Классный час «Культура мира», 10-11 класс

Разработка классного часа для старшеклассников

Тема: Культура мира

Задачи, пропаганда идей культуры мира; подготовка ребят к выполнению конкретных дел; развитие инициативы; развитие творческих способностей.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; подготовка творческих заданий; координация работы с библиотекарем, учителем ИЗО, зам. директора, представителем оргкомитета городского фестиваля; оформление выставки; консультации по выступлениям учащихся.

Участники, классный руководитель; учащиеся; зам. директора по воспитательной работе; представитель оргкомитета городского фестиваля.

Ход классного часа

В настоящее время происходит смена культурных идеалов: от «человека образованного» к «человеку культуры», от «человека борьбы» к «человеку мира».

B.C. Библер

Классный руководитель. Человечество вступило в XXI век, что отождествляется со вступлением в Новый Мир. Новому всегда присущи новые условия и новые обстоятельства, а значит, ему необходимы и новые действия, которые возможны только при условии нового сознания. Поэтому Елена Рерих и призывала к перерождению сознания. 2001—2010 годы были объявлены Генеральной Ассамблеей ООН Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей.

Людям мира, а детям особенно (ведь они - будущее планеты), нужен мир. в основе которого лежит демократия и свобода, терпимость и взаимопонимание. А прочным фундаментом для этого может служить экономическое и социальное развитие. Как же этого достичь? В основе всего должен стоять сам человек, с его нравственными помыслами и действиями. Вот поэтому в настоящее время акцент в воспитании делается на такие качества личности, как миролюбие, терпимость, открытость и толерантность.

Культура, которая является духовной сферой жизни человека и которой в настоящее время уделяется такое большое внимание, сочетает общечеловеческие культурные ценности и традиционные национальные ценности.

Культура мира отрицает насилие над личностью, которое оказывает отрицательное воздействие на личность, т.к. в результате этого страдает ее (личности) духовное, нравственное и даже физическое развитие. Что же мы в данном случае можем подразумевать под ненасилием?

Учащиеся:

- Прежде всего это — признание равных прав для всех людей Земли.

- Это свобода мышления.

- Это право свободного выбора.

- Иметь свою точку зрения и иметь возможность отстоять ее.

- Иметь право идти к истине жизни своим путем.

Классный руководитель. Все это сходится на том, что человек должен иметь возможность строить свою жизнь и взаимоотношения с другими людьми в мире, дружбе и безопасности. А сейчас поговорим о смысле и значении культуры мира.

Учащиеся:

- Культура мира — это культура жизни, которая заключается в том, что проявляется уважение к жизни каждого человека, ему также гарантируются все его права.

- Когда конфликты решаются не путем насилия, а устранением причин, которые их вызвали. И все это в процессе диалога и переговоров.

- Человечество должно принимать всестороннее участие «в процессе справедливого удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений в области развития и окружающей среды». У человека одна жизнь, притом, не очень долгая. Так почему бы не постараться сделать ее такой, чтобы люди по-настоящему жили, а не существовали. И все потому, что каждый, если он получил право жить, вместе с этим правом должен получить и другое — право жить по-человечески.

- Культура мира предполагает и развитие равных прав и возможностей женщин и мужчин.

- Согласно новому образу жизни каждый человек имеет право на получение информации, а также свободно выражать свое мнение и убеждение.

- Культура мира привержена принципам справедливости, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия. А еще я хочу отметить, что взаимопонимание по всем вопросам и проблемам (культуры, религии и т.д.) начинается не сразу с целых народов, а с отдельно взятых людей. Диалог и взаимопонимание должны идти от человека к человеку по нарастающей. Значит, можно сделать вывод, что все начинается с нас самих, так как культура мира начинается с культуры отдельной личности.

Классный руководитель. Наши классные поэты поработали над стихотворным вариантом смысла и значения культуры мира.

Учащиеся:

— Жизнь дана человеку, чтобы жить и работать,

Жизнь дана человеку, чтоб любить и дерзать.

Прояви уваженье к совершенству творенья.

По какому же праву ты все хочешь отнять?

 

— Прояви терпение, напрягай свой ум,

Пусть к тебе ниспустятся сотни умных дум.

Помни, что в конфликтах

Диалог так важен.

Кто себя преодолел,

Тот и есть отважен!

 

— Чем применять насилие,

Так лучше все усилия

Направь без промедления

На удовлетворение

Потребностей людей Земли

И окружающей среды.

О детях будущих подумай,

Избавь их тоже от беды.

 

— Все говорили, говорили

О равных мы правах...

Так не пора ли нам все это

Осуществить в делах?

 

— Хочу я выразить свободно свое мнение

О том, какие я имею убеждения.

Хочу всю информацию по полной получить,

Чтоб знать, что где и что когда

И чтоб спокойно жить.

 

— Вот, люди, вам мое признание —

Не так просто взаимопонимание.

Но, прежде чем народы призывать,

Я думаю, с себя надо начинать —

 

Убрать конфликты меж отдельными людьми.

Насколько же мудрее станем мы!

Тогда религии, культуры, все народы

Добьются мира, счастья и свободы!

Классный руководитель. Хочу заострить ваше внимание на том, что для того, чтобы культура мира действительно вошла в нашу жизнь, ей необходимо наше содействие, наша непосредственная деятельность в образовательной, социальной и гражданской сферах жизни человека. Нельзя ждать положительного результата только оттого, что мы поговорим об этом. Надо действовать так, чтобы культура мира навсегда поселилась и в умах, и в сердцах людей всей планеты. Образование, пропаганда, действие и разъяснение конкретных действий — вот средства создания культуры мира. Только полная дальнейшая гармония во всем (как результат предпринятых средств и действий) — человек — общество — окружающая среда - даст желаемый результат.

