Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет

Музыкальные игры, способствующие развитию образного мышления у старших дошкольников и младших школьников

Хитрый мышонок

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: научить детей двигаться выразительно, в соответствии с выбранным музыкальным образом.

Необходимое оборудование: любой музыкальный инструмент, на котором играет профессионально обученный взрослый.

Ход игры. Пространство, отведенное для игры, условно делится на две половины. На одной стороне находится «кот», на другой — «мышиные норки», они помечаются мелом. В игре может принять участие любое количество игроков. При помощи считалочки выбирается водящий — вада, который будет «котом». Дети становятся в круг и «считаются»:

Тара-бара, растобара,

Сидит кот у самовара,

А мышонок — под столом.

Вада — ты, из круга — вон!

Под тихую, но ритмичную и тревожную музыку водящий изображает засыпающего «кота». Остальные игроки-«мыши» прячутся в своих «норках». Музыка меняется, становится более спокойной и тихой. Это для «мышей» служит сигналом того, что «кот» наконец заснул. «Мышки» тихонечко выбегают из своих «норок» и подкрадываются к «сладко спящему коту». Они встают вокруг него и начинают двигаться по часовой стрелке. Прижав палец к губам, «мышки» тихо, в такт музыке нараспев произносят:

Тише, тише, тишина...

Укачали мы кота.

Котик сладко спит

И на мышек не глядит.

Стоит только зашуметь,

Кот наш мышек может съесть!..

Если музыка звучит по-прежнему спокойно, дети-«мышки» снова тихо пропевают слова, двигаясь при этом в противоположную сторону, то есть против часовой стрелки. А потом музыка внезапно становится быстрой и энергичной, и это значит, что «кот» «проснулся». Это сигнал не только для «мышей», но и для «котика»: он должен первым уловить изменения в музыке и предупредить действия «мышат». Он неожиданно вскакивает и пытается поймать возмутителей своего спокойствия. Пойманным считается игрок, не успевший спрятаться в свою «норку», до которого «кот» успел дотронуться.

С окончанием музыки заканчивается и игра. «Кот» пересчитывает свою «добычу».

Примечание. Игра повторяется до тех пор, пока все «мышата» не окажутся пойманными. Тот «мышонок», которому удастся остаться на свободе, объявляется победителем игры. Под звуки торжественного марша и дружные аплодисменты остальных игроков ему присваивается почетное звание «Самый хитрый мышонок».

Мы играем в паровоз

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: развитие музыкального слуха, координации движений, умения соотносить свои движения с изменением темпа музыки. Кроме того, в процессе игры отрабатываются навыки коллективизма и взаимодействия.

Необходимое оборудование: музыкальный инструмент или магнитофон с записью несложной музыкальной композиции.

Ход игры. Дети становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок — машинист «паровоза», остальные дети — вагончики, они «прицепляются» к машинисту, произнося нараспев считалочку:

Что за чудо-паровоз?

Он без пара и колес!

Прицепляемся друг к другу...

Машинист, давай сигнал!

Отправлений час настал...

С началом музыки «машинист» дает «гудок». «Паровоз» приходит в движение: дети перебирают ногами, изображая движение колес и имитируя их перестук. «Паровоз» трогается с места и едет до «станции» (например, «Ромашкино»), С изменением темпа музыки меняется и «скорость паровоза»: cm идет то медленно, то ускоряет или замедляет ход.

Задача каждого участника — не отцепиться от впереди стоящего ребенка и не отстать, так как «состав» на полном ходу может «маневрировать». Поезд должен прийти к остановке в полном составе.

В конце игры дети исполняют песенку «Паровоз», слова О. Высотской, музыка 3. Компанейца.

Паровоз, паровоз,

Новенький, блестящий!

Он вагоны повез,

Будто настоящий.

 

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки,

Кошки пушистые,

Зайцы да мартышки.

Примечание: в игре принимают участие не менее 5—7 детей. Основная задача, стоящая пред игроками, — действовать слаженно и четко, всем коллективом. В игре также могут участвовать команды из 3—5 человек. В этом случае игра становится соревнованием. Победителем будет считаться самый дружный «паровозик», при своем передвижении не потерявший ни одного «вагончика».

