Дидактические игры по музыкальному воспитанию в младшей группе

Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду. Музыкальное воспитание

Игра «Интонационный календарь природы» («Живая картина в окне»)

Дидактическая задача. Воспитывать интонационный слух; активизировать эстетическое восприятие.

Игровая задача. Подобрать музыку к настроению природы.

Игровые правила. Слушать внимательно, не поворачиваясь во время звучания музыки, и определять созвучность пьесы и настроения природы.

Ход игры

Музыкальный руководитель приглашает детей к окну и предлагает посмотреть, каково настроение природы в этот день. Дети стоят полукругом возле окна, и им открывается необычная картина природы в окне, словно в раме. В картине все подвижно, будто волшебник нарисовал живую картину: меняется общее настроение в зависимости от освещения, направления движения ветра, сезона. Эту картину дети периодически наблюдают в течение года и находят изменения, которые могут происходить каждую минуту: ветра не было —вдруг налетел, солнце светило — мигом спряталось за тучу

Музыкальный руководитель беседует с детьми у окна об открывшейся им картине, учит их подмечать малейшие изменения. Затем он предлагает послушать и определить, какая из музыкальных картин подойдет к этому состоянию природы. Исполняются два контрастных музыкальных произведения, одно из которых соответствует (созвучно) настроению природы (погоды) в этот день.

Дети вместе с воспитателем отмечают лишь основную общую интонацию каждого из контрастных произведений: веселая —грустная; ласковая — тревожная (сердитая); похожая на ветерок (легкая, подвижная) — спокойная.

План игры:

• дети смотрят на картину природы за окном;

• музыкальный руководитель проводит беседу о настроении картины природы, подчеркивая слова, которые являются ключевой характеристикой ее состояния;

• дети продолжают рассматривать природу, а музыкальный руководитель играет две контрастных музыкальных пьесы, одна из которых соответствует настроению за окном;

• дети определяют, какая пьеса подходит, созвучна настроению за окном;

• музыкальный руководитель еще раз играет две пьесы и подходит к детям;

• стоя с детьми у окна, педагог еще раз сравнивает картину за окном с пьесой, которая подходит по настроению;

• музыкальный руководитель повторно играет пьесу, созвучную настроению природы за окном.

Игра «На чем играю?»

Дидактическая задача. Развивать тембровый слух; учить различать характер музыки.

Игровая задача. Успеть спрятаться от охотников (волков, лисиц).

Игровые правила. Прятаться только после смены характера музыки; убегать от охотника только после того, как раздался крик: «Сейчас поймаю!»

Ход игры

Музыкальный руководитель приводит детей «на лужайку». На лужайке гуляют зайки. (Под дудочку дети - «зайки» пляшут). Вдруг из-за леса показались охотники. (Педагог играет на ложках так, будто скачут всадники — дети присаживаются на корточки и закрывают лицо руками —«прячутся».) Всадники не заметили заек, и зайки снова скачут. (Играет дудочка.)

Вариант игры. Охотников могут сменять другие персонажи: волки пришли на полянку, прибежали лисы и т.д. Дети должны вовремя среагировать на изменение характера музыки и тембра инструмента. В конце игры педагог, изображая голосом охотника, кричит: «Сейчас поймаю!» Дети бегут на стульчики.

Игра «Громко —тихо»

Дидактическая задача. Развивать способность различать звуки по силе звучания.

Игровая задача. Собирать музыку в волшебные коробки.

Игровые правила. Собирать музыку, различая по силе звучания: громкую —в яркую коробку, тихую —в однотонную.

Ход игры

Музыкальный руководитель (показывает две коробки). Это коробка броская, яркая, разноцветная, а вот коробка скромная, голубая, незаметная. В этих коробках я музыку сохраняю. Громкую музыку кладу в яркую, разноцветную коробку, тихую музыку —в голубую, незаметную. Вот попались мне нотки. (Высыпает на большой поднос, перемешивая, кружочки-нотки: яркие, разноцветные и однотонные, голубые.) Они звучат то громко, то тихо. Громкую музыку буду складывать в эту коробку, тихую —в другую.

Звучит громкая музыка, и воспитатель берет яркую цветную нотку и кладет ее в разноцветную коробку. Потом звучит тихая музыка, и воспитатель, показывая нотку детям, кладет ее в голубую однотонную коробку.

Музыкальный руководитель. Помогайте мне, ребятки, собирать музыку в волшебные коробки.

Звучит музыка. Дети, в зависимости от ее динамики (степени громкости), поочередно берут нотку с подноса и несут ее в разноцветную или однотонную коробку. Потом звучит следующий музыкальный отрывок — громко или тихо, и дети снова берут по одной нотке и несут в соответствующую коробку.

Игра «Кто не спит?»

Дидактическая задача. Учить детей распознавать характер музыки и отражать это в движении.

Игровая задача. Баюкать кукол и гулять с ними.

Игровые правила. Играть с куклами в соответствии с характером музыки.

Ход игры

Музыкальный руководитель. В кукольном уголке все куклы легли спать, только кукла Катя не спит. Она не может уснуть. Что делать? (Обращается к ребенку.) Оля, это твоя дочка не спит? Знаешь, как ей помочь? Обычно мамы поют своим детям колыбельную. Как надо петь? «Баю-баю», — вот так, тихо и нежно. (Девочка поет колыбельную.) Смотри, Оля, твоя дочка уснула. Колыбельная песня помогла кукле Кате уснуть. Дети, посмотрите, спят ли ваши любимые куклы? Не спят? Тогда нужно их приласкать и песенку спеть, как это сделала Оля.

Дети берут кукол на руки и поют им колыбельные.

Затем педагог показывает детям нарисованное на картинке солнышко.

Вот и солнышко взошло,

Стало на небе светло.

Петушок с утра поет,

Малышей гулять зовет.

Дети под спокойную музыку ведут кукол гулять.

Игра повторяется, дети играют с куклами в зависимости от характера музыки.

Автор: Губанова Наталья Федоровна

Рекомендуем посмотреть:

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игры на развитие общения для дошкольников

Ирина Николаевна Садчикова # 13 октября 2017 в 13:37 0
очень интересный материал!! Возьму на заметочку!! Спасибо!!! dance
Марина Васильевна Воробьева # 19 октября 2017 в 13:53 0
Интересные игры для детей,
спасибо за подобранный матерьял.
Ольга Васильевна Уразаева # 13 ноября 2017 в 22:40 0
Спасибо за веселые и развивающие игры! Нам очень актуально, обязательно сохраним!
Оксана Петровна Николаева # 12 июля 2018 в 20:16 0
Доступные и понятные игры для малышек. Можно проводить их индивидуально, а также со всей группой. Спасибо.