Народный календарь на 2 августа

Приметы и народные праздники на 2 августа

Прор. Илии. Прп. Аврамия Галичского, Чухломского. Прмч. Афанасия Брестского. Чухломской (Галичской) и Абалацкой, именуемой «Знамение», икон Божией Матери.

2 августа - Ильин день

Сохранилось много икон с изображением пророка Ильи, особенно популярен был мотив «Огненного восхождения», где пророк изображался в огненном облаке, поддерживаемом ангелом, в колеснице, запряженной огненными конями.

Илья пророк принадлежит к самым популярным святым, наравне с Николаем угодником. В народном воображении Илья — святой грозный, суровый, карающий, но одновременно щедрый, наделяющий. Ветхозаветный пророк, живым вознесшийся на небо в огненной колеснице, стал в народном сознании могучим и грозным распорядителем самых страшных и вместе благодетельных сил природы. В его подчинении дожди, гром, молнии, он посылает на землю плодородие. Он постоянно разъезжает по небу в своей огненной колеснице, гремит громами, всюду мечет молнии, карая ими темные адские силы, а в людях всякое зло и неправду.

В Нижегородском крае, когда гремит гром, до сих пор говорят: Илья великий гудит! Илья грозы держит и наводит. Илья пророк — громовой.

Максимов приводит рассказ одного мужика из Смоленской губернии, который так объяснял причины дождя: «Илья развозит по небу воду для всех святых и, если расплескает малость, так на земле дождь идет». Когда же этого мужика спросили, отчего не бывает грозы с дождями зимой, он, не задумываясь, ответил: «А зимою святые без воды сидят» [Максимов, 399].

Орловские крестьяне верили, что «гром происходит от стука о небо колесницы Ильи пророка, гоняющего нечистого духа или змия. Молнии — это стрелы, которыми Илья поражает злую силу. Уверяют, будто многие находили и имеют у себя простывшие стрелы, которые, не попав в черта, остались в земле. Умывание с громовой стрелы считается врачебным средством... Чтобы не бояться грому, молятся Илье пророку и едят заплесневелый хлеб». [Трунов, 6].

В народном сознании иногда сливались в единый образ два могучих одноименных героя — Илья пророк и Илья Муромец: услышав раскаты грома, говорили, что это «Илья Муромец по небу на шести жеребцах ездит» [Ермолов, 1; 176]. В одной скопческой песне поется об Илье пророке, но с тем же успехом ее можно было бы отнести и к Илье Муромцу, описание же чудесного богатырского коня явно создано под влиянием былинной поэтики:

У нас было на сырой на земле

Претворилися такие чудеса:

Растворилися седьмые небеса,

Сокатилися златые колеса,

Золотые, еще огненные.

Уж на той колеснице огненной

Над пророками пророк, сударь, гремит,

Наш батюшка покатывает,

Утверждает он святой Божий закон.

Под ним белой, храброй конь;

Хорошо его конь убран,

Золотыми подковами подкован.

Уж и этот конь не прост:

У добра коня жемчужной хвост,

А гривушка позолоченная,

Крупным жемчугом унизанная;

В очах его камень-маргарит,

Из уст его огонь-пламень горит.

С Ильиным днем народ связывал приход осени, обращая внимание на явные осенние признаки в природе, поведении животных, изменения в погоде:

Илья лето кончает.

С Ильина дня начинаются утренники.

Петр и Павел на час день убавил, а Илья пророк — два уволок.

Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.

После Ильина дня в поле сива коня не увидишь — вот до чего темны ночи (вологод.).

На Илью до обеда лето, а после обеда осень.

На Ильин день и камень прозябнет.

До Ильи грачи по одиночке, а после Ильи большими стаями.

Муха до Ильина дня кусается, а после — запасается.

После Ильи комары перестают кусаться.

С Ильи пророка открываются волчьи выходы (норы). Осуществляется первый выезд на волков.

Ильин день — первый осенний праздник (воронеж.).

Как всякая важная веха народного календаря, день Ильи пророка определяет последующие дни, периоды, праздники.

Во что Илья, в то и Воздвиженье (27 / 14 сентября).

В Ильин день если с утра облачно, то сев (озимых) должен быть ранний и можно ожидать большого урожая; если облачно в полдень — средний сев, а если вечером — сев поздний и урожай плохой.

Глухой гром — к тихому дождю, гром гулкий — к ливню.

Гром беспрерывен — будет град.

Гром гремит долго и не резко — к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно — будет ясно.

Отталкиваясь от главной характеристики Ильина дня (дожди, грозы), строили прогнозы на урожай будущего года.

Дождь в Ильин день предвещает обильный урожай ржи на следующий год.

Вообще основная масса поговорок, примет, присловий Ильина дня — так или иначе связана с дождями, ливнями, грозами, которые, по народным представлениям, отличаются от предшествующих, являясь своего рода границей, точкой отсчета иного (осеннего, предосеннего) периода. Темные ночи и заметное похолодание — еще одно тому свидетельство.

До Ильина-дни дождь — в закром, а после Ильина-дни — из закрома.

Придет Илья — принесет гнилья (дожди).

До Ильи тучи ходят по ветру, а после Ильина дня — против ветра.

