Народный календарь на 13 ноября

Приметы и народные праздники на 13 ноября

Aпп. от 70-и Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха. Прп. Мавры.

Прпп. Спиридона и Никодима, просфорников Печерских. Сщмч. протоиерея Иоанна Царскосельского.

Преподобные Спиридон и Никодим, иноки Киево-Печерского монастыря, на протяжении 30 лет в XII веке исполняли свое послушание — пекли просфоры для богослужений. Преподобный Никон, благочестивый и трудолюбивый инок, говорится в житии, во всем следовал своему наставнику и сподвижнику — святому Спиридону. О преподобном Спиридоне рассказывается, что он пришел в обитель уже немолодым человеком и стал вести здесь суровую монашескую жизнь, постоянно пребывая в посте и молитве. Поселившись в пекарне, святой Спиридон сопровождал свой труд непрестанной молитвой и пением псалмов, положив за правило, от которого ни разу не отступил, в течение дня пропеть всю Псалтирь. Известен случай, когда святой чудесным образом потушил загоревшуюся пекарню: он закрыл своей монашеской мантией устье печи и, перетянув рукава власяницы, поспешил к колодцу, наполнил власяницу водой, которой оказалось достаточно, чтобы потушить бушевавший огонь, при этом мантия святого осталась целой. Этот эпизод жития послужил основанием тому, что при пожаре люди молятся преподобному Спи- ридону-просфорнику.

* * * * * * *

Про апостола Стахия известно немного: он был поставлен епископом в Византии святым апостолом Андреем Первозванным и вместе с ним воздвиг церковь в Аргирополе (предместье Константинополя). Здесь он поучал местных жителей заповедям Христовым, многих обращал в христианство, здесь же, после 16 лет апостольства, мирно предал душу свою Господу.

13 ноября - Апостол Стахий. Юровая — праздник иртышских рыбаков

Последний день октября (по старому стилю) считался праздником рыбаков и охотников, правда, некоторые источники относят этот праздник на день Зиновия, потому приведенная примета о волках, собирающихся в стаи, числится то за днем Зиновия, то за датой поминания апостола Стахия.

На праздник охотников — первая пороша. В реальности, конечно, не снежная пороша поджидала наступления праздника, а именно то, что выпал первый снег, который не тает, лежит на земле (что случается обычно где-то в конце октября — начале ноября), и послужило основанием открытия охотничьего сезона — выезда на первую порошу. Сыграло свою роль и последнее число месяца, закрывающее один сезон и служащее преддверием следующего. На первом выезде, по традиции, надо было обязательно затравить хоть одного зайца, которого называли «именинным». Если в этот день охотника ждет неудача, то она будет преследовать его весь год.

Охотничий праздник — убить хоть зайца.

На ловца и зверь бежит.

Коня положили, да зайца уходили.

Не дорог конь — дорог заяц.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.

Заяц поперек дороги перебежал — к неудаче.

Кто кусочек мяса заячьего съест, будет красавцем (воронеж.).

В Тюменском крае принимались за отлов зайцев с помощью очепа — особого вида капкана. «К ловле зайцев приступают как к какому-нибудь священнодейству,— писал очевидец, местный краевед в конце XIX века.— Перед отправлением в поле все петли окуриваются. Для этой цели служит растение багульник. При выходе из дома читают молитву, или словинку, и стараются из деревни выйти незамеченными. Даже разглашение о том, что сегодня у нас отец ушел петли ставить, подвергалось строгому запрещению. Отец со своей стороны принимал все меры к тому, чтобы добычу из петель таскать незамеченной. Для этого он, когда „добывал" зайцев, складывал их где-нибудь в лесу и привозил потом на лошади, незаметно для посторонних. Сохрани Бог, если зайца из петли украдут — после этого хоть ловлю бросай: и попадать зайцы не будут, и вороны будут клевать попавших и пр. и пр.».

«В Сибири, особенно на Иртыше, — читаем у А. С. Ермолова, — этот день считается праздником рыбаков, которые водку пьют „на юру", отчего и праздник носит название Юровая. С этого дня отправляются на лов красной рыбы».

Не накормит земля, накормит вода.

Воды — не нива, не орешь их, не сеешь, а сыт бываешь.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Рыбак рыбака видит издалека.

Рыбу ловить — при смерти ходить.

Ловцы рыбные — люди гиблые.

Хороший рыбак должен по клеву знать, что рыбу сазаном звать.

Загадки:

◈ Клеть дыровата, а выхода нет. (Сеть.)

◈ Пришли воры, хозяев украли, а дом в окошки ушел. (Ловля неводом.)

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 1 ноября

Народный календарь на 2 ноября

Народный календарь на 4 ноября

Народный календарь на 3 ноября

Народный календарь на 5 ноября

Нет комментариев. Ваш будет первым!