Народный календарь на 17 декабря

Приметы и народные праздники на 17 декабря

Вмц. Варвары и мц. Иулиании.

При. Иоанна Дамаскина. Прп. Иоанна, еп. Поливотского. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского.

17 декабря - Варвара

В народную культуру образ святой Варвары проник из жития, которое, видимо, было составлено после канонизации великомученицы, но изначально включило в себя элементы агиографической легенды, изобилующей мифологическими мотивами.

Согласно житию и легендам, Варвара была дочерью египетского богача Диоскора, жившего в Гелиополе во времена «Максимилиана нечестивого». Красота, целомудренность и богатство Варвары привлекали много достойных женихов, но она всем отказывала, ибо втайне от семьи стала христианкой. Заточенная отцом-язычником в высокую башню, она велела строителям пробить в ней не два окна, как им было приказано, а три, что символизировало «исповедание веры в Троицу»; в самой башне юная христианка низвергла установленных по велению отца языческих идолов. Узнавший об этом Диоскор пытался разубедить дочь и вернуть ее в лоно язычества, но, взбешенный ее упорством, сам отправил Варвару в тюрьму, где она, подвергаясь жестоким пыткам, продолжала настаивать на истинности христианского учения. Тогда отец собственноручно отрубил ей голову, за что тотчас был испепелен молнией. Насколько известно, Варвара приняла мученическую смерть около 306 года. Спустя два столетия мощи ее были перенесены в Константинополь. Здесь в ее честь был построен великолепный храм, давший название целому кварталу. В храме Святой Варвары спасались как в убежище обличенные в преступлениях и подлежащие наказанию по закону.

Возможно, и поэтому на Западе в народе существует убеждение, что святой Варваре дана благодать спасать от внезапной и насильственной смерти.

В XII веке дочь византийского императора Алексия Комнина — Варвара, вступая в брак с русским великим князем Святополком II (Михаилом Изяславичем), перевезла мощи своей святой покровительницы в Киев, где они покоятся во Владимирском соборе.

Итак, Варвара почитается спасительницей от неожиданной смерти, от опасности умереть без причащения, защитницей от тяжелых, мучительных болезней, а на иконах изображается с алавастром для причастия в руках. Основание этому находим и в житии святой, где рассказывается, что в тюрьме, испытав тяжкие мучения, Варвара получила «утешение и подкрепление от явившегося ей Иисуса Христа и чудесно данного ей причастия». Идя на казнь, Варвара молилась, обращаясь к Господу: «О Царь, услышь меня, рабу Твою, и подай благодать Твою всякому человеку, который будет воспоминать меня и мои страдания, да не приблизится к нему болезнь внезапная и смерть нечаянная да не похитит его». Во время этой молитвы послышался голос с неба, обещавший исполнить просимое.

Даже в конце XX века деревенские жители Поветлужья старались начинать каждый день обращением к святой: «Варвара Великомученица, от напрасной смерти спаси, перед смертью меня причасти!» [Ветлуж. сторона, 186]. Жители Рязанского края, рожденные в конце XIX — начале XX столетия, знали молитву к великомученице Варваре, которую читали, если перед смертью у них не было возможности причаститься.

День памяти святой Варвары отмечается в декабре, когда на большей части России господствует зима с лютыми морозами, ветрами и снегопадами, и это, конечно же, во многом определило бытовое, крестьянское отношение к самой великомученице.

На Варвару зима дорогу заварит (заварварит).

Варвара мосты мостит.

К Варварину дню зима дорогу заварит, мосты мостит.

На Варвару зима ложится — утверждают распространенные поговорки.

Действительно, почти повсеместно в России уже с начала декабря устанавливается настоящая зима. Но, по народным представлениям, именно с Варвары заметно усиливаются морозы. Придет Варвара, заварварят и морозцы,— говорят на Рязанщине. Не случайно в разных местах (преимущественно на северных и среднерусских территориях) бытует выражение: Трещит (идет) Варюха — береги нос да ухо! И если Варвара «заваривает» зимнюю погоду, то последующие дни памяти святого Саввы Освященного (18 декабря) и Николы чудотворца (19 декабря) продолжают и завершают начатую Варварой работу.

Варвара заварит, Савва засалит, Никола загвоздит (закует).

Варвара мостит, Савва вострит, а Никола гвоздит.

Варвара заварит, Савва заломит, Никола загвоздит.

Варвара заварит, Савва поправит, а Никола гвоздем забьет.

Подобного рода приговорки зафиксированы практически повсеместно в России. Близки им белорусские и украинские присловья.

Следует отметить, что народные метеорологи с днем святой Варвары связывали не только полное вступление зимы в свои права, но и маленькое, едва ощутимое увеличение светового дня:

Варвара (Варюха) ночи урвала — дня приточала.

Варвары ночи на куриный шаг урвали.

Саввы-Варвары ночи урвали.

Правда, В. И. Даль резонно расценивал это как нетерпеливое ожидание, своего рода «подгонку солнцеворота», который чаще приурочивали ко дню Спиридона-поворота (25  декабря), но который на самом деле имеет место лишь на Рождество — 25 декабря по старому стилю.

