Классный час. Мать Тереза, 11 класс

Информационный классный час в 11 классе «Люди и судьбы. Мать Тереза»

Жизнь - это шанс, не упусти его.

(Жизнь - это красота, удивляйся ей.

Жизнь - это мечта, осуществи ее.

Жизнь - это долг, исполни его.

Жизнь - это игра, так играй!

Жизнь - это любовь, так люби.

Жизнь - это тайна, разгадай ее.

Жизнь - это трагедия, выдержи ее.

Жизнь - это приключение, решись на него.

Жизнь - это жизнь, спаси ее!

Жизнь - это счастье, сотвори его сам.

Жить стоит. Не уничтожай свою жизнь!

Мать Тереза

Задачи

1. Познакомить учащихся с жизнью и судьбой лауреата Нобелевской премии мира Агнес Бояджиу — матери Терезы

2. Способствовать развитию интереса к жизни и судьбам людей, оставивших свой след в истории человечества.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наследием которых были благие дела и поступки.

Подготовительная работа

1. Познакомиться с биографией матери Терезы.

2. Подготовить презентацию по теме информационного часа.

3. Подготовить литературные отрывки для чтения в ходе информационного часа.

4. Найти запись выступления матери Терезы.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Включение записи голоса матери Терезы.

Классный руководитель. Есть люди, жизнь которых можно сравнить с полетом падающей звезды. Горят ярко, живут солнечно, сгорают без остатка. Таким человеком была Агнес Бояджиу - мать Тереза. С рассказа об этой внешне ничем не примечательной женщине мы начинаем серию информационно- познавательных часов в рубрике «Люди и судьбы».

Наш информационный час мы проведем в форме предполагаемой пресс-конференции, которая могла бы состояться, если бы мать Тереза была жива.

Ученик. Итак, мы начинаем!

Ученица. Когда у умирающей матери Терезы спросили, были ли у нее выходные или праздники, она ответила: «Да! У меня каждый день праздник!»

Ученик. У одного журналиста, наблюдавшего ежедневную работу матери Терезы и сестер ее Ордена милосердия с прокаженными, больными и умирающими, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов». «За миллион и я бы не сделала, - ответила мать Тереза, - только бесплатно! Из любви к Христу!»

Ученица. Кто такая мать Тереза? Почему ей открывались любые двери? Почему она могла делать бесплатно то, что другие не могли бы сделать за миллионы?

Ученик. Короли и принцы, президенты и дипломаты - принцесса Анна, Ясир Арафат, Джордж Буш, Фидель Кастро, Рональд и Нэнси Рейган, Дэн Сяопин, принцесса Диана, король Норвегии Харальд V, принц Чарльз, Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел П... Именной указатель в биографии матери Терезы озадачит вас самыми невозможными сочетаниями.

Ученица. Агнес Бояджиу, будущая мать Тереза, родилась в Скопье в албанской семье 27 августа 1910 года. Она была младшим, третьим по счету ребенком обеспеченных родителей. Бизнес ее отца состоял сначала в том, что он снабжал врачей Скопье лекарствами. Потом он торговал товарами, привезенными из Италии.

Ученик. Скопье - городок на Балканах. В нем много базаров, минаретов, там живут представители самых разных национальностей. Все религии и секты были представлены в маленьком Скопье. Семья Бояджиу исповедовала католическую веру.

Ученица. Агнес была хорошая, послушная, внимательная, доброжелательная. Прекрасно пела в церковном хоре, помогала маме, отстающим в учебе детям. Она хотела быть писательницей, потом музыкантом, миссионером в Африке.

Ученик. Ни Первая мировая война, ни пересмотр границ, ни провозглашение независимости Албании не потрясли семью так, как внезапная кончина отца.

Агнес тогда было 14, и она смогла сполна оценить мужество и предприимчивость матери, которая сумела не только сама зарабатывать на всю семью, но и заботиться о бедных соседях.

Ученица. В17 лет Агнес просит благословения матери стать монахиней и отправиться в Калькутту. Ее мать пережила шок. Агнес, такая тихая, такая разумная, такая домашняя, покладистая! Но спустя двадцать четыре часа мать дала благословение.

