Игры на развитие познавательных и творческих способностей детей 4-6 лет

Игры, активирующие познавательные и творческие способности ребёнка 4-5-6 лет

Фантазер, Нильс-гном, Нидьс-Великан (по материалам развивающих игр Карне и Гилфорда)

Цель игры: развитие творческих способностей, ассоциативного мышления (мышления без объекта), способности высказывать свое собственное мнение, анализировать ситуацию.

Родителям на заметку. Ассоциативное мышление опирается на воображение и служит средством, порождающим оригинальные идеи и самовыражение. Ассоциативное мышление предполагает множество ответов.

Ход игры.

Расскажите ребенку сказку о мальчике, который нашел на дороге прутик, который был с виду самым обыкновенным. Мальчик подобрал прутик и, как только он взял его в руки, то стал уменьшаться, а все вокруг становилось огромным: и дома, и деревья, и даже муравьи.

После небольшого вступления задайте малышу несколько вопросов.

«Если бы ты был этим мальчиком, о чем бы ты сразу подумал?»

«Как бы мальчик добрался домой?»

«Что бы произошло, когда бы он добрался домой?»

«Что подумают его родители, братья, сестры, домашние животные?»

«Что изменится, когда он будет есть, пить, купаться в ванной?»

«Какие трудности подстерегают мальчика в детском саду?»

Вопросы могут быть самыми разнообразными на ваше усмотрение.

После того как выяснили, что произойдет с мальчиком, выслушайте версии поведения вашего малыша, если бы он попал в подобную ситуацию.

Принимаются все ответы, несмотря на то, что некоторые из них покажутся вам абсурдными и нелепыми. Не ограничивайтесь одним ответом на поставленные вопросы, для высказывания своего мнения ребенок должен предложить минимум два выхода из создавшейся ситуации.

Затем продолжите рассказ о том, что долгие дни и ночи мальчик думал о том, как бы ему вновь стать таким же, как и прежде.

Спросите ребенка следующее:

«Как можно вернуть свой прежний рост?»

«Какой выход нашел мальчик?»

После того как выслушаете все предположения и доводы, вы можете придумать свой собственный рассказ с неожиданным окончанием (мальчик нашел другой прутик, дотронулся до него и стал расти, все кругом уменьшалось с молниеносной быстротой, потому что прутик не знал, какого роста должен быть мальчик, и мальчик стал великаном). Задайте ребенку вопросы, подобные тем, которые задавались малышу в первоначальном варианте.

Предложите высказать мнение о том, каким образом мальчик может стать прежним. Спросите ребенка, что бы он ощущал, если бы был великаном. Попросите закончить историю о мальчике, который при помощи прутика был и гномом, и великаном в один день.

За оригинальное окончание рассказа похвалите ребенка. Было бы неплохо, если бы основные и запоминающиеся моменты истории он запечатлел на бумаге.

Родителям на заметку

Логическое мышление предполагает жесткую структуру и стремится к одному-единственному правильному ответу.

Лишнее слово иди картинка

Цель игры: развитие способности к обобщению, умения анализировать.

Необходимые материалы и наглядные пособия: карточки из лото, на которых изображены перечисленные ниже объекты.

Рекомендации: если ребенок долго не может дать вам ответ на задание, не отчаивайтесь, вернитесь к этой игре через несколько дней.

Ход игры.

1-й вариант: разложите перед ребенком карточки с изображением перечисленных объектов. Попросите малыша убрать лишнюю карточку.

Щи — каша — уха — котелок.

Часы — весы — очки — градусник.

Стол — чашка — стул — шкаф.

Лиса — заяц — медведь — корова.

Осел — коза — лев — поросенок.

Воробей — окунь — ворона — ласточка.

После того как ребенок выполнит задание, подсчитайте количество правильных ответов.

2-й вариант: предложите малышу на слух выбрать лишнее слово из перечисленных:

Кислый — сладкий — красный — горький.

Прыгать — бежать — плавать — читать.

Быстро — медленно — стремительно — молниеносно.

Круглый — треугольный — быстрый — квадратный.

Зеленый — красный — желтый — резиновый.

Придумайте самостоятельно сочетания слов, чтобы игра проходила весело и оживленно. Каждый правильный ответ обыгрывайте взрывом оваций, каждый неправильный — призывами подумать не спеша.

Родителям на заметку. «Пустая голова не рассуждает, чем больше опыта и приобретенных знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать» (П.П. Блонский).

