Логопедические игры своими руками для дошкольников

Полезные игры в работе логопеда

Автор: Игошина Валерия Олеговна, учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29»

Описание: Дидактические игры будет полезны для логопедов и воспитателей логопедических групп. Материал предназначен для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков, что позволяет сделать данный процесс более интересным для детей.

Дидактическая игра «Веселые малыши»

Цель: Дифференциация звуков С-Ш.

Описание игры:

1 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в слогах.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей со слогами.

Ход игры:

Логопед: Познакомься это веселые малыши Соня и Миша. Они очень любят играть с мыльными пузырями, но малыши только учатся и пузырики получаются маленькие. Хочешь поиграть вместе с ними? Тогда бери пузырик и повторяй за мной (если ребенок умеет читать, то произносит сам).

Образец: Са - ша, со – шо, су – шу, сы – ши.

2 вариант.

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах, словосочетаниях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки парных цветных мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед выкладывает два мыльных пузыря одного цвета, просит ребенка их перевернуть и назвать, что на них изображено.

Образец: Мишка – миска, пушок – носок.

Попросить ребенка назвать у кого, что получилось.

Образец: У Сони мишка – у Миши миска

Материалы для игры

3 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях, предложениях.

Оборудование: картинки малышей с мыльными пузырями, картинки мыльных пузырей с предметными картинками.

Ход игры:

Логопед:  Для Сони мы будем выбирать пузырики с картинками в названии которых слышится звук Ш, а для Миши в которых слышится С. Выбирай пузырик и называй для кого это.

Ребенок: Кошка для Сони; собака для Миши…

Логопед: назови все, что получилось у Сони и Миши.

Ребенок: У Сони кошка, шайба, шапка, шуба, машинка.

У Миши собака, санки, сапоги, сумка, скакалка.

Логопед: Как ты думаешь, все ли предметы подходят для Сони и Миши? Пусть ребята поменяются тем, что им не подходит.

Ребенок: Соня отдаст Мише машинку, а Миша Соне скакалку. Миша отдаст Соне санки, а Соня Мише шайбу. Миша отдаст Соне сумку, а Соня Мише шапку.

Логопед: Чем поменялись малыши?

Ребенок: Малыши поменялись машинкой и скакалкой. Малыши поменялись санками и шайбой. Малыши поменялись сумкой и шапкой.

4 вариант

Цель: дифференциация звуков С-Ш в словах.

Оборудование: картинка малыша с мыльными пузырями, картинки больших мыльных пузырей со словами.

Ход игры:

Логопед: У Сони и Миши есть друг Саша. Хочешь с ним познакомиться? Он научит тебя дуть большие пузырики. Выбирай пузырик и повторяй за мной.

Образец: Пишу – несу, ваш – вас, шило – сила…

Дидактическая игра «Паровозик».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч изолированно.

Ход игры: Познакомься это волшебный паровозик и живет он в сказочном домике. Хочешь побывать у него в гостях? Тогда вези паровозик по тропинке и пой его песенку «ч – ч – ч».

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Ч в слогах.

Ход игры: У паровозика много друзей, хочешь с ними познакомиться? Тогда в  путь, но на каждой станции нужно останавливаться и петь ее песенку: ча – ча – ча, чу – чу – чу и так далее. Пришло время возвращаться обратно и теперь мы с паровозиком будет петь другие песенки: ач – ач – ач, уч – уч – уч и так далее.

Материалы для игры

Дидактическая игра «Осень».

Описание игры:

1 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ изолированно.

Ход игры: Наступила осень и все лесные полянки усыпаны листьями. Знаешь звук щетки? Подмети большие листочки и произноси звук щетки «щ – щ – щ», затем только зеленые, желтые, маленькие листочки и так далее.

Посмотри сколько тропинок в лесу и все они в листьях. Подмети тропинку с желтыми листьями, теперь с коричневыми и так далее.

2 вариант.

