Классный час на тему «Имена в истории цивилизации. Конфуций», 10 класс

Методическая разработка классного часа для 10 класса «Имена в истории цивилизации. Конфуций»

Не печалься, что люди не знают тебя.

Печалься, что еще не проявил свои способности.

 

Благородный муж предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к людям.

 

Человек может сделать великим путь, которым идет, но путь не может сделать человека великим.

 

Люди с разными принципами не могут найти общего языка.

Конфуций

Задачи

1. Способствовать формированию интереса учащихся к жизни и деятельности выдающихся людей, оставивших след в мировой цивилизации.

2. Формировать познавательный интерес и потребность к изучению мировой культуры и цивилизации.

3. Воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям, культуре других стран и народов.

Форма проведения: заочное путешествие.

Подготовительная работа

1. Подготовить презентацию по теме информационного часа.

2. Найти информационные источники (книги, журналы, газетные публикации), свидетельствующие о жизни и деятельности Конфуция.

3. Подготовить карточки с изречениями Конфуция.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Ученица. Тот, кто, повторяя старое, узнает новое, может быть наставником людей.

Ученик. Когда видишь мудрого человека, подумай о том, чтобы уподобиться ему. Когда видишь человека, который не обладает мудростью, взвесь свои собственные поступки.

Ученица. Благородный человек стремится быть медленным в словах и быстрым в делах.

Ученик. С теми, кто выше посредственности, можно говорить о возвышенном; с теми, кто ниже посредственности, нельзя говорить о возвышенном.

Ученица. Стремись к верности и искренности; не дружи с тем, кто тебе не ровня; не бойся исправлять ошибки.

Ученик. Эти высказывания принадлежат одному и тому же человеку - великому учителю Китая по имени Конфуций.

Ученица. Его имя одно из самых почитаемых в Поднебесной.

Ученик. С этого информационного часа мы начинаем знакомство с людьми, ставшими легендами в мировой цивилизации. Каждый народ мира имеет своих ярких представителей, жизнь которых - свидетельство мудрости и терпимости, человечности и патриотизма.

Ученица. Сергий Радонежский и Януш Корчак, Жанна д' Арк и Галилео Галилей, Джордано Бруно и Иван Павлов, Петр Первый и Конфуций. Всех их объединяет одно - служение своему народу во благо его развития и развития цивилизации.

Ученик. Мы приглашаем вас совершить путешествие в Китай, где почитают великого философа, ученого, к имени которого всегда почтительно добавляется - учитель.

Ученица. Мы не случайно решили провести этот информационный час именно в сентябре, так как Конфуций, или Кунцзы, как его называют в Китае, родился 28 сентября 551 г. до н. э.

Ученик. Конфуций считается одним из самых значимых деятелей китайской культуры, а также основателем системы ценностей, лежащей в основе мировоззрения китайцев. Помимо этого, Конфуций является основоположником древнекитайской религиозной системы, названной впоследствии конфуцианством. Я предлагаю всем нам отправиться в детство и юность великого философа Китая.

Ученица. А для этого мы с вами сейчас на некоторое время перенесемся в китайскую провинцию Шань-дун, в современный город Цюйфу.

Ученик. Именно здесь начиная с 1980 г. проходят ежегодные празднования в честь дня рождения великого китайского философа. Почтить его память приезжает огромное количество китайцев, а также туристы со всего мира.

Ученица. Мы просили вас подготовить к этому информационному часу вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы. Итак, мы начинаем.

Показ презентации.

Ученик. Конфуций родился зимой 551 г. до Рождества Христова, в период царствования Чжоуской династии.

Ученица. Китай того времени представлял собой феодальное королевство со слабеющей центральной властью, раздираемое междоусобной борьбой многочисленных удельных владений, частыми беспорядками в массе народа, порождаемыми голодом и нищетой.

Ученик. Отец Конфуция, Шулян Хэ, был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда в возрасте 63 лет он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца.

