Классный час дискуссия для 9 класса

Методическая разработка дискуссионного классного часа для 9 класса

Дискуссионный практикум «Подростковые группировки»

Цели:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• оказание практической помощи подросткам в приобретении навыков саморегуляции.

Ход классного часа

Беседа 1. «Я и компания»

Мы не часто задумываемся над тем, что наша повседневная жизнь проходит в обществе других людей. Семья, школьный класс, кружок, двор и другие места, где мы проводим свое время, это в первую очередь люди, с которыми мы общаемся и вступаем в те или иные отношения. Иначе говоря, мы всегда находимся в группе людей, являемся постоянными или временными членами многих групп. Каждый человек одновременно принадлежит к нескольким малым группам: класс, семья, друзья, футбольная команда и т. п.

Оказывается, находясь в группе, человек ведет себя несколько по-иному, чем в одиночку. Воздействие, которое малая группа оказывает на каждого из своих членов, называется давлением группы. То, что такое воздействие действительно имеет место, доказано в ходе многих экспериментов.

Вы, наверное, не раз замечали, что в группе многие преображаются: стремятся любым способом обратить на себя внимание иногда даже наговаривают на себя, хвалятся мнимыми «подвигами».

В группе может возникнуть идея совершить асоциальный (противоречащий нормам морали) поступок и даже преступление, хотя большинство из членов группы не склонны к этому. Есть и другие стороны воздействия группы на личность. Наши мнение о себе, самооценка, самоуважение во многом зависят от того, как нас оценивают другие члены группы.

Каждый член группы опирается на ту информацию и на те ценности, которые в ходу в данной группе вне зависимости от их истинности. А ведь иногда группа принимает заведомо ложную информацию, искаженные моральные ценности.

Наконец, в группе может происходить снижение личной ответственности человека. Каждый надеется, что кто-нибудь другой проявит инициативу, возьмет на себя ответственность за противоправные действия или остановит их. Если группа объединилась во имя асоциальной деятельности (например, группа преступников), то ее сплоченность становится отрицательным фактором как для каждого ее члена, так и для лиц, которым эта группа наносит вред.

На человека влияет только та группа, которую он ценит, признает своей, члены которой для него значимы и авторитетны. Таких лиц обычно называют «значимые другие». Когда «значимые другие» нам помогают, одобряют или осуждают наше поведение, это существенно влияет на нас, побуждает нас уважать самих себя или страдать из-за своих недостатков.

Вопросы для обсуждения:

1. Какую роль, по вашему мнению, играет компания или группа людей в жизни человека?

2. Можно ли сказать, что компания друзей порой играет решающую роль в становлении личности подростка?

Беседа 2. «Подростковые группировки и проблема наркомании»

С самого начала возникновения подростковой наркомании стало очевидным, что приобщение подростков к наркотикам и другим психоактивным веществам происходит в компаниях сверстников.

Особенно подвержены влиянию групп наркоманов подростки с повышенной возбудимостью, своим поведением напоминающие «живое серебро» — ртуть. Они неугомонны, неспособны долго усидеть на одном месте или сосредоточиться на определенном занятии. Всерьез и глубоко они ничем не интересуются. Они неустанно ищут приключений и новых сильных впечатлений, не склонны обдумывать и планировать свои действия и поступки, живут «одним днем». Они стремятся казаться независимыми, игнорируют общепринятые нормы поведения. Наркотики доставляют им искомые сильные впечатления.

Существует множество различных классификаций подростковых группировок, в данном случае будет оправданным предложить учащимся деление, основанное на

соответствии или несоответствии поведения членов группировок общепринятым нормам.

Подростковые группировки делятся на:

1 — просоциальные, т. е. следующие по пути, на который их направляет общество;

2 — асоциальные, т. е. пренебрегающие господствующими в обществе идеалами, нормами поведения и образом жизни;

3 — антисоциальные, т. е. активно бунтующие против идеалов, правил и законов, устанавливаемых старшим поколением.

К любому из этих типов могут принадлежать территориальные группировки, которые объединяют сверстников по месту учебы или по месту жительства, это то, что мы называем дворовыми компаниями. Эту группу сплачивает борьба, порой довольно жесткая, с другими группами, преимущественно тоже территориальными. Обычно имеются излюбленные места сборищ: в беседке, на улице, в подъездах, подвалах и т. п. Кроме драк такие группы увлекаются азартными играми, выпивкой, а иногда и наркотиками.

