Народный календарь на 14 октября

Приметы и народные праздники на 14 октября

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Ап. от 70-и Анании. Прп. Романа Сладкопевца. При. Саввы Вишерского. Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Люблинской, Псково-Покровской, Касперовской, Браиловской, Гербовецкой и Барской икон Божией Матери.

14 октября - Покров

Покров — один из самых почитаемых праздников и важная дата православного календаря.

Русская Церковь вспоминает в этот день о чуде, свершившемся в 910 году во Влахернском храме Константинополя, когда городу угрожала опасность от войска сарацинов. Во время всенощного бдения святой Андрей Юродивый и ученик его Епифаний узрели молящуюся Богоматерь, парящую в воздухе над прихожанами и распростершую над ними свой омофор (головное покрывало). Вдохновленные чудесным видением жители Византии изгнали врагов.

На Руси праздник Покрова Пресвятой Богородицы установлен был князем Андреем Боголюбским еще в XII веке и с тех пор неизменно пользуется у всех православных особым уважением. Россия всегда верила в то, что Богородица покровительствует ей, незримо простирая свой Покров над русским людом, спасая его от невзгод, бед, всякого лихолетья. Свидетельство тому — огромное количество храмов во имя Покрова Богородицы, построенных в разные времена в различных уголках России. Вспомним одно из совершеннейших созданий мирового искусства — церковь Покрова на Нерли, возведенную в 1165 году повелением Андрея Боголюбского. Не менее знамениты Покровский собор — храм Василия Блаженного — в Москве, выстроенный по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани (1560 г.); девятиглавая деревянная Покровская церковь (1764 г.) в редком по красоте ансамбле Кижского погоста; женский Покровский монастырь в Суздале, основанный в 1364 году,— место заточения русских опальных цариц.

Покров Пресвятой Богородицы — один из самых любимых сюжетов русской иконописи.

Осмысливая праздник Покрова, русский крестьянин выходил далеко за рамки его религиозного содержания, он опирался на свое видение мира, при котором бытие природы и судьбы людей воспринимались неразрывно слитыми, подчиняющимися единым законам мироустройства. Это вело к использованию одного и того же языка, одних образов, формул, понятий для описания и объяснения происходящего в человеческой или природной сферах жизни. Исходя из такой логики, идея покрова объединяла далекие для нас, но почти что родственные для человека традиционной культуры представления — снежный покров земли, священное покрывало Богородицы, погребальный саван и символ вступления в брак — свадебный плат, которым покрывали голову невесты после просватанья. В орбиту праздника закономерно включалась масса ритуалов, обрядов, сугубо практических дел, каждое из которых связывалось с идеей покрывания, оправдывалось и освящалось праздником и, стало быть, пользовалось покровительством Богоматери.

Действительно, если присмотреться внимательнее, окажется, что большинство действий, примет, характеристик дня Покрова Богородицы так или иначе представляют собой воплощение тех значений, которые имеются в словах с корнем -крыть-, -кров- и массы слов, производных от них. Все, что на действенном и словесном уровнях составляет содержание дня Покрова, связано с понятиями от-крывания, за-крывания, по-крывания, а значит, и с понятиями начала, конца, подытоживания.

Покров в сознании земледельца — начало нового месяца, нового сезона и, что гораздо важнее, — граница между теплой и холодной половинами года, между временем работы на земле ради урожая (пахота, сев, прополка, жатва, уборка огородных культур, заготовка ягод, грибов, орехов и т. д.) и временем потребления урожая. С Покрова менялся образ жизни, поведение, внешний вид, состояние как людей, так и природы во всем ее разнообразии. «Сидящие на земле» россияне не сомневались, что именно Покров должен окончательно заменить зеленый наряд земли белым (покрыть снегом), прикрыть наготу полей и лесов снежным покровом; что день Покрова заставляет журавлей улетать в теплые края, белок — линять, приспосабливаясь к зимним условиям, что в эту пору залегают в берлогу медведи и засыпают пчелы. Восприятие дня Покрова Пресвятой Богородицы как значимой точки отсчета или завершения определенного периода нашло отражение в массе разнообразных приговорок, пословиц, «рекомендаций» к действию и пр.:

Спереди Покров, сзади Рождество.