Цель: автоматизация звука Щ в слогах.

Ход игры: Все листики собраны в кучку, но на нашей волшебной полянке можно раскидать их. Веди щеткой по тропинкам и пой песенки щетки: ща, щу, ще, щи. А теперь нужно навести порядок. Давай соберем листики: ащ, ощ, ущ, ещ.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Рейтинг: +13 Голосов: 13 28952 просмотра
Склюева Марина # 5 ноября 2013 в 10:55 0
Очень полезная игра на дифференциацию С-Ш с мыльными пузырями. Оформление - высший класс, приятно в руки взять, а уж детям понравится несомненно! Метелка - тоже отличное исполнение, помогает преодолеть скучноватый этап автоматизации в слогах более весело и интересно.
ЛюДмИлА # 8 февраля 2014 в 21:10 0
Отличная идея!
Логинова Светлана Юрьевна # 16 апреля 2014 в 15:24 0
Огромное спасибо,обязательно воспользуюсь.
Ольга Жановна Лянгузова # 6 ноября 2014 в 13:53 0
Спасибо! Свой плюсик поставила много раньше, но вот снова вернулась на вашу страничку... Да такие игры делают однообразный процесс (особенно у дизартриков) гораздо интереснее и разнообразнее. Чудесная метелочка! Интеграция нескольких областей. Все отлично!
Анушик # 6 ноября 2014 в 20:51 0
Очень много полезной и интересной информации! Зачитаешься!!! Спасибо за ваш труд и предоставленную возможность Замечательная подборка дидактического материала! Несложное в изготовлении! Очень понравилось Мне очень заинтересовали представленные Вами игры и упражнения!
Снежана Анатольевна Колесникова # 9 декабря 2014 в 20:24 0
Да, еще раз убеждаюсь, что логопеды самый творческий народ! В первом варианте игры можно добавить проговаривание чистоговорок. Ну например: са-са-ша - Саша носит малыша. Метелка - это прикольная находка. Добавляю Ваш материал в закладки. Удачи!
Ирина Николаевна Зважий # 9 декабря 2014 в 20:35 0
Здравствуйте Валерия Олеговна.хочу вам сказать спасибо за ваш труд увидев ваш материал я сделала небольшой экпепемент на своем племянике так как он не выговаривает некоторые слова.и что вы думаете у него полусились чистые звуки .я вам блогодарна спасибо большое...
Алёна Сергеевна Каргина # 1 февраля 2015 в 16:11 0
Яркий и интересный материал для автоматизации и дифференциации звуков, деткам очень интересно, особенно понравилась идея с метелкой! Возьму себе на заметку! Спасибо
Ирина Анатольевна Агафонова # 15 ноября 2015 в 16:05 0
Уважаемая, Валерия Олеговна!Очень понравились ваши идеи!Эстетическое оформление-высший класс, выглядит презентабельно,глаз радуется! А как детям становятся интересны занятия, которые, несомненно, проходят более эмоционально и эффективо. Особенно понравилась игра на дифференциацию звуков с-ш. Такой материал у меня больше всего бывает в экспулатации. Скажите, эта красота у вас заламинирована? С удовольствием возьму себе на вооружение! А вам мой голос и творческих успехов!
Татьяна Николаевна Дятко # 26 ноября 2015 в 10:15 0
Валерия Олеговна, игры на 5+, качественные, красиво и эстетически оформленные. Картинки реалистичны и понятны для детей. Спасибо вам!
Клокова Светлана Вячеславовна. # 8 февраля 2016 в 15:49 0
Дети благодаря Вашим красочно оформленным играм с интересом учатся произносить правильно и красиво звуки, автоматизируют их в слогах, словах, связной речи, а так же проходят поэтапную работу по дифференциации автоматизированных звуков. Единственное, что я сделала бы не так - так это в игре, где ребёнок читает прямой слог: ЩА, получается, что он читает справа налево, это может навредить ребёнку, особенно со сложным логопедическим заключением.