Классный час «Мастерская общения», 11 класс

Классный час в 11 классе. Разработка

Мастерская общения  для 11 класса «Чайка, живущая в каждом из нас...»

Участники: учащиеся 11-го класса, классный руководитель.

Цели:

1) содействовать развитию у учащихся способности проявлять и отстаивать свою индивидуальность;

2) способствовать формированию у старшеклассников умения сопереживать, быть толерантными по отношению друг к другу;

3) развивать навыки критического мышления и творческие способности детей.

Подготовительная работа

1. Классный руководитель читает книгу Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон», отбирает для обсуждения пять отрывков из этого произведения, которые распечатываются для каждого учащегося.

2. Классный руководитель находит мультфильм «Адажио» (автор сценария и режиссер Г. Бардин) и выбирает фрагмент для просмотра учащимися в ходе мастерской.

3. Изготавливаются шесть «шляп мышления» разного цвета:

— белая шляпа символизирует при чтении и обсуждении нейтральную позицию, например, прочитать и пересказать самое важное в отрывке;

— черная шляпа — позицию «против» (что не понравилось при чтении текста);

— желтая шляпа — позицию «за» (что ценного и полезного почерпнули из данной информации);

— синяя шляпа — позицию размышления (предложите пути решения возникшей проблемной ситуации);

— красная шляпа —- позицию эмоционального восприятия;

— зеленая шляпа — позицию творческого преобразования.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) запись на доске эпиграфа мастерской: «Истинному Джонатану — Чайке, живущей в каждом из нас. Р. Бах»

б) книга Р. Баха «Чайка Джонатан Ливингстон»;

в) телевизор, видеомагнитофон с видеокассетой мультфильма «Адажио»;

г) магнитофон с аудиокассетой со звуками шума моря и крика чаек;

д) шесть «шляп мышления»;

е) распечатанные отрывки из книги;

ж) бумага и ручка у каждого ученика;

з) расставленные в кабинете по кругу стулья, на которых будут сидеть учащиеся и педагог.

Ход занятия

I. Организационный момент. Вступительное слово классного руководителя.

Классный руководитель. Добрый день! Сегодня мы проведем с вами мастерскую общения. В мастерской можно говорить, высказывать свои идеи, можно и помолчать. Это ваше право. Удачи нам всем!

Свою мастерскую я посвящаю Татьяне Алексеевне Соколовой, именно она научила меня находить в каждом человеке «изюминку». Кому бы вы хотели посвятить наш классный час?

Старшеклассники по желанию отвечают на вопрос классного руководителя.

II. Основная часть мастерской.

Классный руководитель. Я хочу познакомить вас с удивительной книгой, о которой Рэй Бредбери сказал: «Эта книга Ричарда Баха действует сразу в двух направлениях. Она сообщает мне чувство полета и возвращает мне молодость». Мы будем читать вслух отрывки из этой книги и размышлять, используя шесть «шляп мышления» (презентация шляп — объяснение того, что они символизируют). Фиксируйте свои мысли на бумаге.

Раздаются звуки шума моря и крика чаек. Классный руководитель предлагает прочитать каждому ученику самостоятельно первый отрывок из произведения Ричарда Баха.

Ученики. Было утро, и новое солнце золотом разлилось по испещренной рябью поверхности моря. Рыбацкая лодка в миле от берега. И зов над водой — это сигнал к завтраку. Большой сбор. Снова и снова раздавался он в воздухе, пока, наконец, тысячи чаек не слетелись в толпу. И каждая из птиц хитростью и силой пыталась урвать кусок пожирнее. Наступил еще один день — полный забот и суеты.

Но Чайки по имени Джонатан Ливингстон не было в толпе. Он тренировался, — вдали от остальных, один, высоко над лодкой и берегом.

Большинство чаек не утруждают себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полета. Отлететь от берега на кормежку и вернуться — этого вполне достаточно. Ведь для большинства имеет значение не полет, но только лишь еда. Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон важен был полет. А еда — это так... Потому что больше всего Джонатан любил летать.

Такой подход к жизни, как обнаружил Джонатан, отнюдь не прибавляет популярности в Стае.

«Но почему, Джон, почему? — спрашивала мать. — Почему так трудно быть таким же, как все?»

Учащиеся отвечают на вопросы классного руководителя.

Классный руководитель

1. Кто такой Чайка?

2. О чем пойдет речь дальше?

Ответы старшеклассников.

Одиннадцатиклассникам предлагается выбрать в соответствии со своей позицией «шляпу мышления» и высказать свою точку зрения по поводу прочитанного отрывка.

Классный руководитель после высказываний учащихся выражает свое мнение.

Есть люди не такие как все, у них свой взгляд, отличный от общества, у них свои ценности.

Все становятся в круг. Исполняя роли старейшины, Чайки и автора, ученики зачитывают второй отрывок.

