Игры на развитие памяти и внимания у детей 4-5 лет

Игры на развитие памяти и внимания у дошкольников средней – старшей группы

Что изменилось

Составьте несложную композицию из подручных материалов, например, разместите на столе кубик, небольшую игрушку, часы и т. п. Попросите ребенка отвернуться и поменяйте предметы местами, после чего предложите малышу повернуться и выявить «нарушения».

В дальнейшем задача усложняется: меняется не только расположение вещей, но и сами предметы заменяются другими. Так, можно использовать кубики и карандаши разного цвета, заменяя один на другой, увеличивать или уменьшать количество одинаковых предметов и т. д.

Найди отличие

Предложите ребенку нарисовать простую картинку: дом, дерево, цветок и т. п. Один из игроков отворачивается, а другой в это время меняет какую-либо деталь на рисунке. Повернувшийся должен найти и указать изменения.

Кто плавает? Что плавает?

Вы перечисляете ребенку названия разных предметов, птиц, животных, предварительно договорившись, что он хлопает в ладоши, когда произносится название объекта, умеющего плавать (летать, издавать звуки и т. п.).

Соедини правильно

Начертите несколько рядов геометрических фигур. Соедините часть из них прямыми линиями в произвольном или определенном порядке.

Предложите ребенку закончить работу, не нарушая способа соединения. Усложняя задачу, увеличивайте количество фигур, прямых, соединяющих их.

Делай как я

Приготовьте для игры 10 палочек одинаковой длины (спички, счетные палочки). Из 5 палочек сложите произвольное изображение, попросите ребенка рассмотреть его и, отвернувшись, воспроизвести рисунок самостоятельно из оставшихся 5 палочек. В дальнейшем усложняйте задачу, увеличивая количество палочек, делая узор сложным.

Продолжи ряд

Нарисуйте ряд предметов, расположенных в определенном порядке, например квадрат—треугольник- круг и т. д. Попросите ребенка внимательно рассмотреть рисунок и продолжить ряд, не нарушая принципа чередования.

На рисунке могут быть схематично изображены любые предметы, геометрические фигуры и т. п.

Пройди не глядя

Правила игры таковы: ребенка, предварительно завязав ему глаза, проводят по несложному маршруту, который он должен запомнить и воспроизвести после того, как откроет глаза. Чтобы помочь малышу, комментируйте все действия: «Сейчас два шага вперед, теперь поверни налево, три шага вперед, поворот направо».

В дальнейшем упражнение усложняется дополнительными действиями или препятствиями: «Три шага вперед, теперь перешагни препятствие. Один маленький шаг назад, повернись вокруг своей оси и сделай два шага вперед».

Слушай!

Попросите малыша прислушаться к звукам вашего дома. Затем предложите ребенку рассказать о том, что он услышал (скрип половицы, работающий телевизор, шелест переворачиваемых страниц и т. п.). После чего прислушайтесь к звукам, доносящимся от соседей, с улицы и т. п. Комментируйте предполагаемое происхождение каждого звука (проехал автобус, хлопнула дверь подъезда, чирикает воробей и т. п.).

Смотри и запоминай!

В течение нескольких секунд показывайте ребенку картинку с несложной композицией. Уберите ее и попросите малыша описать все то, что он видел. На первых занятиях помогайте ребенку, задавая уточняющие вопросы: «А девочка на картинке была в синем или в желтом платье?», «Она стояла или сидела?». В дальнейшем используйте рисунки с большим количеством деталей, время показа картинки сократите до одной секунды.

Половинка

Нарисуйте какой-либо предмет или животное, при этом намеренно оставьте недорисованной ту или иную часть.

Попросите ребенка найти и дорисовать отсутствующую деталь.

Найди отличия

Подберите две одинаковые картинки с небольшими отличиями. Предложите ребенку рассмотреть рисунки и найти все отличия. Начиная с простых изображений, переходите к картинкам с большим количеством деталей, используйте как черно-белые, так и цветные рисунки.

Путаница

На рисунке перемешалось несколько животных, попросите ребенка отыскать их всех и каждого обвести определенным цветом.

Вы можете сами создавать подобные изображения, или найти их в детских журналах.

