Вкладыша и рамки Марии Монтессори

Развивающие игры для детей дошкольного возраста

Идея известного педагога Марии Монтессори (1870—1952), усовершенствованная Б.П. Никитиным (1988 г.)

Цели игры: выработка умения узнавать и различать форму плоских фигур, развитие мелкой моторики, подготовка к письму и рисованию, развитие внимания, аккуратности, воображения, сопоставления.

Необходимые материалы и наглядные пособия:

1) оконная мозаика — игрушка с изображением животного, части которого состоят из различных геометрических фигур;

Родителям на заметку. Оригинальность — способность порождать нестандартные идеи, которые не совпадают с общепринятыми. (Moss, 1899 г.)

2) цветные карандаши, альбомы для рисования;

3) набор вкладышей и рамок Марии Монтессори (если вам не удастся их купить, подобный набор можно изготовить самостоятельно). Набор состоит из квадратных рамок-пластинок размером 100 на 100 мм, толщиной 2 мм, в центре каждой пластинки вырезано отверстие, которое закрывается крышкой-вкладышем такой же формы и размера, но другого цвета. Набор изображен на рисунке.

Рис. Набор вкладышей и рамок Марии Монтессори

В классический набор входят следующие фигуры:

1) круг диаметром 50 мм;

2) квадрат со стороной 40 мм;

3) равносторонний треугольник со стороной 50 мм;

4) эллипс, диаметры стороны 70 и 40 мм;

5) прямоугольник со сторонами 60 и 40 мм;

6) ромб со стороной 40 мм и острым углом 60°;

7) трапеция с основаниями 60 и 40 мм, высотой 40 мм;

8) неправильный четырехугольник со сторонами 65 и 35 мм, один из углов прямой;

9) параллелограмм со сторонами 50 и 42 мм, острым углом 75°;

10) равнобедренный треугольник со сторонами 65 мм и основанием 40 мм;

11) правильный шестиугольник со стороной 30 мм;

12) пятиконечная звезда с диаметром описанной окружности 65 мм;

13) треугольник прямоугольный равнобедренный с катетами 60 мм;

14) правильный пятиугольник с диаметром описанной окружности 60 мм;

15) неправильный шестиугольник со сторонами 30 мм, противоположными прямыми углами;

16) разносторонний треугольник со сторонами 40, 60, 80 мм.

Приведен классический набор вкладышей, число рамок и вкладышей можно увеличить, форма вкладышей может быть самой разнообразной, все будет зависеть от желания и выдумки родителей, которые будут проводить игру.

Как изготовить игру своими руками

Листы цветного картона делятся на квадраты 100 на 100 мм, в центре каждого квадрата аккуратно чертится в натуральную величину одна из 16 геометрических фигур. В каждом квадрате осторожно и аккуратно вырежьте фигуры-вкладыши. Делать это удобно острым перочинным ножом на твердой поверхности (на доске), чем тоньше нож, тем аккуратнее получается фигура. Края рамки и фигуры аккуратно зачищаются, чтобы вкладыш спокойно входил в отверстие и полностью закрывал его. Вкладыши для наглядности красят в другой цвет. Чтобы ребенку было удобнее вставлять  вынимать вкладыши, к ним необходимо прикрепить маленькие рукоятки-выступы (небольшой чурбачок из сухой ветки, старого карандаша и т. д.).

Рекомендации: прежде чем начинать играть с ребенком, необходимо пройти все уровни самим родителям. Для маленьких детей выбираются самые легкие задания, по мере их выполнения даются рамки с более сложными заданиями. Подсказка для родителей: несимметричные фигуры-вкладыши входят в отверстия рамок только с лицевой стороны, для выполнения задания необходимо перевернуть рамку на другую сторону. Не спешите давать ребенку подсказку, пройдет, может быть, не один день, но задача будет Решена, зато сколько будет восторга и радости у ребенка.

Ход игры: в данном разделе даны описания всевозможных задач и игр, в которые можно играть при помощи рамок и вкладышей. В дальнейшем в следующих разделах будут даваться ссылки на данную игру.

Ребенок может играть за столом, на ковре, на диване, там, где ему удобно и комфортно.

Задание 1: найти вкладыши и вставить их в рамки. Ребенку 1,5-2 лет не стоит предлагать сразу все рамки, ему следует дать 4 рамки и вкладыши к ним. Ребенок должен понять, что необходимо закрыть отверстие вкладышем (т. е. найти вкладыш такой же формы), что вкладыш можно поворачивать до полного совмещения с окошком. Играя с малышом, рассказывайте ему, что рамка — это волшебный дом, в котором живут волшебный пес или кукла. Утром, когда солнышко встает, окошечки открываются, а когда наступает ночь, они закрываются. Если малыш не может выполнить задание, не торопите его и не подсказывайте. Если же малыш капризничает от того, что не может выполнить задание, отвлеките его и вернитесь к заданию через несколько дней. Не привлекая внимания малыша, разложите рамки и вкладыши так, как они были оставлены малышом. Малыш обязательно займется выполнением задания.