Ученики. Джонатан по-прежнему мчался вперед, и скорость его полета составляла 60 миль в час. Это был триумф. Он понимал это. Предел скорости! Величайшее мгновение в истории Стаи — истинный прорыв. Так Джонатан стал первой на земле чайкой, постигшей основы искусства высшего пилотажа.

Приземлившись, Джонатан обнаружил, что попал на общее собрание Стаи. Причем, судя по всему, мероприятие началось не только что. Более того, Джонатана определенно ждали.

— Чайка Джонатан Ливингстон! — Старейшина произнес зти слова таким тоном, каким говорил только в особо торжественных случаях. — Ты вызываешься в Круг!

Вызов в круг означал либо всеобщее порицание и величайший позор, либо величайшую честь и всеобщее признание.

«Понятно, — подумал Джонатан, — это по поводу того, что случилось утром во время завтрака. Они видели прорыв! Однако почести мне ни к чему. И в лидеры — тоже не хочу. Мне, пожалуй, только хотелось бы поделиться своими находками, показать всем необозримые возможности, открытые каждому из нас».

И он сделал шаг в Круг.

— Чайка Джонатан Ливингстон! — продолжал Председатель. — Изволь выйти в Круг и подвергнуться порицанию, свидетелями которого надлежит стать всем твоим собратьям по Стае.

Это прозвучало подобно грому среди ясного неба. Джонатан вдруг почувствовал себя так, словно его огрели доской по голове. Колени подкосились, перья враз обвисли, и в ушах возник невообразимый шум. «Позор? В Круг — на порицание?! Но это невозможно! Ведь это Прорыв!»

Порицание на общем собрании. За ним неминуемо следует изгнание из сообщества чаек.

Задаются вопросы старшеклассникам, которые исполняли роли Чайки, старейшины, автора.

Ученики

1. Что вы ощущали, когда исполняли роль Чайки?

2. Какие ощущения вы испытывали при исполнении роли старейшины, автора?

3. Почему Чайку изгоняют? В чем заключается причина такого отношения? Чем могут закончиться такие взаимоотношения между личностью и толпой?

4. Как вы относитесь к Чайке?

5. О чем пойдет речь дальше?

Всем остальным ученикам предлагается воспользоваться «шляпами мышления» и высказать свою точку зрения по поводу услышанного.

Демонстрируется отрывок мультфильма «Адажио», а затем учащиеся читают третий отрывок.

Ученики. Остаток своих дней Чайка Джонатан Ливингстон провел в одиночестве, однако отнюдь не в Дальних Скалах, ибо он улетел гораздо дальше. И единственным, что несколько угнетало его, было не одиночество, но отказ остальных чаек поверить в славу полета, их ожидавшую.

С каждым днем знание, которым обладал Джонатан, росло.

В одиночестве наслаждался он плодами того, что некогда намеревался подарить всей Стае. Он научился летать и не сожалел о той цене, которую ему пришлось заплатить.

И они пришли — вечером — и нашли его. Две чайки появились рядом с ним и летели крыло к крылу по обе стороны от него.

— Кто же вы такие?

— Мы — из твоей Стаи, Джонатан. Мы — твои братья, и мы пришли за тобой. Пора подниматься выше. Пора возвращаться домой. Ты обрел знания. Одна школа закончена, пришла пора начинать другую.

— Я готов.

И они втроем — Чайка Джонатан Ливингстон и две сияющие подобно звездам птицы — устремились ввысь.

Чайки, тренировавшиеся у берега, приблизились к ним. Ни слова не было произнесено, однако Джонатан почувствовал: они приветствуют его, и он принят, и здесь его дом.

В последующие дни Джонатан обнаружил, что здесь, в новом месте, ему предстоит узнать об искусстве полета не больше, чем он узнал за всю свою прежнюю жизнь. Однако с одним существенным отличием. Здесь были чайки, мыслившие так же, как он.

Шли дни. А Джонатан все чаще ловил себя на том, что думает о земле, откуда пришел в самом начале. Несмотря на прожитую в одиночестве жизнь, Чайка был рожден для того, чтобы быть учителем. Он чувствовал, что должен вернуться.

Происходит обсуждение отрывков из мультфильма и книги с использованием «шляп мышления». Педагог завершает его следующими суждениями.

Классный руководитель. Чайка оказывается в другом мире, он лучше учится летать, находит несколько таких чаек. Несмотря на подавление, он делает свое дело, реализует себя. Он может перед собой поставить цель.

Чайка — это личность, он противодействует социальной среде, которая не хочет его понять и принять. У Чайки сильная воля. Он стремится выразить себя.

Ученики читают четвертый отрывок.

Ученики. Чайка Флетчер Линд был еще весьма молод, однако уже знал, что никогда ни одна Стая не поступала столь грубо и несправедливо, как поступила сегодня с ним его собственная Стая. «Ну да ладно — мне все равно плевать. Они у меня увидят, что значит — летать по-настоящему».

