Подвижные игры на свежем воздухе для младших классов

Подвижные игры на улице для младших школьников

Прятки

Играют 3—10 человек. Выбранный водящий становится в условленном месте с закрытыми глазами, прислонившись к дереву или другому предмету. Это место называют «коном». Водящий громко считает до 20—30 (по уговору) или произносит считалку. Тем временем остальные прячутся в разные места.

Закончив счет, водящий открывает глаза и начинает искать ребят. Увидев кого-либо, называет его по имени и бежит на кон. Найденный бежит туда же, стараясь обогнать водящего и дотронуться до предмета, у которого тот стоял. Если он сделает это раньше водящего, то не считается пойманным и остается у кона, пока водящий ищет других. Когда все найдены, водящим становится первый игрок, не сумевший прибежать на кон раньше водящего.

Двенадцать палочек

Это усложненный вид пряток. На камень или сук кладется доска длиной 60—70 см, на один ее конец укладывают 12 палочек длиной 12—14 см Кто-либо из игроков или водящий ударяют ногой по поднятому свободному концу доски. Палочки разлетаются в разные стороны, и водящий начинает их собирать. За это время все прячутся. Уложив все 12 палочек на конец доски, водящий оправляется на поиски. Каждый найденный выбывает из игры. Если кто-то из спрятавшихся сумел добежать до доски и со словами «Двенадцать палочек летят» ударить по ней ногой, то водящий снова собирает их, а остальные участники игры (пойманные и непойманные) прячутся. Игрок, найденный последним, становится водящим.

Тише едешь - дальше будешь

Водящий стоит спиной к детям и говорит следующие слова:

— Тише едешь, дальше будешь.

Раз, два, три. Стоп!

И резко оборачивается назад. В то время, когда он произносит эти слова, все ребята бегут по направлению к нему. Как только он сказан «Стоп!», они должны замереть в неподвижном состоянии. Если водящий заметил, что ребенок двигается, он отсылает его опять за черту. Опять отворачивается и произносит эти же слова, ребята в то время продолжают бег. Это продолжается до тех пор, пока один из детей не подбежит к водящему и не дотронется до его спины. Тогда все бегут за черту. А водящий должен осалить одного ребенка. Тот становится водящим.

Бомбардиры

Участники игры перебрасывают волейбольный мяч друг другу пасом по воздуху (двумя руками сверху или снизу). В игре действуют основные правила волейбола, т. е. игрок не должен дважды подряд касаться мяча в воздухе, ронять его на землю. Допустивший ошибку при приеме мяча или пославший мяч неточно выходит из числа играющих и приседает в центре круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, могут сильным ударом послать мяч в присевших. Мяч, отскочивший от игроков, снова вводится в игру. Если мяч не задел кого-либо из сидящих игроков, тот, кто послал этот неудачный мяч, занимает место рядом с сидящими.

«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, с чьей подачи мяч был пойман.

Тарелочка по кругу

Четыре-пять человек встают по кругу на расстоянии 5—6 метров один от другого. У первого и третьего игроков в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки метают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает ее дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, а к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафное очко. Оно присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил тарелочку или последняя пролетела выше головы.

Играют 8—10 минут. Победителем считается получивший меньше штрафных очков.

Можно увеличить число игроков в кругу, оставив две тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8—10 человек, следует ввести в игру три тарелочки.

Лапта-стукалка

Играют на площадке размером с баскетбольную. Размечают боковые границы. Одна лицевая линия является «городом». Здесь располагаются участники игры — 8—10 человек. В 15 метрах от «города» в землю (внутри площадки) втыкают флажок на древке высотой 50 сантиметров. Нужен мяч и лапта — круглая палка длиной 1—1,2 метра, диаметром 4 сантиметра. Ручка немного тоньше, чтобы было удобнее держать в руке.

Один игрок встает на линию подачи, остальные стоят друг за другом сзади него. Другой игрок (ловец) выходит в поле и становится за флажком.

Первый игрок берет мяч и лапту. Подбросив мяч, выбивает его лаптой в поле, а затем бежит к флажку и трижды стучит лаптой по нему. После этого бежит обратно в «город». Игрок, находящийся в поле, ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и старается запятнать бегущего. Если это удалось, то сам бежит за линию «города», а осаленный игрок, подняв мяч, бросает его вдогонку убегающему, чтобы в случае попадания выручить себя и вернуться в «город». Если он не сможет осалить убегающего, то остается в поле водить. Если водящий, бросая мяч в перебегающего, промахнется, то последний возвращается в «город» и встает в конец колонны, ожидая своей очереди на новый удар.

