Дидактическая игра по математике для средней группы

Дидактическая игра для дошкольников «Кармашки с секретом»

Автор: Третьякова Ольга Николаевна, воспитатель центра развития ребенка – детского сада № 8 «Рябинушка», г. Димитровград, Ульяновской области

Описание работы: данный материал рекомендован воспитателям дошкольных учреждений, которые работают с детьми среднего дошкольного возраста, а также родителям. Данная игра может быть использована в совместной игровой деятельности воспитанников и педагога, а также как часть непосредственно организованного образовательного процесса.

Данная игра представляет собой несколько кармашков из одинаковой ткани. В каждый кармашек вставлена карточка из цветного картона, с наклеенными на неё пуговицами (разного цвета и размера) в форме геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) или цифр (от 1 до 5).

Дидактическая игра "Кармашки с секретом"

Цель: совершенствовать тактильные ощущения и восприятие

Задачи:

Образовательная:

Закрепить умение узнавать на ощупь геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

Закрепить умение узнавать на ощупь цифры и называть их (от 1 до 5)

Формировать умение оценивать расположение фигур и цифр.

Формировать пространственную ориентировку.

Развивающая:

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать тактильное восприятие, внимания.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к игровому материалу.

Воспитывать терпимость и уважение к людям с ограниченными возможностями.

Ход игры:

Ребенку предлагаются все кармашки с вложенными в них карточками.

Воспитатель: ребята посмотрите, что я вам принесла. Это кармашки с секретом. Вы хотите узнать в чем секрет?

Дети: Да

Все вкладыши достаются, рассматриваются

Воспитатель: ребята скажите что вы видите?

Дети: разные фигуры – круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, цифры – одни, два, три, четыре.

Воспитатель: правильно. А из чего сделаны фигуры и цифры.

Дети: из пуговиц.

Воспитатель: да, ребята, все выложено из пуговичек. Ощупайте из своими пальчиками. Какие пуговки?

Дети: гладкие, круглые, большие, маленькие, разного цвета

Воспитатель: Как вы думаете, а если у вас будут закрыты глаза с помощью чего вы сможете узнать что изображено на карточке?

Дети: с помощью пальчиков.

Воспитатель: правильно. Давайте попробуем, узнать с закрытыми глазами, что изображено на карточке.  Закрывайте свои глазки (дети обследуют карточки с закрытыми глазами). А теперь положите карточку на стол пуговками вниз, откройте глазки и скажите, кто догадался, что изображено у него на карточке?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: а теперь переверните карточки и проверьте, правильный ли вы дали ответ.

Дети переворачивают карточки, убеждаются в правильности или неправильности своего ответа.

Воспитатель: Вам легко было догадаться что изображено на вашей карточке?

Ответы детей.

Воспитатель: Действительно, когда мы ничего не видим нам не так то просто. Глаза и руки – это то, с помощью чего мы познаем мир, который окружает  нас. Есть люди, которые лишены зрения – слепые. Эти люди очень умело пользуются своими руками, они даже читают с помощью пальцев. Книги для чтения представляют собой листы с выпуклыми рисунками, обследуя их пальцами  – они узнают буквы и составляют из них слова. Но хоть наши с вами глаза и хорошо видят, наши пальчики тоже стоит приучить узнавать кое-что на ощупь. Вы хотите, чтоб ваши пальчики тоже были умными?

Дети: ответ детей

Воспитатель: Я  вам предлагаю усложнить задачу. Давайте поместим наши карточки в кармашки из ткани, перемешаем их. Возьмите себе любой кармашек и попробуйте с помощью ваших ловких и умных пальчиков отгадать, что изображено на вашей карточке.

Дети обследуют карточку через ткань и называют то, что по их мнению изображено на карточке.

Воспитатель: давайте достанем карточки из кармашков и проверим правильные ли ответы вы дали.

Дети достают карточки и сравнивают свой ответ с изображением.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы быстро научились узнавать фигуры и цифры на ощупь. А теперь я хочу попросить вас положить кармашки на стол. А ты, Миша, найди среди всех кармашков тот, на котором изображен треугольник.

