Интеллектуальная игра «Знаток» по математике и физике в 9-11 классах

Автор: Лопатина Марина Владимировна, учитель математики и физики МОУ «СОШ № 22», г. Ухты, Республики Коми

Описание работы: интеллектуальная игра предназначена для проведения учителями математики и физики дней предметной недели в 9-11 классах, а также игру можно использовать на внеклассных мероприятиях в 9-11 классах с целью совершенствования знаний по физике и математике, повышения интереса учащихся к изучению математики и физики.

Цели: углубление знаний учащихся по математике и физике, развитие внимания и логического мышления; умение работать в команде.

Оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска, карточки с вопросами, презентация игры (по возможности).

Правила игры: участники игры разбиваются на две команды, затем в каждой команде выбирается капитан и три его помощника, которые и будут отвечать на вопросы. В игре 15 вопросов с четырьмя вариантами ответов. Правильный ответ только один из четырех. За каждый правильный ответ команда получает определенное количество очков. Очками в игре являются  "Игрэксы" 

Номер вопроса

Количество игрэксов

1

1

2

2

3

3

4

5

5

10

6

20

7

40

8

80

9

160

10

320

11

640

12

1250

13

2500

14

5000

15

10 000

Также команды имеют право на следующие подсказки:

- 50/50 - убираются два варианта ответов;

- «Звонок другу» – помощь одноклассника из команды;

- «Помощь учителя» – помощь учителя.

Подсказки командой используются только один раз. Если, к примеру, подсказка «50/50» использовалась при ответе на вопрос №1, то при ответе на вопрос №2 ее использовать больше нельзя.

Выигрывает команда, набравшая большее количество игрэксов.

Ход игры:

Вопросы игры представлены в двух вариантах – для каждой команды свои вопросы. Команды отвечают на вопросы по очереди. Например, первая команда дает ответ на первый вопрос, затем вторая команда дает ответ на первый вопрос и так далее. По желанию ход игры можно изменить. Также выбор команды, которая будет давать ответ на вопрос можно организовать в виде жеребьевки или отвечать первой может та команда, у которой больше игрэксов на данном этапе.

Вариант №1

№ вопроса

Вопрос с 4 вариантами ответов

Правильный ответ

1

Какой из углов тупой?

А. 30 градусов

Б. 93 градуса

В. 180 градусов

Г. 90 градусов

Б

2

Термометр – прибор для измерения…

А. Давления

Б. Градусов

В. Температуры

Г. Массы

В

3

Как называется график квадратичной функции?

А. Гипербола

Б. Кубическая парабола

В. Парабола

Г. Прямая

В

4

Масса – это…

А. Вес

Б. Кг

В. Мера инертности тела

Г. Сила

В

5

Вертикальными углами могут быть …

А. Тупой и острый

Б. Прямой и тупой

В. Два острых

Г. Прямой и острый

В

6

Елка освещена 20 электрическими лампами, соединенными параллельно и включенными в сеть с напряжением 220В. Какое напряжение на каждой?

А. 11В

Б. 22В

В. 220В

Г. 110В

В

7

На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20 день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?

А. на 19

Б. на 10

В. на 15

Г. на 17

А

8

Каким видом энергии обладает заведенная пружина часов?

А. Потенциальной

Б. Внутренней

В. Кинетической

Г. Потенциальной и кинетической

Г

9

Сколько пятерок в записи чисел от 1 до 100?

А. 20

Б. 21

В. 10

Г. 11

А

10

Сколько весит человек массой 60кг на Луне?

А. Он невесом

Б. 100Н

В. 60Н

Г. 600Н

Б

11

Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива». Что это?

А. Гипотенуза

Б. Медиана

В. Диаметр

Г. Хорда

А

12

В каком случае из крана самовара падают более тяжелые капли. Когда вода горячая или когда вода остыла?

А. Горячая

Б. Остыла

В. Нет правильного ответа

Г. Масса одинаковая

Б

13

На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?

А. Архимед

Б. Пифагор

В. Евклид

Г. Платон

А

14

С кем связано название радиоактивного элемента «полоний»?

А. Мария Складовская-Кюри

Б. Пьер Кюри

В. Резерфорд

Г. Беккерель

А

15

Куб – платоновое тело. Куб занимал видное место в идеалистической картине мира и означает?

А. Огонь

Б. Земля

В. Воздух

Г. Вода

Б

Вариант №2 

№ вопроса

Вопрос с 4 вариантами ответов

Правильный ответ

1

Угол вертикальный углу в 30 градусов равен:

А. 180 градусов

Б. 30 градусов

В. 60 градусов

Г. 150 градусов

Б

2

Прибор для измерения объема?

А. Часы

Б. Динамометр

В. Мензурка

Г. Весы

В

3

Каких уравнений не бывает?