Правилами устанавливается, что если водящий сразу поймал мяч с подачи, то бегущий игрок меняется с ним местом. Бьющий лаптой по мячу имеет право на второй удар, если промахнулся. При вторичном промахе он встает в конец колонны, уступая место для удара стоящему за ним игроку.

Салка и мяч

Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Водящий, если предоставится момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим.

Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).

Запятнай последнего

Две команды по 5—7 человек становятся друг за другом и берутся за пояс. Одна колонна стоит напротив другой.

По сигналу первый игрок каждой колонны стремится запятнать замыкающего игрока другой команды. Касание засчитывается, если игроки его команды не расцепили руки. Для этого они должны быть очень подвижными и внимательно следить за передвижением команды- гусеницы, которая пытается нанести ответный укол. За каждое правильное касание команде начисляется очко.

Игра продолжается 3—4 минуты, после чего определяется победитель — команда, набравшая больше очков.

Сбей городок

Проводят две черты на расстоянии 20 шагов. Это линии «городов», за которыми располагаются команды. Участники в них рассчитываются по порядку номеров. Посередине площадки кладут мяч или городок.

Ведущий громко называет номер. Игроки обеих команд, имеющие этот номер, устремляются в поле, бегут до черты противоположного «города». Наступив на нее ногой, они быстро разворачиваются и на обратном пути каждый из них старается первым ударить ногой по мячу (или сбить городок). Кто сумеет это сделать, приносит своей команде очко.

Когда все игроки вызваны по одному разу, подводите итог. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Сумей догнать

На площадке очерчивают или размечают предметами (камешками, городками, флажками и пр.) круг диаметром 9—12 метров. 6—8 человек располагаются по внешней стороне круга лицом против часовой стрелки на одинаковом расстоянии друг от друга и рассчитываются на первый-второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая.

По сигналу все бегут в одну сторону, соблюдая дистанцию. По второму сигналу начинается соревнование. Задача каждого игрока — осалить бегущего впереди и не дать запятнать себя сопернику, находящемуся сзади. Осаленные покидают круг, остальные продолжают бег по кругу. Когда последний игрок осален, игра прекращается. Проигравшей считается команда, у которой больше запятнанных игроков.

Можно не разбивать участников по парам. Тогда каждый бегущий, запятнав игрока, находящегося впереди, продолжает бег по кругу, пытаясь осалить следующего, а осаленные покидают круг (идут в его середину). Выявляются 2—3 лучших бегуна, которые остаются последними.

Наступление

Две команды становятся в шеренги лицом друг к другу на противоположных сторонах площадки и выбирают себе название (например, «Космос» и «Земля»).

Игроки одной из команд берутся за руки и по сигналу начинают маршировать в сторону другой команды. Когда игроки подходят на расстояние 3—4 шагов, руководитель дает свисток. Игроки наступающей команды поворачиваются и стремительно убегают за черту своего дома, а игроки противоположной команды стараются догнать и осалить как можно больше ребят. Пойманных подсчитывают, и они продолжают играть за свою команду.

Затем по указанию ведущего наступают игроки другой команды, а стоящие напротив ловят их. Игра повторяется 4—8 раз. Выигрывает команда, на счету которой больше осаленных игроков.

Важно соблюдать главное правило: без свистка не прекращать движение и не выбегать в поле. Если это случилось, то команде нарушителя начисляется 3 штрафных очка (пойманных игрока). Один игрок может догнать и осалить до черты несколько человек.

Можно давать игрокам разные исходные положения: наступающие кладут руки друг другу на плечи, берут под руки, за руки, скрестно и т. д. Ожидающие мог стоять спиной, боком, сидеть, принять положение низко старта.

Скакуны и бегуны

Очерчивается площадка 9k 9 метров. Участвуют команды по 7—8 человек в каждой. На одной стороне площадки «дом скакунов». Игроки другой команды — «бегуны» — свободно располагаются внутри квадрата. Один из «скакунов» по вызову своего капитана на одной ноге впрыгивает в пределы площадки и, перемещаясь таким образом, старается салить игроков другой команды. По истечении 15 секунд сигналом «Домой!» капитан возвращает «скакуна» за площадку и посылает нового игрока.