Ученик. Ив 18 лет Агнес покинула уютный родительский дом и стала монахиней миссионерского ордена «Лоретские сестры». Свое послушничество она начала в Индии - стране, известной своей невероятной бедностью.

Ученица. В Калькутте сестра Тереза стала учительницей в школах ордена Лорето. Целых 16 лет она преподавала бенгальским девочкам на бенгальском языке историю и природоведение. Целых 16 лет она верой и правдой старалась образованием победить бедность. И у нее хорошо получалось. Она и тут занималась с отстающими детьми.

Ученик. И пела в церковном хоре. И пользовалась заслуженным уважением учительского и ученического коллектива. Стала даже директрисой одной из школ.

Ученица. И вдруг... 16 августа 1948 г. мать Тереза, получившая разрешение Рима стать вольной монахиней, переодевшись в купленное на рынке дешевое сари, покинула сестринскую обитель. С пятью рупиями в кармане она исчезла в трущобах города Калькутты. Как рассказывает легенда, она сделала это по призыву Христа следовать за Ним в трущобы, чтобы служить Ему через беднейших людей. И этому призыву мать Тереза последовала без колебаний.

Ученик. Вот как об этом рассказывает журналист, побывавший в обители матери Терезы: «В заброшенном доме, среди мусорных куч она основала школу для тех детей, которые никому не были нужны, - младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов и сирот, что положило начало системе детских приютов Ордена милосердия.

Однако ее помощь не замкнулась на уличных детях и организации школ. Она взяла на себя миссию помогать умирающим людям».

Ученица. Первая женщина, подобранная матерью Терезой прямо на залитой помоями мостовой, была объедена крысами и муравьями, но еще жива. Ни одна больница не хотела ее принимать, однако мать Тереза не отступила и заявила, что она не бросит несчастную, пока та не умрет.

Ученик. В Калькутте прямо на улицах умирали сотни бедняков, и весть о блаженной монахине, помогающей умирающим бездомным, достигла городских властей. Муниципалитет выделил ей пустой храм, посвященный индийской богине Кали, и в огромном помещении, где некогда содержался жертвенный скот, разместились умирающие бедняки.

Ученица. Так возник «Дом для умирающих», где обреченного на смерть бедняка окружали любовью и заботой, чтобы он мог дожить свои дни достойно. Тронутые любовью матери Терезы, сюда стекались благотворители со всего мира, и они уж точно были уверены, что их деньги пойдут страждущим и неимущим.

Ученик. Приюты, больницы, лепрозории были потом, но в начале своего пути она страдала от одиночества, и первое время ей часто приходилось ложиться спать голодной. Но уже через три года, в 1949 г., к ней присоединились 12 последовательниц, в основном прежние ее ученицы, а в 1950 г. Орден милосердия был признан Римом.

Ученица. Жизнь этих добровольцев трудна и однообразна. Их собственность - сари, сандалии и тощий матрас. Их жизнь - это чудеса терпения и выносливости, это бесконечный подвиг любви к людям, который начинается в 4 ч утра с молитвы Франциска Ассизского:

Господь, дай мне силы

Утешать, а не быть утешаемым,

Понимать, а не быть понятым,

Любить, а не быть любимым...

Ибо, когда отдаем, получаем мы.

Ей говорили: «Вы лечите не причину, а следствие. Вы латаете дыры. Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне». Она не принимала такую критику и считала, что поступает в полном соответствии с буквой и духом Писания.

Ученик. И поэтому, выздоравливая в больнице после очередного инфаркта, в своем дневнике, будучи в здравом уме и твердой памяти, она с уверенностью писала: «Что для меня Иисус? Иисус. это...» И дальше следует потрясающий список: «Слово, которое следует произнести. Свет, любовь, мир... Иисус - голодный, которого нужно накормить, жаждущий... Бездомный. Больной. Одинокий! Нежеланный! Прокаженный! Нищий! Слепой! Калека! Заключенный!» И что совсем уже странно: «Иисус — это человек с зачерствевшим сердцем, которому надо помочь его смягчить».

Ученица. Она могла приготовить обед на шесть тысяч человек, не спать много суток подряд, всегда улыбаться, зайти в посольство Ирана и оставить там записку аятолле (правителю) с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников, забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца.

