Игры ситуации в детском саду. Младшая группа

Игровые ситуации в ДОУ для младших дошкольников 3-4 лет

Игра-ситуация «Тихая песня»

Программное содержание. Настраивать детей на тихие, ласковые интонации колыбельной песни, сказки; заинтересовать содержанием сказки; учить размышлять по поводу сюжета; вызывать состояние покоя и добрые чувства.

Материалы. Кукла Ваня, аудиозапись колыбельной песни; картинки для театра: семейство ежей, забота семьи о малютке еже; сынок - ежонок уходит из дома, ежонок один в темном лесу; ежонок встречает волка; волк натыкается на иголки ежонка и кричит от боли; ежонок встречает своих родителей; ежонок становится храбрым и смелым.

Ход игры

Воспитатель включает аудиозапись колыбельной песни и вносит куклу —«спящего» Ваню. Дети слушают песню, а воспитатель качает Ваню. По окончании песни воспитатель тихо, чтобы не будить Ваню, читает стихи Я. Акима «Тихая песня»:

Баю-баю-баиньки,

Спи, сыночек маленький.

Все уснуло до зари.

Спят на ветках снегири.

Спят в озерах утки,

Синенькие грудки.

Спят на небе облака,

Золоченые бока.

В тучу солнышко ушло

На ночь в косы заплело

Чистые, лучистые

Нити золотистые.

В тихой речке видит сон

Старый сом, усатый сом...

Баю-баю-баиньки,

Засыпай, мой маленький.

Воспитатель. Все уснули, и Ваня спит. Ночь пришла, темноту принесла. Задремал за печкой сверчок, свернулся котик в клубок, спят деревья, спят мосты, спи, мой Ванюшка, и ты. Ребята, вам понравилась песня, которую я пела Ване? Это колыбельная песня. Под нее мой Ваня быстро засыпает. Я пою ее тихо-тихо.

Тихо песенку спою,

Ваню покачаю,

И шуметь никому

Я не разрешаю.

Вдруг мой Ванечка проснется,

Испугается во сне?

И поэтому придется

Посидеть нам в тишине.

Воспитатель прикладывает палец к губам и держит паузу —тишину. Потом кладет Ваню на кровать и подходит к ребятам. Спрашивает, у кого из них есть братики и сестренки, как с ними общаются родители, бабушки и дедушки и сами ребята. Вызывает у детей чувство нежности и любви у детей к малышам.

Затем педагог рассказывает сказку в театре картинок.

Сказка в театре картинок «Маленький ежик»

В одном лесу жило семейство ежей: папа-еж, мама-ежиха, сынок-ежик. Жили они, поживали, и однажды у мамы-ежихи родился ещё один ежонок малютка. Родители души в нем не чаяли. Мама всегда стелила ему мягкую постельку из сухих листьев и кормила молочком. Папа утеплял нору ветками и пухом. Один сынок-ежик вертелся без дела. Все внимание родителей доставалось малютке. Его нужно было вовремя кормить, укладывать спать. Сынка-ежика никто не замечал. «Никому я не нужен», —подумал сынок- ежик и ушел. Он убежал далеко от норы, заигрался с еловыми шишками и не заметил, как попал в незнакомый лес.

Наступил вечер, стало темно и холодно. Ежонок загрустил: «Лучше сидел бы я в норке, играл с листьями». Ежику стало совсем грустно, он вспомнил, как дома было тепло, вкусно пахло молоком и яблоками. Ежик совсем было упал духом, как вдруг услышал чье-то теплое дыхание.

Это был незнакомый зверь. Он нагнулся совсем близко, и ежик почувствовал опасность. Незнакомец зарычал, завыл и тронул ежика лапой. Это был волк. Ежонок свернулся клубочком и выставил перед носом волка свои острые иголки. Волк нагнулся было ниже, да вдруг как заскулит от боли: «У-у-у!» Иголки так и впились ему в нос. Волк кинулся бежать, на ходу вытаскивая из носа колючки. Ежик сидел не шелохнувшись. Он не понимал, почему убежал волк.

