Логопедические дидактические игры для детей 4 – 7 лет

Логопедические игры для дошкольников

Автор: Чалова Наталья Владимировна, учитель-логопед, МАДОУ «Детский сад №14 «Сказка», г. Нурлат  Республика Татарстан

Дидактические игры предназначены для индивидуальных, логопедических занятий с детьми 4 – 7 лет. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.

Цель: автоматизация и дифференциация звуков, развитие звукового анализа, развитие фонематического слуха.

Описание игр:

1. «Снегурочка и Снеговик»

Игра. Снегурочка и Снеговик

Цель: автоматизация и дифференциация звуков [С] – [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Снегурочки и Снеговика, снежинки, на обороте которых изображены картинки с дифференцируемыми звуками.

Ход игры: Снегурочка и Снеговик – это снежные внуки Деда Мороза. Как ты думаешь, что они едят? А еще они любят «вкусные» снежинки. Давай накормим их. Но это непросто, посмотри,  что нарисовано на снежинках. Для Снегурочки мы будем выбирать снежинки с картинками, в словах которых слышится звук – [Ш], а для Снеговика – картинки со звуком - [С].

2.  «Угости Зою конфетами»

Игра. Угости Зою конфетами

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочки; конфеты, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Девочка Зоя очень любит сладости. Давай угостим Зою. Ты возьмешь конфетку и назовешь картинку. Если ты четко произнесешь звук [З] в слове – конфета достанется Зое, если нет – то конфета останется у меня.

3. «Дождик»

Игра Дождик

Цель: автоматизация звука [З] в словах.

Оборудование: картинка с изображением девочек под зонтом; капельки с картинками, в словах которых слышится автоматизируемый звук.

Ход игры: Две подружки Зоя и Зуля пошли на прогулку. Но вдруг начался дождик. Подружки не расстроились, ведь у них был с собой…(что?) – зонт. Девочки укрылись под ним. А веселые капельки дружно стекали с зонта и превращались в лужицы. Давай посмотрим,  из каких капелек получилась лужица. Ты бери капельку и называй картинку, четко произнося звук  [З]. Только очень постарайся, чтобы наша лужица получилась большая.

4. «Шарики для Лягушонка»

Игра. Шарики для Лягушонка

Цель:  автоматизация звука  [Ш] в словах.

Оборудование: картинка с изображением лягушонка с шариками; разноцветные шарики, на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: Лягушонок Кваша получил в день рождения воздушные шарики. Но вдруг подул ветерок,  и шарики разлетелись. Давай поможем Лягушонку поймать шарики и привязать их на ниточку. Называй картинку на обороте шарика, четко проговаривая  звук  [Ш].

5. «Звуковая полянка»

Игра. Звуковая полянка

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Оборудование: три цветочка, обозначающих начало, середину и конец слова; «звуковая» пчелка.

Ход игры:  Я буду называть тебе слова со звуком [Р], а ты внимательно слушай. Посади Звуковую пчелку на тот цветочек, где ты слышишь этот  звук.

6. «Ежику снятся сны» 

Игра. Ёжику снятся сны

Цель: автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: картинка ежика, спящего в кроватке, облачки–сны с картинками, в словах которых мы слышим звук [Л].

Ход игры: Ежик сладко спит и ему снятся сны. Давай посмотрим, что ему приснилось. Бери облачко и назови, что ты видишь на картинке, четко произноси звук [Л].

7. «День рождение Карлсона»

Игра. День рождения Карлсона

Цель: автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: картинка с изображением Карлсона; «коробки с подарками», на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком.

Ход игры: У  Карлсона - День рождения. Он пригласил много друзей. Как ты думаешь, кто пришел на праздник к Карлсону? (ответ ребенка). Они принесли много подарков. Давай посмотрим, что в этих коробочках. Называй картинки, четко произнося звук [Р].

8. «В каком домике живет звук?»

Игра. В каком домике живёт звук

Оборудование: картинки – три домика с звуковыми схемами (начало, середина и конец слова); картинки на автоматизируемый звук.

Цель: развитие звукового анализа, фонематического слуха.

Ход игры: Посмотри сколько картинок, давай расселим их по домикам. Положи картинку в тот домик, где ты слышишь звук.

Каждую из этих игр можно разнообразить, например,  перевернуть картинки и попросить ребенка назвать, что на них было изображено. С каждой картинкой  можно поиграть в игры «Один - много»,  «Назови ласково», «Мой, моя, мое, мои» и т. д.

Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Рейтинг: +14 Голосов: 14 67319 просмотров
Оксана Владимировна Столь # 14 октября 2013 в 06:46 +1
Наталья Владимировна! мне понравились ваши игры!Сразу видно, что эти пособия сделаны с любовью.Прекрасно, красочно,эстетично!
Наталья Чалова # 14 октября 2013 в 19:21 0
Спасибо Оксана. Очень люблю свою работу, и стараюсь для своих малышей разнообразить  каждое занятие.
Нина Лиханова # 15 ноября 2013 в 14:17 0
Наталья Владимировна! Очень хорошие у Вас игры. Ведь самое трудное, на мой взгляд, в нашей работе даже не "поставить звук", а его автоматизировать и именно в этот период необходимо как можно больше использовать игр, подобных тем, что Вы представили. И отдельное "браво" за эстетику!
Елена Анатольевна Пучеглазова # 16 ноября 2013 в 07:08 0
Наталья Владимировна! Мне понравились Ваши игры-разнообразные, яркие и красочные. Играя, развиваем фонематический слух,звуковой анализ и автоматизируем звуки в словах. Удачи в конкурсе!
Елена Яковлевна Тыняная # 24 ноября 2013 в 19:47 +1
Традиционные игры в вашем авторском исполнении стали значительно привлекательнее и интереснее)) Замечательно! Молодец!
Марина Владимировна Склюева # 10 января 2014 в 17:55 0
Наталья Владимировна, я как увидела ваши игры, так просто завизжала от восторга! Такие милые картинки, и идеи очень хорошие! Правильно говорят логопеды, что автоматизация - достаточно нудный процесс, поэтому творческие логопеды всегда ищут что-нибудь интересное, занимательное, чтобы не было тупого отраженного проговаривания или простого называния картинок. Вы просто умница! А ваш вкус в подборе картинок и оформлении игр выше всяких похвал!
Василя Раисовна Амирова # 31 января 2014 в 19:58 0
Ваш материал просто находка для меня! Я в последнее время стала задумываться, как же разнообразить процесс автоматизации звуков. Я Вам очень благодарна за наглядность и  приемы!ГОЛОСУЮ!!!
Наталья Чалова # 26 февраля 2014 в 12:32 0
Девочки, огромное спасибо за Ваши приятные отзывы! Спасибо, что оценили! Всем БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Елена Михайловна Антипина # 4 марта 2014 в 20:57 0
Материал замечательный! мне понравился красочный и практичный, а самое главное рабочий. Молодец!!!
Лариса Васильевна Никишина # 14 сентября 2014 в 21:24 0
Отличный материал!
Наталья Алексеевна Захарова # 17 октября 2014 в 11:32 0
Очень нужные яркие и красочные игры. Сделаны красиво и аккуратно. Такие игры позволят сохранить внимание детей надолго на логопедических занятиях. Спасибо, возьму себе на заметку!
Светлана Ивановна Тихова # 16 ноября 2014 в 15:32 0
Наталья Владимировна, очень понравились представленные Вами игры! Грамотно, эстетично, интересно. Пособие можно использовать как демонстрационный, так и материал для индивидуальной работы. Возьму на вооружение Ваш опыт. Спасибо.
Юлия Владимировна Мамина # 7 февраля 2015 в 19:32 0
Наталья Владимировна, очень понравились ваши игры.Интересная задумка и выполнены очень эстетично. Единственное, что нужно тщательно продумывать подбор речевого материала к таким играм. В первой игре на дифференциацию звуков С-Ш я бы взяла не снеЖинки (со звуком Ж), а например сосульки или ледышки, а также персонаж СнегуроЧка, может заменить на другого персонажа со звуком Ш, например, лоШадка.
Ирина Маннафовна Гибадуллина # 27 марта 2015 в 13:58 0
Наталья Владимировна, У вас прекрасные игры, яркие и красочные. Ваши игры помогут надолго удержать внимание детей, сохранить интерес. И главное, вы опираетесь в своей работе на ведущую деятельность детей дошкольного возраста. Все правильно, дети должны играть,а не обучаться! Нельзя об этом забывать, только так мы сможем сохранить положительный настрой, стремление к познанию.
Надежда Вячеславовна Иванова # 1 июля 2015 в 13:30 0
Наталья Владимировна спасибо за ваши игры!одну из ваших игр использовала на зачете по развитию речи получила отлично.Еще раз спасибо!!!
Елена Викторовна Томашевская # 28 сентября 2015 в 14:20 0
Здравствуйте. Спасибо за игры. Очень понравились. Демонстрационный материал красочен и сделан аккуратно. Игры увлекательные. Очень понравились моим детям.
ольга леонидовна ронина # 11 февраля 2016 в 16:06 0
Уважаемая Наталья Владимировна! Как важно для дошкольников ИГРАТЬ на занятии!!!!!! Игра-ведущий вид деятельности у детей дошкольного возраста! Уверенна, к вам на занятия детки БЕГУТ!!!! Ведь их там ждут чудесные игры, сделанные руками логопеда! Все очень грамотно и правильно. Подобные игры использую в своей работе. Спасибо.
Татьяна # 21 февраля 2016 в 20:24 0
Интересные пособия ta-m@bk.ru можно ли их как то в свою копилку
Ольга Владимировна Андрющенко # 28 марта 2016 в 21:47 0
Интересные игры! Спасибо!
Анастасия Анатольевна Кабеткина # 28 ноября 2016 в 16:40 0
Очень занимательные игры! Несомненно, детям нравится посещать занятия, когда педагог творчески подходит к делу и старается привлечь внимание детей именно игрой в первую очередь.