Миша обследует по очереди все кармашки, пока не найдет карточку с треугольником. Сережа, проверь действительно ли у Миши карточка с треугольником (возможны два способа проверки: достать карточку из кармашка или так же обследовать её на ощупь. Ребенок должен сам выбрать способ проверки и проверить ответ).

Воспитатель: ребята, а кто скажет мне, что бывает треугольной формы?

Дети: флажок, тарелка, платок и т.д.

Воспитатель: молодцы, как много вы знаете предметов треугольной формы.

Аналогичная работа проводится со всеми остальными карточками.

Эту игру можно немного изменить и тогда вы со своими детками можете получить гораздо больше удовольствия, от времени, проведенного вместе.

 Вариативность:

- отгадай на ощупь и назови

- отгадай на ощупь и найди пару

- отгадай на ощупь, и назови предмет такой же формы

Примечание: подобная игра может быть использована в работе и с более старшими по возрасту детьми, необходимо лишь увеличить число фигур (добавить овал, трапецию, ромб и т.д.) и цифр (до 10).

Участник конкурса для педагогов «Лучшая методическая разработка»

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Ядвига Глебовна # 20 октября 2013 в 14:00 +6
Ольга Николаевна, отличная игра! Вы молодец! я обязательно возьму Вашу игру к себе в копилку! Спасибо Вам!
Ольга Третьякова # 20 октября 2013 в 15:50 +4
Рада нашему с вами знакомству)))будем обогащать друг друга новыми идеями)))  спасибо за оценку.
Ольга Важова # 20 октября 2013 в 16:00 +5
Замечательно, Оленька! Сделайте МК - и на конкурс, с удовольствием за Вас проголосую. Спасибо и дальнейших творческих успехов!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:46 +2
Спасибо за совет))) кажется что все так просто, как-то неудобно даже МК делать)))
Наталья Зюркалова # 20 октября 2013 в 16:06 +4
Дорогая Ольга, Ваша игра просто замечательная! Маленькие дети обожают секреты! И Ваша игра это просто находка! Клад! Можно столько задач решить играя с детьми в эту увлекательную игру! Я желаю Вам творческих успехов! С уважением Наталья! И +1!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:47 +2
Спасибо Наталья, детки, как вы правильно заметили тянутся ко всему "секретному" это и послужило толчком к созданию этой игры)))
Наталья Геннадьевна # 20 октября 2013 в 16:07 +4
Хорошие кармашки с секретом! Мне нравится!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:49 +2
Благодарю, Наталья Геннадьевна)))
Ольга Скрипачева # 20 октября 2013 в 16:32 +4
Интересная и развивающая игра. А главное детям понравится.Успехов Вам!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:49 +2
Еще как нравится))) и вам спасибо за добрые слова
Марина Благова # 20 октября 2013 в 16:38 +4
Ольга интересный дидактический материал.Возьму себе на заметку.Желаю удачи в конкурсе.
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:48 +2
Мариночка, вот еще вариант - сшить кармашек 5 на 15 см. в него вставить полоску картона с нашитыми в ряд пуговицами - можно и считать и отгадывать сколько пуговиц спряталось))) у нас и такое есть))
Ольга Шахова # 20 октября 2013 в 17:26 +5
Ольга Николаевна, Ваша игра действительно хороша и позволяет решать несколько задач по развитию детей. Педагоги и раньше использовали в своей работе пуговицы, Вы добавили тканевые кармашки и это добавило игре вариативности. Спасибо за интересную идею. удачи в конкурсе!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:47 +2
Спасибо)
Елена Кустова # 20 октября 2013 в 17:54 +4
Оля, вы молодец! Знаете, я люблю игры, сделанные своими руками, а тем более такие полезные и познавательные. Каждый педагог может добавить какие - то варианты и усложнить игру. Вам - спасибо за подсказку!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:50 +2