Понемногу ежик стал приходить в себя. Он огляделся вокруг —никого не было, и, что было силы, бросился бежать домой. Бежал он, бежал и, наконец, прибежал к дому. Возле дома стояли мама-ежиха и папа-еж, они так переживали, что не стали даже наказывать сынка-ежика. Папа- еж сказал только: «Сынок, ты уже большой, но не стоит далеко отлучаться от дома. Волки ходят так близко!» Мама-ежиха сказала: «Милый сынок, я так по тебе скучала, где же ты был?» Ежик обрадовался, что папа и мама его ждали, и сказал: «Так значит, вы меня все же любите?» Мама заплакала и сказала: «Милый малыш, какая же мама не любит своего ребенка? Я так люблю тебя, мой милый, что никогда-никогда не буду разлучаться с тобой!»

Сынок-ежик расхрабрился и сказал: «Мама, папа! Сегодня я победил волка! Он убежал от меня! Но почему, я не понял. Я только свернулся калачиком, и все». Папа ответил: «Малыш, ты стал настоящим ежом, у тебя появились острые иголки, и ты можешь отпугивать врагов. Ты вырос, и я горжусь тобой!» От этих слов ежонок почувствовал себя очень сильным. Он стал помогать маме и папе заботиться о маленьком братике, ведь он, старший брат, теперь сильнее и должен его защищать.

После сказки воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им сказка, что ребята хотят спросить по ее содержанию.

Связь с другими занятиями и деятельностями. Развитие речи, ознакомлении с окружающим.

Игра-ситуация «Варя-повариха»

Программное содержание. Побуждать детей к вхождению в роль; привлекать к подготовке предметной среды для игр; заинтересовывать разнообразием сюжетных линий в игре на одну тему; побуждать к интонационной выразительности в роли.

Материалы. Предметная среда для игры в повара, костюм повара.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель приносит кастрюльку и говорит: «У нас есть новый повар—Варя. Она готовит еду на весь детский сад».

Воспитатель проводит инсценировку (стихи А. Шибаева, Н. Губановой), используя необходимые атрибуты (сковорода, тарелки, чашки, стол, плита и др.)

Инсценировка «Варя-повариха»

Воспитатель.

Наша Варя — повариха.

И печет, и жарит лихо.

Варя.

Заходите на блины,

Говорят, они вкусны.

Воспитатель.

Варя масла подливает,

Снова тесто наливает.

Варя.

Вы попробуйте блины,

Говорят, они вкусны.

Воспитатель.

К Варе раз пришел Барбос.

Он в тарелку сунул нос.

Барбос.

Чую, запах превосходный!

Дай блинка, ведь я голодный!

Воспитатель.

А потом пришел Тимошка,

Попросил блинков немножко.

Тимошка.

Мяу! Теплые блины

Мне, пожалуй, не нужны,

Но сметанка превосходна.

Дай сметанки, я голодный!

Воспитатель.

Варя чаю наливает,

Всех блинами угощает.

Варя.

Заходите на блины,

Говорят, они вкусны.

В этой инсценировке могут участвовать как игрушки (Барбос, Тимошка, Варя), так и дети.

Если инсценировка проводилась в первый раз в виде показа (спектакля) с использованием игрушек, то желательно после ее окончания побеседовать с детьми по ее сюжету (кто были герои, что они делали, кто просил блинов, чем угощала Варя). Если инсценировка знакома, то ее следует проводить с участием детей. В этом случае можно вызывать детей на роли по ходу действия («Коля у нас будет Барбос. Покажи, как ты, Барбос, просишь блинка?»). Текст инсценировки в любом случае должен выучиваться непринужденно, в ходе частого обращения к ней.

После инсценировки воспитатель может включить веселую музыку, и все дети берут посуду и «готовят» еду для игрушек (помешивают, кормят, жарят и т.п.).

Игра-ситуация «Тили-бом!»

Программное содержание. Увлечь детей художественно-образным преподнесением материала; побуждать самостоятельно действовать в роли, следить за действиями партнеров.

Материалы. Атрибуты и декорации к сценке про кошкин дом (дом, ведро, лист, фонарь — предметы-заместители; пожарная машина).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Музыка, развитие речи.

Ход игры

Воспитатель привозит пожарную машину и ударяет в колокол: «Тили-бом! Тили-бом! Что случилось? Это приехала пожарная машина, она бывает там, где пожар. Что горит? Это горит дом! Давайте спасать дом и хозяев!»

Дети выступают в роли пожарных и героев русской народной потешки. Воспитатель — в роли ведущего.

Инсценировка «Кошкин дом»

Ведущий.

