Классный час для 9 класса. Гений русского бизнеса

Конспект классного часа – 9 класс

Классный час, посвященный Н.И. Путилову

Он брался за безнадежные дела, от которых отказывались остальные. И блестяще исполнял их.

А. Корин

Этот классный час автор относит к направлению «Истоки». Деятельность Н.И. Путилова - это действительно истоки российской индустрии. Структура мероприятия несложная: две беседы, которые ведет учитель, и информационный блок, подготовленный детьми. Биография Н.И. Путилова может стать поводом для разговора на актуальные, близкие детям темы: богатство, успех, слава, особенности национального характера и т. п.

Цели: расширить представления детей об истории отечественного предпринимательства, познакомить с деятельностью знаменитого русского промышленника Н.И. Путилова; формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, упорство, бескорыстие; воспитывать гордость за промышленные и военные успехи России; побуждать к самосовершенствованию, саморазвитию, к выбору достойного нравственного идеала.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить материал информационного блока между детьми (7 учеников).

Оформление: портрет Н.И. Путилова, фото: Кировский завод, Обуховский завод, Морской порт в Санкт-Петербурге, Петропавловская крепость, канонерская лодка, корвет и т. п.

План классного часа

I. Интерактивная беседа.

II. Информационный блок «Послужить России!».

1. Приравненный к императорам.

2. Кадет-ботаник.

3. Звездный час Николая Путилова.

4. Русское экономическое чудо имени Путилова.

- Путиловская сталь.

- Путиловские рельсы.

- Путиловская стройка.

5. Странный миллионер.

III. Фронтальная беседа по содержанию информационного блока.

IV. Незаконченные предложения по теме «Чтобы стать гением бизнеса, нужно...»

V. Заключительная беседа по теме «Уроки Путилова».

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Тема нашего классного часа - «Гений русского бизнеса». Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? {Дети высказывают предположения.)

Пока никто не угадал. Гений - это человек, обладающий высшей творческой способностью. Человек, который заслужил такую оценку современников, должен обладать каким-то особым даром. Должен показать чудеса в сфере предпринимательства. Какие это могут быть чудеса?

Примерные ответы детей:

- Построил большой завод, наладил выпуск очень важной продукции.

- Быстро и сказочно разбогател без всякой помощи.

- Спас от разорения крупную компанию, сделал ее супердоходной.

- На ровном месте построил что-то, сумел внедрить какое-то новое изобретение.

- Смог получить большие доходы, и своих работников сделал богатыми.

Классный руководитель. Но человек, о котором мы сегодня будем говорить, заслуживает того, чтобы брать с него пример. Потому что он по праву носит звание «Гения русского бизнеса». Это Николай Иванович Путилов - один из самых успешных российских предпринимателей XIX в. Рассказ о нем подготовила группа ребят (имена, фамилии).

II. Информационный блок «Послужить России»

Приравненный к императорам

Ведущий 1. Его называли «отцом русской индустриализации». Металлургические заводы, пушки для броненосцев, рельсы для железных дорог, Петербургский морской торговый порт - все это грандиозные проекты, которые он запускал с молниеносной быстротой. У него была репутация человека, который может решать любые проблемы. Через его руки прошли десятки миллионов рублей, которые превратились в заводы, корабли, паровозы, мосты. Он жил по принципу «Послужить России». Он завещал похоронить его не на кладбище, а на дамбе Морского канала, чтобы с могилы были хорошо видны оба его детища: завод и Морской торговый порт. Царю доложили о странной прихоти предпринимателя, и император ответил, что если бы Путилов захотел быть похороненным в самом Петропавловском соборе, рядом с императорами, он и тогда бы ответил согласием». Сам император считал этого человека равным себе.

Кадет-ботаник

Ведущий 2. У Николая Ивановича Путилова было кадетское детство. Как бедный дворянин, сын инвалида Отечественной войны 1812 г., он был зачислен в Александровский кадетский корпус (сейчас это Нахимовское училище). Отсюда, как первый ученик, без труда поступил в Морской корпус (сейчас это Военно-морское училище им. М.В. Фрунзе). Его директором был знаменитый Иван Крузенштерн, а математику преподавал всемирно известный академик Михаил Остроградский. Это было престижное учебное заведение, в котором учился весь цвет российской элиты: будущие генералы, адмиралы, государственные деятели. И многие из них во время учебы списывали математику у Николая Путилова. За недюжинные способности и интерес к учебе однокурсники в шутку называли его «ботаником». А «ботанику» ничего не оставалось делать: наука была его единственным шансом выбиться в люди. Его единственным капиталом были светлая голова и знания. И этот капитал всегда ценили его товарищи по корпусу, помогали и поддерживали его в жизни. После окончания корпуса Путилов преподавал математику будущим морским офицерам. Потом служил в Крыму, знакомился с опытом инженеров-строителей. Все это ему потом пригодилось в жизни.