Спасибо. Буду рада если вам это поможет в работе))
Татьяна Шмидт # 20 октября 2013 в 18:08 +4
Оля! Я очень рада, это просто здорово и своевременно (для меня). Я взяла тему по самообразованию по тактильным ощущениям и твоя дидактическая игра мне просто кстати.
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:51 +2
Я рада, что кому-то это пригодилось)) у меня еще кое-что есть))) надо выложить))) может вам тоже пригодится)))
Ксения Гесть # 20 октября 2013 в 18:39 +4
zst Очень полезная и развивающая игра у вас получилась, Ольга. Вы, таким способом, ускоряете развитие мелкой моторики. Это очень положительно сказывается на детках. Спасибо за интересную разработку! +1
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:52 +4
Спасибо, Ксения. Это не только ускоряет развитие моторики, но и развивает речь))) надо ведь все осмыслить, вывод сделать, в предложение его сформировать))) так что работаем)))
Казанцева Ирина Павловна # 20 октября 2013 в 19:06 +5
Ольга, просто удивительное дидактическое пособие! Здесь и изучение цифр, и тактильное восприятие... Молодец! Спасибо! Удачи в конкурсе!!!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:53 +3
Была рада видеть вас здесь))) иногда мои сорванцы сами варианты игры придумывают. Например недавний случай: я знаю что у стола - 4 ножки, вот сейчас я найду кармашек с цифрой 4... ну а дальше по аналогии)))
Оксана Владимировна Столь # 20 октября 2013 в 19:54 +3
Оля,голосую за ваш труд!Я тоже люблю игры,сделанные своими руками.Такую в магазине не купишь!Говорят,что предметы сделанные своими руками несут положительную энергетику!Ваша игра,Оля,наполняет жизнь положительными эмоциями!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:54 +2
Спасибо, Оксаночка за добрые слова)))
Марина Александровна Бузаева # 20 октября 2013 в 20:23 +3
Замечательная игра!полезная ,развивающая!Молодец,Оля!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:54 +2
Спасибо, Марина Александровна))) надеюсь она будет полезна моим коллегам)))
Евгения Баранова # 20 октября 2013 в 20:43 +3
Ольга, Вы-УМНИЧКА! (как всегда) Удачи в конкурсе! Голосую!
Ольга Третьякова # 21 октября 2013 в 15:55 +2
Спасибо, Евгения))) удача вещь полезная)))
Анна Грибанова # 21 октября 2013 в 20:29 +3
Очень здорово!Творческих Вам успехов!
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 09:23 +2
Спасибо, Анечка
Сухова Лариса Вячеславовна # 21 октября 2013 в 20:31 +3
Интересная игра,актуальна для меня (сейчас у меня дети средней группы),беру на заметку,спасибо!
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 09:24 +2
Рада, что вам пригодится))
Елена Эдуардовна Васильева # 22 октября 2013 в 11:02 +3
Оля, очень понравилась задумка вашей игры! В нашем современном мире детям не хватает тактильных ощущений: носят одежду без пуговиц, обувь - без шнурков, от этого речь страдает. Да и лома родителям некогда развивать эти ощущения. Все быстрей, мчится время( цитата из песни) ничего не успеваем. Хорошо, что добрые тети в д/с всему научат! Спасибо, возьму на  заметку.
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 11:18 +2
Спасибо да "добрую тетю"))) неожиданный комплимент...
Галина # 22 октября 2013 в 12:27 +4
Интересная игра, уверена, что детям она нравится! Важно, что игра создает ненавязчивый развивающий характер деятельности ребенка: способствует сенсорному развитию; развивает память, внимание, мышление; содействует формированию элементарных математических представлений. К тому же экологически чистое пособие. Творческих успехов!
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 20:12 +2
Спасибо, Галина... про экологически чистое пособие вы верно подметили)))
фирдавес саматова # 22 октября 2013 в 19:29 +3