И тут он услышал голос, который звучал где-то внутри его собственной головы: «Не нужно их ругать, Флетчер. Изгнав тебя, они навредили только сами себе».

Чайка Флетчер Линд — оказался практически идеальным учеником. Прошло три месяца. У Джонатана появилось еще шесть учеников. Все шестеро были Изгнанниками.

— Мы свободны — и поэтому вольны идти куда хотим и быть самими собой везде, где бы мы не находились.

Замешательство Стаи было настолько глубоким, что все опасения Флетчера относительно того, что их будут бить, мигом растаяли как дым. Стая оцепенела.

Целый час потребовался для того, чтобы постановление Председателя обошло всю Стаю:

— Не сметь обращать на них внимание. Игнорировать.

Через месяц после возвращения произошло событие — первая чайка откололась от Стаи и попросилась к Джонатану в ученики. Изо дня в день толпа росла.

Старшеклассники отвечают на вопросы классного руководителя.

Классный руководитель

1. Как вы относитесь к Чайке?

2. Какое у вас складывается мнение по отношению к его ученикам?

3. Как вы охарактеризуете свое отношение к стае?

4. О чем пойдет речь дальше?

Одиннадцатиклассники отвечают. Педагог высказывает свою точку зрения.

Чайка стал учителем. Он никого не боится, он целеустремленный.

Учащиеся читают пятый отрывок.

Ученики. Флетчер окинул своих учеников критическим взглядом:

— Хм... э-э-э... Ладно, начнем с освоения искусства горизонтального полета.

И стоило ему это произнести, как он уже понял, что происхождение его друга было ничуть не более божественным, чем его собственное.

— Нет пределов, Джонатан? — И он улыбнулся. Начинался его собственный путь знания.

— Эта Чайка — настоящая личность, он смог реализовать себя. Он не останавливается на достигнутом. Уже появились ученики у Флетчера. Нет пределов, Джонатан.

III. Рефлексия.

Классный руководитель предлагает завершить работу мастерской выполнением творческого задания: написать небольшое сочинение, эссе или выполнить рисунок, где постараться выразить свои чувства и мысли, вызванные знакомством с произведением Ричарда Баха.

После выполнения учениками творческого задания слышатся звуки шума моря и крика чаек, под которые педагог произносит следующие слова.

Классный руководитель. Истинному Джонатану — Чайке, живущей в каждом из нас.

Пусть чувство полета, стремление быть нужным и полезным не покидает вас. Творите, думайте, дерзайте. У вас все еще впереди и все зависит от вас самих.

Я благодарю всех за работу.

Литература

1. Бах Р. Чайка Джонатан Ливингстон. Киев, 1999.

2. Бетти Э. Риэрдон Толерантность — дорога к миру. М., 2001.

3. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т. В. Светенко, И.В. Галковской. Псков, 2002.

4. Учитель и ученик: возможность диалога и понимания. Т. 1 / Сост. Е.А. Генике, Е.А. Трифонова. М., 2002.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Наталья Викторовна Устимова # 28 декабря 2015 в 23:22 0
Большое спасибо за такой необычный сценарий полностью согласна что в наше время необходимо содействовать развитию у учащихся способности проявлять и отстаивать свою индивидуальность.А главное научить детей и подростков сопереживать, быть толерантными по отношению друг к другу.
Елена Вячеславовна Тихомирова # 26 января 2016 в 15:12 0
Соглашусь, что сценарий действительно необычный и оригинальный. Такие моменты необходимо проводить со школьниками, но я проведу с 10 классами, 11 классы сейчас немного загружены подготовкой к экзаменам. Спасибо)
Светлана Олеговна Адонина # 1 февраля 2016 в 18:34 0
Сценарий необычный и полезный. В наше время учащихся необходимо подталкивать для проявления своей индивидуальности. Методика "Шесть шляп мышления" оригинальная и в какой-то степени новая.
Елена Анатольевна Камаева # 26 февраля 2016 в 19:05 0
Да, действительно, мероприятие оригинальное и нужное для старшеклассников:ведь немногие из них могут выразить себя как личность, не все из них могут уметь слышать друг друга, быть толерантными.
Наталья Викторовна Кудрявцева # 28 февраля 2016 в 08:41 0
Огромное спасибо! За совместным анализом произведения скрывается глубокий смысл, который заставляет учащихся иначе взглянуть на окружающий мир, найти ответы на волнующие вопросы, изменить своё мнение о поступках окружающих. В скрытой форме воспитывается чувство толерантности, критическое мышление.
Антонина Николаевна Рубенко # 18 января 2018 в 18:27 0
Спасибо за разработку! Зацепило называние, сразу захотелось посмотреть, о чем же занятие. Форма мастерской очень популярна сейчас, однако такой качественный материал попадается нечасто. Сценарий классного часа продуман до мелочей, можно брать целиком и без изменений. Это такая редкость!