Классный час «Чарлз Роберт Дарвин», 10 класс

Классный час в 10 классе «Великие юбиляры года. Чарлз Роберт Дарвин»

Нет ничего более невыносимого, чем безделье.

Человек, который осмеливается потратить впустую час времени, еще не осознал цену жизни.

Ч. Дарвин

Задачи

1. Познакомить учащихся с биографией и деятельностью Ч.Р. Дарвина, английского естествоиспытателя.

2. Способствовать формированию у учащихся понимания роли Дарвина в развитии мировой цивилизации.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, внесшим особый вклад в развитие науки.

Форма проведения: пресс-конференция.

Подготовительная работа

1. Подготовить информацию по теме информационного часа.

2. Найти информационные источники (книги, журналы, газетные публикации), свидетельствующие о жизни и деятельности Ч.Р. Дарвина.

3. Подготовить презентацию и викторину по теме информационного часа.

4. Подготовить высказывания Ч.Р. Дарвина для анализа учащимися.

• Высочайшая возможная стадия нравственной культуры - когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли.

• Разговоры о славе, чести, удовольствии и богатстве грязны по сравнению с любовью.

• Никогда не вступай в дружбу с человеком, которого не можешь уважать.

• Внушения совести в связи с раскаянием и чувством долга являются важнейшими различиями между человеком и животным.

• Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».

• По-моему, лекции не имеют по сравнению с чтением никаких преимуществ, а во многом уступают ему.

• В детстве я нередко сочинял заведомый вздор только для того, чтобы вызвать удивление окружающих.

• Если я сталкивался с новым наблюдением или мыслью, которая противоречила моим общим выводам, я обязательно и не откладывая делал короткую запись о них, ибо, как я убедился на опыте, такого рода факты или мысли обычно ускользают из памяти гораздо скорее, чем благоприятные для тебя.

• Способность краснеть - самое характерное и самое человечное из всех человеческих свойств.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Уважаемые ребята! 12 февраля 2009 г. Россия и весь цивилизованный мир будут праздновать 200-летие со дня рождения Ч.Р. Дарвина. Вы много знаете о нем как об ученом, внесшем огромный вклад в развитие современной науки.

Я предлагаю вам познакомиться с Дарвином-человеком, его мыслями о природе и обществе, о мире. Мы с вами отправимся в мир информации, связанной с жизнью и деятельностью Ч.Р. Дарвина.

Ученик. Справочная информация. Чарлз Роберт Дарвин родился 12 февраля 1809 г. Английский естествоиспытатель, создатель научной теории эволюции.

Ученица. Основные труды Дарвина, которые стали основой современной биологии, селекционной практики:

1859 г. - «Происхождение видов путем естественного отбора»;

1868 г. - «Изменение домашних животных и культурных растений»;

1871 г. - «Происхождение человека и половой отбор».

Ученик. Его перу принадлежат труды по ботанике, зоологии, геологии.

Ученица. Сегодняшний информационный час мы решили провести в форме пресс-конференции. Давайте представим себе на минутку, что господин Дарвин у нас в гостях.

Какие вопросы мы могли бы ему задать и как бы мог он на них ответить? Давайте пофантазируем.

Ученик. Но для начала я предлагаю узнать ответы ребят на вопросы викторины, посвященной Ч.Р. Дарвину, которую мы предложили заранее.

Викторина, посвященная Ч.Р. Дарвину

1. Какая профессия была традиционной в роду Дарвинов? (Профессия врача. Отец Дарвина и его дед были хорошо известными практикующими врачами.)

2. Назовите дату смерти Ч.Р. Дарвина и место его захоронения. {Он умер 19 апреля 1882 г. и похоронен в Вестминстерском аббатстве.)

3. Какое хобби было у Дарвина? (Он собирал растения, минералы, раковины, насекомых, а также печати, автографы, монеты.)

4. Почему отец забрал Ч. Дарвина из гимназии? (Дарвин очень плохо учился, его любимым занятием было коллекционирование, а любимой наукой — естествознание.)

5. Какие университеты Англии могут похвастаться тем, что в них учился Ч. Дарвин? (Ч. Дарвин учился в Эдинбургском и Кембриджском университетах, где изучал теологию и медицину.)

6. Как назывался корабль, на котором Ч. Дарвин отправился в первое научное путешествие? («Бигль».)

7. Почему страусы Патагонии получили название «нанду Дарвина»? (Именно Ч. Дарвин открыл науке существование низкорослых страусов и описал их в своих научных трудах.)

8. Какие цветы должны быть благодарны Ч. Дарвину за то, что он описал особенности их приспособления к окружающей среде? (В 1862 г. в работе «Опыление орхидей» он доказал, что растения приспосабливаются к окружающей среде не менее удивительным образом, чем животные.)

9. Какие породы собак предпочитал Ч. Дарвин? (В его имении неизменно жили пинчеры, одна из которых, Полли, была особенно им любима.)