С удовольствием голосую за прекрасную, полезную игру. Игра сделанная своими руками всегда выигрывает. сами знаете, какого качества сейчас  игры магазинные. Ну, о пользе я повторяться не буду.Желаю удачи!
Ольга Третьякова # 22 октября 2013 в 20:12 +2
Спасибо, Фирдавес.. была рада видеть вас)))
Елена Науменко # 22 октября 2013 в 20:25 +4
Ольга, Ваша дидактическая игра просто находка для воспитателей. На первый взгляд всё так просто, но сколько можно придумать разных вариантов игры... Действительно, все гениальное - просто!!! Я работаю педагогом дополнительного образования с детками дошкольного возраста и с детками 1-2 классов и уже думаю, как мне применить вашу идею с "волшебными" мешочками...Ваша игра уже внесена в мой список всех понравившихся игр, разработок, поделок на этом сайте. Я всё интересное записываю в тетрадь, чтобы не забыть что-то интересное и чтобы потом лишний раз не искать и не тратить время!!!! Ольга, Вы большая молодец и с удовольствием Вам мой голос +1!!! Творческих Вам успехов и удачи в конкурсе!!!
Ольга Третьякова # 23 октября 2013 в 18:04 +3
Спасибо, Елена, приятно читать ваш комментарий))) спасибо за добрые слова. Думаю что с вашей фантазией вы непременно найдете моей идее новое применение и "вторую жизнь"...
Татьяна Галютина # 22 октября 2013 в 23:16 +3
Ольга,Ваша дидактическая игра просто замечательная!Столько вариантов ее использования!Детям очень нравятся такие игры,где можно что-то отгадывать,познавать.Помимо всего перечисленного выше,Ваша игра воспитывает у деток выдержку (ведь очень сложно не подглядывать!)Успехов Вам! От меня +1 smile
Ольга Третьякова # 23 октября 2013 в 18:05 +2
ДА, Татьяна про выдержку вы правильно подметили)))) Они иногда конечно пытаются хитрить... но как всегда друг друга выдают, прежде чем я что-то заподозрю)))
Светлана Нагоева # 25 октября 2013 в 19:27 +3
Спасибо большое, Ольга Николаевна. Взяла для подруги - воспитательницы детского сада. Мне понравилась игра, просто замечательная.
Ольга Третьякова # 27 октября 2013 в 13:50 +1
благодарю, Светлана
Лариса Дорогина # 23 октября 2013 в 17:03 +3
Очень интересная игра. Дети любят секретики. Оригинальное решение развитие тактильных ощущений и мелкой моторики. Молодец!
Юлия Полушина # 27 октября 2013 в 17:07 +2
Ольга, интересная игра, воспользуюсь для своего сына. А если использовать для занятия, то это надо всем такие кармашки заготовить?
Ольга Третьякова # 28 октября 2013 в 09:22 +1
Здравствуйте Юлия. Если для занятия - конечно всем... как вариант 1 кармашек на 1 стол - можно дать возможность сначала одному ребенку обследовать кармашек, а второй пусть ощупает после него и подтвердит или опровергнет его ответ..
Ирина Рудакова # 28 октября 2013 в 18:21 +1
Ольга, большое спасибо за игру "Кармашки с секретом". Идея игры очень интересная, а сама игра решает одновременно массу образовательных и развивающих задач, может послужить средством для укрепления здоровья детей. Удачи Вам.
Ольга Третьякова # 29 октября 2013 в 13:02 0
Ирина, благодарю за отзыв))))
Наталья Трояк # 1 ноября 2013 в 20:35 +2
Оля, Ваша игра замечательная! В дошкольном возрасте очень важны игры с использованием тактильных ощущений. Такую игу можно использовать и в старшем возрасте.Обследовав на ощупь две цифры найти, например, их сумму! Спасибо за идею!
Ольга Третьякова # 2 ноября 2013 в 20:07 +1
Благодарю за отзыв... вы сходу придумываете новые варианты использования игры))) молодец)))
Юлия Шевченко # 2 ноября 2013 в 17:24 +1
Ольга, удивительная у Вас  игра получилась, необычная. А главное все сделано с любовью, душевно, своими руками! Дети это всегда чувствуют, и наверное занимаются с большим удовольствием. От всей души желаю Вам дальнейших творческих успехов!
Ольга Третьякова # 2 ноября 2013 в 20:07 +1
Спасибо, Юленька )))
Надежда Трефилова # 3 ноября 2013 в 19:47 +2