Близость к большому годовому празднику — Николе зимнему — предопределила восприятие Варварина дня как начала праздничного периода, как время гульбы, праздности, не всегда оправданной, однако очень понятной. Еще В. И. Даль зафиксировал в своем Толковом словаре глаголы «варварить» и «саввить», определив их через синонимы «кутить, гулять, пить». В подтверждение он привел распространенные народные выражения: Просаввилась ecи, проварва- рилась ecи и Лучше не саввить и не варварить, а пониколитъ (пояснение Даля к этому выражению: «Так приговаривая, мужик бил жену свою за праздники, от которых она осталась без рубахи»). Фразеологизмы: У него то Саввы, то Варвары; Сегодня — Саввы, а завтра Варвары; Она просаввилась, проварварилась — получили статус поговорок и печатались во многих пословичных сборниках [например, Даль. Послов., 253, 254] или превратились в ходячие языковые формулы.

Между тем известно, что Никольщина, праздновавшаяся в течение нескольких дней, нередко начиналась как раз со дня святой Варвары. В «Материалах для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края», изданных П. В. Шейном, читаем: «Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служат Николыцину; тогда приносят в дома свои образа из церкви, служат молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, Власию, Николаю чудотворцу, освящают воду и вместе с тем служат панихиды по умершим родственникам».

Наряду с полушутливыми выражениями, относящимися к тем, кто отлынивал от работы, начиная праздновать до законного срока (дня святого Николая), существовали и серьезные запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день нерабочим времяпровождением, что вытекало из осмысления великомученицы Варвары как строгой святой, покровительницы женских ремесел, помощницы в родах.

Так, сибирский народный календарь именует Варвару «мучильницей», а день ее памяти почитается прежде всего беременными женщинами.

Из традиционных женских занятий Варвара покровительствовала главным образом прядению. Чтобы святая не оставила своими милостями женщин-рукодельниц, последние особенно строго соблюдали в день ее памяти узаконенные традицией правила и запреты, связанные с нитью и тканью. Нельзя было в Варварин день прясть, иначе она веретенами заколет ослушниц или напустит в избу змей; запрещалось шить, иначе куры не будут нестись.

Варваре приписывалась таинственная связь с водой. Чрезвычайной популярностью в Переславском районе Ярославской области до сих пор пользуется местная святыня — «Варварин ключ», известный более 200 лет. Здесь записано большое количество фольклорных текстов — пересказов жития, повествований о чудесном явлении иконы святой Варвары, о целебных свойствах воды из упомянутого источника, о возникновении самого ключа, о случаях, когда святая помогала страждущим, исцеляла больных и пр. На Варварин день в селе Купань, где находится святой родник, устраивалась «большая церковная служба, после которой все шли на родник за водой; в этот день она приравнивалась по своим качествам к Крещенской».

Варвара, имеющая отношение к воде и через нее к миру предков, наделялась способностями управлять болезнями, выступать в качестве целительницы.

Действительно, повсюду, где зафиксирован развитый культ святой Варвары, встречаются сведения об обращении к ней в надежде избавиться от болезней и частые упоминания о том, что Варвара, рассердившись, может наслать любую болезнь.

И. П. Калинский, описывая славянские поверья и обычаи дня святой Варвары, вспоминает о житии великомученицы, напечатанном при акафисте, составленном киевским митрополитом Иосафом Кроковским, где речь идет о якобы имевшем место в XVII веке случае, воспринятом как чудо. «В Киеве господствовала повсеместно сильная повальная болезнь, но благодаря заступничеству святой Варвары обитель Михайловская, где почивают ее мощи, не видела ни одного мертвеца в своих стенах».

Говоря о культе святой Варвары, невозможно обойти вниманием и сугубо языковой фактор, безусловно оказавший большое влияние на формирование и закрепление многих представлений, обычаев, соотнесенных народной традицией с днем памяти этой святой.

«Варвара» переводится с греческого как «иноземка». Наделение племен, народов, не принадлежащих греко-римской цивилизации, одним названием — варвары — с вкладываемым в это слово понятием грубости, примитивности, некультурности, наивности, привело к тому, что во всех европейских языках именно эти значения и оказались закрепленными за словом «варвар», оттеснив первоначальное достаточно нейтральное значение «иноземец», «чужестранец».

Варвара, героиня христианской агиографии, сполна вобрала в свой образ те смыслы, которые до настоящего времени вкладываются в понятие «варварство». Пожалуй, слишком прозрачная этимология имени святой предопределила характеристику ее как суровой, строгой на расправу, тесно связанной с болезнями, смертью, мучениями, с пряжей — «нитью жизни».

Не случайно именно с Варвары ждут сильных морозов, что в свою очередь послужило толчком к созданию глагола «варварить» («заварварить»), то есть сделать что-то очень основательно, круто изменить. Другая форма производного от Варвары глагола — «проварварить» — обозначала не просто праздновать, но праздновать лихо, без удержу, пренебрегая правилами приличия и разумными пределами.

Ничем не мотивированная (кроме, разве, этимологии) вечная строгость Варвары получила насмешливую, несколько язвительную оценку в широко распространенной поговорке: Бабушка Варвара на мир три года серчала, с тем и умерла, что мир не узнал.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 4 декабря

Народный календарь на 2 декабря

Народный календарь на 1 декабря

Народный календарь на 5 декабря

Народный календарь на 3 декабря

elenaartyushkevich@mail.ru # 18 декабря 2013 в 00:38 0
очень познавательно и интересно! сегодня родилась внучка! наверное ВАРВАРА!
Юлия Васильевна Хоменкова # 6 октября 2016 в 22:58 0
Интересная статья. Все-таки что -то в этом есть. Раньше не было интернета и информация передавалась из уст в уста. И благодаря бабушкиным сказкам мы узнаем как люди раньше жили и во что верили. Спасибо.И пусть Варвара нас всех хранит)))