Классный час «Культура мира», 10-11 класс

Разработка классного часа для старшеклассников

Тема: Культура мира

Задачи, пропаганда идей культуры мира; подготовка ребят к выполнению конкретных дел; развитие инициативы; развитие творческих способностей.

Подготовительная работа: подбор литературы по теме; подготовка творческих заданий; координация работы с библиотекарем, учителем ИЗО, зам. директора, представителем оргкомитета городского фестиваля; оформление выставки; консультации по выступлениям учащихся.

Участники, классный руководитель; учащиеся; зам. директора по воспитательной работе; представитель оргкомитета городского фестиваля.

Ход классного часа

В настоящее время происходит смена культурных идеалов: от «человека образованного» к «человеку культуры», от «человека борьбы» к «человеку мира».

B.C. Библер

Классный руководитель. Человечество вступило в XXI век, что отождествляется со вступлением в Новый Мир. Новому всегда присущи новые условия и новые обстоятельства, а значит, ему необходимы и новые действия, которые возможны только при условии нового сознания. Поэтому Елена Рерих и призывала к перерождению сознания. 2001—2010 годы были объявлены Генеральной Ассамблеей ООН Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей.

Людям мира, а детям особенно (ведь они - будущее планеты), нужен мир. в основе которого лежит демократия и свобода, терпимость и взаимопонимание. А прочным фундаментом для этого может служить экономическое и социальное развитие. Как же этого достичь? В основе всего должен стоять сам человек, с его нравственными помыслами и действиями. Вот поэтому в настоящее время акцент в воспитании делается на такие качества личности, как миролюбие, терпимость, открытость и толерантность.

Культура, которая является духовной сферой жизни человека и которой в настоящее время уделяется такое большое внимание, сочетает общечеловеческие культурные ценности и традиционные национальные ценности.

Культура мира отрицает насилие над личностью, которое оказывает отрицательное воздействие на личность, т.к. в результате этого страдает ее (личности) духовное, нравственное и даже физическое развитие. Что же мы в данном случае можем подразумевать под ненасилием?

Учащиеся:

- Прежде всего это — признание равных прав для всех людей Земли.

- Это свобода мышления.

- Это право свободного выбора.

- Иметь свою точку зрения и иметь возможность отстоять ее.

- Иметь право идти к истине жизни своим путем.

Классный руководитель. Все это сходится на том, что человек должен иметь возможность строить свою жизнь и взаимоотношения с другими людьми в мире, дружбе и безопасности. А сейчас поговорим о смысле и значении культуры мира.

Учащиеся:

- Культура мира — это культура жизни, которая заключается в том, что проявляется уважение к жизни каждого человека, ему также гарантируются все его права.

- Когда конфликты решаются не путем насилия, а устранением причин, которые их вызвали. И все это в процессе диалога и переговоров.

- Человечество должно принимать всестороннее участие «в процессе справедливого удовлетворения потребностей нынешних и будущих поколений в области развития и окружающей среды». У человека одна жизнь, притом, не очень долгая. Так почему бы не постараться сделать ее такой, чтобы люди по-настоящему жили, а не существовали. И все потому, что каждый, если он получил право жить, вместе с этим правом должен получить и другое — право жить по-человечески.

- Культура мира предполагает и развитие равных прав и возможностей женщин и мужчин.

- Согласно новому образу жизни каждый человек имеет право на получение информации, а также свободно выражать свое мнение и убеждение.

- Культура мира привержена принципам справедливости, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия. А еще я хочу отметить, что взаимопонимание по всем вопросам и проблемам (культуры, религии и т.д.) начинается не сразу с целых народов, а с отдельно взятых людей. Диалог и взаимопонимание должны идти от человека к человеку по нарастающей. Значит, можно сделать вывод, что все начинается с нас самих, так как культура мира начинается с культуры отдельной личности.

Классный руководитель. Наши классные поэты поработали над стихотворным вариантом смысла и значения культуры мира.

Учащиеся:

— Жизнь дана человеку, чтобы жить и работать,

Жизнь дана человеку, чтоб любить и дерзать.

Прояви уваженье к совершенству творенья.

По какому же праву ты все хочешь отнять?

 

— Прояви терпение, напрягай свой ум,

Пусть к тебе ниспустятся сотни умных дум.

Помни, что в конфликтах

Диалог так важен.

Кто себя преодолел,

Тот и есть отважен!

 

— Чем применять насилие,

Так лучше все усилия

Направь без промедления

На удовлетворение

Потребностей людей Земли

И окружающей среды.

О детях будущих подумай,

Избавь их тоже от беды.

 

— Все говорили, говорили

О равных мы правах...

Так не пора ли нам все это

Осуществить в делах?

 

— Хочу я выразить свободно свое мнение

О том, какие я имею убеждения.

Хочу всю информацию по полной получить,

Чтоб знать, что где и что когда

И чтоб спокойно жить.

 

— Вот, люди, вам мое признание —

Не так просто взаимопонимание.

Но, прежде чем народы призывать,

Я думаю, с себя надо начинать —

 

Убрать конфликты меж отдельными людьми.

Насколько же мудрее станем мы!

Тогда религии, культуры, все народы

Добьются мира, счастья и свободы!

Классный руководитель. Хочу заострить ваше внимание на том, что для того, чтобы культура мира действительно вошла в нашу жизнь, ей необходимо наше содействие, наша непосредственная деятельность в образовательной, социальной и гражданской сферах жизни человека. Нельзя ждать положительного результата только оттого, что мы поговорим об этом. Надо действовать так, чтобы культура мира навсегда поселилась и в умах, и в сердцах людей всей планеты. Образование, пропаганда, действие и разъяснение конкретных действий — вот средства создания культуры мира. Только полная дальнейшая гармония во всем (как результат предпринятых средств и действий) — человек — общество — окружающая среда - даст желаемый результат.