Пройди лабиринт

Рисуйте запутанные лабиринты, придумывая интересные задания. Например: «Помоги мышке попасть в норку», «Что зайка съест на обед — морковь или капусту?», «Где чья игрушка?».

Предлагайте ребенку пройти по лабиринту с помощью карандаша или пальца. В дальнейшем просите его прослеживать путь без вспомогательных предметов.

Что совпало

Для игры вам потребуются 12 карточек с изображениями разных цветов, среди которых должно быть 4 одинаковых. Разложите карточки и попросите ребенка найти все одинаковые цветы. Карточки следует подбирать таким образом, чтобы отличия между цветами были незначительными, например один лепесток отличается от остальных формой, цветом, размером или отсутствует лист на стебле. Можно использовать карточки с изображениями грибов, игрушек, посуды, одежды и т. п.

Надо запомнить

Разложите перед ребенком 10 карточек с изображениями разных предметов. Предложите рассмотреть их и постараться запомнить увиденное. Уберите карточки и попросите малыша ответить на ваши вопросы.

Какие предметы ты видел?

Какого цвета было то или иное изображение (уточните, что именно)?

Какие предметы на картинке похожи между собой?

Вспомни две картинки, которые лежали рядом.

Посмотрел — расскажи

Рассмотрите картинки с изображениями диких животных. Уберите карточки и предложите ребенку ответить на вопросы.

Какие животные изображены на картинках?

Где живет то или иное животное (уточнить)?

Каких диких животных не было на картинках?

Кто из увиденных животных за кем охотится?

Соедини части

Круги распались на две половинки, следует присмотреться и вернуть каждую половинку на свое место. Создавайте подобные рисунки самостоятельно и просите ребенка помочь вам восстановить предметы.

Слушай мою команду

Разложите перед ребенком несколько предметных картинок.

Объясните ему правила игры: малыш сжимает руку в кулачок и держит его на краю стола. Вы называете один из предметов, изображенных на картинке. Малыш должен показать картинку с названным предметом указательным пальцем, но только после того, как вы произнесете: «Можно». Если все условия выполнены, малыш забирает картинку.

Игра помогает развивать целенаправленное внимание ребенка.

Паутинки

Из точки А в точку В проведена запутанная линия, создайте несколько рядов таких линий, попросив ребенка «распутать» их, обводя разноцветными фломастерами.

Зачеркни одинаковое

Нарисуйте или схематично отобразите несколько рядов разных предметов. Одни и те же предметы должны повторяться во всех рядах.

Предложите ребенку зачеркнуть повторяющиеся предметы. После того как малыш освоится в выполнении задания, устраивайте игру на время, поощряя ребенка за хорошо сделанную работу.

Рисуем по клеточкам

Предложите ребенку рисовать, следуя вашим командам: одна клетка вниз и две вправо, три клетки вверх, одна влево и т. п.

Заранее обдумайте ход работы, чтобы в результате получилась определенная картинка.

Найди лишнее

Подготовьте дидактический материал: картинки с изображениями объектов, которые можно сгруппировать по какому-либо признаку. И, соответственно, выпадающие из общего ряда.

Разложите их таким образом, чтобы в каждом ряду находился «лишний» объект. Попросите ребенка найти и убрать его.

Повторяй за мной

Вырежьте из цветного картона геометрические фигуры, чистый лист бумаги разделите вертикальной чертой на две части. Предложите ребенку на своей половине листа выкладывать геометрические фигуры, повторяя ваши действия.

Распределяя фигуры, комментируйте: «Красный треугольник я кладу в правый верхний угол, а зеленый квадрат — в левый нижний. Над квадратом — синий круг, а под треугольником — оранжевый прямоугольник». Таким же образом можно выкладывать фигурки цифр или букв, не забывая называть каждую из них.

Что изменилось?

Разделите лист пополам вертикальной чертой. Выложите на каждой половине узор из геометрических фигур. Попросите ребенка отвернуться и внесите незначительные изменения в узор на одной из половин листа. Предложите малышу найти неточность и переложить фигуры в соответствии с образцом.

Расскажи по памяти

Игрушечный мишка просит малыша вспомнить и рассказать о том, что есть у вас на кухне (в спальне, в ванной). Попросите ребенка назвать 10-15 предметов. Затем мишка идет проверять, все ли предметы вспомнил малыш.