Звездный час Николая Путилова

Ведущий 3. Вернувшись из Крыма, Николай Путилов с помощью влиятельных друзей получил тихое, хлебное место чиновника. Ему уже было 38 лет. Жизнь катилась к закату. Но тут началась Крымская война. Россия оказалась в очень сложной ситуации. Все порты были блокированы неприятелем, а парусный русский флот не мог дать достойного отпора паровому флоту Англии и Франции.

Британские корабли уже свободно крейсировали возле самого Кронштадта, угрожая столице России.

Нужно было срочно создать новую паровую флотилию из канонерок и корветов для защиты Кронштадта. С этим предложением Великий князь Константин обращался к самым богатым, знатным, опытным и сильным людям. И все они наотрез отказались, потому что задача была невыполнима. Ведь нужно было построить не только корпуса кораблей, но и паровые машины, котлы, пушки. И все это нужно было делать быстро, причем не по одному, а по нескольку кораблей одновременно. Тогда и спас Россию один герой. Все было как в сказке. Великий князь вызывает во дворец скромного чиновника Николая Путилова и ставит пред ним задачу - сделать невозможное. И Путилов соглашается.

Ведущий 4. Нашим современникам трудно понять грандиозность этой задачи. Это было уравнение со многими неизвестными.

Первое: где взять паровые котлы? В России их не делали, а заграничные поставки прекратились из-за войны.

Второе: где взять денег?

Третье: где взять рабочих? Крепостным такая задача не по плечу.

Четвертое: где взять заводы для размещения такого крупного оборонного заказа? Кругом были только небольшие частные мастерские, которые не хотели браться за государственные заказы.

Пятое: где взять время?

Путилову удалось решить эту задачу в четыре действия.

Ведущий 3. Первое: паровые машины и котлы. Каким-то чудом Путилову удалось уговорить владельцев частных мастерских. Материальным стимулом стала цена 20 тысяч рублей за каждую паровую машину.

Ведущий 4. Второе - деньги, которые он умудрялся доставать из-под земли.

Ведущий 3. Третье: рабочие. Путилов открывает бесплатные курсы по обучению кораблестроительным профессиям. И со всей России в Петербург хлынули толпы безработных прядильщиков и ткачей, которых война оставила без куска хлеба. За 3 месяца Путилов превратил всю эту публику в токарей и слесарей, а потом и в механиков на канонерках.

Ведущий 4. И четвертое действие - скорость. В этом и было ноу-хау Путилова. Он распределил заказ на постройку флотилии между 20 частными фирмами. А сам взял на себя задачу бесперебойного снабжения их всем необходимым.

Ведущий 3. Путилов так потом скажет о своем методе: «Наша сборка машин была похожа на сборку в Женеве часов: из одной мастерской - циферблат, из другой - стрелки, из третьей - корпус и т. д.»

Разница только в том, что вместо часов пришлось собирать паровые бронированные канонерские лодки с длиной корпуса 108 футов, шириной 21 фут и высотой 11 футов. На каждой еще и несколько орудий.

Ведущий 4. А через 100 дней, как по щучьему велению, в Кронштадте уже стояли 32 новеньких вооруженных канонерки, каждая с паровой машиной в 80 сил. Через 8 месяцев флотилию пополнили еще 35 канонерок и 14 более крупных судов - корветов. Всего за год было сделано 81 судно. Да еще 82 тысячи казенных денег удалось сэкономить! При этом все работы велись без бумаг и договоров, на одном честном слове. Все исполнители говорили об огромном доверии к Путилову, восхищались его умом и организаторскими способностями.

Русское экономическое чудо имени Путилова

Ведущий 5. Путилов был награжден орденом, получил повышение, перед ним открывалась блестящая карьера, но он ушел со службы и решил посвятить себя бизнесу. То, что ему удалось создать, кажется слишком великим для одного человека. Экономисты называют это «русским экономическим чудом имени Путилова». Путиловская сталь, путиловские рельсы, путиловская стройка - лишь небольшая часть этого чуда. В его основе деловая хватка, инженерное чутье, математический расчет.

Путиловская сталь

Ведущий 7. Со сказочной скоростью строит он 3 металлургических завода, и Россия уже может не завозить железо из Англии. Узнал он случайно, что где-то на Урале живет полковник Обухов, который изобрел новую марку стали, не уступающую по упругости германской, блинок шпаги из обуховской стали можно было свернуть в кольцо, и он распрямлялся, не изменив формы. Встретился с ним Путилов, по- глядел на клинок, свернутый в кольцо, изучил состав металла в этом клинке и... появился Обуховский сталелитейный и пушечный завод. А значит, Россия могла уже не зависеть от германской стали.