Особая роль в обеспечении перехода человечества к культуре мира принадлежит людям, которые имеют большую возможность воздействовать на наши умы. Кто же эти люди?

Учащиеся:

— В первую очередь, это политические деятели, члены правительства и парламента. Они вырабатывают законы и направления в политике, которым следует общество руководимого ими государства (приводят примеры мирных инициатив и законов, способствующих укреплению мира на данный период времени, например «Саммит глав большой восьмерки»).

— Это преподаватели, которые обучают нас, молодых, законам и истинам, которые помогают укреплять культуру мира.

— Это журналисты, которые предоставляют нам повседневную информацию, обеспечивающую возможность ориентироваться в мире событий, а значит, и дальнейших действий; и все средства информации, так как они выступают в роли просветителя по разным вопросам; в настоящее время они стараются обеспечить все большую свободу для выражения всевозможных мнений и убеждений.

— Это и семья, которая знакомит нас с морально значимыми традициями и обрядами, культурой поведения и общения.

- Это и религиозные лидеры, выступающие против антиморальных явлений жизни и против использования религиозных мотиваций в терроризме, и против терроризма как такового (проведение саммита представителей различных религий и конфессий).

— Это неправительственные организации, пропагандирующие культуру мира. Взаимосвязь всех лидеров и представителей различных культур обеспечивает все большую эффективность их деятельности.

Представитель оргкомитета городского фестиваля знакомит ребят с программой проведения мероприятий и приглашает их принять посильное участие (оргмоменты, дежурство, выступления, стихи, рисунки и плакаты, участие в конкурсе на лучшую эмблему фестиваля и т.д.).

Зам. директора по воспитательной работе. 53-ясессия Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года приняла резолюцию «Международное десятилетие культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты» (2001-2010 гг.). Своей задачей ООН ставит избавление грядущего поколения от бедствий войны и переход к культуре мира.

Культура ненасилия и мира поможет укрепить уважение «к жизни и достоинству каждого человека без каких бы то ни было предрассудков и дискриминации». В резолюции подчеркивается важность пропаганды ненасилия и мира, необходимость жить вместе в мире и гармонии. Заостряется внимание на сосредоточии усилий международных сообществ в поощрении политики мира, гармонии, прав, демократии и всеобщего развития.

Внедрение принципов культуры мира в жизнь проходит по трем направлениям: культура демократии, культура ненасилия и культура управления конфликтами. Какой вклад в общее дело культуры мира можем внести мы?

Поступают предложения:

— Наладить связи с ребятами из других республик и стран (переписка, привлечение молодежных организаций). Организовать встречу-фестиваль под девизом «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем», на котором обсудить участие молодежи в развитии новой концепции культуры и мира и выступить с национальной культурной программой (зам. директора по воспитательной работе).

— Провести классные часы по темам «Мир без насилия», «Проблемы общения», «Учимся терпимости», «Культура личности», «Гражданином быть обязан» и т.д. (учащиеся).

— Выступить с сообщениями по материалам классных часов перед учащимися 7—9 классов (классный руководитель).

— Выступить инициаторами проведения конкурса школьных поэтов по теме «Мы за культуру мира» (учащиеся).

— Организовать работу круглого стола «Отцы и дети», «Охрана природы — общая забота» (учащиеся).

— Принять участие в городском (районном) фестивале искусств «Язык искусства — мир без границ» (зам. директора по воспитательной работе).

— Собрать материалы для видеофильма «О, спорт, ты — мир!» (учащиеся).

— Внести свой вклад в работу школьной программы «Милосердие» (встреча с представителями фонда милосердия и здоровья, оказание конкретной помощи престарелым и ветеранам) (классный руководитель).

— Организовать мобильную группу класса для работы в школьном лесничестве (учащиеся).

— Провести круглый стол с участием учителей, работающих в классе, по темам «От культуры знаний к культуре личности» и «Культура личности — нравственная ценность».

Зам. директора по воспитательной работе. Путь к культуре мира (в мире фактов):

— Подписано соглашение между правительством г. Москвы и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о сотрудничестве и реализации проекта «Культура мира в России - год 2000» (декабрь 1998).

— Городская конференция представителей общественных организаций, научной и культурной общественности, органов исполнительной власти по теме «Подготовка к Международному году культуры мира». Прошло обсуждение Комплексной городской программы «Москва на пути к культуре мира» (март, 1999).

— Международный форум «За культуру мира и диалог между цивилизациями в третьем тысячелетии» (13—16 мая, участники - представители более чем 40 стран).

— Разработана программа «Мы на пути к культуре мира» (1999-2000).

— В Москве живут люди более 150 национальностей (добавляются новые факты).

Затем ребята и учителя рассматривают выставку художников класса «Символы мира»:

— голубь мира (голубь мира Пикассо, государственный флаг Кипра с эмблемой голубя, эмблема американской организации «Корпус мира», эмблема почтового ведомства и свои варианты);

— свое видение эмблемы антиядерного движения («ядерный гриб», перечеркнутый крест-накрест, и свои варианты);

— оливковая ветвь («протянуть ветвь мира»);

— пальмовая ветвь (лист финиковой пальмы, соответствует понятию «долгие лета!», выражение «пальма первенства» - высшая награда);

— рукопожатие (выражает союз, дружбу, единение, примирение).

Автор: Кулинич Галина Григорьевна

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Нет комментариев. Ваш будет первым!