Особая роль в обеспечении перехода человечества к культуре мира принадлежит людям, которые имеют большую возможность воздействовать на наши умы. Кто же эти люди?

Учащиеся:

— В первую очередь, это политические деятели, члены правительства и парламента. Они вырабатывают законы и направления в политике, которым следует общество руководимого ими государства (приводят примеры мирных инициатив и законов, способствующих укреплению мира на данный период времени, например «Саммит глав большой восьмерки»).

— Это преподаватели, которые обучают нас, молодых, законам и истинам, которые помогают укреплять культуру мира.

— Это журналисты, которые предоставляют нам повседневную информацию, обеспечивающую возможность ориентироваться в мире событий, а значит, и дальнейших действий; и все средства информации, так как они выступают в роли просветителя по разным вопросам; в настоящее время они стараются обеспечить все большую свободу для выражения всевозможных мнений и убеждений.

— Это и семья, которая знакомит нас с морально значимыми традициями и обрядами, культурой поведения и общения.

- Это и религиозные лидеры, выступающие против антиморальных явлений жизни и против использования религиозных мотиваций в терроризме, и против терроризма как такового (проведение саммита представителей различных религий и конфессий).

— Это неправительственные организации, пропагандирующие культуру мира. Взаимосвязь всех лидеров и представителей различных культур обеспечивает все большую эффективность их деятельности.

Представитель оргкомитета городского фестиваля знакомит ребят с программой проведения мероприятий и приглашает их принять посильное участие (оргмоменты, дежурство, выступления, стихи, рисунки и плакаты, участие в конкурсе на лучшую эмблему фестиваля и т.д.).

Зам. директора по воспитательной работе. 53-ясессия Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года приняла резолюцию «Международное десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты» (2001-2010 гг.). Своей задачей ООН ставит избавление грядущего поколения от бедствий войны и переход к культуре мира.

Культура ненасилия и мира поможет укрепить уважение «к жизни и достоинству каждого человека без каких бы то ни было предрассудков и дискриминации». В резолюции подчеркивается важность пропаганды ненасилия и мира, необходимость жить вместе в мире и гармонии. Заостряется внимание на сосредоточии усилий международных сообществ в поощрении политики мира, гармонии, прав, демократии и всеобщего развития.

Внедрение принципов культуры мира в жизнь проходит по трем направлениям: культура демократии, культура ненасилия и культура управления конфликтами. Какой вклад в общее дело культуры мира можем внести мы?

Поступают предложения:

— Наладить связи с ребятами из других республик и стран (переписка, привлечение молодежных организаций). Организовать встречу-фестиваль под девизом «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем», на котором обсудить участие молодежи в развитии новой концепции культуры и мира и выступить с национальной культурной программой (зам. директора по воспитательной работе).

— Провести классные часы по темам «Мир без насилия», «Проблемы общения», «Учимся терпимости», «Культура личности», «Гражданином быть обязан» и т.д. (учащиеся).

— Выступить с сообщениями по материалам классных часов перед учащимися 7—9 классов (классный руководитель).

— Выступить инициаторами проведения конкурса школьных поэтов по теме «Мы за культуру мира» (учащиеся).

— Организовать работу круглого стола «Отцы и дети», «Охрана природы — общая забота» (учащиеся).

— Принять участие в городском (районном) фестивале искусств «Язык искусства — мир без границ» (зам. директора по воспитательной работе).

— Собрать материалы для видеофильма «О, спорт, ты — мир!» (учащиеся).

— Внести свой вклад в работу школьной программы «Милосердие» (встреча с представителями фонда милосердия и здоровья, оказание конкретной помощи престарелым и ветеранам) (классный руководитель).

— Организовать мобильную группу класса для работы в школьном лесничестве (учащиеся).

— Провести круглый стол с участием учителей, работающих в классе, по темам «От культуры знаний к культуре личности» и «Культура личности — нравственная ценность».

Зам. директора по воспитательной работе. Путь к культуре мира (в мире фактов):

— Подписано соглашение между правительством г. Москвы и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о сотрудничестве и реализации проекта «Культура мира в России - год 2000» (декабрь 1998).

— Городская конференция представителей общественных организаций, научной и культурной общественности, органов исполнительной власти по теме «Подготовка к Международному году культуры мира». Прошло обсуждение Комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира» (март, 1999).

— Международный форум «За культуру мира и диалог между цивилизациями в третьем тысячелетии» (13—16 мая, участники - представители более чем 40 стран).

— Разработана программа «Мы на пути к культуре мира» (1999-2000).

— В Москве живут люди более 150 национальностей (добавляются новые факты).

Затем ребята и учителя рассматривают выставку художников класса «Символы мира»:

— голубь мира (голубь мира Пикассо, государственный флаг Кипра с эмблемой голубя, эмблема американской организации «Корпус мира», эмблема почтового ведомства и свои варианты);

— свое видение эмблемы антиядерного движения («ядерный гриб», перечеркнутый крест-накрест, и свои варианты);

— оливковая ветвь («протянуть ветвь мира»);

— пальмовая ветвь (лист финиковой пальмы, соответствует понятию «долгие лета!», выражение «пальма первенства» - высшая награда);

— рукопожатие (выражает союз, дружбу, единение, примирение).

Автор: Кулинич Галина Григорьевна

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Нет комментариев. Ваш будет первым!