А. Биквадратных

Б. Линейных

В. Квадратичных

Г. Иррациональных

В

4

Процесс превращения твердого тела в жидкость:

А. Испарение

Б. Конденсация

В. Плавление

Г. Кипение

В

5

В треугольнике могут быть…

А. Два тупых угла

Б. Два прямых угла

В. Тупой и прямой угол

Г. Два острых угла

Г

6

В сосуд налиты жидкости: вода, керосин, ртуть. В каком порядке они расположены снизу вверх?

А. Вода, керосин, ртуть

Б. Ртуть, вода, керосин

В. Керосин, вода, ртуть

Г. Ртуть, керосин, вода

Б

7

60 листов книги имеют толщину 1 см. Какова толщина всех листов книги, если в ней 240 страниц?

А. 2 см

Б. 4 см

В. 3 см

Г. 5 см

А

8

Какой вид энергии используется для получения электрического тока при работе аккумулятора?

А. Механическая

Б. Химическая

В. Внутренняя

Г. Световая

Б

9

Пойманная рыба весит 1кг и еще столько, сколько весит половина полрыбы. Сколько весит вся рыба?

А. 1,5 кг

Б. 1,25 кг

В. 2 кг

Г. 3 кг

В

10

Какой воздух богаче кислородом? Тот которым дышим мы или рыбы?

А. Рыбы

Б. Одинаково

В. Мы

Г. Рыбы не дышат кислородом

А

11

Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу». О чем идет речь?

А. Медиана

Б. Диагональ

В. Биссектриса

Г. Высота

В

12

Молекулярно-кинетическая теория броуновского движения была создана:

А. Броуном

Б. Больцманом

В. Эйнштейном

Г. Менделеевым

А

13

Этот учебник был в России первой энциклопедией математических знаний. В нем были впервые введены понятия «частное», «произведение», «делитель». Назывался «Арифметика». Его автор:

А. М.В.Ломоносов

Б. Л.Н.Толстой

В. К.М.Иванов

Г. Л.Ф.Магницкий

Г

14

Железная Эйфелева башня высотою 300 м, а весит 9000 т. Сколько должна весить точная модель этой башни высотою 30 см?

А. 900 г

Б. 9 г

В. 9000 г

Г. 90 г

В

15

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у Пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. О каком Математическом понятии идет речь?

А. О пропорции

Б. О сечении

В. О симметрии

Г. О подобии

А

Пример того, как можно оформить игру, используя презентацию:

Литература:

1. Перельман Я. И. Знаете ли Вы физику? - М.:Наука,1992 г.

2. Понарядова Р.С., Елизарова Н.Г. Учителю математики (методические рекомендации по эстетическому воспитанию на уроках и внеклассных занятий по математике). – Сыктывкар.: Издательство «ПРОЛОГ», 1995 г.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе для старшеклассников «Что? Где? Когда?»

Интеллектуальные игры для детей школьного возраста

Игровой интеллектуальный метапредметный конкурс «Россия и мир» для 9 - 11 классов

Интеллектуальная игра для студентов колледжа по немецкому языку «Полиглот»

Интеллектуальная игра для старшеклассников к 23 февраля

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 20 ноября 2013 в 12:55 +1
Очень интересная и познавательная игра, в полной мере использующая возможности средств объективного контроля знаний в тестовой форме. Помимо разноплановых заданий, особенно мне понравился оригинальный алгоритм начисления очков за правильные ответы. В ближайшее время в нашем учебном заведении будет проводиться декада естественных наук, и с Вашего позволения мы используем эту интересную разработку. С удовольствием говорю Вам спасибо за полезный материал и оставляю свой голос!
Георгиева Надежда # 25 ноября 2013 в 19:08 0
Большое спасибо за ссылку, интересно, разрешаешь воспользоваться на неделе математике, правда у меня еще нет проектора, но жду в скором времени. А вообще ты молодец.
Анастасия Игоревна Ведерникова # 27 января 2014 в 06:15 0
Очень интересно, думаю, не только для меня, но и для учеников. Использую его при проведении классного часа с ребятами.
Светлана Валерьевна Селюнина # 1 ноября 2015 в 21:59 0
Очень понравилась игра, хорошая задумка, можно что то взять из нее для своей работы!
Наталья Николаевна Якимович # 6 ноября 2015 в 00:09 0
Мероприятие очень понравилось, продуман и хорошо подобран материал. Очень интересно. Воспользуюсь сценарием на предметной неделе. Успехов в работе!
Ираида Леонидовна Родионова # 7 ноября 2015 в 23:23 0
Спасибо. Очень интересная познавательная игра. Обязательно включим её в план проведения тематической недели.
Марина Николаевна Черникова # 8 ноября 2015 в 22:25 0
Игра в тестовой форме очень актуальна. Не забываем про экзамены
Наталья Викторовна Кудрявцева # 24 февраля 2016 в 19:56 0
Игра познавательная, побуждающая к саморазвитию и самосовершенствованию, современная форма подачи.Единственное, что я бы изменила для себя - убрала бы варианты ответов, это позволило бы детям активнее мыслить, анализировать, сопоставлять, а при наличии вариантов ответов велик соблазн угадывания. Но это детали, возможно, Вы не хотели нарушать тип телеигры. Спасибо!