Когда все игроки в поле переловлены, объявляется время, за которое «скакуны» осалили всех «бегунов». После этого команды меняются ролями, и игра повторяется. Снова отмечается время, потребовавшееся для ловли «бегунов». Побеждает команда, у которой это время оказалось меньшим.

В ходе игры команды соблюдают следующие правила: два «скакуна» в поле находиться не могут, следующий «скакун» выходит в поле после того, как предыдущий вернется домой. Любой игрок, оказавшийся в ходе игры за пределами площадки, выходит из игры. Выходит из игры и тот «скакун», который оступился на вторую ногу. За 15 секунд «скакун» может осалить любое число «бегунов», не нарушая правил. Капитан также участвует в ловле «бегунов». Пока все игроки не побывали в роли «скакунов», нельзя повторно высылать игроков в поле.

В горизонтальную мишень

Такой мишенью может быть начерченный на земле круг диаметром 30 сантиметров. Играющий становится в 5 шагах от круга и старается забросить в него шайбу (попадание на черту не засчитывается). Каждому представляется 3—5 бросков.

По мишени метают также шайбами. Чем дальше находится полуокружность, в которой приземлился снаряд, тем больше очков набирает метатель.

Меткий футболист

В начерченный на земле круг ставят мяч, в 6 шагах от него за чертой становится игрок. Ему завязывают глаза или надевают на голову бумажный колпак, имеющий форму ведра без дна. Игрок поворачивается кругом на 360°, стараясь снова оказаться лицом к мячу, подходит к мячу и ударяет по нему ногой. Редко кому удается выполнить упражнение с первого раза.

Точный расчет

На земле чертят круг диаметром 40—60 сантиметров. В него с завязанными глазами становится играющий. Его задача — выйдя из круга, сделать 8 шагов и опять вернуться в круг. Если нога на черте, то упражнение не считается выполненным.

Хлопни по шару

К вбитой в земле палке или к табурету привязывают хорошо надутый шарик. В 8—10 шагах от него становится играющий с закрытыми глазами. В руках у него гимнастическая (или любая другая) палка. Игрок без чьей-либо помощи делает поворот кругом на 360°, затем идет вперед. Его задача — остановиться перед шаром и хлопнуть по нему палкой.

Циркачи

Нелегко передвигаться, перебирая ногам по большому вращающемуся шару или круглому без сучков полену. Если добыть шар практически невозможно, то отпилить 2 кругляка от полена или добыть 2 куска (длиной 50—60 см) трубы диаметром 20—30 сантиметров в условиях двора вполне возможно. Применить их можно в соревновании на скорость и равновесие. .

Если в беге, переступая по вращающемуся предмету, оба участника оступились, им дается вторая попытка, после которой (в случае неудачи) они выбывают из соревнования.

Выбей шайбу

На земле чертят два круга диаметром 80 сантиметров. Расстояние между кругами 1 метр. В центре каждого круга лежит шайба или городок. Два соперника с клюшками (гимнастическими палками) в руках стараются выбить шайбу из кружка противника и защитить свою, не заходя при этом ни в тот, ни в другой круг. На поединок дается 2 минуты. Если игроки не добились успеха, прибавляется еще 1 минута.

Ловушка

Ребята образуют три больших круга. Всем стоящим во внутреннем круге раздают бумажные шапочки (козырьки, кокошники). Взявшись за руки, ребята с песней движутся по кругу: наружные круги в одну сторону, а внутренний — в другую. Неожиданно раздается свисток, по которому игроки двух наружных кругов попарно берутся за руки, стараясь взять в кольцо кого-нибудь из игроков внутреннего круга. Если игрок из внутреннего круга успел присесть, его не трогают. У тех же, кто попался в ловушку, отбирают шапочку. Так игра проводится несколько раз. Все ребята, которым удалось сохранить свои шапочки, считаются победителями.

Капканы

Играющие образуют круг и становятся в двух шагах друг от друга лицом к центру. Каждый 6-й или 8-й игрок (по усмотрению руководителя, в зависимости от числа играющих) берется за руки со своим соседом справа. Они поднимают руки вверх, образуя воротца-капканы, и поворачиваются так, чтобы воротца оказались над линией круга. По команде руководителя играющие поворачиваются направо и начинают бег по кругу При этом они должны пробегать через все попадающиеся по пути капканы. По свистку (или другому условному сигналу) капканы захлопываются (пары, державшиеся за руки, опускают их вниз), и игроки, оказавшиеся пойманными (застрявшие в капканах), выходят в середину круга. Из них образуются новые пары, которые, взявшись за руки, становятся в разных местах круга,, увеличивая число капканов. Игра продолжается до тех пор, пока непойманными останутся 5 игроков. Они считаются победителями.

