Народный календарь на 10 декабря

Приметы и народные праздники на 10 декабря

Вмч. Иакова Персянина. Прп. Романа. Прп. Палладия. Свт. Иакова, еп. Ростовского. Блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Новгородского. Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение».

Икона Божией Матери «Знамение» и многие списки с нее прославились чудотворениями и своей непосредственной связью с важными событиями русской истории. Первое чудо от новгородской иконы произошло в 1169 году. Андрей Боголюбский, князь Владимирский, поссорившись с Новгородом из-за дани, отправил на его покорение сына Романа, к которому присоединились еще 72 князя. Но не за правое дело пошли они сражаться, а в надежде на богатую поживу. Без жалости и сострадания прошли воины по родной земле, грабя и убивая своих братьев и сестер. Новгородцы, ожидая нападения, денно и нощно молились во главе с архиепископом Иоанном.

Ночью святой Иоанн услышал от иконы Христа голос, повелевавший взять икону Божией Матери «Знамение» из Спасского храма на Ильине улице и поставить ее на крепостную стену. Утром диакон с клиром отправились в храм, но не смогли взять икону, и только когда архиепископ со всем собором и горожанами прибыли к Спасской церкви и приступили к молебну, икона сама подвинулась вперед. Со слезами и молитвами образ отнесли на крепостную стену и поставили лицом к осадившим город русским войскам. Но вид Пресвятой Богородицы не смягчил сердца завоевателей, туча стрел полетела в сторону иконы, и одна стрела попала прямо в лик Богородицы. И случилось невиданное: икона отвернулась от русских полков лицом к городу. Тотчас у нападавших помрачилось зрение. Их охватил ужас, и они стали поражать друг друга. Оставшиеся в живых бежали от Новгорода. С тех пор икона «Знамение» стала самой почитаемой святыней Новгорода. В 1357 году была выстроена каменная церковь, освященная в ее честь.

Вскоре Знаменские храмы начали возводиться по всей России, а с иконой стали связывать надежды на преодоление розни, смуты и вражды между соотечественниками. В 1566 году по молитве митрополита Макария икона остановила страшный пожар, грозивший выжечь весь Новгород. Митрополит пронес икону с крестным ходом по берегу Волхова, и ветер переменился в сторону реки. Когда в 1611 году шведы захватили город, они не смогли войти только в один храм — Знаменскую церковь, от которой их отбросила неведомая сила.

Петербургский список иконы «Знамение» из Иоанно-Богословской церкви Духовной академии был создан в XVII веке и принесен в дар царю Алексею Михайловичу Константинопольским Патриархом. Петр I, с благоговением относящийся к святыне, взял ее из Москвы в новую столицу, ею он благословил свою дочь Елизавету. Именно перед этим образом она молилась, готовясь к борьбе за отцовский престол. По повелению Елизаветы Петровны в Царском Селе была построена Знаменская церковь, куда крестным ходом во главе с императрицей икону перенесли из Петербурга и где она оставалась до 1917 года. Считается, что икона дважды спасала царскую резиденцию от пожара, несколько раз ограждала жителей Царского Села от чумы и холеры.

10 декабря - Роман

Преподобный Роман родился в V веке близ Антиохии. В зрелом возрасте затворился он вне города в маленькой келье и всю свою долгую жизнь провел здесь отшельником. У него не было даже огня. Питался преподобный лишь хлебом, солью и водой, да и то в таких количествах, чтобы не умереть с голоду. Антиохийский отшельник носил власяницу и под ней — тяжелые железные оковы. За подвижническую жизнь он сподобился от Господа дара чудотворения и исцеления. Он изгонял разные недуги, по его молитвам многие женщины были избавлены от бесплодия.

Последнее обстоятельство послужило основанием того, что святому Роману чудотворцу русский народ молится о разрешении бесплодства и бесчадия. Можно предположить наличие еще, по крайней мере, двух причин подобной «специализации» святого. Первая — расположение дня памяти Романа в окружении других дней, так или иначе связанных с темой материнства, с заботами о беременных женщинах и о том, чтобы у вышедшей замуж молодухи рождались дети. Это дни памяти великомученицы Екатерины (7 декабря) и святой Варвары (17 декабря), и день, когда отмечается Зачатие святой Анны (22 декабря), и день Анастасии Узорешительницы (4 января), наконец, Рождество Христово и следующий за ним праздник всех повивальных бабок (8 января). Сама по себе концентрация подобных дней далеко не случайна. Народный календарь постепенно подводит человека к великому празднику Рождества Христова, как бы подключая к нему и освещая его светом рождение всякого младенца и наделяя каждую беременную женщину покровительством святых и главной заступницы — Богородицы. Вообще в народном осмыслении годового круга вся осень до увеличения светового дня — женское время года. Вторая причина — упоминание о тяжелых оковах на теле святого Романа. Оковы — те же «узы» (отсюда узник, узилище, т. е. тюрьма, темница; обуза и др.). Если вспомнить, что беременность женщины определяется через понятия тяжести («тяжелая баба»), ноши (беремя — ноша, вязанка), а рождение ребенка как освобождение его из материнского чрева-узилища (ср.: Анастасия Узорешительница, т.е. родовспомогательница), то логика наделения святого Романа способностью помогать роженицам становится очевидной: тот, кто носит тяжелые оковы, для кого они стали частью самого себя, может как сковывать, так и расковывать, освобождать.

К этому времени зима вступает в свои права. Рыбы схоронились в ямах и омутах, приготовились к зимовке. Но нерестятся налим, сиги и царская селедка — ряпушка.

Скучиваются на зимовья лягушки, жабы, тритоны.

Лоси начинают терять старые рога.

На Белом озере рыбаки выезжали артелями для ловли снетка, которая продолжалась примерно до середины марта, пока держался лед.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 5 декабря

Народный календарь на 3 декабря

Народный календарь на 1 декабря

Народный календарь на 4 декабря

Народный календарь на 2 декабря

Нет комментариев. Ваш будет первым!