Но территориальная группа вовсе не обязательно должна иметь асоциальную или антисоциальную направленность, она вполне может быть (и так бывает часто) про- социальной. Продавцы наркотиков специально подсылают своего человека в компанию подростков, чтобы вся она заразилась этой болезнью и стала покупать зелье. Они обещают, заманивают, прикидываются обыкновенными парнями и девушками. Они пускаются на любые хитрости, чтобы человек хоть раз попробовал наркотик.

Сначала могут предложить наркотик бесплатно, начинают уговаривать: «Попробуй, это приятно, это интересно».

Помните, когда вам кто-нибудь протягивает наркотик, то он за это получает деньги или дозу для себя. Не отдавайте свою жизнь ради чьей-то прибыли, ведь даже одна, первая доза может оказаться роковой. Никто заранее не знает, как подействует наркотик именно на его организм. Кто-то попробовал один раз — и ничего, а кто- то сразу попал в сети. Наркотики убивают даже самых сильных, самых умных, самых волевых людей, с ними почти никто не может справиться.

Асоциальные подростковые группы являются одним из источников распространения одурманивающих веществ, в особенности ингаляторов и гашиша. Более 70% курильщиков гашиша начали его употребление в группе сверстников по месту жительства или учебы1.

Вопрос для обсуждения:

1. Согласны ли вы с приведенными выше утверждениями?

Беседа 3. «Наркоманические группы»

Наркоманическая группа — это группировка, членов которой объединяют добыча наркотиков, при надобности их изготовление, переработка сырья, совместное употребление, а иногда и торговля наркотиками. Такая группа, как правило, жестко регламентирована. Она имеет приблизительно такую структуру.

Во главе стоит лидер, его иногда называют учителем или паханом (слово из криминального лексикона), или дедом (из армейского лексикона). Это, как правило, молодой совершеннолетний человек, обладающий криминальным прошлым и наркоманическим опытом. Он обкладывает членов группы денежной податью, ведет счет долгам, притом так, что все члены скоро оказываются в кабальной денежной зависимости от него. Долги достигают крупных размеров, так как лидер может произвольно налагать денежные штрафы за малейшие провинности и неподчинение его приказам.

Роли всех членов наркоманической группы определены, максимально используются способности и личностные особенности каждого. Шустрила ищет источник снабжения, перепродает изготовленное. Гонец служит переносчиком наркотика. Кролик — член группы, на котором пробуют действие неизвестных веществ или силу самостоятельно изготовляемого препарата, таким образом он получает дозу бесплатно.

При желании наркомана покинуть группу ему немедленно предъявляется долг, непосильный для оплаты, а неуплата грозит суровой расправой. Этим долгом подростки-наркоманы могут шантажировать своих родителей, выуживая у них крупные суммы денег якобы для того, чтобы «раз и навсегда» освободиться от группы наркоманов и прекратить принимать наркотики. Если это желание является искренним, то осуществить его на деле очень трудно.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое давление группы?

2. Как можно доказать, что это явление действительно имеет место?

3. Чем объясняется снижение личной ответственности каждого члена группы?

4. Почему для человека важно иметь устоявшиеся убеждения до того, как он примкнет к какой-либо подростковой группировке?

5. Какое положительное влияние может оказать группа на личность?

6. Можете ли вы привести случай, когда человек, не имевший твердых убеждений, принимал неправильное решение под воздействием окружения.

Мини-итоги. Классный руководитель внимательно выслушивает все (любые) мнения подростков. Но его искусство в данном случае заключается в том, чтобы ученики убедились в пагубном влиянии подростковых группировок, склонных к наркомании, на дальнейшую судьбу любого подростка.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 9 класс. Нужны ли нам мигранты?

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Классный час на тему экология 9 класс

Познавательная программа для 9 класса о чае и кофе. Сценарий

Классный час на тему «Великая битва за Москву», 9 класс

Валентина Васильевна Ходосевич # 10 января 2015 в 12:31 0
Неординарный подход к профилактической работе. Подросткам интересно участвовать в дискуссии, но не всегда они умеют это делать. Высказать своё мнение по поводу вредных привычках они также не могут или не хотят. Автор, организуя дискуссию, ненавязчиво подводит детей к выводам об опасностях, которые могут таиться в некоторых создаваемых группировках.
Ольга Николаевна Жгутова # 6 июня 2015 в 20:11 0
скачала материал вашей беседы.Понравился.Надеюсь использовать его.Работаю в детском доме.Актуальная тема.
Валентина Кенесовна Алькина # 5 сентября 2015 в 20:02 0
Спасибо за разработку!.Мне она очень понравилась.Тема актуальна на сегодняшний день. Обязательно проведу в своем классе.Долго искала подобный классный час