Тили-бом! Тили-бом!

(Ребенок-пожарный бьет в колокол.)

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

(Выбегает кошка с вещами.)

Кошка выскочила, Глаза выпучила,

(Выбегает курочка с ведром.)

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

(Выбегает лошадка с фонарем.)

А лошадка —с фонарем,

(Выбегает зайка с листом.)

Серый заюшка — с листом.

(Все участники гасят пожар: дуют на огонь, льют воду.)

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!

По окончании инсценировки воспитатель хвалит пожарных за работу, кошка благодарит всех соседей. Соседи утешают кошку и с помощью воспитателя вносят предложения, что ей дальше делать (приглашают к себе пожить; предлагают построить новый дом и др.). Воспитатель предлагает детям помочь несчастной кошке-погорелице и построить новый дом.

Игра-разминка «Постройка дома»

Роли: ведущий (воспитатель), кошка, строители, соседи (дети).

Воспитатель.

Был у кошки старый дом,

Хорошо ей было в нем.

(Дети водят хоровод.)

Дом сгорел, и мы готовы

Кошке дом построить новый.

Строители.

Мы сгрузили кирпичи,

Закаленные в печи.

(Имитируют укладку кирпича.)

Раз-раз, раз-раз,

И готов один этаж!

Воспитатель.

Тут соседи подбежали,

Кирпичи нам подавали.

Соседи (имитируют подачу кирпича).

Раз-раз, раз-раз,

И готов второй этаж!

Воспитатель.

Вот и дом готов для кошки,

Ждать пришлось совсем немножко.

Кошка.

Уж как рада я тому,

Буду жить в своем дому.

(Кланяется всем поочередно.)

Всем спасибо за работу.

Всем спасибо за заботу.

Заходите в новый дом,

Новоселье будет в нем!

(Все герои входят с подарками, потом весело пляшут.)

Игра-ситуация «Веселая ярмарка»

Программное содержание. Вовлекать детей в диалог; побуждать к вхождению в роль; поощрять каждого ребенка в выбранной роли.

Материалы. Атрибуты для ярмарки (товары), русский народный костюм для взрослого (или его элементы).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Развитие речи.

Ход игры

Воспитатель выходит в роли Матрешки и приглашает детей на ярмарку.

Матрешка.

Все на ярмарку спешите,

Все на ярмарку идите,

Тут найдете все, что надо:

Слоники из мармелада.

Зайцы из шоколада,

Румяные калачи

С пылу, с жару из печи!

Подходи, не задерживайся!

Дети подходят к Матрешке и покупают товар — вырезанные из бумаги кружки-монетки. Матрешка.

А вот новые

Кафтаны бирюзовые!

Красные сапожки

Из лаковой кожи,

Платья, кружево.

Покупай, пока дешево!

(Обращается к девочке.)

А вам, сударыня, что нравится?

Вот кукла-красавица. Берете?

Девочка. Да.

(Матрешка отдает девочке куклу.)

Матрешка (обращается к мальчику).

Вам, сударь, вот этот жилет.

Нравится или нет?

Коль нравится — берите,

А нет — завтра приходите.

(Мальчик берет жилет.)

А вот моя соседка Настасья. (Матрешка подходит к произвольно выбранной девочке.) Настасья, что продаешь, платье?

Настасья. Да.

Матрешка.

Платье у тебя какое,

Красное или золотое?

Настасья. Золотое.

Матрешка.

Возьму для своей дочки.

Ей оно понравится очень.

(Берет у Настасьи воображаемое платье.)

Цель данной инсценировки — вовлечь детей в диалог, побудить участвовать в ярмарке — покупать или продавать, рекламировать товар. Дети подходят по одному, примеряют, оценивают, выбирают товар. Воспитатель может вовлечь любого ребенка в диалог в роли покупателя или продавца. Сначала дети будут действовать робко, потом, привыкнув, будут себя чувствовать уверенно в таком виде игры. Таким образом, длительность игры зависит от самих играющих.

Матрешка.

Солнце за лес спускается,

Наша ярмарка закрывается!

Приходите, гости,

Завтра снова в гости!

Автор: Губанова Наталья Федоровна – кандидат педагогических наук

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста

Игры на изучение времён года с детьми 3-4 лет

Игры на развитие общения для дошкольников

Подвижные игры для детей 3-4 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!