Деловые игры в работе с родителями

Деловые игры в построении эффективного взаимодействия с родителями учащихся начальной школы

Несмотря на то что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и школы, практика показывает, что как молодые, так и опытные учителя, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении учителей с родителями учащихся. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении эффективного взаимодействия с родителями, достаточно актуальна.

Предлагаем разработки двух деловых игр для педагогов школы. Цель данных игр — расширение профессиональной компетентности учителей на основе упражнений по выработке умений в организации эффективного взаимодействия с родителями учащихся; развитие навыков принятия коллективных решений.

Деловая игра для педагогов «Взаимодействие семьи и школы в интересах личности ребенка»

Деловую игру готовит и проводит педагог-психолог школы.

В ходе игры проходит обсуждение и поиск выхода из кризисной ситуации во взаимодействии «ученик — учитель — родитель».

Педагогам школы предлагается провести анализ ситуаций, связанных со структурой семьи, и анализ ситуаций, связанных с учебной деятельностью.

Далее педагоги мозговым штурмом вырабатывают правила педагогической этики для взаимодействия с родителями учащихся.

Педагог-психолог школы предлагает учителям памятку по работе с различными семьями учащихся: неполными, повторного брака, многодетными. Дается характеристика их особенностей.

Работая в творческих группах, педагоги школы составляют краткий план подготовки к родительскому собранию и план коллективных творческих дел с родителями.

Материалы к деловой игре

Обсуждение и поиск выхода из кризисной ситуации во взаимодействии «ученик — учитель — родитель».

Пророк и длинные ложки (восточная притча)

Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь. «Где ад и где рай?» — с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.

С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».

Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Илья-пророк сказал спутнику: «Это рай!».

Психолог:

— «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. «Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут — в раю или в аду, — зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.

Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии «ученик — учитель — родитель», определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.

Анализ ситуаций, связанных со структурой семьи

Ситуация 1. Коля, 15 лет, учится в 9-м классе. Живет с мамой. Родители развелись 9 лет назад. После развода мама всегда говорила ему: «Мы теперь одни, ты мужчина в семье». Учится Коля на «3» и «4». С начала девятого класса мальчик вечерами подрабатывает в автомастерской, куда устроил его мамин знакомый. Деньги отдает матери. Давно хочет компьютер, но возможности купить его у мамы нет. Отец вот уже несколько лет уклоняется от выплаты алиментов. С мамой они решили, что он будет копить на компьютер, зарабатывая в автомастерской.

Коля ведет себя самостоятельно, а тут недавно заявил маме, что после девятого класса собирается уехать в другой город к бабушке для поступления в техникум. Бабушка живет с дедом, они готовы его принять и согласны на приезд Коли.

Мама пришла к классному руководителю с просьбой отговорить Колю от намерения уехать от нее. Личная жизнь у нее не устроена, да еще и его отъезд — она не знает, что делать. Мама ждет помощи от школы.

■ Какие особенности семьи и воспитания сына вы заметили?

■ Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения.

■ В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Ситуация 2. Мама 2 года назад стала жить гражданским браком с мужем. У дочери Оли, 12 лет, появился отчим. Три месяца назад у мамы и отчима родился ребенок. Мама пришла на классное собрание и узнала, что Оля стала прогуливать школу и хуже учиться. Она рассказала классному руководителю, что Оля очень изменилась за последнее время — стала уходить из дома, грубить, не помогает, сколько она ни просила называть отчима папой — не называет. На вопрос учителя «а как вы готовили Олю к рождению брата», мама ответила, что никак и вообще Оля к этому отношения не имеет.

■ Дайте качественную оценку поведения мамы в данной ситуации.

■ Проанализируйте ошибки, допущенные ею.

■ Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.

■ В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Ситуация 3. Семья многодетная, четверо детей, младшему 1 год, старшему — 9 лет. Папа работает на двух работах, мама не работает. Девятилетняя дочь Настя вот уже несколько дней приходит из школы со слезами, рассказывая маме, что одноклассники обзывают ее «бомжихой» за ее одежду и за то, что у нее нет мобильного телефона. Девочка одета чисто, но вещи на ней не новые. Настя отказывается идти в школу. Мама пришла к классному руководителю решительно разобраться с обидчиками дочери.

■ Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?

■ Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения.

■ В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Далее проходит обсуждение. Педагог-психолог дает краткую характеристику различным семьям: неполным, повторного брака, многодетным — характеризует их особенности. Педагогам предлагается памятка по работе с семьями учащихся.

Для снятия напряжения и релаксации, сплочения педагогического коллектива предлагается упражнение-энергизатор «Хор московского зоопарка».

Педагогам по группам раздаются задания звуками изобразить предложенных им животных, сначала отдельно группой, затем всем вместе хором, но каждый — своего животного.

Следующий этап работы — анализ ситуаций, связанных с учебной деятельностью.

