Классный час. Мать Тереза, 11 класс

Информационный классный час в 11 классе «Люди и судьбы. Мать Тереза»

Жизнь - это шанс, не упусти его.

(Жизнь - это красота, удивляйся ей.

Жизнь - это мечта, осуществи ее.

Жизнь - это долг, исполни его.

Жизнь - это игра, так играй!

Жизнь - это любовь, так люби.

Жизнь - это тайна, разгадай ее.

Жизнь - это трагедия, выдержи ее.

Жизнь - это приключение, решись на него.

Жизнь - это жизнь, спаси ее!

Жизнь - это счастье, сотвори его сам.

Жить стоит. Не уничтожай свою жизнь!

Мать Тереза

Задачи

1. Познакомить учащихся с жизнью и судьбой лауреата Нобелевской премии мира Агнес Бояджиу — матери Терезы

2. Способствовать развитию интереса к жизни и судьбам людей, оставивших свой след в истории человечества.

3. Воспитывать уважительное отношение к людям, наследием которых были благие дела и поступки.

Подготовительная работа

1. Познакомиться с биографией матери Терезы.

2. Подготовить презентацию по теме информационного часа.

3. Подготовить литературные отрывки для чтения в ходе информационного часа.

4. Найти запись выступления матери Терезы.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Включение записи голоса матери Терезы.

Классный руководитель. Есть люди, жизнь которых можно сравнить с полетом падающей звезды. Горят ярко, живут солнечно, сгорают без остатка. Таким человеком была Агнес Бояджиу - мать Тереза. С рассказа об этой внешне ничем не примечательной женщине мы начинаем серию информационно- познавательных часов в рубрике «Люди и судьбы».

Наш информационный час мы проведем в форме предполагаемой пресс-конференции, которая могла бы состояться, если бы мать Тереза была жива.

Ученик. Итак, мы начинаем!

Ученица. Когда у умирающей матери Терезы спросили, были ли у нее выходные или праздники, она ответила: «Да! У меня каждый день праздник!»

Ученик. У одного журналиста, наблюдавшего ежедневную работу матери Терезы и сестер ее Ордена милосердия с прокаженными, больными и умирающими, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов». «За миллион и я бы не сделала, - ответила мать Тереза, - только бесплатно! Из любви к Христу!»

Ученица. Кто такая мать Тереза? Почему ей открывались любые двери? Почему она могла делать бесплатно то, что другие не могли бы сделать за миллионы?

Ученик. Короли и принцы, президенты и дипломаты - принцесса Анна, Ясир Арафат, Джордж Буш, Фидель Кастро, Рональд и Нэнси Рейган, Дэн Сяопин, принцесса Диана, король Норвегии Харальд V, принц Чарльз, Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI, Иоанн Павел П... Именной указатель в биографии матери Терезы озадачит вас самыми невозможными сочетаниями.

Ученица. Агнес Бояджиу, будущая мать Тереза, родилась в Скопье в албанской семье 27 августа 1910 года. Она была младшим, третьим по счету ребенком обеспеченных родителей. Бизнес ее отца состоял сначала в том, что он снабжал врачей Скопье лекарствами. Потом он торговал товарами, привезенными из Италии.

Ученик. Скопье - городок на Балканах. В нем много базаров, минаретов, там живут представители самых разных национальностей. Все религии и секты были представлены в маленьком Скопье. Семья Бояджиу исповедовала католическую веру.

Ученица. Агнес была хорошая, послушная, внимательная, доброжелательная. Прекрасно пела в церковном хоре, помогала маме, отстающим в учебе детям. Она хотела быть писательницей, потом музыкантом, миссионером в Африке.

Ученик. Ни Первая мировая война, ни пересмотр границ, ни провозглашение независимости Албании не потрясли семью так, как внезапная кончина отца.

Агнес тогда было 14, и она смогла сполна оценить мужество и предприимчивость матери, которая сумела не только сама зарабатывать на всю семью, но и заботиться о бедных соседях.

Ученица. В17 лет Агнес просит благословения матери стать монахиней и отправиться в Калькутту. Ее мать пережила шок. Агнес, такая тихая, такая разумная, такая домашняя, покладистая! Но спустя двадцать четыре часа мать дала благословение.

Ученик. Ив 18 лет Агнес покинула уютный родительский дом и стала монахиней миссионерского ордена «Лоретские сестры». Свое послушничество она начала в Индии - стране, известной своей невероятной бедностью.