10. Какая академия одной из первых признала заслуги Ч. Дарвина как ученого-естествоиспытателя? (В 1867 г. Петербургская академия наук присвоила ему звание действительного иностранного члена-корреспондента.)

11. Рядом с чьей могилой похоронен Ч.Р. Дарвин? (С могилой Исаака Ньютона.)

12. Кто автор романа-биографии «Происхождение», посвященного Ч. Дарвину? (Ирвинг Стоун.)

Ученица. Спасибо за ответы. А теперь мы хотели бы задать несколько вопросов господину Дарвину.

Ученик. Ответить на них нам помогут дневниковые записи ученого, материалы его путешествий.

Несколько учеников, изображающие Дарвина, отвечают на поставленные вопросы — они читают его дневниковые записи*.

Ученица. Господин Дарвин! К какому периоду времени относятся ваши первые детские воспоминания?

Дарвин. Самое раннее мое воспоминание относится к тому времени, когда мне было четыре года и несколько месяцев: мы отправились тогда на морские купания близ Абергела, и я помню, хотя и очень смутно, некоторые события и места, связанные с пребыванием там.

Ученик. Какие события своего детства вы вспоминаете с улыбкой?

Дарвин. Однажды, например, я сорвал с деревьев, принадлежавших моему отцу, много превосходных фруктов, спрятал их в кустах, а затем сломя голову побежал распространять новость о том, что я обнаружил склад краденых фруктов.

Ученица. Ваша мать очень рано умерла. Как складывались ваши отношения с отцом?

Дарвин. Я не был для своих лет ни очень хорошим, ни плохим учеником; кажется, все мои учителя и отец считали меня весьма заурядным мальчиком, стоявшим в интеллектуальном отношении, пожалуй, даже ниже среднего уровня.

Я был глубоко огорчен, когда однажды мой отец сказал мне: «Ты ни о чем не думаешь, кроме охоты, собак и ловли крыс; ты опозоришь себя и всю нашу семью!» Но отец мой, добрейший в мире человек, память о котором мне бесконечно дорога, говоря это, был, вероятно, сердит на меня и не совсем справедлив. Около 6 футов и 2 дюймов ростом (больше 182 см), он был широк в плечах и весьма тучен; более крупного человека я никогда не встречал. Главными чертами его характера были наблюдательность и сочувственное отношение к людям; я не знаю никого, кто обладал бы этими качествами в большей мере, чем он, или хотя бы в такой же мере. Он сочувственно относился не только к чужим несчастьям, но и в еще большей степени - к радостям всех окружающих его людей. Именно поэтому он всегда старался придумать, каким способом доставить удовольствие другим, и - хотя терпеть не мог расточительности - часто совершал великодушные поступки. Однажды, например, к нему пришел мистер Б., мелкий фабрикант в Шрусбери, и сказал, что ему грозит банкротство, если он не сможет немедленно занять у кого-либо 10 000 фунтов; он не в состоянии представить гарантию, имеющую юридическую силу, но может привести ряд доводов, доказывающих, что в конце концов он вернет свой долг. Отец выслушал его и, обладая способностью интуитивно понимать характер людей, почувствовал уверенность в том, что этому человеку можно доверять. Хотя требуемая сумма была очень велика для отца в те годы (он был тогда еще молод), он дал ее взаймы и через некоторое время получил свои деньги обратно.

Ученик. Какое значение имело для вас путешествие на «Бигле»?

Дарвин. Путешествие дало возможность убедиться в моих размышлениях о природе океанических островов. Кроме этого, я смог изучить береговые рифы и убедился в том, что они возводятся кораллами на побережье опускающегося материка или острова. Слой кораллов, опустившийся на глубину более 50 м, вымирает, и остаются только их известковые постройки.

Ученица. Чем вы занимались после возвращения из путешествия?

Дарвин. После путешествия я начал вести систематические записи об эволюции.

С 1837 по 1839 г. я создал серию записных книжек, в которых набросал в отрывочном виде мысли об эволюции. В 1842 и 1844 гг. в два приема изложил в кратком виде набросок и очерк по происхождению видов. В этих работах уже присутствуют многие идеи, которые позднее были мною опубликованы в 1859 г.

В 1854-1855 гг. я вплотную приступил к работе над эволюционной теорией, собирал материалы по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов животных и растений, а также данные по методам селекции домашних животных и культурных растений, сопоставляя результаты действия искусственного и естественного отбора. Я начал писать труд, объем которого оценил в 3-4 тома.

К лету 1858 г. я написал десять глав этого сочинения.

Ученик. Как вы относитесь к тому, что, к примеру, русский ученый И.И. Мечников характеризовал вас как «исключительный авторитет в естественных науках, имеющий неподражаемо высокие достоинства»?

Дарвин. Могу ответить на это фразой, которую не устаю повторять каждый день: «Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове "должен"».

Ученик. Этим афоризмом Дарвина, взятым из его дневниковых записей, можно было бы закончить нашу импровизированную пресс-конференцию, но нельзя не сказать, какими наградами при жизни был отмечен ученый.

