Народный календарь на 8 сентября

Приметы и народные праздники на 8 сентября

Мчч. Адриана и Наталии. Прп. Адриана Ондрусовского.

Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Псково-Печерской иконы Божией Матери, именуемой «Умиление».

Владимирская икона Божией Матери пользуется на Руси особым почитанием. Празднование иконе совершается несколько раз в году, но наиболее торжественное — в честь сретения ее в Москве в 1395 году, в страшный год, когда хан Тамерлан (Темир-Аксак, среднеазиатский эмир Тимур) достиг пределов рязанских, взял Елец и, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. Великий князь Василий Димитриевич вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. В праздник Успения духовенство крестным ходом понесло икону Владимирской Божией Матери из Владимира в Москву, народ на всем протяжении пути, падая на колени перед иконою, молил о спасении земли Русской. В тот самый момент, когда москвичи встречали икону на Кучковом поле вблизи Москвы, Тамерлан увидел сон, который он расценил как пророческий, и отдал своим войскам приказ идти обратно {см. об этом 3 июня /21 мая). На Кучковом поле, где была встречена икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября / 26 августа было установлено празднество в честь этого исторического события и в память чудесного избавления Русской земли от захватчиков.

* * * * * * *

Супруги Адриан и Наталия жили в конце III — начале IV века в городе Никомидии, что в Малой Азии. Адриан служил сановником императора Максимиана Галерия, гонителя христиан. Однажды в судебной палате, услышав ответы христиан, которые до суда подверглись жестоким мучениям и истязаниям, Адриан уверовал в Господа Бога. Он добровольно вставил свое имя в список христиан. Наталия, тайная христианка, явилась в тюрьму, куда бросили ее мужа вместе с другими мучениками. Она укрепляла Адриана в вере и придерживала его руки и ноги, пока палач перебивал их тяжелым молотом. Когда тела замученных христиан начали сжигать, поднялась гроза и печь погасла, нескольких же палачей убило молнией. Наталия скончалась вскоре после смерти мужа, на гробе его, в предместье города Византии (расположен на европейском берегу пролива Босфор), куда тело Адриана перенесли верующие.

8 сентября - Натальи-овсяницы. Адриан

По наблюдениям воронежцев, холодный утренник предвещает раннюю и холодную зиму.

В России день памяти мучеников Адриана и Наталии связывался с работами на овсяном поле. Ондреян с Натальей овсы закашивают, — говорили в тех местах, где только начиналась уборка овса. В других к Наталье-овсянице стремились управиться с этим делом. В третьих успевали уже из зерна нового урожая наварить овсяного киселя и напечь блинов; здесь бытовала поговорка: Ондреян толокно мест, Наталья блины пекла.

Трудно переоценить значение овса в жизни русского крестьянина. Из овсяной муки пекли блины и оладьи, готовили любимое блюдо — овсяный кисель. Мука мелкого помола — толокно — использовалась для приготовления каш (прежде всего для маленьких детей и больных, ослабленных людей), ей заправляли жидкие похлебки, пекли пироги с начинкой из толокна. Цельное зерно шло на каши, гарнир, из него делали солод для лечебных и хмельных напитков. Но пожалуй, трудясь на овсяном поле, сея и убирая эту культуру, крестьянин в первую очередь думал о лошадях. Большинство поговорок именно об этом:

Не вырастет овес — наглотаешься слез (коня нечем будет кормить).

Не кони везут, овес везет.

Не погоняй кнутом, погоняй мешком!

Овесец и чистит и гладит.

У сытого коня восемь ног.

Овсяная страда включала различные обрядовые действа. Например, ритуальное поедание блюда из толокна (В овсяной покос толокном поужинай), что должно было способствовать благополучной уборке овса, хорошему умолоту, обильному урожаю в следующем году, наконец, по мысли земледельца, должно было и ему (труженику) прибавить сил. Уборка овса всегда заканчивалась торжественным ритуалом внесения в дом последнего снопа, встречи его и всеобщим весельем по этому случаю, которое так и называлось — овсяница.

Последний сноп обязательно несли с поля домой с песнями.

«В старину, — читаем у И. П. Калинского, — проводил простой люд очень весело овсяницу; косари, собиравшиеся в этот день для косьбы овса, носили к хозяину в виде чучела овсяный сноп и получали от него подарки и угощения» [Калинский, 176].

По сведениям И. П. Сахарова, относящимся к первой половине XIX века, «поселяне, в первый день покоса, скосивши пук овса, вяжут сноп, несут его с песнями на боярский двор или в свои избы. Сноп ставят в большой кут, под образа, в сутки. Хозяин со своими работниками садится за стол. Здесь хозяйка начинает угощать их деженем -— толокном, замешанным на кислом молоке или на воде с медом, потом овсяными блинами. Гости, вставая из-за стола, благодарят хозяев: За сладкий дежен и за сытые блины спасибо, хозяин с хозяюшкой! В старину угощение на боярском дворе за овсяный сноп состояло мужикам из деженя и браги, а бабам из грешневой каши. Во все время овсяного покоса, за паужиною — полдником, поселяне лакомятся толокном» [Сахаров, 298].

В Забайкалье в день Натальи-овсяницы устраивали так называемые помочи: «Зажиточные крестьяне собирали на них по 10—15 человек. Помочан на жатве хорошо кормили. После работы в этот же день их катали на тройках. Для помощи беднякам, вдовам, солдаткам собирали девочек тринадцати-шестнадца- ти лет. И они весь день жали хлеб без всякой оплаты» [Болонев, 1990; 65].

На помочах, на толоках исполнялись специальные «толочанские» песни, возвеличивавшие общинный характер труда. Вот одна из них, записанная на Смоленщине:

Вы зазвоньте, звоны.

Во всем чистом поле!

 

Видит наше око,

Что край недалеко.

 

Взвеселите господыню –

Мы обжали ее ниву.

 

Как до краю дожнемся,

Так горелочки напьемся.

 

Уж мы жали, жали,

Уж мы ей радели.

 

Пирогов наедимся,

Песен напоемся.

 

А обжавши ниву,

Горелочки захотели.

Овсяница отражена и в частушках:

• В поле жала и вязала

Я овес зелененький.

Три разка поцеловала,

Мил пошел веселенький.

• Я люблю овес косить,

Когда овес зелененький.

Я люблю с дружком сидеть,

Когда дружок веселенький.

• Я любила дожинать

Овес — широки полосы.

Я любила завлекать

Кудрявы русы волосы.

• Жала, жала я овес,

Перешла на гречу.

Если милого увижу —

Я к нему навстречу.

Добавим, что в Москве XIX века на Наталью-овсяницу бывало народное гулянье у Сретенского монастыря. Кто знает, может быть, такой обычай был отголоском, напоминанием о сретении иконы Владимирской Божией Матери в предместьях столицы в 1395 году. В Туле общественное веселье проходило у храма Георгия на Ржавцах [Сахаров, 298].

Загадки про овес:

• На кургане-варгане стоит курочка с серьгами.

 В поле сережки на тоненькой ножке.

Рекомендуем посмотреть:

Народный календарь на 4 сентября

Народные приметы на июль

Народный календарь на 1 сентября

Народный календарь на 3 сентября

Народный календарь на 2 сентября

Нет комментариев. Ваш будет первым!