Народный календарь на 7 декабря

Приметы и народные праздники на 7 декабря

Вмч. Меркурия. Вмц. Екатерины. Мч. Меркурия Смоленского. Прп. Меркурия Печерского. Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов. Прп. Мастридии. Мц. Филофеи (Румын.). Прп. Симона Сойгинского.

7 декабря – Екатерина, Катерина-санница

Великомученица Екатерина, дочь греческого царя Ксантоса, жила в Александрии в конце III — начале IV столетия. Александрия была крупным культурным центром, где процветали науки и искусства. Не мудрено, что талантливая и любознательная дочь царя получила прекрасное образование: изучила философию, диалектику, ораторское искусство, греческую и римскую литературу, владела несколькими языками, была знакома с трудами известных врачей. От матери Екатерина узнала о христианском учении, и, благодаря уму и осведомленности в науках, ей удалось привлечь в христианство многих людей. Но, поскольку она жила в эпоху страшных гонений на христиан, на ее долю выпали тяжелейшие испытания и мучения. Плененный красотой девушки, император Максимиан пытался вернуть ее в язычество, он же пригласил на диспут с Екатериной 500 философов и ораторов. Молодая христианка оказалась сильнее всех и по научным познаниям, и по умению излагать свои мысли, и по неколебимости в вере. Судимая как христианка, Екатерина сумела обратить в свою веру императрицу Августу и воеводу-стратилата Порфирия. Казнив их, император предложил Екатерине власть и корону, но целомудренная дева отказалась, ответив, что «она больше желает одежды мученичества, чем всякой царской багряницы». Разгневанный Максимиан велел сорвать с нее одежду и нагую бить воловьими жилами. Екатерину морили голодом, но Иисус Христос каждый день с голубицею посылал ей пищу. Приведенная на суд, великомученица предстала совершенно здравой, красивой и окрепшей, лицо ее сияло. Убедившись в том, что вера Екатерины неколебима, Максимиан велел обезглавить молодую христианку, но, как пишется в житии, «истече от язвы млеко вместо крови». Жители Александрии установили мраморную колонну, на которой высекли изображение великомученицы Екатерины.

В VIII веке мощи ее были открыты египетскими христианами и перенесены в монастырь на Синайской горе. Этот монастырь привлекал многих паломников. Почитание святой распространилось сначала в Восточной Церкви, а потом перешло и на Запад. На Синае обосновался орден рыцарей святой Екатерины для покровительства паломникам, которые прибыли на поклонение ее мощам.

Память святой отмечается в России 7 декабря (24 ноября по старому стилю), в Греции и на Западе — 25 ноября. На Западе святая Екатерина, прославившаяся своей ученостью, известна как покровительница учащейся молодежи. В России в этой роли выступает святая Татиана.

На Руси великомученицу Екатерину почитали как «помощницу женам в болезнях чадорождения», одновременно называли ее санницей, связывая день ее памяти с усилением морозов и становлением санного пути.

С Катерины зима доймет не мытьем, так катаньем, не голодом, так холодом.

Катерина на санях катит к зимнему Егорью в гости.

Нетрудно заметить, что все содержание Катеринина дня сосредоточено вокруг слов с корнем -кат: «катать», «катить», «кататься», «укатить», «укатать» и связанных с ними действий, определений и пр. Побудительной причиной явилось, как и во многих других случаях, стремление человека традиционной культуры понять имя путем сопоставления его со словами родного языка. Так, в Екатерине (Катерине, Кате) акцентировалось внимание на звукосочетании -кат, что и потянуло за собой реализацию значений и понятий, заложенных в словах с этим корнем. Разумеется, такое прочтение имени великомученицы Екатерины не только не противоречило, но, напротив, прекрасно вписывалось в календарный (климатический, погодный, хозяйственный и праздничный) период конца ноября — начала декабря.

Ко дню ее памяти практически на всей территории России приурочены были Екатерининские гулянья -— первое катание на санях.

Катеринин день пришел — катанье привел.

На Катерину катайся — не завязнешь!

На Катерину-санницу «обновляли» снежный путь, устраивая гонки на санях. Всей деревней, стар и мал, собирались на каком-либо возвышении, пригорке, чтобы посмотреть на парней и молодых мужиков, поболеть за своих, оценить лошадей. Девушки отдавали должное женихам за их удаль, сноровку, силу.

