Народный календарь на 6 августа

Приметы и народные праздники на 6 августа

Мц. Христины.

Мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во святом крещении

Романа и Давида.

При. Поликарпа, архим. Печерского.

Преподобный Поликарп с юных лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. В зрелые годы, достигнув духовной опытности и дара рассуждения, он был возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем этого монастыря. Скончался преподобный Поликарп в глубокой старости, в 1184 году.

6 августа - Борис и Глеб Паликопна

Как мы знаем, память святых Бориса и Глеба отмечается дважды в году. О весеннем дне их памяти см. 15/2 мая. Второй — августовский (июльский по старому стилю) борисоглебский праздник — тоже связан с темой нивы, но это уже не зеленые ростки озимых или яровых хлебов, а созревшие тучные колосья:

Борис и Глеб — поспел хлеб.

Борис-Глеб — дозревает хлеб.

На Глеба и Бориса за хлеб не берися.

Бориса и Глеба — пали копны (гроза сожжет копны).

Комментируя эти присловья, А. Н. Афанасьев обращал внимание на «созвучие имени святого со словом, указывающим на дар земного плодородия», что «оказало несомненное влияние на убеждения пахаря», как и наименование этих святых Паликопна: «...не жни, не работай, не то гроза сожжет сложенные снопы» [Афанасьев, 1990, 1; 479].

В народном календаре 6 августа непременно включает запрет выхода в поле — из уважения к святым, уверяют крестьяне: иначе гроза спалит сложенный в копны хлеб.

Паликопна, паликопы, полики, палии — вот обычные определения святых этого дня. С одной стороны, подобный факт легко объясняется реальными погодными условиями: конец июля — начало августа в средней России богаты грозами. Поколения русских хлебородов на себе испытывали силу и мощь грозной стихии, когда в мгновение ока сгорал собранный урожай. Опасаясь громовых разрядов и молний, крестьяне обращались за помощью к святым, покровителям сезона летних гроз. Второй день памяти Бориса-Глеба прекрасно вписывается в череду «грозовых» праздников: 2 августа / 20 июля — день грозного Ильи пророка, через день — Мария Магдалина («громовый день»), 9 августа / 27 июля —

Пантелеймон Палий. Все перечисленные дни отмечены в народном календаре запретом работать в поле (и это в самую страду!).

Между тем не последнюю роль в связывании Бориса и Глеба со стихией грозы и огня сыграли и произведения искусства, запечатлевшие образы святых братьев. В «Похвале святым», которой заканчивается летописная повесть о Борисе и Глебе, братья уподобляются лучам светозарным, светилам, озаряющим православную Русь: «Заступники они за Русскую землю, светильники сияющие и вечно молящиеся владыке Богу о своих людях». И если свет более соотносим с юностью, подвигом непротивления, безропотной покорностью, то огонь появляется при описании посмертных чудес святых князей, при изображении их защитниками Руси, входящими в сонм небесного воинства, охраняющего русских людей. В разных произведениях древнерусской литературы появление князей — небесных покровителей — происходит из «грозной тучи», «облака изрядна», что лишний раз подтверждает их связь с грозой, небесными водами — живительными и опасными.

Таким образом, наименование Бориса и Глеба паликопами, палиями оправдывалось не только их аграрным осмыслением и временной «пропиской» в грозовую пору, но и житийными эпизодами, наделяющими этих святых функциями воинов-защитников и чудотворцев, явление либо действие которых сопровождалось огненными видениями.

Разумеется, большое значение имел и процесс развертывания имени в мотив или сюжет согласно законам народной этимологии. Воспринимаемое на слух созвучие Глеб и хлеб (что уже было отмечено) расценивалось людьми традиционной культуры как родство слов и идей, стоящих за ними, и порождало сюжет, ритуал, по-разному реализуясь в текстах, действиях, верованиях. Этимологизация имени Бориса давала не меньше поводов для осмысления его в качестве покровителя нивы и шире — полевых работ, а также защитника-воина. В Борисе русскому крестьянину слышалось напоминание о бороне (что подтверждало связь его с подготовкой пашни под сев), уборке хлеба (отсылка к 6 августа), обороне, брани и борьбе (князья — представители небесного воинства) и даже о барышах и прибыли, прежде всего получаемых от торговли хлебом. Напомним, что старославянское слово брашьно, русское диалектное борошно означало «мука, ржаная мука, еда».

В Сибири Борисов день отмечался далеко не везде, а там, где его признавали, был полупраздником. Коснувшись этой особенности сибирского народного календаря, А. А. Макаренко добавлял, что ко дню Бориса и Глеба «считается самой полезной окончательная перепашка „паров", „перелогов" (целина, с которой снят один хлеб) и „залогов" (целин); позднейшая вспашка признается бесполезной, не восстанавливающей плодородных сил земли». Разумеется, реальная жизнь не всегда отвечает принятым правилам и нормам. Тот же Макаренко, завершая написанное о дне Бориса и Глеба на Сибирской земле, вынужден был сказать: «Обычно же пашут и после Бориса, по разным сельскохозяйственным и семейным обстоятельствам» [Макаренко, 100, 101].

Название дня Паликопна подтверждалось, по мнению народа, и некоторым созвучием этого слова с именем еще одного святого, чья память празднуется в тот же день — преподобного Поликарпа, архимандрита Печерского, хотя житие его не содержит ни одного намека на связь с огнем, грозой, как и с уборкой хлеба.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 1 августа

Народный календарь на 2 августа

Народный календарь на 4 августа

Народный календарь на 5 августа

Народный календарь на 3 августа

Нет комментариев. Ваш будет первым!