

9. «МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР» - до 5 баллов.

НАГРАЖДЕНИЕ.

Приложение 1

Чудеса природы

Животные-рекордсмены:

1. Самое высокое животное - жираф. Его рост почти 7 метров.

2. Самое быстрое живое существо — гепард. Его скорость 110 км в час (мировой рекорд).

3. Кенгуру - дальше всех прыгает (на 12 м).

Птицы-рекордсмены:

1. Сокол — развивает скорость от 270 до 350 км в час во время броска с огромной высоты.

2. Краснозобая гагара - может нырнуть на глубину 12 м.

3. Королёк — самая маленькая птица нагиюс лесов. За день она съедает столько Dice пищи, сколько весит сама.

Рыбы-рекордсмены:

1. Меч-рыба - быстрее всех плавает. Её скорость 120 км в час.

2. Атлантический осётр - исключительно ценная рыба. Характеризуется очень высоким темпом роста. Достигает длины 3 м и массы более 200 кг. Почти исчез из фауны.

3. Щука - «глубинный разбойник», пожирает собственное потомство. Максимальная длина жертвы может достигать 75 %, а масса - 50 % от длины и массы щуки.

Растения-рекордсмены:

1. Жёлтый мак - растёт на Крайнем Севере.

2. Лишайники - добрались даже до Антарктиды (юг Земли).

3. Мох сфагнум (в переводе с греческого «сфагнум» - губка). Он впитывает много воды - в 30 - 40 раз больше, чем весит сам. Издавна применяют при перевязке ран. К тому же содержит вещество, обеззараживающее рану.

Приложение 2

Кузовок

Ягоды, растущие в наших лесах: малина, калина, рябина, черника, ежевика, брусника, голубика, земляника, костяника.

Приложение 3

Задачи попугая

1. Известно, что пауки питаются вредными насекомыми: мухами, комарами, тлёй и другими.

Допустим, что один паук съедает в день всего 25 насекомых. (На самом деле пауки гораздо прожорливее: их дневной рацион до 500 насекомых.) В средней полосе на 1 га леса живут целые семейства пауков. Сколько вредных насекомых уничтожают ежедневно только на 1 га леса, если на нём живёт 8 млн пауков?

(8 х 25= 200 млн насекомых.)

2. Стрекоза - коромысло - самое прожорливое существо на свете. За 1 час она съедает 20 мух, комаров, мошек. Будь она величиной со льва, наверное, съедала бы целую корову в один присест. Нелегко прокормиться такой обжоре, поэтому стрекоза проводит целый день на охоте, чтобы насытиться. Сколько вредных насекомых может съесть стрекоза за 12 часов?

(20 х 12= 240 насекомых.)

3. «Божья коровка, улети на небко. Там твои детки кушают котлетки...» - часто поют дети сидящей па их руке «коровке». Л знаете ли вы, что это крошечное насекомое съедает за день до 200 глей? Сколько за день тлей съест семейство этих насекомых с 1 га леса, если на этой территории живёт около 6 млн божьих коровок?

(6 х 200 = 1200 тлей.)

Приложение 4

Жалобная книга природы

1. Врагов у этого животного нет, если не считать человека. Он лучше всех плавает (из наземных животных). Чтобы они могли выводить потомство, на одном из островов Арктики устроили заказник. Сюда из разных уголков приходят животные (самки). До 259 жилищ насчитывается каждый год на этом острове. Этот зверь типичный хищник, самый крупный на Земле. Основное его «меню» составляют кольчатая нерпа, морской заяц, хохлач и другие. Шуба густая: всё его тело, включая подошвы лап и ушные раковины, покрыто шерстью. Природа наделила его и второй шубой - жировой, которая служит надёжной защитой организма от переохлаждения.

(Белый медведь; о. Врангеля.)

2. Отлов этих животных производится только по специальным разрешениям (главным образом для зоопарков). В приручённом состоянии они хорошо дрессируются и широко используются в цирковых номерах. Они занесены в «Красную книгу» и находятся под строжайшей охраной. Обнадёживающие результаты по их сохранению даёт полный запрет па отстрел. В семействе диких кошек этот зверь самый крупный. Общий облик взрослого зверя олицетворяет могущество, огромную физическую силу, гордость, величие и скульптурную красоту телосложения. Даже «царь зверей» уступает дорогу этому зверю. Волосяной покров у этих хищников не густой. Окраска их туловища яркая.

(Амурский тигр.)

3. Судьба этого животного - наглядный пример охраны дикой фауны нашей страны. Это единственный представитель семейства диких животных этого вида в современной фауне нашей страны. Преследование этих зверей охотниками постепенно сокращало их численность. По спасению этих животных был создан Бадхызский заповедник, что обеспечило их безопасность и численный рост. Это зверь - вихрь. Взрослый, крепкий, длинноногий, сильный самец способен «летать по открытому пространству со скоростью 60-70 км в час, не сбавляя её на протяжении нескольких км, а с меньшей скоростью он может пробежать и все 20-30 км без остановки. Пища этих животных вегетарианская и состоит из разнообразных пустынных и степных травянистых растений: дико-растущих злаков, полыни, солянок и др. У них очень хорошо развит слух, зрение, обоняние. Они обладают громким голосом, очень осторожны, чутки. Их краска песчано-жёлтого цвета с разными опенками, по спине тянется продольная тёмная полосочка от головы до самого хвоста.

(Кулан - дикая лошадь.)