Ученица. По мере того как теория Чарлза Дарвина распространялась и результаты ее подтверждались в бесчисленных работах, в быстром преобразовании всех отраслей биологии, являлись к нему награды и отличия со стороны ученых обществ и учреждений.

Ученик. В 1864 г. Дарвин получил высшую награду - золотую медаль Копли от Лондонского королевского общества.

Ученица. В 1867 г. он стал обладателем прусского ордена Pour le merite, учрежденного Фридрихом Вильгельмом IV в качестве награды за ученые и литературные заслуги.

Ученик. В 1877 г. он стал почетным доктором наук Боннского, Бреславльского, Лейденского, Кембриджского университетов.

Ученица. Статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, посвященная Дарвину, отмечает, что «из ученых XIX в. вряд ли кто имел такое глубокое и универсальное влияние на науку, как Чарлз Дарвин».

Ученик. Объяснив с помощью теории естественного отбора процесс развития органического мира, он этим самым доставил торжество идее эволюционизма, высказанной уже давно, но не находившей места в науке.

Ученица. Социальные науки, антропология, психология, этика, биология преобразовались и преобразуются в смысле эволюционизма, так что книга Ч. Дарвина знаменует новую эру не только в биологии, но и вообще в истории человеческой мысли.

Ученик. Биографы Дарвина и исследователи его деятельности отмечают терпение и упорство, с которыми он работал. Книгу «О выражении ощущений» он писал 33 года: в декабре 1839 г. начал собирать материалы, а в 1872 г. книга была напечатана.

Ученица. Один из опытов над земляными червями продолжался целых 29 лет! 21 год, с 1837 по 1858 г., он разрабатывал вопрос о происхождении видов, прежде чем решился напечатать книгу.

Ученик. Свой вклад Ч. Дарвин внес и в генетику, начав опыты по скрещиванию видов. Он доказал, что растения, которые получаются в результате скрещивания, оказываются более жизнеспособными и плодоносными, чем при простом самоопылении.

Ученица. Практически каждая новая работа Дарвина становилась сенсацией в научном мире.

Ученик. Мне кажется, что все, что связано с именем Дарвина, уже само по себе сенсация.

Уже больше 100 лет Дарвина нет на земле, но с его именем связана удивительная история XXI в.

Ученица. Знаете ли вы, что в 2006 г. в зоопарке австралийского штата Квинсленд умерло самое старое животное на Земле? Это была гигантская галапагосская черепаха. Она занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Ученик. Первым владельцем черепахи по имени Харриет был сам автор теории эволюции Чарлз Дарвин. Она прожила в неволе 176 лет. Экзотическое животное было привезено Дарвином в Англию из поездки на далекие Галапагосские острова в 1835 г. Несколько лет спустя он подарил маленькую черепашку одному из своих знакомых, который через некоторое время переехал на постоянное место жительство в австралийский город Брисбен.

Со временем Харриет выросла до присущих своему виду размеров, и очередной владелец гигантской черепахи решил передать ее в дар зоопарку штата Квинсленд. Именно тогда, в 1935 г., уникальное животное привлекло внимание зоологов.

Ученица. В течение последних 30 лет современница своего первого хозяина являлась главной достопримечательностью зоопарка. Из рассказов смотрителя помещения, в котором обитала черепаха, стало известно, что излюбленной пищей питомицы основателя теории эволюции Дарвина являлись цветы гибискуса.

«Я рос в семье, где Харриет являлась чем-то наподобие нашей родственницы, и история ее жизни, если бы она могла говорить, была бы гораздо более богата на события, чем жизнь некоторых из людей. Мои дети тоже очень привязались к гигантской медлительной черепахе, и хотя она жила в зоопарке, мы считали ее членом нашей семьи», - рассказал опекун рептилии, смотритель зоопарка Стив Ирвин.

Ученик. Теория Дарвина и сегодня беспокоит умы людей. Можно слышать в ее адрес критические замечания, отдельные ученые ее отвергают, но если ее так активно обсуждают и в XXI в., значит, она жива и имеет полное право на существование.

Ученица. Дарвины - необычная семья. В ней много талантливых, творчески и интеллектуально одаренных людей. И мне хотелось бы закончить наш информационный час, посвященный

200-летию Чарлза Роберта Дарвина, отрывком из поэмы его деда, поэта, врача, талантливого и известного человека Эразма Дарвина:

Итак, все горы, украшенье стран,

Высокий остров, пламенный вулкан

И все громады суши, континенты

Былому счастью мира монументы:

Они гласят, что размноженья ход

Сильней, чем смерть,

Что счастью есть оплот,

Что жизнь растет, и мир весь населяет,

И всю природу вечно обновляет;

Они златая надпись: нет конца

Ни мудрости, ни благости творца!

Классный руководитель. Спасибо, ребята, за подготовленную информацию.

- Что нового вы узнали о выдающемся ученом Ч.Р. Дарвине?

- Хотели бы вы узнать о его жизни больше?

- Чем обусловлен ваш интерес?

II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики

Нет комментариев. Ваш будет первым!