До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.

До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.

«Рубежность» Ильина дня, осмысление его как переходного момента от лета к осени определила понимание его как срока завершения одних сельскохозяйственных работ и начало других.

Илья пророк — косьбе срок.

Самая сочная трава, пригодная для заготовки сена, бывает до Ильина дня.

До Ильина дня сено сметать — пуд меда в него накласть.

До Ильина дня в сене пуд меду, после Ильина дня — пуд навозу.

Сенокос надобно кончать до Ильина дня. Не случайно говорили: после Ильи на вилах сено сушить.

Илья жниво зачинает, лето кончает.

Святой Илья зажинает жниво.

Петр с колоском, Илья с колобком.

С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.

Когда на Ильин день бывает гроза, то тамбовские крестьяне говорят: Илья пророк поехал копенки считать.

На Среднем Урале жатву начинали с Ильина дня. «Сначала жали ячмень, затем — рожь, спустя неделю — овес, в конце августа — ярицу. Лен выдергивали после жатвы яровых, а коноплю — на неделю позже» [Чагин, 63].

В Нижегородском крае считалось, что рожь поспевает к Ильину дню, а убирать ее следует на Успение Богородицы (28 / 15 августа).

«Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай до Флора и Лавра; а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семена дня» [Даль. Послов., 888].

«Если рожь поспеет и созреет до Ильина дня, то она для посева лучше старой, т. е. прошлогодней или другой какой, а если поспеет не ранее Ильи, то хуже» [Доброзраков, 60].

Заборанивают пар.

К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.

До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые).

С Ильина дня защипывают (собирают) горох.

В день Ильи пророка капусту накрывают горшком, чтобы была бела.

На Ильин день перегоняют пчел, подчищают ульи, подрезывают первые соты. На это говорят: Богат, как сот ильинский.

Пчелиные рои, вылетевшие после Ильина дня, не надежны.

Ильинский рой не в корысть поздний (т. е. не успеет запастись пищей).

После Ильина дня не советуют есть ягод земляники, иначе будешь дремать (Новгород.).

Собранная в этот день солома называется «ильинскою периною».

Новая новина на Ильин день.

Ильинская соломка — деревенская перинка.

Для здоровья и благополучия стараются обязательно в ночь на Илью или с Ильи выспаться на этой ильинской перине (первой соломе).

Специфика образа Ильи пророка и своеобразие периода, на который приходится память этого святого (грозы, дожди, зарницы, созревание хлеба и пр.), породили множество особых правил поведения, магических действий и фольклорных текстов, объясняющих или подтверждающих погодные явления, верования, причины тех или иных обязательных ритуалов, запретов и пр.

Ильинские дожди — это почти всегда грозы, чреватые пожарами.

На Ильин день дождь — будет мало пожаров, вёдро — много.

Ильинская пятница без дождя — пожаров много.

Пожары в Ильин день, подобно граду или сильной грозе, воспринимались как наказание свыше, потому бороться с ними было бесполезно, тем более обычными способами (например, водой). Уверяли, что справиться с таким бедствием можно только при помощи сыворотки или молока, причем не всякого, а надоенного от черной коровы.

Дожди, посланные Ильей, приводили не только к пагубным последствиям, они обладали и положительными качествами, имели целебную силу: «Ильинским дождем умываются, окачиваются от призора» [Даль. Послов., 889].

Поскольку Илья словом дождь держит и низводит, к святому обращались и в другие дни, периоды, моля о ниспослании дождя или о прекращении его. Так, в Заонежье «молебны от засухи устраивались в церквах и часовнях, посвященных Илье пророку, или на полях по соседству с ними. Прекращения дождей пытались добиться соблюдением зароков, запрещающих работу на Илью или кошение сена в деревнях около церквей и часовен, посвященных этому святому» [Логинов, 21].

Самый грозовой период лета вызывал много тревог у крестьянина. Урожай был уже либо почти собран, либо готов к жатве. Достаточно сильного ливня, палящей молнии или града, чтобы все погибло. Опасаясь гнева Ильи-громобоя, выказывая грозному святому особое уважение, в день его памяти строго соблюдали запрет заниматься какими-либо работами в поле, на лугах. Еще в середине XIX века А. Н. Афанасьев писал: В день Ильи пророка «не косят и не убирают сена, потому что в противном случае святой Илья убьет громом или сожжет накошенное сено молнией» [Афанасьев, 1990а; 76]. То же подтверждается и «Месяцесловом» В. И.Даля:

На Ильин день стогов не мечут — спалит грозой, На Ильин день в поле не работают [Даль. Послов., 888]; и материалами почти из всех регионов России. На Илью грех возить сено — Илья сожжет его (воронеж.) [Яковлев, 1906, 3; 134].

Насколько страшной представлялась гроза, посланная Ильей в наказание за безбожие, можно понять по плачу необыкновенной эмоциональной силы и яркой образности, исполненному знаменитой вопленницей Ириной Федосовой. Причитание это записано было в 1867 году, поводом послужила смерть крестьянина, который во время грозы продолжал работать, хотя другие укрылись в домах и усердно молились.

Страницы: 1 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!