Разработка для детей младшего школьного возраста очень подходящая. Развивает мелкую моторику рук. Плюс разработки еще вижу в том, что это все представлено красочно и помимо моторики закрепляется знание геометрических фигур. А еще можно посоветовать материл - карточки для игры можно делать вместе с детьми это им будет очень нитересно, а главное полезно.
   Задумка очень хорошая и совершенно не трудная для детей.
Ольга Третьякова # 5 ноября 2013 в 11:02 +1
Спасибо, Надежда за комментарий))) согласна с вами, что подобную игру можно сделать с детьми, но у меня сейчас детки 4 лет, им важна игра, а не процесс её изготовления... Когда у меня были детки подготовительной группы мы делали подобное пособие с ними, конечно они были в восторге)))
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 6 ноября 2013 в 22:13 +2
Ольга, ваша игра очень интересная для детей, вы молодец! Мне понравилась идея с пуговицами, обязательно попробую такую  игру сделать для своих ребятишек. У нас есть похожая, только вместо пуговиц - разные крупы (горох, гречка, пшено, рис, овёс), дети на ощупь определяют название цифры и крупы. И мешочки не нужны, но приходится завязывать глаза тем, кто отгадывает. Детям очень нравится))) Спасибо большое!
Ольга Третьякова # 7 ноября 2013 в 20:58 +1
У меня тоже есть "чудесные мешочки" с разными наполнителями.. но и такой вариант не лишний))) спасибо за отзыв))
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 10 ноября 2013 в 11:47 +3
Ольга, с удовольствием присоединяюсь к предыдущим комментариям, Ваша дидактическая игра простая в изготовлении и очень интересная! Она развивает не только мелкую моторику, но и ассоциативное мышление, готовит деток к дальнейшему более глубокому восприятию окружающего мира. Отличная и оригинальная работа, поэтому от меня +1!
Ольга Третьякова # 11 ноября 2013 в 09:32 +1
спасибо, Татьяна Дмитриевна))) была рада прочесть ваш отзыв)))
Наталия Арсентьевна Дробатун # 13 ноября 2013 в 21:47 +1
Олечка,ваша игра замечательная!!Мне очень понравилась!!Спасибо за идею создания игры с пуговицами,обязательно такую-же сделаю своим детям.Молодец!!
Ольга Третьякова # 14 ноября 2013 в 15:30 0
Благодарю, НАталья за отзыв
Валентина Огнева # 15 ноября 2013 в 17:38 +1
Ольга, игра интересная! Её, как вариант, можно использовать и для закрепления количественного счета пуговиц.
Ольга Третьякова # 17 ноября 2013 в 15:31 0
Конечно, Валентина... пока игра будет участвовать в конкурсе мы столько вариантов для неё придумаем совместно))) спасибо за отзыв.
Светлана Гудкова # 7 декабря 2013 в 22:22 0
Оля игра интересная,а главное с секретом, что детки очень любят!!!
Клара Дильмухамедовна Маркова # 6 января 2014 в 18:08 0
Так  увлекательно , доступно ...Просто  диву даёшься  !!!  Кинестезия - это путь к развитию  психических функций : пособие можно использовать  с детьми , имеющими проблемы в развитии . Отличная  идея !!!  И главное- простая ... , а значит, гениальная !  Благодарю за идею !
Марина Мартынова # 13 января 2014 в 18:24 0
Вы молодец. Очень интересная, а главное познавательная игра. В ней происходит развитие мелкой моторики рук. Замечательно. Спасибо за идею.
Татьяна Павловна Герасимова # 20 февраля 2014 в 10:36 0
Хорошая идея!  v Можно даже использовать на уроке английского языка для разучивания названия геометрических фигур и цветов, спасибо!
Татьяна Николавна Астахова # 20 июня 2014 в 00:18 0
Ольга, игра замечательная! Выполнена аккуратно и привлекательно. Практические действия с предметами развивают мелкую моторику, обеспечивают сенсорное развитие, формируют мыслительные операции, способствуют более успешному и эффективному формированию элементарных математических представлений. Благодарю и голосую за игру "Кармашки с секретом".