Классный час «Гражданственность», 10 класс

Методическая разработка классного часа для 10 класса

Тема: Гражданственность

Задачи: формирование гражданской направленности личности, ее активной жизненной позиции; воспитание чувства ответственности за судьбу своей страны и малой родины; ознакомление с работой властных структур; подготовка учащихся для дальнейшего воплощения своих гражданских мыслей и чувств в конкретные дела.

Подготовительная работа: работа классного руководителя и учащихся с дополнительной литературой; творческие задания (стихи, рисунки, песня); приглашение гостей; оснащение наглядным и демонстрационным материалом; подготовка отчета о работе по теме «Мой край».

Участники: учащиеся; классный руководитель; представитель структур власти; директор школьного музея.

Ход мероприятия

... Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.А. Некрасов

Классный руководитель. Самовоспитание — это прочный фундамент всего процесса воспитания личности. А настоящее самовоспитание начинается стой деятельности личности, в которой ярко выражена ее гражданская позиция. Человек, участвуя в жизни общества, способствует его развитию, создает материальные ценности для людей, а в ходе этого процесса создает и себя.

Сознание человека, его поведение и поступки, его деятельность, позиция по отношению к обществу — все это зависит от его идейных побуждений.

Если чувство долга и ответственности находится на самой высокой отметке духовной жизни человека, если он отдает себя служению идеалу, если его идейные побуждения и деятельность направлены не только для обеспечения своего блага, а идут на пользу всего общества, в таком случае мы можем говорить о гражданственности личности. Может, поэтому гражданственность называют иногда страстью человеческого сердца.

Ребята, вы вступаете в пору отрочества, возможно в пору самой прекрасной части вашей жизни - юность. Это время вашего морального, идейного и гражданского самоутверждения. Что вы понимаете под гражданственностью?

Учащиеся:

- Я думаю, что прежде всего - это знание и осознание не только своих прав, но и обязанностей по отношению к государству.

— Со знанием прав дело обстоит лучше, мы знаем их неплохо и активно ими пользуемся:

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

 

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

И песню жизни вдохновенно петь.

 

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция, закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы всей моей страны.

 

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, другим грубить не смею.

 

А подрасту — поможет мне держава

Работу выбрать — имею право.

Ну, а пока я — просто ученик:

Учу уроки, подаю дневник...

 

Досугу — только час,

А школе — все внимание.

Использую я право

На образование.

 

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому, чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

А вот с обязанностями у многих граждан бывают сложности. Я считаю, что, получив столько прав, человек обязан стать гражданином, достойным общества, давшим ему столько прав.

Классный руководитель. Вот о том, что мы обязаны делать и какими должны быть, чтобы стать настоящими гражданами, мы сейчас и поговорим.

Великий русский поэт Н.А. Некрасов сказал так:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Кто же они и какие, эти «достойные сыны Отечества»?

Учащиеся:

— Считаю, что в наши дни уместно говорить и о достойных дочерях Отечества: это героини войны, космоса, науки, культуры и спорта; да и просто рядовые труженицы, чьими усилиями непосредственно создаются все те блага, которыми владеет и пользуется человек в нашем государстве. Достойные граждане - это прежде всего хорошие труженики, не просто любящие свою Родину, а воплощающие свою любовь во блага для себя и других.

Мое видение гражданственности я хотела бы передать в своих стихах:

Моя Россия, Родина моя,

Здесь родилась я, помню тебя с детства.

Но сколько б не глядела на тебя,

Любуясь, не могу я наглядеться.

 

Красиво Волги полноводное теченье,

Под ветерком полей твоих волненье,

Урал, Кавказ, рассветная пора,

Неповторимые в России вечера...

 

Я слышу, в пенье мощь звучит и слава.

Живи, дерзай, цвети, моя держава,

Единством славься, мудростью своей,

Трудом достойных сыновей и дочерей.

По мере чтения стихов художники класса могут демонстрировать свои рисунки по теме «Уголок России».

- Сыновьями мы просто рождаемся, а вот достойными надо еще стать. И станет таким тот, кто сможет воспитать в себе гражданственность. И в этом процессе самовоспитание занимает достойное место. Потому что такое качество, как гражданственность, воспитывается всей нашей жизнью. А самовоспитанием человек занимается тоже всю свою жизнь.

Мы часто думаем, что, обучаясь в школе, мы не обладаем тем полем деятельности, где бы можно было проявить такое высокое чувство, как гражданственность. Но нельзя забывать о том, что все большое и высокое начинается с малого и повседневного.

Давайте вспомним о том, кто и какую помощь оказал в уборке школьной территории.

Кто и как участвовал в лыжном кроссе, подготовке к походу, акциях милосердия. Если одни это делали осознанно, поднимаясь таким образом на более высокую ступеньку гражданской зрелости, то другие - нехотя, под нажимом. А наши «знаменитые третьи» вообще заявили, что народу и так много, значит, можно обойтись и без них. О какой гражданственности можно говорить в этом случае? Вот и получается, что некоторые из нас являются гражданами только на бумаге (т.е. по документам, а не по образу жизни).