Ученица. В Калькутте сестра Тереза стала учительницей в школах ордена Лорето. Целых 16 лет она преподавала бенгальским девочкам на бенгальском языке историю и природоведение. Целых 16 лет она верой и правдой старалась образованием победить бедность. И у нее хорошо получалось. Она и тут занималась с отстающими детьми.

Ученик. И пела в церковном хоре. И пользовалась заслуженным уважением учительского и ученического коллектива. Стала даже директрисой одной из школ.

Ученица. И вдруг... 16 августа 1948 г. мать Тереза, получившая разрешение Рима стать вольной монахиней, переодевшись в купленное на рынке дешевое сари, покинула сестринскую обитель. С пятью рупиями в кармане она исчезла в трущобах города Калькутты. Как рассказывает легенда, она сделала это по призыву Христа следовать за Ним в трущобы, чтобы служить Ему через беднейших людей. И этому призыву мать Тереза последовала без колебаний.

Ученик. Вот как об этом рассказывает журналист, побывавший в обители матери Терезы: «В заброшенном доме, среди мусорных куч она основала школу для тех детей, которые никому не были нужны, - младенцев из мусорных ящиков, маленьких инвалидов и сирот, что положило начало системе детских приютов Ордена милосердия.

Однако ее помощь не замкнулась на уличных детях и организации школ. Она взяла на себя миссию помогать умирающим людям».

Ученица. Первая женщина, подобранная матерью Терезой прямо на залитой помоями мостовой, была объедена крысами и муравьями, но еще жива. Ни одна больница не хотела ее принимать, однако мать Тереза не отступила и заявила, что она не бросит несчастную, пока та не умрет.

Ученик. В Калькутте прямо на улицах умирали сотни бедняков, и весть о блаженной монахине, помогающей умирающим бездомным, достигла городских властей. Муниципалитет выделил ей пустой храм, посвященный индийской богине Кали, и в огромном помещении, где некогда содержался жертвенный скот, разместились умирающие бедняки.

Ученица. Так возник «Дом для умирающих», где обреченного на смерть бедняка окружали любовью и заботой, чтобы он мог дожить свои дни достойно. Тронутые любовью матери Терезы, сюда стекались благотворители со всего мира, и они уж точно были уверены, что их деньги пойдут страждущим и неимущим.

Ученик. Приюты, больницы, лепрозории были потом, но в начале своего пути она страдала от одиночества, и первое время ей часто приходилось ложиться спать голодной. Но уже через три года, в 1949 г., к ней присоединились 12 последовательниц, в основном прежние ее ученицы, а в 1950 г. Орден милосердия был признан Римом.

Ученица. Жизнь этих добровольцев трудна и однообразна. Их собственность - сари, сандалии и тощий матрас. Их жизнь - это чудеса терпения и выносливости, это бесконечный подвиг любви к людям, который начинается в 4 ч утра с молитвы Франциска Ассизского:

Господь, дай мне силы

Утешать, а не быть утешаемым,

Понимать, а не быть понятым,

Любить, а не быть любимым...

Ибо, когда отдаем, получаем мы.

Ей говорили: «Вы лечите не причину, а следствие. Вы латаете дыры. Ваш труд тонет в океане проблем, которые могут быть решены только совместными усилиями на государственном уровне». Она не принимала такую критику и считала, что поступает в полном соответствии с буквой и духом Писания.

Ученик. И поэтому, выздоравливая в больнице после очередного инфаркта, в своем дневнике, будучи в здравом уме и твердой памяти, она с уверенностью писала: «Что для меня Иисус? Иисус. это...» И дальше следует потрясающий список: «Слово, которое следует произнести. Свет, любовь, мир... Иисус - голодный, которого нужно накормить, жаждущий... Бездомный. Больной. Одинокий! Нежеланный! Прокаженный! Нищий! Слепой! Калека! Заключенный!» И что совсем уже странно: «Иисус — это человек с зачерствевшим сердцем, которому надо помочь его смягчить».

Ученица. Она могла приготовить обед на шесть тысяч человек, не спать много суток подряд, всегда улыбаться, зайти в посольство Ирана и оставить там записку аятолле (правителю) с просьбой срочно ей позвонить, чтобы обсудить проблему заложников, забыть медаль лауреата Нобелевской премии мира где-то в гардеробе королевского дворца.