Отгадал — шаг Вперед,

задумался — стой,

ошибся — шаг назад

Цель игры: развитие координации, быстроты мышления, познавательных способностей.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч средних размеров.

Рекомендации: предварительно придумайте ряд вопросов, на которые ребенок может дать ответ.

Ход игры: при помощи считалочки (варианты считалочек вы найдете в главе «Бабушкин сундук») выберите ведущего (предпочтительнее, если это будет кто-нибудь из взрослых), который встает от игроков на небольшом расстоянии. Когда ведущий задает кому-либо вопрос, то кидает ему мяч. Игрок должен поймать мяч и, возвращая его ведущему, дать ответ. Если игрок ответил правильно, то он делает шаг вперёд, если затрудняется ответить, то остается на прежнем месте, если дает неправильный ответ, то делает шаг назад. Выигрывает тот, кто стоит ближе всех к ведущему после того, как закончились все вопросы. Особенно отмечайте самые оригинальные и неожиданные ответы на поставленные вопросы.

Раскрась радугу, или Веселый счет

Цель игры: развитие навыков счета, сопоставления, цветоощущения, совершенствование наблюдательности, мелкой моторики.

Необходимые материалы и наглядные пособия: альбомный лист, краски или карандаши.

Рекомендации: заранее приготовьте на отдельном альбомном листе задание — нарисуйте простым карандашом радугу, на каждом фрагменте которой разместите арифметические примеры на сложение и вычитание, например 5 - 1, 4 + 2 и т. д.

Внизу под радугой напишите ответы, напротив каждого из которых обозначьте цвет. Это значит, что при получении ответа данный фрагмент должен быть раскрашен краской соответствующего оттенка. Заранее приготовьте рисунок с правильно раскрашенной радугой как эталон для сравнения правильности выполнения задания.

Ход игры: предложите ребенку решить задачки и раскрасить радугу. Объясните, что при решении получается ответ — определенная цифра, рядом с которой есть квадратик, который закрашен в определенный цвет. Этим цветом надо закрасить фрагмент радуги (например, ответ 3 — квадрат красного цвета).

В конце игры проверьте правильность задания по картинке-эталону. А чтобы малыш запомнил последовательность цветов в радуге, скажите ему фразу «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» и расшифруйте ее, объяснив, что с первой буквы слова начинается название и цвета:

Каждый — красный

Охотник — оранжевый

Желает — желтый

Знать — зеленый

Где — голубой

Сидит — синий

Фазан — фиолетовый.

Проверить правильность последовательности цветов в радуге можно и при помощи приведенной выше фразы.

Рисунок может быть самым разнообразным, в нашем случае он простейший, изображение можно несколько усложнить.

Родителям на заметку. Стул, стол, самые неожиданные предметы могут стать элементами для строительства межпланетного корабля или машины будущего.

Летим в космос

Цель игры: развитие воображения, оригинальности мышления, способности высказывать и отстаивать свою точку зрения, укрепление взаимопонимания и уважения друг к другу.

Необходимые материалы и наглядные пособия: стулья, покрывала, конструктор и т. д.

Рекомендации: в пределах разумного разрешите ребенку применить различные бытовые предметы в строительстве космического корабля.

Ход игры: предложите ребенку совершить путешествие к далекой звезде. Спросите, как можно добраться до цели, что для этого необходимо. Если малыш предложит построить космический корабль, то всячески поддерживайте в нем эту идею, задавайте наводящие вопросы, интересуйтесь, с какой целью он взял ложку или таз, что это будет и как это работает. Если есть возможность, обязательно запишите на магнитофон весь процесс приготовления к полету, еще лучше, если это будет видеозапись.

После того как корабль построен, обязательно побывайте на его борту и совершите вместе с ребенком путешествие к далекой звезде. Подыгрывайте, если малыш будет настроен на то, чтобы взять некоторые вещи с собой, но поставьте условие, что необходимо брать только то, что может пригодиться в полете и на далекой звезде. При сборе вещей необходимо, чтобы ребенок объяснил рациональность выбора и важность именно этого предмета на корабле во время путешествия.

Выберите капитана корабля, определитесь, кто будет помощником. Если все учтено, стартуйте к звездам. Во время полета подмечайте каждую мелочь — пролетающие астероиды, инопланетные корабли и т. д. (предоставьте право комментировать о происходящем за бортом ребенку). После того как ваш корабль подлетит к месту назначения, обсудите вопрос безопасности высадки. Пусть ребенок выскажет, что может быть опасным на планете, на что надо будет обратить внимание (не удивляйтесь, если это будет «не отходи от дома», «не дерись» и т. д.). После того как вы обследуете неизведанное пространство, необходимо будет вернуться домой. После путешествия разберите космический корабль, положите все на свои места.