Ситуация 1. Младшая школа. Мама мальчика, недовольная оценками сына, постоянно приходит к учителю для их обсуждения. Мальчик интеллектуально развит, но недостаточно внимательный, допускает недочеты, ошибки в классных работах. Успехи в учебе обычные. Мама хочет, чтобы мальчик был отличником.

■ Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?

■ Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения.

■ В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения.

Ситуация 2. Мама ученика 7-го класса пришла за консультацией к классному руководителю.

Мама: «У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером.

Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите».

■ Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?

■ Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения.

■ В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Ситуация 3. Девятиклассник учится на «3» и «4», любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков в присутствии всего класса дал иронично отрицательную оценку ответа.

Сильно переживая о случившемся, подросток вначале перестает готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие все, а он все равно ответит неправильно. В конце семестра, решает подросток, он сдаст зачет и получит свою тройку.

О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика.

■ Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?

■ Предложите решение данной ситуации с вашей точки зрения.

■ В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?

Далее проводится упражнение, которое демонстрирует педагогам, что бывают разные ситуации, когда мы многого не видим, многого не можем сказать, но есть знания и умения, с помощью которых можно всегда распутать ситуацию и найти правильное решение.

Упражнение «Слепые, немые и лидер»

Девять педагогов встают в шеренгу, выбирают «самого смелого» — лидера. Четырем участникам завязываются глаза. Они могут говорить, но не могут видеть — они слепые. Оставшиеся четверо участников могут видеть, но им не разрешается разговаривать — они немые, и выбранный «самый смелый» педагог — лидер: зрячий и говорящий.

Педагог-психолог предлагает взяться всем за руки и закручивает шеренгу в спираль так, что один участник, стоявший в конце шеренги, оказывается в центре спирали, а второй концевой (лидер) — снаружи. Таким образом, вся группа превратилась в «узел». Далее лидеру необходимо группу повести за собой, затем распутаться.

Рефлексия. Какие чувства и трудности испытывал каждый из участников? Как педагоги пришли к победе? Что помогло им выполнить задание? Что чувствовали наблюдатели, не участвующие в упражнении, относительно данного задания и его выполнения?

Как итог звучит:

Выход позитивный есть у нас всегда!

Просто постараться надо иногда!

Знания, умения пригодятся здесь!

Узел наш распутан — вот и выход есть!

Следующий этап деловой игры — выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся с помощью мозгового штурма.

Возможный вариант правил:

■ Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.

■ Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.

■ Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.

■ Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.

■ Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.

■ Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.

■ Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.

Далее проходит работа творческих групп.

Задания группам.

Составьте план проведения родительского собрания по схеме:

1. Цели и задачи.

2. Краткое содержание собрания (план).

3. Важные моменты, обусловливающие результативность собрания.

Темы:

■ Формирование у детей здорового образа жизни.

■ Как добиться, чтобы ребенок советовался с вами?

■ Роль семьи в формировании духовно-нравственной личности.

Предложите интересную тему коллективного творческого дела с родителями и составьте план его проведения по схеме:

1. Цели и задачи.

2. Краткое содержание.

3. Важные моменты, обусловливающие положительный результат дела.

После выполнения задания группы презентуют свою работу. Проходит обсуждение.

Поведение итогов.

Рефлексия. Назвать свое имя и сказать определение или фразу, начинающуюся на первую букву имени, о прошедшем мероприятии. Например: Лариса — люкс; Светлана — свет в окне; Людмила — любопытно было; Наталья — ну, что же, неплохо; Светлана — супер; Оксана — очень хорошо; Майя — много хорошего и полезного; Елена — ели суп в раю: здорово, притча понравилась; Светлана — сколько интересного узнали! Спасибо!

Деловая игра «Роль семьи в воспитании ребенка»

Состав участников игры:

1. Ведущий игры.

2. Руководители малых групп.

3. Участники малых групп (по 7-10 человек).

Регламентация игры:

1. Организационный этап (3 мин).

2. Подготовительный этап (10-15 мин.).

3. Основной этап: работа в группах (15-20 мин.).

4. Рефлексивный этап (7 мин.).

Инструментарий игры: ватман (2 листа), бланки «Современные формы взаимодействия педагогов и родителей» (по количеству групп), бланки «Личный опыт» (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран, доска, загорская игрушка «Матрешка».

Структура деловой игры

1. Организационный этап.

1.1. Разминка. Приветствие.

Назначение: мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.

Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить на вопрос: «Кто, по вашему мнению, отвечает за воспитание ребенка — семья или школа?». Каждый участник отвечает на вопрос и передает игрушку соседу.

Инструментарий: Матрешка.

1.2. Введение в игру.

Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.

Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами, делит участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.

Вступительное сообщение учителя по теме родительского собрания:

Роль семьи в воспитании ребенка

Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет.

Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются в нем на всю жизнь.