Ученик. Она говорила с королями и нищими, держала речь перед полными залами. И никогда не писала речей. Ей нужно было просто помолиться, чтобы знать, что сказать. Почетный доктор теологии Оксфордского университета, она украшала свой быт статуэтками Девы Марии и открытками с кровоточащим сердцем Христа, лечилась от усталости и от болезней молитвой и постом, позвонить ей можно было в любой час, даже ночью, и удостоиться беседы.

Ученица. А вот несколько историй из обыденной жизни матери Терезы.

Однажды, когда Калькутту в очередной раз осадила новая волна голодных - река Ганг разлилась, — мать Тереза и сестры готовили обед на семь тысяч человек. В это время кончились продукты и стало ясно, что завтра никто не получит благотворительного хлеба и супа. И вдруг - о чудо! - отцы города по непонятной причине отменили занятия в школах. И весь хлеб из школьных столовых достался голодающим.

Ученик. Однажды мать Тереза сидела пригорюнившись и ломала голову, где бы ей раздобыть 50 000 рупий, чтобы оборудовать детский дом в городе Агре. И вот когда ей окончательно стало ясно, что дома у сирот скорее всего не будет, вдруг - о чудо! - раздался телефонный звонок. Незнакомый голос сообщил, что матери Терезе присуждена некая филиппинская премия. И тогда все поняли, что детский дом в Агре все-таки будет.

Ученица. А вот быль о провидении, спасшем подушечку. Однажды сестра Андреа, первая немецкая сестра Ордена милосердия, прибыла в Калькутту и явилась к матери. И вдруг оказалось, что спальное место на полу есть, но вот накрыть его нечем. И тогда мать Тереза решила вспороть свою подушечку, чтобы из ее тряпичного содержимого соорудить гостье матрасик. И только она занесла над подушечкой нож, как - о чудо! - в дверь постучали. На пороге стоял некий покидающий Калькутту господин с матрасом в руках, который ему больше не был нужен.

Ученик. Она пребывала на поле брани одна и без оружия. Никого не проклиная, не обличая и не задабривая, открыто брала под защиту тех, кто, по ее мнению, в ней нуждался. И добившись общественного прозрения, для закрепления успеха открывала миссию, в которой поселялись сестры Ордена милосердия.

Ученица. Девизом ее жизни стали слова: «Плод покоя - молитва, плод молитвы - вера, плод веры — любовь, плод любви - покой».

Ученик. А мне хотелось бы предложить вам прочитать законы, которыми руководствовалась мать Тереза в своей жизни.

Люди часто бывают неразумными, нелогичными и эгоцентричными. Все равно прощай их.

Если ты добр, люди могут обвинить тебя в эгоистичных и скрытных мотивах. Все равно будь добр.

Если ты добьешься успеха, то получишь несколько ложных друзей и несколько настоящих врагов. Все равно добивайся успеха.

Если ты честен и искренен, люди могут обмануть тебя. Все равно будь честным и искренним.

То, на постройку чего ты потратил годы, кто-то может разрушить за одну ночь. Все равно строй.

Если ты обретешь душевное равновесие и счастье, к тебе будут испытывать ревность. Все равно будь счастлив.

То добро, что ты сделал сегодня, люди скорее всего забудут завтра. Все равно делай добро.

Отдавай миру самое лучшее, что у тебя есть, и этого может никогда не хватать. Все равно отдавай миру самое лучшее, что у тебя есть.

Классный руководитель. Мы познакомились с жизнью и судьбой женщины, которая внешне была абсолютно непримечательной. Маленькая, хрупкая, скромно одетая, она светилась добротой и заражала всех окружающих своей энергией. Ее нет уже несколько лет, а дело, которому она служила, живет, люди, в жизни которых она оставила свой след, не могут ее забыть. Может, поэтому люди, с которыми она общалась, говорят о том, что она излучала тепло и свет - свет доброты, свет жизни. Видимо, не случайно мать Тереза - нобелевский лауреат наравне с людьми, сделавшими уникальные открытия в самых различных областях литературы, науки, техники. Своей жизнью она сделала открытие - открытие в мире взаимоотношений людей.

II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Валерия Юрьевна Васильева # 21 января 2016 в 17:51 0
Насыщенный материал сценария