Рекомендуем посмотреть:

Спортивная эстафета для учащихся начальных классов

Зимние подвижные игры для детей

Игры с мячом для начальных классов

Игры эстафеты для младших школьников

Подвижная игра для детей «Перелетные птицы»

Александр Тришкин # 14 сентября 2015 в 23:00 0
Спасибо!!!Очень хорошая подборка игр!!!Прочитал и сразу захотелось с детьми поиграть в прятки!!!Я про нее забыл!!!А теперь буду использовать во внеурочной деятельности!!!Другие игры тоже хорошие!!!
Александр Тришкин # 16 сентября 2015 в 22:58 +1
Сегодня на уроке в 3 классе играли в игру "Наступление"!!!Детям очень понравилось!!!С урока ушли счастливыми!!!Еще раз спасибо!!!
Алла Владимировна Лиманская # 21 сентября 2015 в 21:34 0
Спасибо! Очень толковая подборка игр! Некоторые, такие как "Точный расчет", можно использовать на игровых минутках даже в помещениях. Игры радуют и объединяют ребят!
Лариса Анатольевна Калабаева # 30 октября 2015 в 20:29 0
Проводили праздник "Проводы зимы". Пришлось много искать подвижных игр на воздухе. Если бы Ваша подборка игр попалась на глаза мне раньше, было бы очень здорово. Но я ее все равно взяла на заметку.
Марина Александровна Макарова # 4 ноября 2015 в 18:53 0
Очень замечательная статья. Много новых игр, которые можно использовать на внеурочной деятельности "Подвижные игры". СПАСИБО!
Марина Александровна Макарова # 4 ноября 2015 в 18:53 0
Очень замечательная статья. Много новых игр, которые можно использовать на внеурочной деятельности "Подвижные игры". СПАСИБО!
Надежда Александровна Юнг # 12 ноября 2015 в 15:04 +1
Иногда трудно заинтересовать детей на подвижной перемене. Эти игры прекрасно пройдут в тёплое время года на улице. Хороший отдых на перемене- залог хорошей работы на уроке. Использование инвентаря всегда вызывает интерес у детей. Спасибо.
Дарья Владимировна Черевань # 20 ноября 2015 в 10:07 0
Большое спасибо! Игры пригодились для проведения времени на улице в пришкольном лагере!
Венера Маликова # 22 ноября 2015 в 19:08 0
Игры добавила в свою копилку) Хотелось бы побольше вариантов игр в зимнее время.
Надежда Александровна Ильина # 23 ноября 2015 в 11:17 0
спасибо много игр котоые возьму себе на заметку,которые обязательно применю на практике
Елена Николаевна Саламаха # 24 ноября 2015 в 05:13 0
Спасибо за игры, на динамической паузе будут полезны!
Андрей Кузьмич Кучерявый # 25 ноября 2015 в 16:45 0
Очень часто приходится заниматься с учениками на пришкольной спортивной площадке, и поэтому разработка "Подвижные игры на улице для младших школьников" будет полезной.Спасибо.
Юлия # 25 ноября 2015 в 19:06 0
Спасибо за подборку игр.
Евгения Викторовна Бурденко # 29 ноября 2015 в 11:54 0
Здравствуйте, большое спасибо за предоставленный материал!
Арина Петровна Казакова # 16 декабря 2015 в 23:24 0
Прогулка в детском саду длинная. Теперь у меня есть, благодаря Вам, такая замечательная подборка подвижных игр! будем пробовать новые игры. Спасибо
Наталия Алексеевна Ивлиева # 3 января 2016 в 12:48 0
Работая воспитателем в ГПД, всегда искала различные подвижные игры на свежем воздухе. А тут такой выбор! Буду советовать молодым воспитателям. Спасибо!!!
Татьяна Борисовна Агеева # 7 января 2016 в 13:22 0
Обязательно буду использовать в своей работе. Очень больщой выбор! Спасибо!
Эльзида Фидаевна Гарипова # 11 января 2016 в 20:04 0
очень хорошие игры. Можно использовать на свежем воздухе
Виктория Константиновна Корецкая # 21 февраля 2016 в 22:17 0
Спасибо, подборка очень удачная,т.к. веду продленку в 1 классе, таких игр нам и не хватало.Дети в начальной школе еще не всегда могут организовывать свою деятельность, когда предлагаешь, то играют с удовольствием.