Задание 2: сложи дом из рамок. Для детей более старшего возраста задача усложняется (например, построить 3-этажный дом с 4 окошками на каждом этаже и т. д.).

Задание 3: ребенку предлагаются все 16 рамок, из них убраны вкладыши. Попросите ребенка как можно скорее закрыть окна, потому что приближается ураган, который может разбить окна и унести волшебных жителей в неведомую страну. Посмотрите, как  работает ребенок. В этом задании вырабатывается умение рационально организовать свою работу. 2-летний ребенок может закрыть все рамки за 5-8 минут, а 6-летний — уже за 1,5-2 минуты. А за какое время с этим заданием справитесь вы? Потренируйтесь, чтобы составить здоровую конкуренцию своему ребенку.

Родителям на заметку. Родители должны избегать создания ореола исключительности для своего ребенка.

Задание 4: волшебный карандаш. Попросите ребенка обвести контур фигуры по рамке, а потом по вкладышу. Ребенку очень понравится это задание, потому что он не может рисовать правильно квадрат, треугольник, круг, а с помощью вкладышей или рамок капризные геометрические фигуры становятся правильными. С помощью рамок и вкладышей можно рисовать новогоднюю елочку (треугольники вертикально, а на верхушке елочки звезда), елочные украшения, полет фантазии просто безграничен.

Более трудное задание: необходимо нарисовать на одном альбомном листе как можно больше треугольников или квадратов, чтобы они или касались, или не касались друг друга. Можно еще более усложнить задачу: необходимо выбрать фигуру, чтобы на альбомном листе поместилось как можно больше фигур. Для выполнения заданий полезен соревновательный процесс, включиться в игру может вся семья.

Задание 5: веселые фигурки. Попросите ребенка Раскрасить фигурки, цвет они подбирают самостоятельно. Самое сложное для ребенка не выходить за Контур фигуры. Ребенок сам после долгих упражнений найдет способ аккуратно раскрашивать обведенные вкладыши.

Одобряйте поиск и попытки ребенка, в дальнейшем в ненавязчивой и деликатной форме вы можете подсказать ребенку приемы штрихования (штрихи идут параллельно сторонам квадрата, наклонно, в виде сетки и т. д.).

Задание 6: нарисуй орнамент или картину из фигур-вкладышей. Творческое задание на выдумку, воображение, техническое исполнение. После того как ребенок выполнил задание, повесьте картину или орнамент в его комнате или на стенде картин и поделок.

Задание 7: узнай фигуру на ощупь.

Ребенку завязывают глаза и он, ощупывая рамку или вкладыш, говорит, какая это фигура. Можно усложнить задание: попросите ребенка узнать фигуру в рамке и найти фигуру-вкладыш.

И более трудное задание — вставить вкладыши в рамки на ощупь.

Родителям на заметку. Чем больше малыш проявляет в игре инициативы, тем легче в дальнейшем родителям: нет необходимости ломать голову, чем занять малыша.

Задание 8: анализ. Задание предлагается детям, которые могут считать и знают, что такое угол у фигуры, что такое треугольник (геометрическая фигура, имеющая три угла), четырехугольник и т. д. Предложите ребенку разложить рамки по аналогии.

Схожесть здесь определяется числом углов или их отсутствием. Когда рамки будут разложены, подобную процедуру проделывают и с вкладышами, после чего

Познаем мир, играя проводят подсчет и анализ: каких рамок больше, а каких вкладышей меньше, сколько рамок с круглыми окошками и т. д.

После завершения очередного этапа игры обязательно похвалите малыша, уточните, что у него получилось в этот раз лучше, чему он научился и чего он достиг.

Оконная мозаика (усовершенствованные рамки Марии Монтессори)

Оконная мозаика — игрушки развивающего типа, представляющие собой изображение животного или повторяющие контур животного, внутри контура имеются ячейки различной формы, в которые вставляются разноцветные пластмассовые вкладыши.

Ход игры. Вы просите ребенка вынуть вкладыши и отдать вам в руки, при этом вы называете форму вкладыша и цвет. Когда вынете все вкладыши, предложите малышу сложить мозаику, заполняя ячейки этими картинками.

Возможны варианты: вы просите найти и вставить в нужную ячейку квадратные (треугольные, круглые и т. д.) вкладыши, найти вкладыши определенного Цвета: только синие (желтые и т. д.) кубики (пирамидки, круглые брусочки и т. д.).

Малыш с удовольствием выполняет задания, он может собирать и собирать мозаику несколько раз подряд. После игры игрушку необходимо убрать на свое Место, но с таким расчетом, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать, чтобы начать игру самостоятельно.

Родителям на заметку. Постепенное усложнение заданий позволяет ребенку продвигаться в развитии и постигать сложные задания самостоятельно, что делает подсказку излишней.

Рекомендуем посмотреть:

Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости

Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет

Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет

Игры для дошкольников по теме: Транспорт

Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет

Светлана # 4 октября 2015 в 19:47 0
Очень полезная игра. Рекомендую всем!