Кот в мешке

Положите в мешочек несколько предметов, сделанных из разных материалов и отличающихся формой. Предложите ребенку засунуть руки в мешочек и опознать предмет, который ему попался. При этом следует комментировать свои действия: «Я держу в руках что- то небольшое, гладкое, твердое, легкое, резиновое. Это мяч».

Угадай по запаху

Попросите ребенка закрыть глаза. Подносите к его лицу предметы с ярко выраженным запахом (чеснок, духи, кофе, апельсин и т. п.). Задача малыша состоит в том, чтобы угадать и назвать предмет, запах которого он ощущает.

Расскажи мне

В течение нескольких секунд показывайте ребенку картинку с большим количеством деталей. Убрав изображение, попросите ребенка рассказать о том, что из увиденного он запомнил. Помогайте малышу наводящими вопросами (сколько цветов росло на поляне, какого цвета платье было на девочке и т. п.). Затем поменяйтесь ролями, пусть ребенок потренируется задавать вопросы по картинке.

Выложи правильно

Подготовьте два одинаковых набора картинок. Один остается у вас, другой вы отдаете ребенку. Выложите свои карточки картинкой вверх, попросите ребенка посмотреть и запомнить, как лежат рисунки, после чего уберите изображения. Малыш должен вспомнить и воспроизвести порядок расположения карточек.

Кто где живет

Для игры вам потребуется мяч. Вы бросаете его ребенку и называете какую-либо область обитания животных (лес, пустыня, море и т. п.). Возвращая мяч, малыш должен назвать животное данной местности.

Только не эта буква

Вы задаете ребенку простые вопросы, а он должен построить ответы таким образом, чтобы в словах не было определенной буквы. О том, какую букву нельзя произносить, договариваются перед игрой. Чтобы правильно ответить на вопрос, не нарушая правил игры, ребенок должен проявить немалую смекалку. Например, запрещено произносить букву О. Вы спрашиваете: «Когда с деревьев падают листья?»

Возможный вариант ответа: «Перед наступлением зимы». Первые игры следует проводить в медленном темпе, давать ребенку время на обдумывание, подбор слов. В дальнейшем ускоряйте ход игры, подключайте других участников.

Игра способствует развитию речи, фонематического слуха, внимания.

Прошу внимания!

Разложите на столе несколько карточек с изображениями различных предметов. Называя один из предметов, вы хлопаете рукой по столу возле карточки с изображением объекта. Ребенок должен повторять ваши действия, но при этом быть очень внимательным, потому что иногда, называя один предмет, вы хлопаете по столу возле карточки с другим изображением.

Не успел — проиграл

Вы выставляете руки ладонями вверх, ребенок покрывает их своими ладонями. Рассказывая веселый стишок и отвлекая внимание малыша, вы периодически пытаетесь быстро вытащить свою руку из-под руки ребенка и хлопнуть его по внешней стороне другой руки. Задача малыша — вовремя отдернуть свою руку.

Раскрась верно

Подготовьте карточки с напечатанными крупным шрифтом буквами и цифрами. Попросите ребенка раскрасить все буквы желтым карандашом, а цифры — красным.

Загадочная история

Поставьте перед ребенком несколько игрушек. Предложите ему выбрать загаданную вами игрушку, выслушав короткую сказку. Сочините короткую историю, главным персонажем которой является задуманная игрушка.

При этом в сказке должны упоминаться признаки, свойственные этому предмету или, если игрушка олицетворенная (кукла, зайчик), лицу. Например: «Жил-был один предмет. Жил он вместе с братьями-близнецами. Это была очень дружная семья. Вместе они могли превратиться во что угодно — в домик или мостик, в башню или крепость. А еще могли научить ребенка читать, считать или складывать картинки. Наш герой как раз и был частью такой картинки. Отгадай, что это» (кубик из набора).

Посмотри и отгадай

Выберите несколько игрушек. Предложите ребенку поочередно изображать какие-либо действия, по которым можно узнать одну из игрушек. Например, вы загадали медвежонка. Пройдите по комнате, имитируя косолапую походку медведя, порычите, покажите, как зверь спит и сосет лапу.

Отыщи-ка!

Подберите картинку с замаскированными деревьями. Попросите ребенка найти березу, дуб, сосну. Предложите малышу комментировать свои действия.