- А я хочу сказать, что у гражданина должно присутствовать чувство ответственности не только за то, какой лично вклад он вносит в общее дело коллектива, но и за свой вклад в дело страны. А еще и за события, происходящие в стране. Потому что каждый из нас, если он является достойным гражданином страны, не должен быть «к отчизне холоден душой».

- Да, мало быть просто созерцателем, «болельщиком», бесстрастным наблюдателем событий, так называемым «безвредным». Важно не пассивное наблюдение или ворчливое недовольство, необходим такой шаг гражданственности, как непосредственное, деятельное участие в процессах, происходящих в стране. И притом - положительное. Не ждать, когда за тебя что-то сделают другие, а самому, в меру своих сил (а иногда и больше), браться за решение вопросов, принимать участие в конкретных делах.

И не иди во стан безвредных,

когда полезным можешь стать.

Н.А. Некрасов

А полезными мы можем стать уже здесь и сейчас, проявляя любовь к своей «малой родине» - нашему городу (заботиться о чистоте и культуре проживания в нем). Вот оно, конкретное проявление гражданской позиции. И я посвятил нашему городу стихи.

Он родом из седых времен былинных,

Мой город, мое детство, мой причал.

И как бы далеко я, город, не уехал,

Ты ждал меня приветливо,

Приветливо встречал.

 

Всегда буду гордиться твоим прошлым,

У памятника тихо постою.

За все, что ты мне дал для мирной жизни, город,

В стихах тебя и в песнях я,

И в песнях воспою.

 

Мне с детства эти улицы знакомы,

И школа, и аллея за окном,

И та березка, что растет, растет у дома,

Согрета моей памятью,

Души моей теплом.

 

Город мой, город мой,

Ты совсем не большой,

Но я предан тебе и влюблен

В эту зелень садов, в эту память веков

И в осенний раскидистый клен!

— Мне бы хотелось сказать о том, что наше учение имеет непосредственное отношение к проявлению гражданственности. Что значит мало знать или схватить что-то по верхам? Это значит в будущем стать плохим работником, а значит, и гражданином. К тому же ты не будешь в состоянии осмысливать, осознавать все те процессы, которые происходят в мире, в твоей стране и даже вокруг и внутри тебя. В таком случае кем и каким ты станешь? Какими будут твои поступки? Гражданственность включает в себя проявление многих замечательных человеческих достоинств. Через поступки отдельного человека они становятся достоянием всех людей и общества в целом.

Классный руководитель. Таким образом, ребята, личность начинает занимать активную жизненную позицию. Каким же образом она влияет на становление гражданственности9

Учащиеся. Активной личности всегда характерен поступок, действие, а также воздействие на себя (т.е. процесс самовоспитания), других людей и окружающую среду. При этом очень важны ценностные ориентации личности, выбор ее жизненных целей. Поступки и действия достойных граждан социально полезны, прогрессивны, моральны, не наносят ущерба другим людям и обществу. Летчики не бросают самолеты на мирно спящий город, спасая свою жизнь, а голодавший в блокадном Ленинграде Шостакович пишет великую и незабываемую Седьмую симфонию.

(Ученики читают стихи Р. Рождественского «Огромное небо», посвященное подвигу летчиков-друзей в мирное время, или слушают эту песню в исполнении Э. Пьехи. Можно спеть самим под аккомпанемент гитары.)

Огромное небо

Об этом, товарищ, не вспомнить нельзя.

В одной эскадрилье служили друзья.

И было на службе и в сердце у них

Огромное небо - одно на двоих.

 

Летали, дружили в небесной дали.

Рукою до звезд дотянуться могли.

Беда подступила, как слезы к глазам, —

Однажды в полете мотор отказал.

 

И надо бы прыгать — не вышел полет.

Но рухнет на город пустой самолет!

Пройдет, не оставив живого следа,

И тысячи жизней прервутся тогда.

 

Мелькают кварталы и прыгать нельзя!

Дотянем до леса, — решили друзья, —

Подальше от города смерть унесем.

Пускай мы погибнем, но город спасем...

 

Стрела самолета рванулась с небес!

И вздрогнул от взрыва березовый лес!..

Не скоро поляны травой зарастут...

А город подумал: Ученья идут...

 

В могиле лежат посреди тишины

Отличные парни отличной страны.

Светло и торжественно смотрит на них

Огромное небо — одно на двоих.

Учащиеся. Согласитесь, что есть люди, которые очень много трудятся и добиваются высоких результатов, но только для себя лично. Мы не можем утверждать, что у этих людей отсутствует активная жизненная позиция как таковая. Благодаря своему труду они воздействуют и на себя, и на других, и на окружающих.

Классный руководитель. Да, такие люди могут стать учеными, поэтами, мудрецами. Но как сказал поэт:

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль Родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Поэтому такие люди никогда не становятся великими. История помнит и признает только тех, кто помог стать лучше и счастливее другим людям. (Приводятся примеры.)

И еще хочу добавить, что активность личности может иметь и другую направленность: она может быть во вред людям и наносить им как моральный, так и материальный ущерб. Такое, конечно, случается и в молодежной среде.

