Классный час «Культура личности - духовная ценность», 10-11 класс

Разработка классного часа для старших классов

Тема: Культура личности - духовная ценность

Задачи: ознакомить учащихся с широким смыслом понятия «культура личности»; обсудить сущность форм и функций культуры личности; пропагандировать важность духовной культуры для развития личности; воспитывать чувство уверенности в своих силах и возможностях; развивать творческие способности.

Подготовительная работа: подбор литературы; задания по выступлениям (самообразование), консультации; творческие задания; подготовка тестов, тренингов; приглашение гостей; подготовка видеофильмов; оформление выставки.

Участники: классный руководитель; учащиеся; учитель МХК; корреспондент школьного радио.

Ход мероприятия

Понятие о культуре очень широко — от умывания лица до последних высот человеческой мысли.

М.И. Калинин

Классный руководитель. Первоначальное значение слова «культура» (от лат. cultura) — «возделывание земли», «культивирование», т.е. изменение в природе, которое происходит путем воздействия на нее человека. Уже в этом значении было заложено человеческое начало, состоящее из единства культуры, человека и его деятельности. Сейчас под «культурой» понимают все созданное человеком.

С древних времен вопросам культуры уделялось большое внимание. Под культурой (cultura animi) стали понимать «совершенствование души» (Цицерон). В культуре уже должны были сочетаться Истина, Добро и Красота. Позднее в культуре стал прослеживаться культ разума и науки. О ней стали говорить как о процессе и результате образования и воспитания.

В.И. Даль дает следующее определение культуры: «Культу- Ра - обработка и уход, возделывание, образование, умственное и нравственное». Н.К. Рерих толковал слово «культура» как почитание Света (культ — почитание, ур — свет), того Света, который «уничтожает тьму». Это и есть главное в культуре — принести свет во все сферы жизни и деятельности человека.

Без культуры нет цивилизованной страны. Она охватывает все сферы деятельности человека. О каких уровнях культуры мы можем говорить?

Учащиеся:

— об уровне культуры, образования и наших мыслей;

— нашего труда и быта;

— питания;

— отношения человека к природе;

— отношений между людьми;

— отношения к женщинам, старикам и детям;

— политической дискуссии.

Классный руководитель. Культура (как непрерывно развивающийся творческий процесс) - один из залогов существования человечества. Она также является отличительным фактором, который разделяет человека и животный мир. С чего же начинается культурный человек?

Учащиеся:

— Думаю, с разумной деятельности. Он обладает интеллектом, строит общественные и личные отношения согласно принципам морали.

— Культурному человеку присуще чувство гармонии и красоты. Он принимает, понимает и развивает мир вообще и искусство, как его составляющую, в частности.

— Культура человека проявляется в его богатой духовной жизни и самосовершенствовании. Ведь именно «дух делает человека человеком» (Л. Фейербах). Отсюда возрастание роли духовной культуры человека.

Классный руководитель. В культуре выделяют три составные части: науку, искусство и культурные формы общения (отношения между людьми на основе нравственности). Эти сферы деятельности человека дополняют друг друга. А какое развитие характерно для культурного человека?

Учащиеся:

— Интеллектуальное, нравственное и художественное.

— Но главным здесь является мораль, которая включает такие категории нравственности, как добро и справедливость, долг и ответственность, совесть, честь и достоинство, любовь и счастье. Без общечеловеческой морали не было бы и самой культуры, т.к. жизнь и отношения людей строились бы тогда на совершенно другой основе.

- И уж, конечно, не было бы ни «Программы культуры мира», ни усилий по решению все более волнующей человечество проблемы по сохранению и улучшению среды обитания. В связи с поднимаемыми вопросами и проблемами я бы хотел обратиться к человеку дня сегодняшнего.

Культурный человек не скажет:

«Проблема та не моего ума».

Он со спасеньем жизни все увяжет:

«Спасем природу — спасем себя».

 

За воздух будем мы бороться —

Чистым дышать и дольше жить!

А воду где нам брать, в колодцах,

Чтоб без вреда для жизни пить?

 

В почве сплошной химический состав...

Неужто, человек, ты так отстал

От понимания моральных норм натуры,

А проще скажем — от культуры?

Классный руководитель. Ты прав, культура человеческой мысли и его действия (в связи с обостряющейся экологической обстановкой) должны быть направлены на решение экологических проблем. Поэтому в настоящее время все больше возрастает значение экологического аспекта адаптационной функции культуры. Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — вид взаимодействия личности с социальной средой. Ведь в начале своего развития человечество больше заботилось о нормах и эталонах поведения. Культура потребления и преобразования (в природе) не должна выходить из-под контроля человеческого ума. У культуры есть еще одна функция: познание и преобразование мира. Как вы это понимаете?

Учащиеся. Общество развивается. Возрастают его потребности в целом и каждого человека в отдельности. Преобразовательная деятельность людей идет через развитие средств труда, научные исследования, создание произведений искусства т. д. Все то, чего достигло человечество, является продуктом его знаний и творческих усилий (космос, атом, электроника, Шедевры искусства и т.д.).