Душа ребенка впечатлительна, мягка как воск. Ребенок — это «как чистое полотно для картины — что живописец изобразит, доброе или злое, останется на ней». Какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат, с такими качествами он и будет жить. Мало того, что нужно учить всему хорошему и разумному: нужно оберегать ребенка от плохих слов, действий и от всяких недостойных примеров. Наукой доказано, что человеческая душа с двухмесячного возраста все запоминает и понимает.

Чему научишь в детстве человека, то с ним останется на всю жизнь. Как говорили в старину, «солим огурцы — каким рассолом зальем, так и засолятся».

А как велика сила привычки!

Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай: «Скифам нужно было идти на войну на долгое и продолжительное время. На родине у них остались только женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что хозяева долго не возвращаются, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время вернулись хозяева и не знали, как им справиться с рабами. Тогда они начали... хлопать бичами, которыми обычно наказывали рабов, и рабы смирились». Вот сила привычки!

Некоторые родители несерьезно относятся к воспитанию детей в раннем возрасте. Плохие поступки оправдываются малолетством («вырастет — сам поймет»). И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и увидите — он так кисел и горек. И вот, никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый, вырастает этот ребенок рабом своих вредных привычек. Привычки переходят в навык — и становится он негодным членом общества и горем для своих родителей. Ребенок, предоставленный самому себе, вырастает своевольным. У детей много разных желаний, поэтому родителям надо постепенно отучать ребенка от своеволия, растить его в послушании родителям.

Дети имеют свойство подражать. Они копируют свою мать и отца, даже их обороты речи и манеры. Как важно приучать дитя к терпению, уступчивости, милосердию. Ведь эти плоды пожинать нам, родителям.

Был когда-то среди одного дикого племени обычай: обессилевших стариков вывозить в лес или в глубокий ров и бросать на кормление диким зверям. Один сын отвез своего престарелого отца на лубке в глубокий ров и бросил его там вместе с лубком. А маленький сын его достал лубок и принес обратно домой. «Для чего ты принес лубок обратно в дом?» — спросил отец. «А когда ты состаришься, на этом же лубке я отвезу тебя под гору». Задумался отец, и стало ему страшно за свою старость, и вернул он домой своего немощного отца!

Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки детей были наказаны и их родители. Потому что родители своим добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки своих детей. Никому и в голову не придет бранить засохшее дерево в саду. А все будут бранить его нерадивого хозяина.

Так и за своих детей — отвечать нам!

Воспитание детей — это долг, требуемый самой природой.

Посмотрим на птиц, животных.

Взглянем на кошку, на собаку, на медведя, лисицу, слона, орла, курицу, ястреба. Разве все эти животные не воспитывают своих детей, не прививают им навыков для существования? Разве кошка не обучает молодых котят тому, как надо прыгать, подкрадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят, как разгребать землю и искать в ней корм? Этого требует сама природа.

По образу жизни родителей, особенно матерей, узнаются дети — и наоборот.

В XIX веке в Англии, когда нанимали подростка на работу, всегда справлялись о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях: «Яблоко от яблони недалеко падает».

Как важно воспитывать уважение к людям, почтение и послушание родителям, учителям; никому не вредить, не оскорблять, жить по совести.

Еще хотелось бы сказать о семьях, в которых более одного ребенка. В деле воспитания имеют особенное значение старший брат или сестра, поэтому благоразумные родители должны обратить внимание на первенца, так как старшие дети — пример для младших. У одного отца многодетного семейства спросили, как он мог устроить такой порядок среди своих детей. Он ответил: «Я не слишком много хлопотал. Видите стаю журавлей, которые осенью улетают на юг? Впереди летит всегда один журавль, который указывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, а остальные только следуют за ним».

Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители, и только они, несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.

Спасибо за внимание!

Инструментарий: бейджики для участников.

2. Подготовительный этап.

2.1. Построение «пирамиды взаимодействия учителя и родителей».

Назначение: определение этапов взаимодействия учителя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.

Реализация: группам предлагается выстроить «пирамиду взаимодействия учителя и родителей» (определить последовательность этапов взаимодействия учителя и родителей) и представить полученный результат.

Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия учителя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.

2.2. Заполнение бланка «Современные формы взаимодействия учителя и родителей».

Назначение: обращение к опыту учителей; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.

Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: «Зачем нужна эта форма?» «Какой результат ее использования?» Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.

Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.

3. Основной этап.

3.1. Работа в группах. Составление проекта плана-сценария родительского собрания.

Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.

Реализация: участники групп моделируют проект плана- сценария родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.

3.2. Защита проектов.

Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания.

Реализация: осуществляется защита проектов плана-сценария участниками групп.

Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.

4. Рефлексивный этап.

4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка «Личный опыт».

Назначение: самоанализ участников игры.

Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк «Личный опыт».

Инструментарий: бланки, ручки.

4.2. Подведение итогов.

Назначение: получение обратной связи.

Рекомендуем посмотреть:

Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы

Работа классного руководителя с родителями учащихся 10-11 класса

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе

Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников

Нет комментариев. Ваш будет первым!