Музыканты

Возраст: 5 — 7 лет.

Цель игры: обучение основным приемам игры на простейших ударных инструментах, развитие творческого мышления и воображения.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся настоящие музыкальные инструменты: маракасы, бубен, треугольник, металлофон.

Ход игры. Сначала воспитатель знакомит ребят с музыкальными инструментами, повторяет их названия и объясняет правила игры на каждом из них. После этого взрослый предлагает детям рассказать сказку, но не просто так, а сопровождая каждую фразу звуковыми (шумовыми) эффектами, созданными с помощью музыкальных инструментов.

«Жил-был мальчик, который всего боялся. Боялся сильного ветра, грозы, дождя и даже шелеста листьев». Воспитатель должен сначала сам показать, как «звучат» эти природные явления. Только после этого он продолжает свой рассказ: «...Но однажды все изменилось. Мальчик повстречал одного мудрого и доброго волшебника, который не только помог ему справиться со своими страхами, но и научил понимать язык природы. Теперь мальчик в дожде, в шорохе листьев слышал музыку, а гром оказался не таким уж и страшным. Теперь он представлялся мальчику в образе малыша-проказника, сидящего на тучке и играющегося погремушкой. А еще мальчик подружился с ветром и стал с ним бегать наперегонки...»

Воспитатель просит маленьких музыкантов теперь самостоятельно сопроводить рассказ звуковыми комментариями. Каждое «выступление» обсуждается, и в результате дети выбирают лучшее. Затем воспитатель предлагает ребятам придумать и свою маленькую сказку с помощью уже знакомых им музыкальных инструментов.

Примечание: так как игра ориентирована на активизацию творческих способностей детей, в ней нет победителей и побежденных. Каждый участник игры обязательно поощряется воспитателем.

Ловкие зайчата

Возраст: 7 — 8 лет

Цель игры: научить детей слышать и различать динамические оттенки музыки; развить ловкость и смекалку.

Необходимое оборудование: для игры понадобятся стул, корзина с овощами: морковью, свеклой, капустой и т. д. Надо начертить большой круг — это «огород». В центре круга стоит стул, на котором сидит «дедушка-хозяин», то есть водящий. Вокруг разложены различные «овощи», которые растут на «хозяйском огороде». Кроме того, как всегда, необходимо музыкальное сопровождение.

Ход игры. Взрослый объясняет маленьким игрокам правила, а лучше в первый раз самому выступить в роли водящего: «Вот это мой огород. Тут у меня чего только нет: и свекла, и репа, и капуста — все есть! Одна беда — зайцы замучали. Научились таскать с моего огорода овощи, боюсь весь свой урожай потерять. А потому сижу здесь (показывает на стул, стоящий в центре круга) днями и ночами и огород свой стерегу от воришек, хитрых зайчишек (садится на стул, «стережет» свой «огород»). Зайцы как увидят, что меня в сон клонит, так начинают овощи мои таскать, да еще и приговаривают:

Как ты, дед, ни береги,

Огород ни стереги,

Мы придем к тебе сейчас —

Догони попробуй нас!

Вот теперь и поиграем. Я «стерегу» свой «огород». Вы — зайчишки, ловкие воришки. Смотрите в оба, не попадитесь мне, иначе вам несдобровать!»

Звучит русская народная мелодия, размеренная и спокойная. Водящий закрывает глаза, «засыпает». Дети-«зайцы» ходят за кругом, напевая слова на мотив звучащей мелодии. Музыка резко обрывается. «Зайцы» должны молниеносно «стянуть» с «огорода» какой-нибудь «овощ», стараясь не переступать круг, за которым находится «огород».

Затем звучит русская народная плясовая мелодия.

Водящий «просыпается» и пытается поймать воришек, тоже не переступая черты. Тот игрок, до которого он успеет дотронуться, идет в круг и помогает «деду» «охранять огород». Игра продолжается до тех пор, пока все «зайцы» не будут пойманы.

Примечание. По желанию детей игра может повториться. В этом случае следующий водящий выбирается из детей при помощи считалочки:

Собрались в игру играть,

Надо зайцев посчитать:

Раз, два, три — будешь дедом,

Нас лови!

