Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Развитие речевого дыхания на логопедических занятиях. Игры на развитие речевого дыхания

Автор: Мельникова Анна Александровна, учитель-логопед МБДОУ "Колокольчик" г. Суровикино Волгоградской области

Описание: данная статья может использоваться педагогами как для выступления перед родителями на родительских собраниях так и для выступления перед коллегами на методических объединениях. Описанные ниже игры могут быть использованы на логопедических занятиях и в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями. Игры на развитие речевого дыхания предназначены для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное  как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.

Недостатки детского дыхания можно преодолеть:

1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.

Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте. 

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут  с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов [Логопедия: практическое пособие / авт.сост. В.И. Руденко - Ростов н/Д: 2008.]

Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:

сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;

дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;

надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.

В нашем детском саду игры на развитие дыхания проводятся  не только на логопедических занятиях, но и активно используются в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями.

Вот описание некоторых игр применяемых на наших занятиях:

1. "Забей гол Дракоше"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.

Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.

Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.

Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.

Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.

2. "Кто загонит мяч в ворота"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто  загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

3."Самый быстрый карандаш"

Цель: развитие длинного и плавного выдоха.

Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.

4. "Волшебные бабочки"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.

Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.

Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!

5. "Бабочки порхают"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.

Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как? 

6."Горячий чай"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: стаканчики из цветного картона.

Ход игры:  - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю! 

7. "Снег кружится, летает, летает"

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.

Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.

8. "Фокус"

Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.

Оборудование: маленький кусочек ваты.

Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.

Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.

Для занятий с детьми я также создала с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом - поддувалочки, распечатала листы на картоне и получилось интересное пособие, где  дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с нее одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Игры на развитие речевого дыхания в средней, старшей группе

Цель упражнений развитие сильного, продолжительного выдоха.

Итог: в  копилке каждого логопеда, воспитателя есть игры для развития речевого дыхания и это очень важно. Эти игры способствуют: развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному  и ровному выдоху; активизируют  губные мышцы, что  помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей. 

Рекомендуем посмотреть:

Упражнения на развитие речи у детей 4-5 лет

Задания в картинках на развитие речи для детей 3-5 лет

Игры на развитие внимания и речи у детей 4-6 лет

Этапы развития речи у ребенка

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

татьяна замараева # 6 ноября 2013 в 17:43 +2
Спасибо за материал. Очень хорошие и интересные игры.Очень хорошо описаны. Все в игровой форме. По своей практике знаю, что дети очень любят выполнять такие задания. Обязательно возьму себе на заметку и буду использовать во время проведения своей образовательной деятельности. Подобные задания со своими детьми я проводила и во 2й младшей группе. Так что думаю, воспитатели младших групп тоже могут их использовать.
Марина Владимировна Склюева # 10 января 2014 в 18:13 +2
Мне, как логопеду, некоторые игры хорошо знакомы. Но особенно привлекли меня игра "Горячий чай" и "Остуди чай для лисички". Очень необычный подход! Спасибо за идею!
Анастасия # 30 августа 2014 в 23:15 0
Отличные идеи! Вдохновили меня на создание своей поляны с бабочками в коробочке. Уже сделала. Супер!
Александра Антоновна Демина # 27 сентября 2015 в 12:59 0
действительно,фонационное, речевое дыхание-необходимые условия для правильной речи.спасибо большое за идеи некоторых игр.особенно понравилась "горячий чай",нигде ранее такого не видела.еще раз спасибо!