Классный руководитель. У культуры есть еще и коммуникативная функция, при помощи которой из поколения в поколение передаются все накопленные человечеством духовные ценности и весь его социальный опыт. Культура занимается и эмоциональным урегулированием. Что же это такое?

Учащиеся:

— Мы знаем, что в процессе умственного и физического труда возникает как физическое, так и психическое напряжение (а иногда бытовые взаимоотношения людей выводят их из равновесия). Человеку необходима эмоциональная разгрузка. В этой роли выступает кино и театр, пение и танцы, чтение художественной литературы.

— В старших классах, особенно если мы серьезно задумываемся о выборе будущей профессии, приходится много заниматься. В этой ситуации нам на помощь приходит мир наших культурных увлечений. Для меня это - музыка (играет на музыкальном инструменте).

Классный руководитель. Следующая функция культуры — регулятивная. В обществе действуют определенные нормы и правила. Культура упорядочивает их в соответствии с реальным поведением людей. При помощи чего это делается?

Учащиеся. Это соответствие достигается соблюдением моральных норм и принципов, поддержанием духовных ценностей. В наше время особое внимание уделяется доброжелательности и терпимости, любви и милосердию, честности и совести. Главное правило нашей жизни — уметь думать не только о своей жизни и благополучии, но и о других людях, соблюдая при этом терпимость к представителям других конфессий, партий, организаций, национальностей и верований.

Учитель MXК (мировая художественная культура). У каждого народа своя национальная культура, а значит — традиции и обычаи, язык и вера. И ко всему этому надо относиться с пониманием. При этом хочу отметить, что культура помогает людям общаться и понимать друг друга. Примером этому могут служить всевозможные фестивали: молодежные, музыкальные, искусств и т.д. Они сближают людей, особенно искусство, о котором говорят, что оно является миром без границ (рассказывает о своем или чьем-то участии в таком фестивале).

Смотрят фрагменты кинофильма «Традиции и обряды народов мира», «Историю молодежных фестивалей». Учитель комментирует, отвечает на вопросы.

Классный руководитель. Что отличает культурного человека?

Учащиеся. Культурного человека отличает интеллигентность (интеллигентный - от лат. знающий, понимающий, разумный). Интеллигентность — сплав умственных и этических достоинств человека, проявляется в ширине и глубине эрудиции человека, богатстве его знаний и внутреннего мира. Поэтому интеллигентный человек высоко ценит достоинство другого человека. У него обостренное чувство социальной справедливости, он следует велениям совести, тактичен, терпим к инакомыслию, ориентирован на общечеловеческие ценности, ему свойственен интернационализм.

Классный руководитель. Какие из этих качеств, на ваш взгляд, присущи вам? (Раздает листы бумаги с отпечатанным текстом: эрудиция, чувство социальной справедливости, совесть, такт, терпимость во взаимоотношениях с близкими людьми, терпимость к инакомыслию, ориентация на общечеловеческие ценности, интернационализм. Ребята (можно анонимно) подчеркивают (используется классным руководителем в дальнейшей работе для коррекции вопросов воспитания, советов по самообразованию).)

Классный руководитель. Особой функцией культуры является индивидуализация. Каждая личность развивается и совершенствуется. Что ей для этого необходимо?

Учащиеся:

- Необходимый уровень знаний, т.е. образование.

- Кроме этого человек должен идти к своей цели сознательно  и целеустремленно.

- Необходимо развитие своих задатков, способностей и талантов. Но таланту, чтобы достичь желаемой цели, необходимо активное и настойчивое развитие своих способностей. Так и поступает наша одноклассница Маша Н. Ее умелые руки, старания, дополнительные занятия по прикладному искусству дали свои результаты. Ее творчеством восхищаются и у нас, и за рубежом (рассматривают экспонаты выставки).

Классный руководитель. Сплав ранее перечисленных Форм культуры дает нам самую важную из них — человекотворческую, так как культура делает человека гуманистом на основе нравственного очищения, возвышения его чувств и интеллекта, стремления к идеалу. Она является характеристикой развития человека как культурного индивида, воспитывает в человеке человеческое. Роль образования в процессе воспитания культуры личности непререкаема.

Учащийся. Но вы же не можете не согласиться с тем, что многие люди чаще заботятся о том, чтобы получить как можно больше богатства, т.е. об «образовании» материальных благ, и не очень беспокоятся об «образовании» своего ума, души и сердца.

Классный руководитель. Да, ребята, это так. Но, наверно, цивилизованный мир потому и существует, «что для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека» (А. Шопенгауэр). Вот к тому, что «есть в человеке» и относится все то, что мы получаем в процессе образования. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Образование — это...

Учащиеся:

— Получение знаний и навыков.

- Обучение и просвещение.

- Необходимое условие для подготовки к жизни и труду.

— Совокупность знаний, умений и навыков, а также взглядов и убеждений.