Путиловские рельсы

Ведущий 6. По России уже вовсю ездили поезда. Но рельсы были непрочными, часто ломались. Путилов придумал рельсы со стальной головкой. Они были очень крепкими. Им сразу же нашлось применение: в декабре 1867 г. вдруг грянули такие морозы, что на самой главной российской дороге между Петербургом и Москвой полопались деликатные австрийские рельсы. Одновременно на реках встал лед, залив вымерз, торговля замерла. России угрожал экономический паралич. И опять, как в сказке, Путилов спас положение. Он явился к министру путей сообщения, показал кусок своего рельса, сказал, что этот рельс в 4 раза дешевле импортного и не боится русских морозов. Потребовал Путилов только одного: «Дайте мне завод в долг, и я завалю Россию рельсами». Пообещал, что все будет быстро, дешево, надежно, из русских материалов и с русской рабочей силой.

На испытание рельсов приехал сам Великий князь Константин. На путиловский рельс с высоты сбросили тяжелую чугунную бабу. Баба в одном месте треснула, а рельсу - хоть бы что. А вот английский рельс, который считался лучшим в мире, не выдержал испытания - лопнул с первого удара. В результате Путилов получил заказ на производство рельсов и стал владельцем маленького заводика. Уже через 18 дней после получения заказа началась прокатка рельсов, а через год Путилов стал миллионером, крупнейшим российским промышленным магнатом. А на промышленной карте России появился всемирно известный Путиловский завод, который стал самым крупным предприятием России.

Путиловская стройка

Ведущий 6. Путилов придумал, как быстро запустить завод и наладить производство. На старый фундамент ставятся станки, и рабочие прямо под открытым небом приступают к своему делу. А в это время строители возводят каркас будущего цеха, обшивают его деревянными щитами, покрывают крышей. Параллельно печники кладут печь. На следующее утро цех готов. Это называется «путиловская стройка». Этот путиловский метод очень пригодился в первые годы Великой Отечественной, когда срочно эвакуировали на восток заводы и прямо «с колес» запускали производство.

Странный миллионер

Ведущий 7. Путилов был странным миллионером. Жил очень скромно. Был самым богатым человеком России, мог купить весь Крым с Малороссией, а не приобрел даже дачи в окрестностях Петербурга, не построил себе дворца. Всегда думал не о собственной выгоде, а об интересах дела. Ни разу не был в отпуске. Никогда не выезжал за границу. Устраивал пиры для рабочих по случаю выпуска миллиона пудов рельсов, накрывая прямо в цехах столы на 2500 тысячи человек. Строил для рабочих больницы, арендовал дачи, дома. Открыл школу для детей и вечерние классы для взрослых. Стариков он называл по имени-отчеству, жал руку при встрече, крестил детей, передовиков одаривал кафтанами с золотым шитьем. Щедро платил за хорошую работу. Может быть, потому и умер в нищете. Смерть от инфаркта спасла его от банкротства. Но после него остались заводы, железные дороги, поезда, корабли. Остался Морской порт, который смог принимать океанские корабли. Остался его Путиловский завод. После революции на этом заводе наладили выпуск тракторов, во время Великой Отечественной завод выпускал знаменитые танки Т-34. Завод и сейчас - одно из крупнейших российских предприятий. До сих пор существует и Путиловский канал - единственная морская дорога в Петербург для больших судов.

III. Фронтальная беседа

Классный руководитель. Вы познакомились с жизнью великого русского предпринимателя, гения русского бизнеса Николая Ивановича Путилова. Какую роль сыграло то, что Путилов родился в бедной семье? (Ему не на кого было рассчитывать, нужно было надеяться только на себя.)

Пригодилось ли ему образование? (Конечно, он учился в самых лучших, элитных учебных заведениях, у него были самые лучшие учителя.)

Наибольших успехов Путилов достиг в математике. Пригодилась ли ему эта наука? (Во всех его делах нужен был очень строгий расчет, в этом помогла математика.)

В морском корпусе его окружали дети самых богатых и знатных людей России. Какое значение это имело для Путилова? (Испытал чувство унижения, желание утвердить себя не богатством, а умом. Там он завязал нужные связи, которые ему очень пригодились в бизнесе.)

Шесть лет он занимался военным строительством в Крыму. Помогло ли это ему в бизнесе? (Конечно, помогло, он строил заводы с военной скоростью - цех за один день. Во время строительства уже выпускалась продукция.)