Мой мяч

Мяч в руках ребенка. Вы просите малыша внимательно слушать и повторять ваши команды: «Вверх!» — мяч подбрасывается вверх, «Вниз!» — ребенок хлопает мячом о пол, «Вперед!» — малыш кидает мяч вам. Повторив несколько раз одну команду, неожиданно для ребенка меняйте ее, придумывайте новые задания, например: вниз, хлопок, вперед, прыжок и т. п.

В игре развиваются навыки аудирования, улучшается внимание, слуховое восприятие.

Запомни и нарисуй

На листе бумаги в разных местах нарисуйте или наклейте изображения животных. Покажите лист ребенку на 10 секунд. После чего уберите рисунки и предложите малышу воспроизвести их схематично на другом листе бумаги. Обратите внимание ребенка на то, что все животные должны находиться на своих местах.

Мы ходили в...

Эту игру можно проводить с группой детей. Первый игрок: «Мы ходили в лес и видели там ежа». Продолжает второй участник игры: «Мы ходили в лес и видели там ежа и волка». Следующий должен перечислить уже названных животных и назвать нового обитателя леса. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не ошибется при повторении названий упомянутых ранее зверей.

Пары слов

Подберите 5 пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча — дождь, ночь — луна, постель — диван. Предложите ребенку прослушать их 2 раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша — вспомнить второе слово. Усложняя задание, увеличивайте количество пар.

Верни на место

Кукла Лена села за стол делать уроки. Она положила перед собой тетрадь, справа от тетради — ручку, рядом с ручкой — карандаш. Слева от тетради лежит учебник, выше него — счетные палочки. Все было разложено очень аккуратно и удобно. Но прибежал маленький бестолковый щенок и раскидал все учебные принадлежности. Попросите ребенка все собрать и разложить на свои места. Раскладывая, малыш комментирует свои действия: «Тетрадь лежала в центре стола, ручка — справа от тетради».

Уроки рисования

Покажите ребенку картинку с несложным изображением. Уберите рисунок и попросите малыша воспроизвести то, что он видел на бумаге.

Другой вариант игры: покажите ребенку картинку с недостающими деталями. Убрав картинку, попросите нарисовать то, чего не хватало на картинке. Например, на картинке изображена машина без колеса. Ребенок должен вспомнить и нарисовать колесо на отдельном листе бумаги.

И я тоже

Расскажите ребенку какую-нибудь историю. В определенных местах рассказа делайте паузу и хлопайте в ладоши. По этому сигналу малыш должен вставить: «Я тоже», но только в том случае, если действие, о котором идет речь, может выполнить человек. В другом случае ребенок должен промолчать.

Пример рассказа представлен ниже.

— Однажды девочка Лена пошла на речку.

— Я тоже.

— По дороге она встретила собаку и позвала ее с собой.

— Я тоже.

— Собаке было весело. Она бежала и виляла хвостом.

— Подошли они к реке.

— Я тоже.

— Вдруг темная туча заслонила солнце.

— Загремел гром.

— Застучали капли дождя.

— Девочка спряталась под тентом.

— Я тоже.

— А собака залезла в кусты.

— Я тоже.

— Вскоре дождь кончился.

— Девочка искупалась в реке.

— Я тоже.

— Подозвала собаку.

— Я тоже.

— И они побежали домой.

— Я тоже.

Разберись и зачеркни

Нарисуйте несколько рядов колец с разрывами в разных местах. Предложите ребенку найти и зачеркнуть кольца с разрывами в определенном месте, например: «Зачеркни, пожалуйста, кольца с разрывом справа красным карандашом, а кольца с разрывом внизу — синим».

Раскрась овощи

Нарисуйте контуры разных овощей (фруктов, цветов, животных). Предложите ребенку раскрасить все овощи в соответствии с восстановленными в памяти оригиналами.

Повторялки

Произнесите несколько несложных фраз, например:

— весной распускаются листья;

— утром мы завтракаем;

— в соседнем доме пять этажей;

— вчера шел дождь.

Попросите ребенка повторить фразы, которые он запомнил. Предложите поменяться ролями — малыш придумывает фразы, вы пытаетесь их повторить. При этом вы делаете вид, что не помните некоторые предложения, побуждая ребенка подсказать вам их.