На следующий день попросите ребенка нарисовать подробно все, что он видел, совершая путешествие. Поощряйте оригинальные высказывания и необычные рисунки. Для рисунков заведите специальную папку отчета о путешествиях.

Можно подобным образом путешествовать под водой, можно совершать перелеты на разные континенты. Прежде чем собраться в далекую страну или в другое полушарие, обговорите маршрут, проложите его по карте, найдите на карте конечный пункт путешествия. Заранее ознакомьтесь с жителями и обитателями данной страны.

Предварительная подготовка позволяет ребенку фантазировать, применяя полученные знания.

Совместная работа позволяет укрепить взаимопонимание, уважение друг к другу.

Назови одним словом

Цель игры: способность к обобщению, развитие кругозора, фонетического слуха.

Необходимые материалы и наглядные пособия: картинки с изображением различных предметов мебели, животных и т. д.

Ход игры.

1-й вариант: разложите перед ребенком картинки с изображением предметов мебели:

Стол, шкаф — (мебель)

Попросите его назвать эти предметы одним обобщающим словом. Предложите выполнить подобным образом и другие задания. Задания вы можете придумывать сами или вместе с ребенком, когда ждете прихода маленьких гостей на детский праздник, для проведения веселых конкурсов.

Гепард, заяц — животные.

Красный, зеленый — цвета.

Береза, клен — деревья.

Вода, сок — жидкость.

2-й вариант: не показывая картинок, попросите ребенка сделать обобщение. Хвалите его за правильные ответы, за стремление к познанию.

Родителям на заметку

Ребенок с большим интересом занимается словотворчеством, придумывает новые слова, с азартом объясняет их смысл взрослым и сверстникам.

Веселая чехарда

Цель игры: усвоение грамматических норм языка, развитие правильной речи.

Необходимые материалы и наглядные пособия: альбом, цветные карандаши.

Ход игры.

1-й вариант: прочитайте ребенку следующие предложения:

Угол свернул за машину.

Стул спрыгнул с котенка.

Пол ударился о мячик.

Береза обежала вокруг зайца.

Флажок махал мальчиком.

Лужа перепрыгнула через девочку.

Попросите его нарисовать одну из картин, которая бы иллюстрировала услышанное.

Спросите малыша: «Что в прочитанном не верно?» Затем предложите ребенку исправить предложения. Записывайте за ребенком его варианты, далее разберите каждый из них. Нарисуйте исправленное предложение (желательно то, которое рисовали до исправления, для того чтобы были полная ясность и наглядность ошибки). Похвалите малыша за проявленное творческое отношение к решению предложенной задачи.

2-й вариант: предложите ребенку придумать правильные предложения и из правильных предложений сделать предложения неправильные:

На березе сидела ворона. — Береза сидела на вороне.

Собака лаяла на машину. — Машина лаяла на собаку и т. д.

Подобное творчество приносит ребенку удовольствие, поднимает настроение, привлекает своей необычностью. В данном задании есть элемент тайны, что особенно ценится малышом.

Крестики-нолики

Цель игры: развитие логического мышления, быстрой реакции, наблюдательности.

Необходимые материалы и наглядные пособия: тетрадь в клеточку, карандаш или ручка, цветные Мелки.

Рекомендации: наибольшее удовольствие для детей приносит игра на асфальте, поэтому активно играйте на улице.

Ход игры: возьмите на прогулку цветные мелки. На асфальте начертите квадрат и разбейте его на клеточки 3x3. При помощи считалочки (варианты считалочек вы найдете в главе «Бабушкин сундук») один из игроков получает право первого хода. Кто первый ходит, тот ставит в клеточках крестик, второму игроку достается нолик. Выигрывает тот, кто сможет поставить в пустые клеточки крестики или нолики так, чтобы они стояли подряд по вертикали, горизонтали или по диагонали (при этом вы показываете все направления). Победитель начинает и следующую игру.

Играть можно и в домашних условиях, используя тетрадь в клеточку и карандаши. Среди членов семьи можно проводить турниры, что придает игре соревновательный дух и эмоционально объединяет домашних.

Родителям на заметку. Приобщаясь к миру детства, вы сами попадаете в детство и проживаете его еще раз вместе со своим ребенком.