Валентина Ивановна Трачкова # 22 февраля 2016 в 19:26 0
Замечательная подборка подвижных игр!О многих узнала впервые! Может использовать в летнем лагере, на уроках физкультуры, для проведения организованных перемен на свежем воздухе в школе!
Ирина Александровна Малютина # 25 февраля 2016 в 14:18 0
Добрый день!Очень замечательная подборка игр, которые можно использовать во внеурочной деятельности. Дети любят играть. Возьму себе на заметку. СПАСИБО!
Алексей Петрович Кениг # 6 марта 2016 в 15:07 0
Действительно очень интересная подборка игр, особенно понравилась лапта-стукалка, обязательно применю в своей работе с младшими школьниками.
Татьяна Юрьевна Сутиева # 9 марта 2016 в 00:21 0
Здравствуйте, интересная наработка, есть из чего выбрать, лично я взяла пару игр немного изменила, чтобы не было как у всех, немного воображения, и пожалуйста 100 игр на свежем воздухе, переменках, в лагере и просто для своих детей! спасибо Вам большое!
Светлана Евгеньевна Баскакова # 22 марта 2016 в 11:04 0
Игры интересные! Работая в школе старшей вожатой, постоянно придумываю новые игры. некоторые игры для меня новые, думаю детям понравится, спасибо!)
Анна Валерьевна Демешко # 29 марта 2016 в 16:17 0
Огромное спасибо за подборку. У нас в школе есть специальный урок подвижных игр. Поэтому данный материал мне очень интересен. Обязательно отработаем его на уроках. Спасибо!
Лариса Анатольевна Калабаева # 1 апреля 2016 в 15:09 0
Здравствуйте. Ваш материал мне очень пригодился. Помимо педчасов, веду еще группу ГПД младших классов (с 1 по 4). Конечно же, больше времени стараемся проводить с детьми на улице. Поэтому, Ваши подвижные игры как нельзя кстати пригодились на практике. Ведь дети очень любят резвиться, и эти игры им нравятся. Спасибо вам.
Марина Николаевна Литвинова # 25 мая 2016 в 14:09 0
Прочитав статью, освежила память.Очень увлекательные подвижные игры.Планирую использовать их на занятиях с учащимися начальных классов в спортивной школе.Думаю ребятам понравится.
Светлана Васильевна Коробейникова # 9 июля 2016 в 23:01 0
Условия игр описаны подробно, все понятно, применимо во внеурочной деятельности и во время летнего отдыха.
Надежда Петровна Алексеева # 4 сентября 2016 в 12:37 0
Спасибо! Очень хорошая картотека игр.описание доступоное, рада что нашла такую статью
Алла Леонидовна Жигалова # 15 сентября 2016 в 12:04 0
Очень качественный и подробный конспект. Таким будет очень удобно пользоваться каждому педагогу, даже начинающему! Спасибо за отличную работу!
Валерия Игоревна Парайко # 25 октября 2016 в 05:32 0
Здравствуйте,очень интересные и познавательные игры.Данные игры можно использовать,как на улице,так и в группе.Они не только развлекают детей,но и направлены на развитие интеллектуальной сферы,развитие общей моторики,на ловкость,на концентрацию внимания.Спасибо за полезную информацию.
Марина Сергеевна Романенко # 28 октября 2016 в 17:59 0
Спасибо за описание игр, о некоторых я узнала впервые. Мне нравится внедрять новые подвижные игры для своих учеников, ведь они сейчас ведут пассивный образ жизни - после уроков спешат к своим компьютерам!
Редько Наталья Васильевна # 20 ноября 2016 в 01:22 0
Спасибо за интересную подборку игр. Написано доступно. Игры разнообразные и не сложные в проведении. Старшеклассники или студенты смогут их провести для младших школьников.
Ольга Валерьевна Беляева # 23 ноября 2016 в 15:17 0
Очень интересная подборка подвижных игр. Игры просты для понимания детей, не сложны для проведения. Некоторые игры можно проводить на улице на свежем воздухе в любое время года, тем они и прекрасны. Спасибо за интересный материал.