Кто из вас король?

Возраст: 6 — 7 лет.

Цель игры: игра направлена на развитие реакции и координации движений.

Необходимое оборудование: стул — «трон»; корона, сделанная из фольги.

Ход игры. Дети находятся в 3 м от стула. Под веселую музыку игроки исполняют любые знакомые им танцевальные движения. С окончанием музыки они должны добежать до «трона» и попытаться сесть на него. Побеждает тот ребенок, которому удалось занять королевское место. Он торжественно «провозглашается» королем музыкальной страны. На голову победителю под аплодисменты «придворных королевства» со всеми полагающимися в этом случае почестями водружается корона.

Примечание. Иногда случается так, что силы и возможности у игроков равные. Они вместе подбегают к «трону» и поднимают корону. В этом случае задача воспитателя (музыкального руководителя) — не допустить ссор и обид. Возникший спор разрешается следующим образом: игрокам предлагается еще одно испытание (например, исполнить свою любимую песенку или отгадать музыкальную загадку). Самый сообразительный (или музыкально одаренный) из игроков «коронуется» на «царствование».

Веселые наездники

Возраст: 7 — 8 лет.

Цель игры: научить детей согласовывать свои движения с музыкальным ритмом, слышать и различать сильную, акцентированную долю такта.

Необходимое оборудование: запись музыкального произведения Р. Шумана «Смелый наездник».

Ход игры. Сначала дети просто внимательно слушают незнакомую мелодию. При повторном прослушивании хлопками отмечают сильные доли, после чего музыкальный воспитатель предлагает ребятам поиграть в игру «Веселые наездники».

Дети-«наездники» становятся в круг. На первую часть музыки они, держась за воображаемые поводья левой рукой, правой помахивают над головой воображаемым хлыстиком, притопывая при этом левой ногой в такт музыке. Когда начинается вторая часть «Смелого наездника», ребята ставят руки на пояс и боковым галопом двигаются по кругу. Затем опять, услышав музыку первой части, помахивают хлыстиком, держась за поводья, и отбивают такт ногой. С окончанием музыки все движения прекращаются.

Примечание: лучшие «наездники» под торжественную музыку совершают «круг почета»: дети хлопают на сильную долю такта, победители галопируют по кругу.

Играем в превращения

Возраст: 3 — 7 лет.

Цель игры: развитие воображения.

Необходимое оборудование: музыкальная запись «Ритмическое упражнение», музыка С. Соснина.

Ход игры. Воспитатель задает ребятам вопрос: как они относятся к превращениям? Вряд ли найдется хоть один ребенок, который не мечтает стать сказочным волшебником и счастливым обладателем волшебной палочки. Взрослый говорит о том, что вполне можно обойтись и без магических предметов, достаточно иметь богатое воображение. Он просит детей попытаться «включить» свою фантазию: «Пусть каждый из вас представит, что он сейчас не Петя или Маша, а небольшой красивый мячик. Представили? Какого бы цвета вы желали быть?» Каждый ребенок мысленно подбирает цвет, то есть раскрашивает себя в любимые цвета. Звучит веселая музыка, дети выполняют свободные импровизированные движения: «катятся», «подскакивают», «подпрыгивают» и т. п. Задача игроков: войти в образ мяча, двигаться подобно ему, при этом внимательно слушать музыку и согласовывать с ней свои движения.

Примечание. Приглашением к игре-разминке могут стать такие слова:

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем мы с тобой играть

В мяч веселый, озорной,

Покатились же, не стой!

Слышишь, музыка звучит?

Мяч на месте не стоит!

Скачем резво: прыг да скок...

Притомился ты, дружок?

Что ж, немного отдохнем

И... опять играть начнем.

Данная игра также может с успехом использоваться на школьной переменке или в детском саду — для чересчур возбужденных или, напротив, излишне апатичных ребят. При помощи музыки и движений легко снять у детей психологическое и мышечное напряжение.

Рекомендуем посмотреть:

Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»

Игры на развитие музыкальной памяти у детей 4-8 лет

Словесные игры - загадки для детей с ответами

Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет

Музыкальный КВН в подготовительной группе. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!