Ученик. Она говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами. И никогда не писала речей. Ей нужно было просто помолиться, чтобы знать, что сказать. Почетный доктор теологии Оксфордского университета, она украшала свой быт статуэтками Девы Марии и открытками с кровоточащим сердцем Христа, лечилась от усталости и от болезней молитвой и постом, позвонить ей можно было в любой час, даже ночью, и удостоиться беседы.

Ученица. А вот несколько историй из обыденной жизни матери Терезы.

Однажды, когда Калькутту в очередной раз осадила новая волна голодных - река Ганг разлилась, — мать Тереза и сестры готовили обед на семь тысяч человек. В это время кончились продукты и стало ясно, что завтра никто не получит благотворительного хлеба и супа. И вдруг - о чудо! - отцы города по непонятной причине отменили занятия в школах. И весь хлеб из школьных столовых достался голодающим.

Ученик. Однажды мать Тереза сидела пригорюнившись и ломала голову, где бы ей раздобыть 50 000 рупий, чтобы оборудовать детский дом в городе Агре. И вот когда ей окончательно стало ясно, что дома у сирот скорее всего не будет, вдруг - о чудо! - раздался телефонный звонок. Незнакомый голос сообщил, что матери Терезе присуждена некая филиппинская премия. И тогда все поняли, что детский дом в Агре все-таки будет.

Ученица. А вот быль о провидении, спасшем подушечку. Однажды сестра Андреа, первая немецкая сестра Ордена милосердия, прибыла в Калькутту и явилась к матери. И вдруг оказалось, что спальное место на полу есть, но вот накрыть его нечем. И тогда мать Тереза решила вспороть свою подушечку, чтобы из ее тряпичного содержимого соорудить гостье матрасик. И только она занесла над подушечкой нож, как - о чудо! - в дверь постучали. На пороге стоял некий покидающий Калькутту господин с матрасом в руках, который ему больше не был нужен.

Ученик. Она пребывала на поле брани одна и без оружия. Никого не проклиная, не обличая и не задабривая, открыто брала под защиту тех, кто, по ее мнению, в ней нуждался. И добившись общественного прозрения, для закрепления успеха открывала миссию, в которой поселялись сестры Ордена милосердия.

Ученица. Девизом ее жизни стали слова: «Плод покоя - молитва, плод молитвы - вера, плод веры — любовь, плод любви - покой».

Ученик. А мне хотелось бы предложить вам прочитать законы, которыми руководствовалась мать Тереза в своей жизни.

Люди часто бывают неразумными, нелогичными и эгоцентричными. Все равно прощай их.

Если ты добр, люди могут обвинить тебя в эгоистичных и скрытных мотивах. Все равно будь добр.

Если ты добьешься успеха, то получишь несколько ложных друзей и несколько настоящих врагов. Все равно добивайся успеха.

Если ты честен и искренен, люди могут обмануть тебя. Все равно будь честным и искренним.

То, на постройку чего ты потратил годы, кто-то может разрушить за одну ночь. Все равно строй.

Если ты обретешь душевное равновесие и счастье, к тебе будут испытывать ревность. Все равно будь счастлив.

То добро, что ты сделал сегодня, люди скорее всего забудут завтра. Все равно делай добро.

Отдавай миру самое лучшее, что у тебя есть, и этого может никогда не хватать. Все равно отдавай миру самое лучшее, что у тебя есть.

Классный руководитель. Мы познакомились с жизнью и судьбой женщины, которая внешне была абсолютно непримечательной. Маленькая, хрупкая, скромно одетая, она светилась добротой и заражала всех окружающих своей энергией. Ее нет уже несколько лет, а дело, которому она служила, живет, люди, в жизни которых она оставила свой след, не могут ее забыть. Может, поэтому люди, с которыми она общалась, говорят о том, что она излучала тепло и свет - свет доброты, свет жизни. Видимо, не случайно мать Тереза - нобелевский лауреат наравне с людьми, сделавшими уникальные открытия в самых различных областях литературы, науки, техники. Своей жизнью она сделала открытие - открытие в мире взаимоотношений людей.

II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Валерия Юрьевна Васильева # 21 января 2016 в 17:51 0
Насыщенный материал сценария