Физико-математический бой 10 класс

Классный час в 10 классе

Конспект внеклассного мероприятия для 10 класса

Цели: развитие математических навыков старшеклассников; творческое осмысление изученного материала; активизация умственной деятельности; обобщение знаний.

Предварительная подготовка: в игре принимает участие весь класс, разбитый на три команды. На табло расположены открывающиеся ячейки, которые изображены в виде кораблей и пронумерованны. Команды по очереди выбирают корабль и выполняют задание, которое ему соответствует, только затем открывается ячейка. Если под ячейкой находится одно-, двух-, трех- или четырехпалубный корабль и команда правильно выполнила задание, то номер корабля умножается на количество палуб и таким образом получается количество баллов, заработанное командой. Например: команда правильно выполнила задание корабля номер три и он оказался двухпалубным, значит, команда получает шесть баллов. Если же под ячейкой не оказалось корабля, то команда получает количество баллов, соответствующее номеру ячейки. Если же команда не справилась с заданием, то у нее отнимаются баллы (отнимаются баллы соответственно номеру корабля). Если команда не справилась с заданием, а под ячейкой оказался корабль, то следующая команда может попробовать этот корабль завоевать, только в том случае, если они ответят правильно, им прибавляются баллы по количеству палуб данного корабля.

Оформление кабинета: в кабинете можно развесить различные высказывания знаменитых людей, например:

«Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле» (Аристотель).

«Счастлив в наш век, кому победа далась не кровью, а умом» (Ф. Тютчев).

Также в кабинете следует разместить табло для игры.

Ход классного часа

Учитель.

Математика - наука,

Хороша и всем нужна,

Без нее прожить нам трудно,

Без нее нам жизнь сложна.

Но порой достанет так вот,

Что не знаешь, как и быть,

Математику насильно

Я пытаюсь зазубрить.

Но зубрежка вся напрасна –

Не доходит до меня.

Это вовсе не игрушка,

Ничего, не сдамся я.

Математика сурова,

Ее просто так не взять,

Попытаемся мы снова

Получить оценку «пять».

Много формул и законов

В алгебре изобрели,

Корни, кубы и биномы

Мы зубрили, как могли.

Мы от формул так устали,

Но без них прожить нельзя!

Не проходит и недели.

Чтоб о них не слышал я.

Теорему Пифагора,

Как родную, любим мы,

Кубы, призмы, пирамиды

На уроках нам нужны,

Даже формула Герона

Отлетает от зубов.

Можем мы решать так много,

Это ясно всем без слов!

Далее учитель объясняет правила игры, делит класс на три команды и проводит саму игру. Можно использовать следующие вопросы и конкурсы.

1. Какой раздел математики изучает действия с числами? (Арифметика.)

2. Сколько прямых можно провести через две точки? (Одну.)

3. Как называется равенство с переменными? (Уравнение.)

4. Результат какого действия называется суммой? (Сложение.)

5. Как называются две непересекающиеся прямые? (Параллельные.)

6. Как называется график квадратичной функции? (Парабола.)

7. Как называются числа при умножении? (Множители, произведение.)

8. Какой раздел математики изучает свойства фигур? (Геометрия.)

9. Какие три одинаковых числа нужно сложить, чтобы получить 18? (6.)

10. Назовите сторону треугольника, лежащую против прямого угла? (Гипотенуза.)

11. Запишите общий вид линейной функции? (у = kх + b)

12. Сколько градусов развернутый угол? (180°.)

13. Натуральные числа, им противоположные и нуль образуют множество каких чисел? (Целых.)

14. Какой угол образуют стрелки часов, показывающие три часа? (Прямой.)

15. Как называется выражение, записанное с помощью знаков? (Неравенство.)

16. Какая теорема связывает стороны прямоугольного треугольника? (Пифагора.)

17. Какой ученый установил связь между корнями квадратного уравнения? (Франсуа Виет.)

18. Чему равна сумма углов треугольника? (180°.)

19. Сколько вершин у параллелепипеда? (8.)

20. Каждая звезда имеет свой спектр, отличный от спектров других звезд. Как это можно объяснить? (Различие в спектрах вызвано различным химическим составом звезд и количественным соотношением химических элементов.)

21. Земля непрерывно излучает энергию в космическое пространство. Почему же Земля не замерзает? (Наряду с процессом излучения энергии в космос происходит и поглощение энергии Солнца и других звезд.)

22. Почему в радиолокации для измерения времени распространения радиоволн не используют механический секундомер? (Скорость радиоволн во много раз больше скорости переключения кнопки секундомера.)

23. Инфракрасное облучение зерна уничтожает жучков- вредителей. Почему жучки погибают, а зерно нет? (Жучки имеют черный цвет, поэтому интенсивно поглощают инфракрасное излучение и погибают.)

24. Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление. (Броуновское движение.)

25. Почему горящий керосин нельзя тушить водой? (Вода тяжелее керосина, она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к керосину.)