В России традиционно праздничное катание в санях сопровождалось демонстрацией селу, общине новобрачных и ухаживанием молодых людей за понравившимися девушками. Строгие и придирчивые бабушки, матери, старшие сестры всегда наблюдали за тем, кого катает их «малец», достигший возраста жениха, или к кому в сани чаще садится их девица на выданье. Все это потом служило темой для разговоров, предположений. В молодежной среде это породило массу частушек, в которых и радость от быстрого бега саней, от приглашения покататься, и ревность, и обида на то, что не каждый парень мог покрасоваться санями и лошадьми.

• Что миленку не кататься —

Лошадь вороная.

Сбруя вся под серебро,

Тальянка именная.

• Купи, тятенька, конька,

Золотые ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

• Девочки, беляночки,

Садитесь ко мне в саночки.

Я мальчишка в чуечке,

Прокачу вдоль улочки.

• Сани новы загремели,

Конь вороненький заржал,

Выше леса поднимался,

Хвостом речку застилал.

• Люблю сани с подрезами,

А коня — за быстроту.

Люблю милого за ласку,

А еще за простоту.

• Милый мой, а я твоя,

Закрой полой, замерзну я.

Замерзла, не согреюся,

Люблю я, не надеюся!

• — Расфрантовенький Андрейка,

Притулупь меня маленько!

— Расфрантовая моя,

Без тулупа вышел я.

• Милый сватался, катался,

Трое санок изломал,

Всех богатых пересватал,

А меня не миновал.

Тему традиционных зимних катаний, ухаживаний, которые нередко завершались сватовством и свадьбой, не обошли и лирические песни.

Ох ты, зимушка-зима,

Холодна очень была.

Ой люди, ой люди,

Холодна очень была.

Холодна очень была —

Все дорожки замела,

Ой люди, ой люди,

Все дорожки замела.

Негде молодцу пройти,

Своего коня провести.

Ой люди, ой люди,

Своего коня вести.

Я дорожку размету, ой, размету,

Сама к молодцу пройду, да ой, пройду.

Ой люди, ой люди,

Сама к молодцу пройду.

Меня милый подхватил,

Вдоль деревни прокатил.

Ой люди, ой люли,

Вдоль деревни прокатил.

Ой ты, зимушка-зима,

Холодна очень была!

Ой люли, ой люли,

Холодна очень была! (Новгородская губ.)

 

Не велика птичка-пташечка

Много знала, много видела,

На сине море лётывала.

Что садилась птичка-пташечка

Середи моря на камушек.

Она слушала, выслушивала

Соловьюшка голосу,

Красных девушек песенок.

Говорила птичка-пташечка

Человеческим голосом,

Говорила любезному своему:

«Не женись, мой любезный друг!

Когда женишься — спокаешься,

С молодой женой намаешься».

«Полно, глупая, не дело говорить!

Люди женятся — не каются,

С молодым жонам не маются,

Только в саночках катаются». (Вологодская губ.)

Брачные мотивы, которыми наполнен фольклор и обрядовая сторона дня святой Екатерины, прекрасно согласовывались с тем, что сама великомученица Екатерина и в европейских странах, и у нас считалась покровительницей влюбленных, прежде всего невест, и устроительницей браков.

У русских девушек вечер под Екатерину — время ворожбы.

На Екатерину гадают о женихах.

Способы гадания были обычные. Например, перед сном клали под подушку кусок хлеба и загадывали, какой будет суженый (он должен был явиться во сне).

Часто ставили в воду несколько вишневых прутьев и наблюдали: если они к Рождеству зазеленеют, то гадающая в скором времени выйдет замуж.

Наряду с Екатериной в роли покровителя женихов и невест выступал Андрей Первозванный (13 декабря). В канун дня святой Екатерины парни постились, чтобы иметь хороших жен; в канун Андреева дня постились девушки, чтобы иметь хороших мужей.

С Екатерины-санницы нередко начинался зимний извоз. Отгуляв, мужики (отцы семейств) и молодые парни (особенно если им надо было заработать на свадьбу) отправлялись в ближние и дальние города со своим товаром (хлебом, рыбой, пушниной и пр.) или нанимались перевозить товары купцов, промышленников и т.д.

То не извоз, коли в путину на кнут не заработаешь.

Не всегда кормит обоз, а иногда кормит и воз.

Мороз — 40 пудов на воз (хорошая санная дорога легка).

Едешь на день, а хлеба бери на неделю.

Не бойся дороги, были б кони здоровы.

У доброго коня версты недлинны.

Либо добыть, либо домой не быть.

По ремеслу и промысел.

Умный товарищ — половина дороги.

Где дорога, там и путь.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 2 декабря

Народный календарь на 3 декабря

Народный календарь на 1 декабря

Народный календарь на 4 декабря

Народный календарь на 5 декабря

Нет комментариев. Ваш будет первым!