Опиши по памяти

Покажите ребенку крупную игрушку, например куклу или машину. Через несколько секунд спрячьте ее. Попросите малыша подробно описать увиденный предмет. Если это кукла, уточните, какого цвета было ее платье, волосы, глаза. Есть ли у нее носочки, туфельки и т. п. Наводящими и уточняющими вопросами побуждайте ребенка вспоминать самые незначительные детали. После того как рассказ-описание завершится, достаньте игрушку и рассмотрите ее еще раз, отмечая все неточности рассказа.

Игра способствует развитию внимания, тренирует память, речевые навыки, учит составлять последовательный рассказ.

Найди картинку

В течение нескольких секунд показывайте ребенку яркую картинку, затем попросите малыша отвернуться и поместите рисунок среди других похожих картинок. Предложите ребенку отыскать и показать рассмотренное ранее изображение.

Усложняя игру, увеличивайте количество картинок, используйте рисунки с неярко выраженными различиями, большим количеством деталей. Рассматривайте по 2-3 картинки.

Где чей дом?

На левой стороне листа схематично изобразите 6 животных, на правой — их жилища. Соедините зверюшек с их домиками запутанными линиями. Попросите малыша с помощью карандаша показать зверю дорогу к дому. Усложняя задание, предлагайте отследить дорогу глазами, без вспомогательных средств.

Игра способствует формированию устойчивости внимания.

Что изменилось?

Предложите ребенку внимательно посмотреть на вас и запомнить, как вы выглядите, затем попросите отвернуться. Измените какую-либо деталь в своем туалете (заколите волосы, повяжите шарфик, расстегните пуговицу). Повернувшись, малыш должен указать, что изменилось в вашем облике.

Веселая зарядка

Зайчик и мишка решили сделать зарядку, включили веселую ритмичную музыку, встали друг напротив друга и поочередно показывают упражнения. Одна игрушка — в ваших руках, другая — у ребенка. Спрятав игрушку за листом картона, придайте ей определенное положение, убрав лист, попросите малыша сделать то же самое со своей игрушкой.

Будь внимателен

Называя малышу различные предметы, попросите его хлопать в ладоши, если он услышит слово, относящееся к категории «посуда». Затем топать ногой при названии предмета мебели. Усложняя задание, объедините первую и вторую игру: ребенок хлопает в ладоши при упоминании предметов посуды и топает ногой, услышав названия предметов мебели.

В игре развивается внимание, навыки быстрого реагирования.

Собери картинку

Нарисуйте два одинаковых предмета, состоящих из нескольких деталей (дом, машина, зайка, мишка). Один рисунок вырежьте и разделите на составляющие. В течение нескольких секунд показывайте ребенку целое изображение, затем попросите собрать его из вырезанных деталей.

Усложняя задание, предлагайте изображения и детали нескольких предметов, объектов со схожими деталями (зайка-мишка, машины с колесами разных размеров и т. п.).

Загадалки

Загадайте какой-либо предмет, находящийся в ближайшем окружении, назовите его цвет, предложите ребенку отгадать то, что вы задумали.

Количество попыток отмечается соответствующей цифрой. За наиболее «быстрое» угадывание вручается символический приз.

Что летает?

Вы перечисляете различные предметы — одушевленные и неодушевленные. При упоминании летающего

объекта вы машете руками, как крыльями. Ребенок повторяет ваши действия, но при этом он должен быть предельно внимательным, потому что правила игры предписывают вам часто ошибаться и имитировать взмахи крыльями, чтобы сбить с толку остальных игроков.

Мемори

Подготовьте несколько парных карточек с изображениями разных предметов. Выложите их рядами картинкой вниз. Предложите ребенку поочередно переворачивать карточки, стараясь запомнить, что изображено на каждой из них.

После просмотра карточка возвращается в первоначальное положение. Задача игрока — по возможности запомнить местонахождение рисунков и собрать встречающиеся пары.

Простые вопросы

Предложите ребенку ответить на ваши вопросы, но при этом следует быть очень внимательным.

Апельсин, яблоко, тыква — это овощи?

Береза, смородина и дуб — это деревья?

Ромашка, роза, одуванчик — это цветы?

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей 4-6 лет

Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет

Игры на изучение растительного мира для детей 4-5 лет

Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста

Нет комментариев. Ваш будет первым!