26. В чем теплее: в трех рубашках или в рубашке тройной толщины? (В трех рубашках.)

27. Ученики рассчитали, что для освещения елки нужно взять 12 имеющихся у них электрических лампочек. Как их нужно соединить? Почему? (Последовательно.)

28. Являетесь ли вы сейчас источником света? Какого? (Рассеянного (отраженного), источником которого является, например, Солнце.)

29. В корзине лежат 5 яблок. Разделите их между пятью лицами так, чтобы одно осталось в корзине и каждый получил по одному яблоку. (Одно из яблок отдать вместе с корзиной.)

30. У семерых братьев по одной сестрице. Сколько всего сестер? (Одна.)

31. Сколько в доме животных, если все они, кроме двух, кошки, все, кроме двух, собаки, и все, кроме двух, попугаи? (Три: кошка, собака и попугай.)

32. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч.)

33. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? (4 часа.)

34. В двух кошельках лежат две одинаковые монеты, причем в одном кошельке монет вдвое больше, чем в другом. Может ли так быть? (Один из кошельков лежит внутри другого.)

35. Из Москвы в Петербург помчал на «Volvo» предприниматель Вася. Навстречу на велосипеде выехал доцент Иван Петрович. Кто из них в момент встречи был ближе к Москве? (Они были на одинаковом расстоянии.)

36. Почему в поездах все стоп-краны всегда красные, а в самолетах - голубые? (В самолетах стоп-крана не бывает.)

37. Конкурс «Спички». Из десяти спичек без труда можно сложить два пятиугольника. Как из того же количества спичек сложить два пятиугольника, десять треугольников и один десятиугольник?

38. Конкурс «Планета людоедов». Племя людоедов поймало путешественника. Вождь сказал: «Мы бы рады отпустить тебя, но по нашему закону ты сначала должен произнести какое-нибудь утверждение. Если оно окажется истинным, мы съедим тебя. Если утверждение окажется ложным, тебя съест наш кошко- завр». Помогите путешественнику спастись. (Путешественник должен сказать: «Меня съест кошкозавр».)

39. Конкурс «Сказка».

Учитель. Сейчас мы с вами покажем русскую народную сказку- задачу. Для этого мне потребуются помощники из другой команды.

Учитель распределяет роли: барин, барыня, 2 сына, 2 дочери, богатый мужик, бедный мужик. Для исполнения роли бедного мужика приглашается заранее подготовленный помощник.

У одного бедного мужика не стало хлеба. Вот он и задумал попросить хлеба у барина. Чтобы было с чем идти к барину, он поймал гуся, изжарил его и понес. Барин принял гуся и говорит мужику:

- Спасибо, мужик, тебе за гуся, только не знаю, как мы твоего гуся делить будем. Вот у меня жена, два сына и две дочери. Как нам разделить гуся без обиды?

Мужик говорит:

- Я разделю.

Взял ножик, отрезал голову и говорит барину:

- Ты всему голова - тебе голову.

Потом отрезал задок, подает барыне.

- Тебе, - говорит, - дома сидеть, за домом смотреть - тебе задок.

Потом отрезал лапки и подает сыновьям:

- Вам, - говорит, - ножки, топтать отцовские дорожки.

А дочерям дал крылья.

- Вы, - говорит, - скоро из дома улетите, вот вам по крылышку. А остаточки себе возьму.

И взял всего гуся.

Барин посмеялся, дал мужику хлеба и денег.

Услыхал богатый мужик, что барин за гуся наградил бедного мужика хлебом и деньгами, зажарил пять гусей и понес барину.

Барин говорит:

- Спасибо за гусей. Да вот у меня жена, два сына, две дочки - всех шестеро. Как нам поровну разделить твоих гусей?

Стал богатый мужик думать, ничего не придумал.

Послал барин за бедным мужиком и велел делить.

Учитель. А как бы вы разделили?

Бедный мужик взял - одного гуся дал барину с барыней и говорит:

- Вот вас трое с гусем.

Одного дал сыновьям:

- И вас, - говорит, - трое.

Одного дал дочерям:

- И вас трое.

А себе взял двух гусей.

- Вот, - говорит, - и нас трое с гусями, - все поровну.

Барин посмеялся и дал бедному мужику еще денег и хлеба, а богатого прогнал.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для 10 класса по выявлению лидеров в коллективе

Классный час для 10 класса по творчеству Цветаевой

Классный час 10 класс на тему «Наша природа»

Патриотический классный час, 10 класс

Классный час для 10 класса на тему «Как провести свободное время»

Наталья Александровна Швырева # 22 августа 2014 в 06:16 0
Внеклассное мероприятие имеет познавательную, воспитательную и развивающую ценность. Спасибо за разработку.
Татьяна Владимировна Мачина # 10 сентября 2014 в 21:31 0
Хорошее внеклассное мероприятие по математике. Я тоже такие провожу. Обязательно воспользуюсь. Спасибо.