Классный руководитель. Благодаря образованию человек усваивает определенную сумму знаний, навыков, которые переходят в умения. Тем более если человека учат не просто тому, что думать, а еще и тому, как думать. Одним из условий успеха образования является самообразование. А при успешном сочетании того и другого происходит эффективное формирование и развитие личности (подготовка к труду, нравственное становление, а это значит, и подготовка к жизни согласно моральным нормам общества).

Учащийся. Я уверен, что многим хотелось бы научиться «как думать». Но ведь это, как и успехи в образовании, зависит не только от желания человека, а еще и от его способностей и уровня интеллекта.

Классный руководитель. Способности и интеллект у каждого, конечно, разные. Но разве вы никогда не замечали, что некоторые люди, настойчиво добиваясь своей цели, вскоре обгоняют всех? (Учитель приводит в пример ученика масса, школы; его победы на олимпиадах, поступление в институт и т.д.)

Может быть, вы просто еще не открыли в себе такие возможности? Конечно, для превращения возможностей в действительность нужны определенные условия. Например, насколько ваше окружение (школа, семья) заинтересовано в этом. Но в первую очередь, должны быть заинтересованы вы сами. Заставьте трудиться свой мозг и душу. Читайте, изучайте, сравнивайте и анализируйте, усваивайте человеческие истины и нормы морали, переводите их в действия и поступки, тогда вы научитесь тому, как думать и как поступать, т.е. как правильно жить. Без усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев — говорил Д.И. Менделеев. А я бы еще добавила, что без этого нет и человека. Притом замечу, что окружающий нас мир требует уже не просто человека, а личность, культурную, способную созидать духовный процесс; личность чистую, сознательную, умную, умелую и надежную.

А сейчас давайте поговорим о том, что же включает культура личности. Итак, она включает...

Учащиеся:

— Культурную деятельность, направленную на благо человека.

- Культуру сознания, способную к идеальному отражению сознания.

— Культуру тела человека, проявляющуюся в его гармоническом внешнем облике (чистота, здоровье, аккуратность, подтянутость и т.д.).

— Психологическую культуру (она необходима каждому человеку, состоит в умении понимать людей и правильно с ними общаться).

— Духовную культуру (культура чувств, отношений, эстетика, нравственность, интеллект).

— Социальную культуру (уровень приобщения личности к общечеловеческим ценностям культуры, к условиям общественной жизни, усвоению основных социальных ролей, норм, черт социального характера).

— Визуальную культуру (внешний облик, культура речи и общения, деятельности, поступков, умственного труда).

Классный руководитель. В визуальной культуре большую роль играют положительные эмоции. Они оздоровляют и омолаживают организм человека. А обязанность улыбаться становится все больше профессиональной обязанностью культурного человека. Я считаю, что человеческая улыбка, настоящая, согревающая душу и сердце другого человека, является едва ли не самым главным показателем нашей культуры. А что вы думаете об этом?

Учащиеся:

— Я вспомнила слова песни: «Человек идет и улыбается — значит, человеку хорошо!» Думаю, с таким человеком стоит общаться. Такие люди обычно сами успешные и приносят удачу другим.

— Улыбается? Значит, здоров и энергичен. Не нуждается в заботе, наоборот, сам может помочь.

— Обычно улыбаются люди с хорошим характером. Они не нагоняют на других тоску, не портят настроение, с ними приятно общаться.

— Хотите быть бодрым? Общайтесь с теми, кто вам искренне улыбается.

— Быть уверенным, подтянутым, искренним и веселым - это престижно в наше время. Такие люди больше нравятся, поэтому у них больше шансов достичь успеха в своих делах и жизни.

— Искренне улыбаются люди добрые и отзывчивые. Пусть таких будет больше!

Классный руководитель. Вот на этой оптимистичной фразе мы и закончим наш разговор.

Все хором поют на мелодию песни «Улыбка»:

Если кто-то улыбнулся вам,

Значит, он здоров и в жизни состоялся.

Не вгонял в тоску он никого,

Помогал, бодрил, при этом улыбался.

Постарайся быть таким,

Ты понравишься другим:

Людям, кошке, даже маленькой улитке!

Наша жизнь — поток, река...

Выплыть чтоб наверняка,

Начинайте день с зарядки и улыбки!

(Все знакомятся с экспонатами выставки «Культура народов мира».)

Присутствующий на классном часе корреспондент школьного радио задает ребятам вопросы, ответы записываются на магнитофон, все прозвучит в радиопрограмме «Классные вести».

Вопросы:

— Почему вы решили обсудить эту тему?

— Какую составную часть культуры личности вы считаете самой важной для себя?

— А какой самый большой дефицит культуры личности (ваших знакомых, друзей, людей вообще)?

— Как вы понимали культуру личности до этого разговора?

— Что нового и полезного вынесли вы из разговора?

— Вы считаете себя культурной личностью?

Автор: Кулинич Галина Григорьевна

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Нет комментариев. Ваш будет первым!