Ученица. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают рождение великого человека. Появлению ребенка на свет сопутствует множество чудесных обстоятельств. Рождение Конфуция было возвещено его матери сказочным зверем, принесшим алмаз с надписью: «Сын водяного духа займет место увядающего рода Тху и будет властителем, хотя и без трона». Согласно легенде его рода на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Ученик. Трех лет от роду Конфуций потерял отца, его семья оказалась в стесненных обстоятельствах. Впоследствии, когда Конфуция хвалили за знание многих искусств и ремесел, он объяснял это бедностью, заставившей его приобретать эти знания для того, чтобы зарабатывать на существование. В детских играх он имел пристрастие воздвигать жертвенники и совершать обряды.

Ученица. В 15 лет он проявил большую способность к учению. На 22-м году жизни Конфуций начал деятельность учителя.

Ученик. Вскоре, прославившись как педагог, он открывает свою школу. Конфуций хотел видеть своих учеников самореализовавшимися личностями, полезными государству и обществу. Согласно преданиям Конфуций имел 3 тыс. учеников, среди которых 72 были наиболее выдающимися.

Ученица. В 50-летнем возрасте он начал свою политическую карьеру, став высоким сановником в г. Лу. Вскоре после этого вследствие интриг ушел со службы и 13 лет путешествовал по китайским государствам, предлагая свои услуги разным правителям. Послушав Кун-цзы, эти правители, как один, отказывались от его услуг. Наконец на 52-м году жизни он получает место наместника города Хунг-то. Его деятельность дает блестящие результаты, и он назначается надзирателем государственных земель, а позднее, - министром юстиции. По свидетельству биографов, достаточно было одного назначения мудреца, чтобы положить конец преступлениям.

Ученик. В 484 г. до н. э. Конфуций вернулся в Лy и вновь занялся преподаванием, одновременно с этим собирая, редактируя и распространяя книги «Шуцзин», «Шицзин», «Ицзин», «Юэц- зин», «Лицзи», «Чуньцю».

Ученица. Умер Конфуций в 479 г. до н. э. и похоронен на кладбище, специально отведенном для него, его потомков, ближайших учеников и последователей. Его ученики не покидали могилу своего учителя около трех лет. Известие о смерти мудреца мгновенно распространилось по всему государству, и произошло чудо: не признанный при жизни, великий учитель стал объектом поклонения целого народа, которое продолжается и по сей день.

Ученик. А вот что говорил Конфуций в своих книгах о правителях и правительстве: «...Правительство, которое притесняет, хуже дикого зверя, и его более боятся, чем тигра», «Где государь - государь, министр - министр, отец - отец, сын - сын, там мудрое правительство».

Ученица. Конфуций учил, что управлять - это значит ставить каждого на свое место в обществе в соответствии с его качествами. Он считал также, что каждый человек должен по возможности учиться и нравственно совершенствоваться. Правители обязаны призывать народ к обучению, воспитывать и обучать его. Горячо любя свою родину, он восставал против внутренних распрей между правителями отдельных уделов и отстаивал необходимость объединения Китая путем подчинения удельных владетелей моральному авторитету главы государства.

Ученик. А знаете ли вы, что...

Ученик 1. Согласно Книге рекордов Гиннесса за 2005 г. генеалогическое древо Конфуция с историей приблизительно в 2500 лет — самое длинное в мире; последний раз оно обновлялось в 1937 г. и включало в общей сложности 560 000 членов.

Ученик 2. Ассоциация обновления генеалогического древа Конфуция раскрыла, что последняя версия древа будет включать по меньшей мере 1,8 млн человек.

Ученик З. В прошлом представители женского пола не были внесены в этот список. Новая версия включает всех потомков женского пола, несовершеннолетних и иностранных членов.

Ученик 4. По сообщениям Beijing Morning News, генеалогическое древо Конфуция охватывает более 80 непрерываемых поколений.

Ученик 5. В настоящее время ассоциация обновления генеалогического древа Конфуция собрала информацию более чем о 1,2 млн его членов и подтвердила, что семья расширилась до 83 поколений.

Ученик 6. Самый молодой член - девочка-подросток, имя которой начинается с Нянь, и в настоящее время она проживает в провинции Ляонин.