Учащиеся. Жить правильно - это не так просто. Я думаю, что этого хотелось бы многим, но где взять столько мужества? Гражданственность - это мужественность действия, поступка. И не просто поступка, а поступка правильного, соответствующего нормам морали, полезного для людей и общества. У одних людей малодушие преобладает над мужеством. Другие не могут, а иногда просто не хотят понять того, сколь велики размеры материального и морального ущерба, который они наносят людям и обществу.

Классный руководитель. Да, ребята, все это относится и к молодежным организациям и группировкам деструктивного характера. Смысл жизни у молодых людей искажен, а ее активность предполагает поступки жестокие, расположенные далеко за чертой общепринятой человеческой морали. Они, зги поступки, выливаются в нарушение общественного порядка, закона (распространение порнографии, сутенерство, подделка денег, проделки хакеров, распространение экстремистской литературы и т.д.), а также хулиганские действия по отношению к гражданам других стран, национальностей, религий. Все это зачастую заканчивается печально. (Приводятся примеры.)

Учащиеся. То, что самое дорогое у человека — это жизнь,— истина общеизвестная. Те, кто на нее посягает, должны нести и несут заслуженное наказание. Но я думаю, что если человек с детства приучен к делу, труду, он не будет уходить в мир безразличия к жизни или в мир насилия. Другое дело, что далеко не каждый и притом вовремя находит понимание в окружающей его среде или полезное для себя и будущей жизни дело, занятие. Мы знаем, что это еще далеко не разрешенные вопросы нашего общества, системы образования, психологической службы и, конечно, семьи. Но это ни в коей мере не оправдывает противоправное удовлетворение искаженных и аморальных интересов, потребностей и склонностей определенной группы подростков и молодежи. За таких «граждан» и стыдно, и больно.

Классный руководитель. Сейчас все больше говорится, что активная социализация подрастающего поколения есть необходимый и существенный фактор его гражданского становления. Давайте разберемся в том, что мы понимаем под социализацией личности.

Учащиеся. Социализация личности — это процесс, в ходе которого человек с определенными биологическими задатками и психологическими предрасположенностями приобретает качества, опыт, необходимые для жизнедеятельности в обществе.

Классный руководитель. В процессе социализации личности большое значение имеет язык. Все, что накоплено поколениями, весь социальный опыт наций и народов содержится в нем. Уже с детских лет вы включаетесь в процесс социализации, т.к. вас окружают люди, носители национальной культуры. Этот процесс начинается в семье, а продолжается в системе образования, затем идет в процессе вашей трудовой деятельности. А сам процесс может быть и целенаправленным (формирование подлинной гражданственности), и стихийным. Стихийное воздействие на личность различных негативных обстоятельств и факторов приводит, как мы уже отмечали, к обратным и даже печальным результатам. Социально адаптированная личность должна быть реально ознакомлена с функционированием властных структур различных уровней.

Классный руководитель предоставляет слово гостю — представителю местной структуры власти, который знакомит ребят с ее работой и своим личным участием в этой работе. При этом могут быть показаны слайды, продемонстрированы определенные документы.

Гость привлекает внимание молодых людей к актуальным проблемам города (района, микрорайона), говорит о необходимости формирования у молодежи чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в своем городе (районе и т.д.); убеждает в необходимости участия молодых людей в решении актуальных социальных проблем; обещает помощь и поддержку органов власти; говорит о жизненной необходимости такого взаимодействия.

Учащиеся:

— знакомят гостя с результатами работы по изучению родного края;

— демонстрируют школьную стенгазету по этой теме;

— показывают местные газеты, в которых напечатаны статьи и заметки о краеведческой работе учащихся;

— знакомят с библиотечкой литературы по вопросам местной истории;

— слушают отрывки записей воспоминаний ветеранов микрорайона;

— демонстрируют «Книгу памяти» и «Летопись школы»;

— знакомят с документами, вещественными материалами, предметами духовной культуры, изготовленной наглядностью — экспонатами, которые были собраны и изготовлены ими для школьного музея;

— рассказывают об участии в работе группы гидов школьного музея;

— демонстрируют видео- и фотоматериалы своих поездок, походов и экскурсий;

— оглашают конкретные результаты работы группы «Поиск»;

— сообщают о выявленных экологических проблемах региона.

Все собранные материалы переданы школьному музею. Директор школьного музея и заместитель директора школы по воспитательной работе проводят награждение ребят по результатам работы.

Гость высоко оценивает проделанную ребятами работу; говорит о том, что достойные граждане не мыслят свою жизнь без подлинного интереса и знания прошлого и настоящего своего края, своей малой родины, не забывая при этом мировую историю и то, как события родной страны вплетаются в ход событий мировых. Гость предлагает провести встречу на следующем классном часе в расширенном составе: учащиеся и классный руководитель, представители администрации, властных структур, лесничества, учителя биологии, экологи и т.д., так как ребята подняли очень важный для региона вопрос: «Нравственный подход к природе».

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Нет комментариев. Ваш будет первым!