Смеется или сердится

Цель игры: развитие наблюдательности, сообразительности, анализа событий, способности сопоставлять факты и события, умения высказывать собственное мнение.

Необходимые материалы и наглядные пособия: для игры необходимо найти в детских журналах рисунки-перевертыши, подобные рисунку «Смеется или сердится».

Рис. Смеется или сердится

Рекомендации: старайтесь не подсказывать ребенку ключ к разгадке, который состоит в том, что необходимо перевернуть картинку вверх ногами.

Ход игры: рассматривая рисунок «Смеется или сердится», попросите у малыша помощи: «Никак не могу понять, смеются или сердятся», после чего постарайтесь уйти в другую комнату под предлогом того, что у вас возникло неотложное дело. Постарайтесь не возвращаться до тех пор, пока ребенок сам не придет к вам и не принесет готовый ответ. Если же ответа не будет долгое время, отвлеките малыша от задания, переключите его на другое занятие, но книгу с рисунками из поля зрения ребенка или из его комнаты не убирайте, они должны быть доступны для него в любой момент, решение может прийти совершенно неожиданно, что особенно ценно.

После того как малыш высказал свою точку зрения, с сомнением спросите его о том, уверен ли он в своем решении, ненавязчиво требуйте подтверждения и фактов. Обязательно похвалите ребенка за умение отстаивать свою точку зрения.

Найди предметы

Цель игры: развитие наблюдательности, зрительного сопоставления, умения отстаивать свою точку зрения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: для игры вы можете воспользоваться рисунком «Найди предметы» или сами нарисовать что-то подобное.

Рекомендации: не спешите помогать ребенку. Если вы видите, что он сомневается в том, есть ли там вообще какие-либо предметы, скажите, что вы нашли уже два.

Ход игры: рассматривайте рисунок «Найди предметы» самостоятельно, затем попросите помощи у малыша: «Что-то не могу найти другие предметы, нашел один, а где другие, не пойму, может, нет их вовсе?», «Посмотри внимательно, может, ты что-нибудь и увидишь?» Можете оставить его одного, можете решать задачу вместе, но быть пассивным и беспомощным. Каждый раз, когда ребенок находит ответ, с интересом спрашивайте: «Дай-ка я посмотрю, где ты это увидел?» или «Не вижу, покажи-ка еще раз». В конце игры хвалите ребенка за сообразительность и внимательность.

Родителям на заметку

Применение на практике математических знаний приобретает в глазах ребенка осмысленный и полезный характер.

Рекомендуем посмотреть:

Экономическая игра в школе, 1 класс

Игры для развития речи ребёнка 5, 6 лет

Развитие памяти у детей 6 лет

Игры для развития воображения детей 6 лет

Развивающие задания для детей 7 лет в картинках

Галина Васильевна Егорова # 31 октября 2014 в 14:09 0
Интересный материал, богатый развивающими играми и заданиями.Каждая игра по-своему оригинальна и полезна для детей. Родителям можно распечатать подобные рисунки и заниматься с детьми.
Татьяна Алексеевна Глоба # 31 октября 2014 в 17:09 0
Спасибо!Возьму на заметку и возможно что-то предложу своим родителям.
Светлана Валерьевна Аржанова # 4 ноября 2014 в 08:46 0
в процессе игры у ребенка не только развиваются познавательные способности, но и - самоконтроль, самостоятельность, инициатива
Торопова Ангелина Анатольевна # 4 ноября 2014 в 12:30 0
Спасибо большое. Очень интересные задания, которые можно использовать родителям для развития мышления, логики ребенка.
Ирина Викторовна Дунаева # 11 ноября 2014 в 22:28 0
и развивает воображение у ребенка.. спасибо, применю к своим детям
Марина Владимировна Тихонова # 14 ноября 2014 в 22:21 0
Хорошие игры. Мне особенно понравились рубрика "рекомендации". Особенно хочется отметить "родителям на заметку". Жаль не для всех игр подобраны "заметки". Оригинальный подход.
Александра Валентиновна Ефимова # 10 января 2015 в 23:26 0
Какие замечательные игры, развивают и внимание, и любознательность, и мышление дошкольников! Прекрасный материал в педкопилку воспитателей.
Наталья Михайловна Алексеева # 14 февраля 2015 в 13:51 0
добрый день! Материал очень интересный. для меня он представляет большую ценность. С удовольствием буду использовать его, так как работаю с детьми дошкольного возраста. Данный материал можно использовать как при групповой так и при индивидуальной работе с воспитанниками. Спасибо!
Татьяна Анатольевна Блажнюк # 9 марта 2015 в 17:31 0
Интересный материал!Описание доступное. Для нас, воспитателей просто клад! Можно использовать как групповые , так и индивидуальные занятия. Каждая игра по-своему оригинальна и полезна для детей. Родителям можно распечатать подобные рисунки и заниматься с детьми.
Екатерина Анатольевна Сторожева # 26 марта 2015 в 18:41 0
Спасибо большое, возьму к себе на заметку и проведу со своими детишками.
Аристова Альбина Григорьевна # 24 апреля 2015 в 20:09 0
Не все, но многое я буду использовать в своей работе.Спасибо.
Елена Геннадиевна Мухина # 8 июля 2015 в 13:34 0
Очень удобно, когда есть хорошая тематическая и по возрасту подборка игр, упражнений для занятий с детьми не только воспитателям, но и доступно для родителей. Остается только желание все это применить на деле. А дети очень любят играть и позновать все новое.
Наталья Геннадьевна Завалишина # 11 июля 2015 в 05:52 0
Спасибо за предложенный материал(игры). Беру себе на заметку, считаю будет нелишним и для первоклассников.
Екатерина Андреевна Громова # 18 августа 2015 в 01:22 0
Замечательная подбора игр! Особенно игра "Смеется или сердится". Тут и развтие мыщления, и эмоционально-волевой сферы и креативности!Обязательно буду использовать в своей работе
Светлана Ивановна Мельник # 25 августа 2015 в 15:45 0
Материал, богатый развивающими играми и заданиями.Каждая игра по-своему оригинальна и полезна для детей. Родителям можно распечатать подобные рисунки и заниматься с детьми.
Виктория Борисовна Рудакова # 12 сентября 2015 в 21:00 0
Данные игры широко используются в коррекционной работе логопеда.Детям очень нравятся такие развивающие упражнения.
Екатерина Михайловна Новоселова # 23 сентября 2015 в 09:41 0
Очень интересные игры, можно дома с ребенком заниматься, а можно и в классе с со всеми вместе, нужно попробовать. Спасибо!
Наталья Владимировна Карпеева # 26 сентября 2015 в 14:43 0
Очень интересные игры и задания на развитие мышления, ассоциации и логики.
Нургуль Турсынгалиевна Рахимбаева # 1 ноября 2015 в 19:46 0
Хороший материал! развивают быстроты мышления,удобно и доступно и для родителей.
Елена Валерьевна Черных # 6 ноября 2015 в 18:34 0
Игры очень занимательные!Направлены на развитие творческих способностей, ассоциативного мышления, способности высказывать свое собственное мнение, анализировать ситуацию.
Айнаш Хаиржановна Даниярова # 9 ноября 2015 в 14:41 0
Урок по этой разработке обещает быть интересным, познавательным, насыщенным. Нестандартна подача нового материала при помощи искаженной фразы - это беспроигрышный вариант. Элементы работы, безусловно, переключают детей на нужный лад. Учитель постоянно будет держать детей в напряжении, при этом создаст условия, благодаря которым они не переутомятся. Спасибо за интересную разработку.
Марина Николаевна Черненко # 3 января 2016 в 17:41 0
Спасибо. В условиях игры в результате ориентации ребенка в смыслах человеческой деятельности возникают новые по своему содержанию мотивы. Ребенок не просто хочет быть «как взрослый», он постоянно стремится к тому, чтобы стать взрослым, заниматься значимыми для взрослых видами деятельности. Если это желание не находит себе такого выхода, оно может приобрести совсем другие формы — капризов, конфликтов.
Надежда Анатольевна Выголова # 4 февраля 2016 в 11:08 0
да, дети любят игры подобного рода. Впоследствии самостоятельно начинают играть в такие игры между собой.
Ольга Михайловна Белозёрская # 7 февраля 2016 в 08:04 0
Очень занимательный подбор игр, можно использовать как индивидуальной работе с детьми, так и в подгрупповой.
Наталия Викторовна Банина # 19 апреля 2016 в 21:50 0
данные игры позволят детям раскрыться, проявить себя)создать бодрое эмоциональное настроение что очень важно для детей.
Наталья Петровна Карпова # 23 июня 2016 в 10:50 0
интересная идея!
Светлана Викторовна Тимирева # 26 июня 2016 в 21:12 0
Замечательное развлечение, заметна большая предварительная работа. Думаю, что детям было очень интересно.