Ученик 7. Полная обновленная версия генеалогического древа будет опубликована в 2009 г., на 2560-й день рождения философа.

Ученик 8. Сейчас проживает около 3 млн потомков Конфуция.

Ученик 9. 2,5 млн из них живут в Китае, остальные - в Гонконге, на Тайване, в Корее, США, Малайзии и Сингапуре.

Ученик 10. Одна из отличительных черт генеалогического древа Конфуция в том, что каждое поколение придерживается определенной системы присвоения имен. Например, имена всех членов в 75-м поколении начинаются с «Сян», в 76-м поколении - с «Лин», в 77-м - с «Дэ». Таким образом, по имени можно определить, к какому поколению принадлежит тот или иной член рода.

Ученик 11. В предместье Пекина, в часе езды от столичной сутолоки, открылась школа, где дети с воодушевлением декламируют нараспев изречения Конфуция, великого старца, жившего более 25 столетий назад, сыгравшего уникальную роль в формировании национального характера, мировоззрения и культуры китайцев и фактически определившего стиль жизни одной из древнейших цивилизаций. «Почтительность без ритуала приводит к суетливости. Осторожность без ритуала - к боязливости. Смелость без ритуала - к смуте. Прямота без ритуала - к грубости», - слышится в школьных классах.

Классный руководитель. «Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, я для того не повторяю». Это одно из главных правил великого философа мира. Для Конфуция в равной степени были важны знание и соответствующее знанию поведение. Он не любил рассказывать свою биографию, но о себе сказал кратко и емко так: «В 15 лет я обратил свои помыслы к учению. В 30 лет я обрел прочную основу. В 40 лет я сумел освободиться от сомнений. В 50 лет я познал волю Неба. В 60 лет я научился отличать правду от лжи. В 70 лет я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Мы познакомились с жизнью и деятельностью одного из самых известных философов мировой цивилизации. После себя он оставил книги, содержание которых изучается по сей день. Еще более интересными являются афоризмы Конфуция.

Я предлагаю вам внимательно прочитать его изречения и определить с их помощью главные нравственные законы и ценности, которые проповедовал Конфуций в своем учении.

Афоризмы Конфуция:

• Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.

• Не делай другим того, чего не хотел бы испытать сам.

• Пусть твои явленные желания будут направлены на добро - и народ будет добрым.

• Искренность и правдивость - основа всех добродетелей.

• Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.

• Величайшая слава не в том, чтобы никогда не ошибаться, но в том, чтобы уметь подняться каждый раз, когда падаешь.

• Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми.

• Благородный человек ставит на первое место долг. Сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду, поэтому людям не надоедают его приобретения.

• Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю слова людей и смотрю на их дела.

• Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: с ним говорить, когда слова не доходят до него, — это опрометчивость; не говорить, когда слова бы до него дошли, - это скрытность; и говорить, не наблюдая за выражением его лица, - это слепота.

• Самые достойные мужи избежали оков целого света, за ними шли те, которые избежали привязанности к определенному месту, за ними - те, которые избежали соблазнов плоти, за ними - те, которые смогли избежать злословия.

• Почтительный сын - это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.

• Правление есть исправление. Кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь вы сами?

• Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в его краях?

• При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй самого себя (из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков).

• Работай над очищением твоих мыслей. Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

• Не происходит изменений лишь с высшей мудростью и низшей глупостью.

• Ныне почитать родителей - это значит уметь кормить. Но и лошади могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?

Обсуждение с учащимися афоризмов Конфуция.

II. Подведение итогов. Определение темы следующего информационного часа

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Ольга Вадимовна Фелоненко # 23 ноября 2015 в 20:14 0
Очень информативный материал в разработке,интересный, без сомнения, заставляет детей задуматься над важными проблемами бытия. Стимулирует у учащихся стремление к самостоятельному поиску материала и глубокие размышления над ним.Материал соответствует заявленному возрасту, учитывает возрастающий интерес детей к поиску смысла жизни, способов самоутверждения в обществе.Пригодится классным руководителям.