Пречистая Мать (Успение) засевает, а Покров собирает.

Покров — «сбор последних плодов».

Закрывался грибной сезон. На Покров, говорили, последний сбор груздей и рыжиков.

На Покров последний воз с поля сдвинулся; Лови, Вавила, последний сноп на вилы.

Покров не лето, а Сретенье не зима.

Не жди Сдвиженья, режь репу, не жди Покрова, секи капусту (урал.).

Не жди Покрова, руби капусту (вят.).

В климатических условиях средней России к Покрову обычно выпадает снег, в южных областях заканчивается листопад, и в народном календаре с этого момента шел отсчет зимнего времени:

Покров — первое зазимье.

До Покрова — осень, за Покровом — зима идет!

На Покров до обеда осень, а с обеда — зимушка-зима.

На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.

Покров землю покроет где листом, где снежком.

Очень важным предзнаменованием считалось наличие или отсутствие снега на Покров. Добрым знаком воспринимался первый снегопад, он обещал «правильное» становление зимы и нужное состояние природы в ближайшие дни земледельческого календаря. Бесснежный праздник Покрова грозил бесснежной зимой и недородом, гибелью озимого хлеба, фруктовых деревьев и т. п. Снег, выпавший до Покрова, заставлял крестьянина огорчаться, готовиться к тому, что зима наступит нескоро, предстоит долгая осенняя распутица и прочные зимние дороги установятся позднее обычного.

В тех местах, где Покров ассоциировался с завершением листопада, существовала своя примета: Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто (т. е. к Покрову на деревьях не останется ни листика) — к легкому году, а не чисто — к строгой зиме.

Масса покровских примет связана с ветром. От дедов к внукам передавались знания, выверенные опытом и наблюдениями не одного поколения:

Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы.

С какого краю на Покров ветер дует, оттуда будет всю зиму дуть.

На Покров ветер с востока — зима холодная.

Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера — к холодной.

Ветер дует с севера — к холодной зиме, с юга — к теплой, с запада — к снежной, непостоянной.

Порывистый ветер, когда тучи то закрывают небо, то развеиваются, предвещает зиму непостоянную, с переменной погодой.

Страницы: 1 2 3 4

Марина Викторовна Княжева # 29 сентября 2013 в 21:08 +1
Интереснейший для меня материал.А в книге Аполлона Коринфского "Народная Русь" есть удивительное предание о празднике Покрова.
В стародавние годы,говорит народ,Богородица странствовала по земле. Случилось Ей зайти в одну деревню, где жили забывшие о Боге и обо всяком милосердии люди. Стала проситься Матерь Божия на ночлег-нигде ЕЕ не пустили,везде услыхала Она один ответ:" Мы не пускаем странников!" Услышал жестокосердные слова проезжавший в это время по небесной стезе над деревнею святой Илья Пророк, не мог снести он такой обиды, причиненной Деве Марии, и на отказавших Божественной Страннице в ночлеге низринулись с неба громы-молнии, полетели огненный и каменные стрелы, посыпался град величиною с человеческую голову, полил ливень-дождь, грозивший затопить всю деревню. Всплакались испуганные нечестивые люди, и пожалела их Богородица. Развернула Она покров и накрыла им деревню, чем и спасла своих обидчиков от поголовного истребления.Дошла благость неизреченная до сердца грешников, и растопился давно не таявший лед их жестокости: сделались все они с той поры добрыми и гостеприимными.
Мария Анатольевна Блинова # 27 октября 2016 в 17:29 0
Этот праздник очень почитаем у нас в России,издавна наши предки отмечали их посиделками,играли,пели,водили хороводы.Наблюдали за природными явлениями и делали прогноз:"На Покров ветер с востока-зима холодная".