Как удалось Путилову построить паровую флотилию за 4 месяца? (Он распределил заказ на 20 маленьких мастерских, а сам снабжал их всем необходимым.)

Почему Путилова называли «стальным фабрикантом»? (Потому 4l~no он создал Обуховский завод, снабдил Россию хорошей сталью.)

Какие смелые инженерные решения предложил Путилов? (Придумал прочные рельсы со стальной головкой, сумел оценить открытие Обухова и внедрить его в производство, придумал, как быстро строить заводы.)

Почему Путилова называли странным миллионером? (Строил для рабочих больницы, школы, устраивал праздники, щедро платил.)

Главный принцип Путилова был «Послужить России, утереть нос иностранцам». В чем состоял этот принцип? (Думал только о деле, а не о личных доходах, брался за такие дела, которые укрепляли мощь России, освобождали ее от иностранной зависимости. Выпускал продукцию, превосходящую по качеству иностранные образцы.)

Как Путилов прославил свое имя? (Создал самый большой завод в России - Путиловский, сейчас Кировский, начал строительство Морского торгового порта, были еще и путиловские рельсы, поезда, пушки.)

Почему его назвали «гением русского бизнеса»? {Быстро стал самым богатым человеком России, создал самый большой завод в России, укрепил государство, всего достиг своим умом, деловыми качествами.)

Говорят, что «для умного человека и дождь не напрасно, и гроза в копилку, и божья коровка в доход». Как вы думаете, имеет ли эта пословица отношение к Путилову? (В его жизни было много неблагоприятных моментов, но даже из них он сумел извлечь пользу.)

IV. Незаконченные предложения по теме «Чтобы стать гением бизнеса, нужно...»

Классный руководитель. Можно ли на примере Путилова ответить на вопрос: как стать гением бизнеса? Попробуйте закончить предложение, записанное на доске (читает предложение).

Примерные ответы детей:

...быть настойчивым, упорным, стремиться к знаниям, любить математику, рассчитывать, но и рисковать, отказывать себе во всем, заинтересовать рабочих хорошими условиями труда, уважать рабочих, думать только о бизнесе, о деле, браться за масштабные, гигантские дела, которые укрепляют государство и т. п.

Классный руководитель. Можно ли назвать гениями бизнеса современных миллионеров и миллиардеров?

Примерные ответы детей:

- Многие из них получили свои богатства благодаря связям, иногда даже обманным путем.

- Мы не знаем, как они работают, видим только, как они тратят свои миллионы: яхты, дворцы, шикарные автомобили.

- Они не строили трубопроводы, заводы, дороги и города, а почему- то стали владельцами этих богатств. Это несправедливо.

- Ну и пусть они получили свои богатства путем обмана, но они смогли, а другие нет.

- У них, наверное, есть какие-то особые таланты.

- Их талант - это отсутствие совести. Они обманывают государство, скрывают свои доходы, чтобы не платить налоги. Это не гении бизнеса.

Классный руководитель. Мы не обсуждаем вопрос, хорошо или плохо быть миллионером, мы говорим о том, что значит быть «гением русского бизнеса». Это звание действительно нужно заслужить большими делами, заботой о благе народа, об экономической независимости государства. И Николай Иванович Путилов это звание заслужил своим честным трудом. А современные миллионеры - их вклад оценит история.

V. Заключительная беседа по теме «Уроки Путилова»

Классный руководитель. Хочется ли вам быть похожими на Путилова? Может ли его жизнь стать для нас примером? Можно ли чему-то у него поучиться?

Примерные ответы детей:

- Можно поучиться выдержке, целеустремленности, упорству, настойчивости.

- Нужно реально оценить свои силы, нельзя же всем быть миллионерами.

- Сейчас нельзя быть таким, как Путилов, обязательно разоришься. Нужно думать только о своем кармане.

- Не нужно гнаться за деньгами, можно все потерять и подорвать здоровье. В этом тоже урок.

- Пример Путилова не всем подходит. Не каждый хочет стать гением, самым богатым, не каждый хочет войти в историю.

Классный руководитель. Каждый человек сам выбирает себе образцы для подражания, устанавливает планку для достижения высоты. Путилов - это слишком большая высота, она доступна единицам. Но есть одно, что доступно каждому и чему действительно можно у Путилова поучиться - это честно делать свое дело и доводить его до конца.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Какое настроение осталось У вас после сегодняшнего классного часа? Чье выступление вам запомнилось? Кто показался наиболее убедительным?

Литература

Корин А. Путилов и путиловцы // Русский предприниматель. 2003. № 4,5.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Молодежный сленг», 8-10 класс

Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»

Классный час 8-9 класс по теме Искусство

Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс

Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»

Нет комментариев. Ваш будет первым!