Приложение 5

Лесные тайны

1. Замечательное дерево, о котором мы расскажем вот какую историю. Это было почти 300 лет назад. Моряки на корабле, шедшем в Канаду, один за другим заболели цингой, Выжила лишь часть команды, и только благодаря тому, что эти матросы послушались советов индейцев и стали пить настой из ... этого дерева. А на обратном пути корабль попал в жестокий шторм. И снова это дерево спасло моряков - на этот раз своей прочностью: корабль был сделан из досок этого дерева. Лишь много лет спустя был открыт секрет чудодейственного настоя: оказалось, что он содержал в большом количестве витамин «С», необходимый человеку.

(Сосна.)

2. Куприн писал о них так: «Они щедрее человека. Они одарены инстинктом и физиологическим чувством. У них удивительная память на места и предметы. Они великолепно ориентируются в дождь, в пургу, днем и ночью. Они слышат лучше кошки. У них обоняние тоньше, чем у собаки. Они очень чувствительны к перемене погоды. Им нет равных на земле животных».

(Лошадь.)

3. Они вегетарианцы. Они не впадают в спячку. У них хорошо развиты органы чувств. У них не два, а пять глаз. Они способны за сутки определить погоду. Живут большими семьями, очень чтят мать. И если она заболеет или погибнет, семья теряет смысл. С рождения и до смерти они трудятся. Кто не может выполнять тяжелую работу, работает по дому, убирает помещение и даже выносит трупы сородичей, если кто-то погиб. Престарелые тоже выполняют работу по дому: носят воду.

Живут недолго. Они очень хорошие строители, решают сложные математические задачи. Как они добры, так они бывают и коварны. Они могут нападать на человека, и их укус очень болезненный, даже может привести к смертельному исходу.

(Пчела.)

Приложение 6

«Дальше, дальше!»

Тема: «Мир вокруг нас».

I. 1) Какое из наземных животных лучше всех плавает?

(Белый медведь.)

2) У какой птицы самые закаленные птенцы?

(Клесты выводят своих птенцов зимой.)

3) Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору?

(В гору, т. к. у зайца задние ноги длиннее передних.)

4) Какая корова сытней живет: хвостатая или бесхвостая?

(Хвостатая, она хвостом отгоняет насекомых. А бесхвостая меньше ест: она все время головой мотает и переходит с места на место.)

5) Какая птица весной и осенью меняет цвет своего оперения?

(Белая куропатка - зимой она белая, летом - пегая.)

6) У какой птицы тело покрыто перьями, а не чешуей?

(У пингвинов.)

7) В названии какой птицы сорок букв?

(Сорок-а.)

8) Какая птица носит имя известного русского писателя?

(Гоголь.)

9) Любимое растение северных оленей.

(Ягель, или олений лишайник.)

10) Единственное хвойное растение, которое сбрасывает на зиму хвою.

(Лиственница.)

II. 1) Какая птица носит название танца?

(Чечетка.)

2) Зачем куры и индейки глотают небольшие камешки?

(Камешки помогают лучше переваривать им зерна.)

3) Почему комнатные растения нужно поливать не холодной, а теплой водой?

(Холодная вода очень медленно проникает в растение. Застоявшаяся вода может закиснуть, и растение тогда погибнет.)

4) Какие животные прыгают на расстояние в 20 раз длиннее своего тела?

(Тушканчик.)

5) Оно лишено листьев в засуху, а его древесина настолько плотная, что тонет в воде.

(Саксаул.)

6) Какое ядовитое растение носит название птичьего глаза?

(Вороний глаз.)

7) Какие зерна любят стрижи?

(Стрижи зерен не клюют, они питаются только насекомыми.)

8) Какой зверек, живущий в воде, тоже имеет хоботок?

(Выхухоль.)

9) Маленький грызун, зимой впадающий в спячку. Он даже выводит под снегом свое потомство.

(Лемминг — мышь-пеструшка.)

10) Что такое рогоз?

(Болотное растение, его часто путают с камышом.)

III. 1) Какое растение называют водяной красавицей?

(Водяная кувшинка.)

2) Какие птицы большую часть пути с юга шагают пешком?

(Коростель - болотная курочка.)

3) Почему нельзя трогать птичьи гнезда?

(Если до гнезда дотронуться руками, птица может бросить его.)

4) Назовите птиц, которые питаются рыбой.

(Зимородок, скопа, чайка.)

5) Какой зверь самый хищный и прожорливый?

(Землеройка. Она съедает в сутки в 4 раза больше, чем весит сама.)

6) Зачем тигру полоски, а жирафу пятна?

(Маскировочная окраска; во-первых, защищает зверей - в данном случае жирафа, а во-вторых, помогает им охотиться - например, тигру, леопарду и др.)

7) Млекопитающее копытное животное, которое развивает скорость до 80 км в час?

(Сайгак.)

8) Сколько лет сохраняется хвоя у елей и сосен?

(У сосен 2-3 года, у елей 6-10 лет.)

9) Цветок, в котором ночуют насекомые.

(Колокольчик.)

10) На каких окнах домашние растения лучше растут?

(Южных, юго-восточных.)

Рекомендуем посмотреть:

Игра по экологии «Что? Где? Когда?» для детей начальной школы

Экологические игры для школьников

Игра по станциям по экологии для школьников 8 класса

Экологическое лото. Сценарий

Экологическая игра по станциям для летнего лагеря

Нет комментариев. Ваш будет первым!